УДК 007.5
И.Б.Фоминых1
Рассматриваются вопросы построения модели эмоций. На основе принципа максимума информации вводится алгебра эмоций как алгебра оценок. Используя свойство рефлексивности оценок, делается попытка построения дерева эмоций.
«Чтобы хотя бы приближенно представить себе, что ждет нас в будущем, нам необходимо научиться создавать модели, в которых моральное измерение человека было бы представлено в ясных научных терминах»
В.А.Лефевр. Рефлексия. М. 2003, с.457
Введение
До сих пор в поле зрения искусственного интеллекта как науки междисциплинарной находились преимущественно вопросы моделирования мышления человека. Причем моделировалось, как правило, рассудочное мышление, хотя затрагивались и вопросы образного мышления. Однако, если исследовать поведение биологического существа (в частности, человека), то для его адекватного адаптивного поведения важна еще как минимум эмоциональная сфера как эффективное средство обобщенной и быстрой оценки поведения ( хотя и огрубленной): хорошо-плохо, какие решения принять. Аналогичная ситуация возникает и при анализе целесообразного поведения сложных искусственных интеллектуальных систем.
Общепринятый аппарат оценок базируется, как правило, на логике оценок [Ивин, 1970], [Ивин, 1997]. Последняя является частью модальной логики и включает логику абсолютных оценок, формулируемых обычно с помощью понятий «хорошо», «плохо», «безразлично», и логику сравнительных оценок, в которых используются понятия «лучше», «хуже» и «равноценно». Сравнительные оценки называются также предпочтениями, а основанная на них логика — логикой предпочтений.
В логике абсолютных оценок принимается, что позитивно ценное (хорошее, добро) и негативно ценное (плохое, зло) взаимно определимы: объект является хорошим, когда его отсутствие негативно ценно; объект является плохим, когда его отсутствие позитивно ценно. Например,: «Быть здоровым хорошо, только если быть больным плохо»; «Плохо, что случаются пожары, только если хорошо, когда их нет». Безразлично то, что не является ни хорошим, ни плохим. Среди законов логики оценок обычно выделяют такие как:
— ничто не может быть одновременно хорошим и безразличным, безразличным и плохим;
Плохое поведение — информация к размышлению
... запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим ... себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Таблица ошибочных целей поведения детей(по Рудольфу Дрейкурсу ) Если вы чувствуете ...
— если что-то безразлично, то и противоположное безразлично («если все равно, что небо чистое, то было бы все равно, если бы оно не было чистым);
— хорошо первое и хорошо второе, только если хорошо вместе первое и второе («хорошо иметь правый башмак и хорошо иметь левый башмак, только если хорошо иметь и правый, и левый башмаки») и др.
Принимаемый обычно в логике абсолютных оценок принцип аксиологической полноты (аксиология — теория ценностей) утверждает, что всякий объект является или хорошим, или безразличным, или плохим. Этот принцип справедлив только в случае предположения, что множество вещей, о ценности которых имеется определенное представление, совпадает со множеством всех вещей. Такое предположение не всегда оправданно. Например, то, что у трапеции четыре стороны, скорее всего, ни хорошо, ни плохо, ни безразлично. Такого рода факты вообще лежат вне сферы наших оценок.
Другой важный принцип — принцип аксиологической непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе хорошими (плохими).
Например: «Неверно, что хорошо как путешествовать, так и не путешествовать, летать самолетами и не делать этого» и т.п. Этот принцип требует внутренней непротиворечивости системы принятых оценок; реальные множества оценок нередко непоследовательны.
В логике предпочтений [Вригт, 1986] принимается, что «лучше» и «хуже» взаимно определимы: один объект лучше другого в том и только том случае, когда второй хуже первого. Например: «Здоровье лучше болезни» равносильно «Болезнь хуже здоровья». Равноценное определяется как не являющееся ни лучшим, ни худшим («Бронзовая статуэтка равноценна каменной, только если она не лучше каменной и не хуже ее»).
Равноценными могут быть и хорошие, и плохие объекты.
Примерами законов логики предпочтений могут служить:
— ничто не лучше самого себя; — если одно лучше другого, то неверно, что второе лучше первого («если троллейбус лучше автобуса, то неверно, что автобус лучше троллейбуса»); — ничто не может быть и лучше, и хуже другого («неверно, что зима лучше лета и вместе с тем зима хуже лета»); — все равноценно самому себе (симметричность ); — если первое равноценно второму, а второе — третьему, то первое равноценно третьему (транзитивность).
