Содержание.
Введение…………………………………………………………………………с.3
I. Часть 1. Эмоционально-волевая сфера личности
1. Общее понятие об эмоциях………………………………………………с.5
2. Физиологические основы эмоций……………………………………….с.7
3. Функции эмоций………………………………………………………….с.9
4. Классификация эмоций…………………………………………………с.10
5. Развитие эмоций и их значение в жизни человека……………………с.12
6. Общее понятие о воле…………………………………………………..с.14
7. Физиологические основы волевых действий………………………….с.18
8. Структура волевого действия………………………………………….с.19
9. Волевые качества личности и их формирование……………………..с.22
II. Часть 2. Методы изучения эмоционально-волевой сферы
личности……………………………………………………………………….с.25
1. Методика определения уровня личностной тревожности
Ч.Спилберга……………………………………………………………………с.26
2. Методика «Шкала вспыльчивости» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева……с.27
3. Методика «Выявление упорства школьников в умственной деятельности» А.И.Высоцкого………………………………………………..с.28
Заключение……………………………………………………………………с.30
Список литературы…………………………………………………………..с.32
Введение.
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако, когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.
Несмотря на это, об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р.Вудвортса (1950), Д.Линдсли (1960), П.Фресса (1975), Я.Рейковского (1979), К.Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П.М.Якобсона (1958), В.К.Вилюнаса (1973), Б.И.Додонова (1987), П.В.Симонова (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И.Куликова (1997).
Однако, и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. [3, c.9].
Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.
Методики изучения личности и познавательной сферы школьника
... характером?_________________________________________ счастливым?__________________________________________________ 4. Изучение мотивации учебной деятельности школьников Задание 1. Учусь потому, ... было поровну? 3. Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн в модификации ... на вопросы: 1). Каких людей Вы считаете здоровыми? __________________________________________________________________ ...
До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г.Инглиш, А.Инглиш [H.English, A. English, 1958]), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону — способность преодолевать затруднения и препятствия (А.Ц.Пуни [1973, 1977]).
[4, с.10]. В советской психологии наиболее полный обзор и анализ работ по воле имеются в работах В. И. Селиванова, М. Г. Ярошевского, Д. Н. Узнадзе, в учебниках С. Л. Рубинштейна [2, с.3].
Цель данной работы — рассмотреть с позиций современной психологии особенности эмоционально-волевой сферы личности. Задачи — раскрыть общие понятия об эмоциях и воле, их физиологические механизмы, свойства, функции, продемонстрировать значительный вклад эмоций и воли в жизнедеятельность человека.
Общее понятие об эмоциях.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.[6, с.392].
Эмоции (лат. Emovere — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.
Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия).
Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния).
Эмоции охватывают почти весь организм, производя почти моментальную интеграцию всех функций организма (П.К.Анохин).[1, с.132].
Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.[6, с.393].
Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей
... отмечают сейчас тот факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им своего места в ... обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством ...
Несмотря на то, что эмоция представляет собой чисто субъективное состояние, не имеющее, соответственно, ничего общего с отражением объективного обстоятельства, она все же подразумевает его. Можно сказать, что эмоция способствует ясному отражению данного объективного обстоятельства и концентрации на нем сознания. Например, в случае страха в сознании господствуют представления, связанные с ситуацией, вызвавшей страх.
Таким образом, эмоция представляет собой переживание субъективного состояния, которое в то же время предполагает переживание объективного обстоятельства в качестве причины или предмета. Например, я чего-то боюсь, на что-то сержусь, кого-то люблю или ненавижу и т.д.[9, с.100].
Физиологические основы эмоций.
Как и все психические процессы, эмоциональные состояния — результат деятельности мозга. Возникновение их вызвано изменениями, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своей основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы.
Чем большую значимость для человека приобретают изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими будут переживания чувств. Возникающая вследствие этого перестройка систем временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает и усиленно бьется), изменением кровоснабжения отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту от волнения, «холодный» пот от страха) и т. д.[7, с.366].
Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная система является физиологической основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических.
До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны — э……..
Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян
... Развитие представлений о природе способностей в зарубежной психологии. Факторные модели интеллекта как общих способностей Ч.Спирмена, Дж.Гилфорда, Л.Терстоуна, Р.Кеттела, Д.Векслера, Ф.Вернона и ... и методов их диагностики (возбудимость внимания, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, тревожность, реактивность, активность, ригидность, утомляемость, экстраверсия-интроверсия). Предметный и ...
Список литературы.
1. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Машурцева, Д.А., Орлова, Л.М. Общая психология: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В.Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.
2. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Издательство Московского университета, 1998.
3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
4. Ильин, Е.П. Психология воли. 2-е изд. — СПб: Питер, 2009. — 368 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
5. Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед.училищ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986.
6. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
7. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2000.
9. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе; Под ред. И.В.Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).