2. Экспериментальное исследование.
Экспер – пров-е исслед в спец-но созданных, управляемых усл-х для проверки экспер гипотезы. В проц экспер исслед-ль всегда наблюдает за пов-м объекта и измеряет его сост-е. Псих экспер отл-ся от набл-ия и измерения: активность эксперимен-ра, наибол мощностью, и позволяет опред-ть причину явления.
Психологический эксперимент— это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
Особ-ти: 1) В экспер исслед-ль сам вызывает изучаемое им явление. 2)экспер-тор м варьировать, изменять условия, при к протекает явление. 3) Изолируя отд условия и изменяя 1 из них при сохранении неизменными остальных, экспер тем самымвыявляет значение отд-х условий и устанавливает закономерные связи, опред-ие изучаемый им процесс. Экспер — мощное методич средство для выявления закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспер-тор мварьировать сами условияи их колич-ные соотн-я. Осн задача-сделать доступными для объект внеш наблюдения существен особ-ти внутр псих процесса. В эксперименте и в ходе измеренияиспытуемый активно выполняет задания
Эксперимент, в том числе психологический, должен воспроизводиться любым другим исследователем. Поэтому схема его проведения (норма эксперимента) должна быть максимальнообъективирована, т. е. воспроизведение результатов не должно зависеть от умелых профессиональных действий экспериментатора, внешних обстоятельств или случая.
Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений
основные этапы психологического экспериментального исследования:
- определение его темы, первичная постановка проблемы
- работа с научной литературой. ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления. Результат работы над литературным обзором — это уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования.
- уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если… то…». Кроме того, она должна бытьконкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «еслиА,тоВ»переменныеАиВдолжны контролироваться в эксперименте:А —управляться экспериментатором,а В —регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры.
В качестве независимых переменныхв психологическом эксперименте могут выступать:
Наблюдение Эксперимент Измерение
... психической регуляции поведения. Экспериментатор – руководитель, учитель «работа под гипотезу». Контроль: экспериментаторы-ассистенты не знающие целей и гипотез. Э. по разному наблюдает. Фиксируют и оценивают результаты эксперимента. Идеальный И: Послушный ...
1) характеристики заданий;
2) особенности ситуации (внешние условия);
3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.
Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в качестве зависимой переменнойвыбираются параметрывербального и невербального поведения. К ним относятся: число ошибок, которое совершила крыса, пробегая лабиринт; время, которое затратил испытуемый при решении задачи, изменения мимики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д.
4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либоэлиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.
5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о а.выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимодля обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.
Следующим шагом является б.выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальнаягипотеза, какое число внешних переменных выдолжны контролироватьв эксперименте, какиевозможности предоставляетситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и/или учета многих дополнительных переменных, используют соответствующие усложненные планы.
Процессуальная классификация планов для исследования связи двух переменных создана Д. Кэмпбеллом. Основными являются: простой план для двух групп с предварительным тестированием (тест—воздействие—ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация—воздействие—тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов.
Экспериментальные планы:
1. Экспериментальная группа |
R Х О1 |
2. Контрольная группа |
R О2 |
Здесь R—рандомизация,Х—воздействие, О1— тестирование первой группы, О2 — тестирование второй группы.
1. Экспериментальная группа |
R О1 Х О2 |
2. Контрольная группа |
R О3 О4 |
План Соломонаиспользуется при проведении эксперимента на четырех группах:
1. Эксперимент1: RО1Х О2
2.Контроль 1:RО3 О4
3. Эксперимент 2: R X О5
4. Контроль 2: R О6
В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования
Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.
6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.
Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию,илигенеральную совокупность.Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называютвыборкой.
Испытуемые должны соответствовать след правилам: 1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности), то есть подходить под гипотезу исследования. 2.Критерий эквивалентности испытуемых (критерийвнутренней валидности).
Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную. 3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).
Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.
Методы отбора испытуемых:
Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте (ТРУДНО, т к каждый чел д б учтен); техника приближенного моделирования(пример, участие студентов 3 курса, а данные распростр-ся на людей 19 летнего в-та).Чем меньше генерализация, т. е. чем точнее набор критериев, описывающих популяцию, на которую распространяются выводы о характеристиках экспериментальной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента;стратометрическая— Генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками — так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов;попарный отбор- При этом экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам (одинаковый ур-нь интеллекта).
7. Проведение эксперимента: а) Подготовка эксперимента.
б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.
в) Экспериментирование
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов (типы статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:
а) о сходстве или различии двух и более групп;
б) о взаимодействии независимых переменных;
в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;
г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).
9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «ЕслиА,тоВ».
10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
Различают виды: исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент.Различие их обусловленоуровнем разработанностипроблемы иналичием знаний о связи зависимойи независимой переменных.