В логике предпочтений принимается обычно принцип аксиологической полноты для сравнительных оценок: любые два объекта таковы, что один из них или лучше другого, или хуже, или они равноценны. Этот принцип опирается на допущение, что множество вещей, ценность которых может сравниваться, охватывает все мыслимые вещи. Очевидно, однако, что сопоставляться на предмет предпочтения могут не любые объекты. Скажем, быть простым числом не лучше и не хуже, чем быть действительным числом, но это не означает, что простое и действительное числа в каком-то смысле равноценны. Объекты, подобные числам или геометрическим фигурам, по видимому, лежат, вне области предпочтений, т.е., принцип аксиологической полноты не является универсальным, приложимым к любым совокупностям объектов.
Эмоции. Регуляторная функция эмоций
... сдерживания, одна из важных составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. Важный шаг – ... отсутствием возможности адекватно оценить ситуацию; восприятием ситуации в резко полярных оценках; категоричностью оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям; фильтрацией и интерпретацией информации ...
В настоящей работе рассматривается альтернативный вариант построения аппарата оценок на основе механизма эмоций и, как будет видно далее, это уже скорее аппарат алгебры, а не логики оценок. Как известно [Анохин, 1964] эмоции в живых организмах выполняют функцию локального критерия управления, подсказывая организму, что хорошо и что плохо в данных конкретных условиях, т.е. эмоция по словам П.К.Анохина играет “пеленга”, который подсказывает организму, движется ли он к цели или от цели. В первом случае эмоция положительна (“удовольствие”), во втором — отрицательна (“страдание”).
При формализации эмоций будем опираться на введенный Г.А.Голициным принцип максимума взаимной информации между условиями среды и реакциями системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению максимума ее целевой функции (максимума взаимной информации между условиями среды и реакциями системы).
Увеличение целевой функции L сопровождается положительными эмоциями, уменьшение — отрицательными эмоциями. Поскольку L зависит от некоторых переменных хi, то эмоции е вызываются изменениями этих переменных или в формальном виде:
е = dLi/dt = dLi/dхi dхi/dt , (1)
где dLi означает изменение L, обусловленное изменением переменной хi.
Важно отметить, что в качестве, переменной в частном случае, может выступать целевая функция другого субъекта.
Построение алгебры эмоций как алгебры оценок
Существует гипотеза [Golitsyn and other, 1995], что алгебра эмоций исторически сложилась задолго до алгебры чисел и реализуется она в мозгу человека с помощью нейроподобных/ распределенных вычислительных структур, задача которых оперировать оценками (причем, как в области материальных благ, так и благ нематериальных: поступков, мыслей, чувств и т.д.).
В соответствии с принципом максимума оценку введем как отношение:
cij = dxi/dxj , (2)
где dxi , dxj — приращение значений переменных хi , xj.
Тогда оценка — это относительная ценность единицы dxj, выраженная в единицах dxi . Например, если dxj — товар, а dxi — деньги, то cij — цена единицы товара, выраженная в деньгах.
С этой точки зрения эмоция, согласно выражению (1), это оценка единицы времени dt в единицах такой переменной как целевая функция dL.
При построении алгебры эмоций (оценок) как любой алгебры необходимо обеспечить вычисление величины и знака сложной эмоции с помощью некоторых операций над простыми эмоциями. В качестве таких операций на множестве оценок введем следующие три операции:
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
... отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ: ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл ... поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающуюзависимость между ...
1. Сложение оценок.
2. Умножение оценки на оценку.
3. Умножение оценки на число.
Для построения алгебры необходимо еще существование среди опенок единицы и нуля, что при определении оценки в виде выражения (2) выполняется. Последнее означает, что будут существовать и элементы множества (оценки), обратные друг другу, т. е. дающие при перемножении единицу (или при сложении — нуль).
Необходимость обратных величин — это и есть общее основание для существования отрицательных оценок (эмоций)..
Если представить получаемую вычислительную структуру в виде сети, то операция сложения (в общем случае — взвешенного) реализуется посредством параллельного соединения ее звеньев, когда несколько входных переменных xi воздействуют на одну выходную xj :
dxj = i cij dxi . (3)
Операция умножения оценок осуществляется путем последовательного соединения звеньев, когда выход xj одного звена служит одновременно входом следующего звена xi:
dxk= dxk / dxi dxi = dxk/ dxj dxj/ dxi dxi = cki dxi = ckj cji dxi (4)
Из (4 ) следует:
cki = ckj cji (5)
При оперировании с оценками (эмоциями) в большинстве случаев важен знак, а не величина. Введем обозначение знака оценки (плюс, минус) — «справа сверху» от оценки. Знак произведения определяется по известным правилам алгебры: минус на минус дает плюс, плюс на минус дает минус и плюс на плюс дает плюс, например:
cki+ = ckj cji (6)
Опишем один из возможных способов интерпретации введенных операций с помощью реальных отношений [Фоминых, 1999]. Основным отношением является отношение субъект — объект. Субъект — это оценивающая сущность, обладающая целевой функцией, объект — оцениваемое. Но в силу рефлексивности [Лефевр, 2003] понятия оценки, она может обращаться на самого субъекта, т.е. субъект может становиться объектом оценки. Тогда его оценка тоже становится объектом новой оценки, что формально выражается в виде перемножения оценок. Рефлексивный характер оценок делает систему оценок достаточно гибкой и сложной.
Представляется, что введение аналогичной алгебры эмоций весьма перспективно для искусственных интеллектуальных систем, в частности, при поиске оптимальных решений в многомерных пространствах, при построении оптимального поведения сложных технических систем, при моделировании межличностных (межагентных) отношений в многоагентных системах и т.п.
Дерево эмоций
При классификации неких сущностей в первую очередь следует определить критерий классификации. В случае эмоций существует множество оснований для классификации и это связано с выделением тех или иных классифицирующих признаков. Так в работе [Леонтьев, 2002] выделяются четыре классифицирующих признаков: знак эмоции (положительный или отрицательный), время возникновения эмоции относительно события (предвосхищающие и констатирующие), направленность эмоций(на себя или на внешние объекты), источник происхождения эмоций (удовлетворение или неудовлетворение личных потребностей, от сравнения себя с нормами и стандартами, от взаимных отношений с другими людьми и т.д.).В этом случае общее количество классифицируемых эмоций достигает 48.
Теории эмоций 2
... внешнее проявление мимики не затрагивает сознание человека, не вызывает эмоций. Также, преобладающая эмоция угнетает действие другой менее интенсивной. Например, интерес побуждает в ... актуальной для современного общества. Предметом курсовой работы являются теории эмоций различных авторов, функции эмоций, физиологические изменения, вызываемые эмоциональным состоянием. Каждый, из рассмотренных мною ...
В фундаментальной работе [Ильин, 2003] подробно анализируются различные подходы к классификации эмоции и подчеркивается, что в настоящее время речь может идти не о единой классификации эмоций, подобной таблице Менделеева, а «о различных классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-нибудь признак, по какому эти явления объединяются в группы. Такими признаками могут быть механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека»
Подход к эмоциям как к системе оценок позволяет построить дерево эмоций на основании рефлексивности оценок. Способность воспринимать чувства другого и претворять эти чувства опять же в форму эмоций является основой развития самой системы эмоций, от простых до все более сложных. Усложнение связано в первую очередь с отражением и переотражснием (иногда — многократным) эмоций в эмоциях.
Первичной переменной в дереве эмоций является целевая функция Li субъекта i, а исходной величиной для оценки — скорость ее изменения dLi/dt, которая согласно исходным предположениям является простейшей эмоцией еi: положительной (“удовольствие” еi+ ) или отрицательной (“страдание” еi ).
В силу связей, существующих между переменными сети (см. предыдущий раздел), эта эмоция может воздействовать на другие переменные и задавать им соответствующий знак — положительный или отрицательный.
Пусть, например, состояние субъекта i связано с состоянием субъекта j. Если еi — эмоция, испытываемая субъектом i, а cji — оценка субъекта i субъектом j, тогда величина
еji = cji еi (7)
может быть интерпретирована, как оценка субъектом j эмоции, переживаемой субъектом i. При этом величина и знак эмоции еji получаются путем перемножения величин и знаков, входящих в правую часть выражения (7).
Принимая во внимание только знаки эмоций и отношений, получаем четыре возможных эмоций.
1. еji+ = cji+ еi+ .
Субъект i испытывает удовольствие, а субъект j относится к субъекту i положительно, и потому радуется его удовольствию. Такую эмоцию субъекта j можно назвать сорадость, радоваться за другого.
Отражение мира эмоций в лексике
... ни обозначают эту удивительную способность человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная ... выступает одновременно и объектом и субъектом познания, т.е. эмоции связаны с потребностями человека, лежащими ... исходной эмотивно-номинативной лексики: злословие, злая оценка, суждение; бранить, обидными, резкими словами порицать, ...
2. еji = cji еi+.
По прежнему субъект i испытывает удовольствие, но субъект j относится к нему отрицательно и потому испытывает по этому поводу страдание. Эмоцию субъекта j можно охарактеризовать как зависть, досада.
3. еji = cji+ еi .
Субъект i испытывает страдание, субъект j относится к субъекту i положительно, и потому его страдание доставляет ему огорчение, т.е., эмоция субъекта j — сочувствие.
4. еji+ = cji еi.
Субъект i испытывает страдание, а субъект j относится к субъекту i отрицательно и потому испытывает радость по этому случаю. Эмоцию субъекта j можно именовать как злорадство.