Поисковый (эксплораторный)эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными АиВ.
В случае, если существует информация о качественной связи между двумя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи.Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.
Алгоритм исследования в целом выглядит так:
1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи АиВ.
2. Проводится поисковый эксперимент.
3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.
4. Проводится подтверждающий эксперимент.
5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.
Идеальный, реальный эксперименты и реальность. Соотношение понятий:
Идеальныйэксперимент предполагаетизменениеэкспериментаторомтолько независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагаетэквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно.То Есть ИДЕАЛЬНОГО не бывает
Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий.
Внутренняя валидность – определяет, насколько реальный эксперимент соответствует идеальному. Это мера влияния НП на ЗП.Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами. Т.О., неконтролируемые переменные всегда нужно учитывать! (нивелировать, усреднять).
Высокая внутренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента (близко к «безупречному эксперименту»).
К числу побочных, полностью не устранимых переменных относятвлияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального различия.
Эксперимент полного соответствия – Э, который полностью отражает реальность. НО такого не м.б.! Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности — внешняя валидность эксперимента.
Т.О., Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней — переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.
Конструктная валидность- выражаетправильность употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.
Операц валидность- соответствие метода экспериментальному исследованию.
Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента).
В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент»,«полевое исследование»,или «естественный эксперимент».
критический эксперимент: проводится для того, чтобы одновременно проверитьвсе возможные гипотезы.Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории.
«пилотажное исследование» применяется для обозначенияпробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту.Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.
Полевое исследованиепроводится для изучениясвязи между реальными переменными вповседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент)относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т. д.).
В полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтомупсихологи стремятся планировать естественный эксперимент таким образом, чтобы схема его проведения была максимально близка к схеме лабораторного эксперимента, и перепроверяют результаты, полученные «в поле», более строгими процедурами.
Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам(квазиэксперимент).
Оба способа позволяют исследователю прийти к определённым выводам, но при этом выводы, полученные в результате квазиэксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия.
Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных — «эффект плацебо», «эффект Хотторна», «эффект аудитории», эффект фасада
Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов: 1. Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт».2. Метод обмана. 3. Метод «скрытого» эксперимента. 4. Метод независимого измерения зависимых параметров. 5. Контроль восприятия испытуемым ситуации.
Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что пре-парат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улуч-шение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.
«эффект Пигмалиона» экспер-тор неосознанно трансфор-т психич сост-е испыт-го, подгоняя его «под гипотезу».
«эффект фасада» — опред-ся пов-м испытуемого, его стремлением создать у исслед-ля образ своего «Я» и модиф-ть пов-е под свои мотивы и цели.
Эффект Хотторна проявился при проведении социально-психологических иссле-дований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.Эффекта Хотторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную («ортогональную»), а также знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном.
Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку.Влияние тем больше, чем труднее задача. Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию) и т.д.
. Таким образом, и мотивация саморепрезентации, и мотивация социального одобрения (вопреки первоначальной гипотезе Кристиансена) равно актуализируются у испытуемых в психологических экспериментах.
Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов. Перечислим их и дадим характеристику каждому.
1. Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт».Контролируется эффект Розенталя (он же — эффект Пигмалиона).
Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Существуют модификации этого плана. Одна из них состоит в том, что эксперимент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию. Этот план позволяет элиминировать и эффект ожиданий испытуемого, и эффект ожиданий экспериментатора.
2. Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его применении возникают, естественно, этические проблемы, и многие социальные психологи гуманистической ориентации считают его неприемлемым
3. Метод «скрытого» эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого «естественного» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. По сути метод «скрытого» эксперимента является модификацией метода обмана, с той лишь разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе исследования, так как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом.
4. Метод независимого измерения зависимых параметров.Применяется очень редко, так как реализовать его на практике очень трудно. Эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.
5. Контроль восприятия испытуемым ситуации.Обычно для этого применяется предложенная Орне схема постэкспериментального интервью. Кроме того, принимаются меры для того, чтобы учитывать или контролировать отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, понимание им инструкции, принятие целей исследования. К сожалению, данные, получаемые при постэкспериментальном опросе, позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента, когда уже ничего нельзя исправить.
Это можно на досуге почитать :
все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым — наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т. д. Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса.
В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой задачи ему не ставится, он ведет себя естественным образом
критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.
По этому критерию различаются методы организации исследования:
1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или кор-реляционное исследование. Особенность их состоит в том, что исследователь пы-тается установить причинную или корреляционные связи между основными пере-менными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отби-рает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.
2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не при-меняются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).
3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Под квазиэкс-периментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реа-лизовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.
Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых пе-ременных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является на-личие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных иссле-дованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.