Итак, на базе двух простейших эмоций (удовольствие и страдание), было введено еще четыре: сорадость, зависть, сочувствие и злорадство. Если в систему оценок ввести третьего субъекта k, который наблюдает за субъектами j и i и дает оценку чувствам последнего, то формула такой оценки может быть представлена в виде:
ekji = ckj cji еi , (8)
где ckj — оценка субъекта j субъектом k;
cji — оценка субъекта i субъектом j,
Заметим, что кроме опосредованного отношения k к субъекту i (через субъекта j ) у субъекта k может быть и собственное непосредственное отношение cki к субъекту i . Поэтому результирующая эмоциональная оценка ситуации субъектом k будет равна сумме обеих оценок — опосредованной и непосредственной:
ek = ckj cji еi + cki еi = (ckj cji + cki ) еi (9)
Формулы (8) и (9) позволяют получать сложные, опосредованные эмоциональные оценки на основе простых и непосредственных.
Например, радость субъекта j по поводу страданий субъекта i (“злорадство”) может оцениваться субъектом k как положительно, так и отрицательно — в зависимости от того, каковы оценки самих субъектов i и j субъектом k.
Если субъект i — друг k, а субъект j — его враг, то радость субъекта j будет воспринята субъектом k негативно (возмущение), что соответствует соотношению
ekji = (ckj cji + cki+ ) еi (10)
Если субъект i — враг, а субъект j — друг, то его радость будет воспринята субъектом k положительно (с пониманием):
ekji+ = (ckj+ cji + cki ) еi (11)
Изучение экспрессивного компонента эмоций
... мы обращаемся одновременно к двум классам явлений: Оценка субъектами этих взаимоотношений («у нас хорошие отношения»). Оценка носит всегда выраженный эмоциональный характер, и может ... отношения в психологической науке. Исследование регулятивной роли экспрессивного компонента эмоций, а также взаимозависимости эмоций и их выражений. Проведение эмпирического исследования по изучению экспрессивного ...
Если же оба субъекта: и i, и j — друзья субъекта k, то эмоциональная оценка ситуации субъектом k будет противоречивой. Это будет смесь различных чувств. Соответствующее соотношение оценок в этом случае задается формулой (12)
ekji? = (ckj+ cji + ckii+) еi (12)
В целом можно констатировать, что приведенные соотношения оценок достаточно точно отражают здравый смысл.
Далее, поскольку отношение ckj субъекта k к субъекту j может иметь два значения, положительное и отрицательное, а еji, уже имеет четыре значения, то число возможных значений оценки ckji возрастает до восьми, а при добавлении непосредственной оценки cki — до шестнадцати. Вообще с удлинением цепочки оценок число качественно различных эмоциональных состояний в значительной степени возрастает. Не все из этих состояний встречаются в жизни одинаково часто и имеют одинаковую значимость, поэтому, видимо, не все из них получили в русском языке соответствующие имена.
Многие специалисты отмечают [Golitsyn and other, 1995], [Ильин, 2003], что строить классификацию эмоций, отправляясь от существующих имен эмоций затруднительно, ибо с одной стороны она не полна, с другой — избыточна и синонимична. Более того, замечено, что наш язык более тонко различает отрицательные эмоции, чем положительные, и соответственно, количество имен для последних гораздо меньше. Поэтому представляется, что опираться в классификации эмоций следует на какую-то другую, более регулярную основу, а существующие названия по возможности привязывать к ней.
Список литературы
[Ивин, 1970] Ивин А. А. Основания логики оценок. М.,1970
[Ивин, 1997] Ивин А. А. Основы теории аргументации. М.,1997
[Вригт, 1986] Г.Х. фон Вригт. Логико-философские исследования. М., 1986
[Леонтьев, 2002] Леонтьев В.О. Классификация эмоций. Изд-во инновационно-ипотечного центра, Одесса , 2002
[Лефевр, 2003] Лефевр В.А Рефлексия.»Когито-Центр», М., 2003
[Ильин, 2003] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. «Питер», СПб , 2003
[Анохин, 1964] Анохин П.К Эмоции.//Большая медицинская энциклопедия, т.35.-М.:Медгиз,1964
[Голицын и др., 1991] Голицын Г.А., Петров В.М. Информация- поведение — творчество-М.:Наука,1991
[Golitsyn and other, 1995] Golitsyn G. A., Petrov V. М. Information and Creation. — Basel:Birkhauser Verlag, 1995.
[Фоминых, 1999]Фоминых И.Б. Адаптивные системы и информационная модель эмоций – В сб. трудов Международной конф.«Интеллектуальное управление: новые интеллектуальные технологии в задачах управления» (ICIT 99) М.: изд. Физ.-мат. литературы,1999.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ
1129090 Москва, Щепкина ул.22, РосНИИ ИТ и АП,fomin77@nm.ru
©И.Б.Фоминых, 2006
Страх — как эмоция
... обусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, ...