2Экспериментальное исследование

2. Экспериментальное исследование.

Экспер – пров-е исслед в спец-но созданных, управляемых усл-х для проверки экспер гипотезы. В проц экспер исслед-ль всегда наблюдает за пов-м объекта и измеряет его сост-е. Псих экспер отл-ся от набл-ия и измерения: активность эксперимен-ра, наибол мощностью, и позволяет опред-ть причину явления.

Психологический эксперимент— это совместная деятельность ис­пытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направ­лена на исследование особенностей психики испытуемых.

Особ-ти: 1) В экспер исслед-ль сам вызывает изучаемое им явление. 2)экспер-тор м варьировать, изменять условия, при к протекает явление. 3) Изолируя отд условия и изменяя 1 из них при сохранении неизменными остальных, экспер тем самымвыявляет значение отд-х условий и устанавливает закономерные связи, опред-ие изучаемый им процесс. Экспер — мощное методич средство для выявления закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспер-тор мварьировать сами условияи их колич-ные соотн-я. Осн задача-сделать доступными для объект внеш наблюдения существен особ-ти внутр псих процесса. В эксперименте и в ходе измеренияиспытуемый активно выполняет задания

Эксперимент, в том числе психологический, должен воспроизводиться любым другим исследователем. Поэтому схема его проведения (норма эксперимента) долж­на быть максимальнообъективирована, т. е. воспроизведение результатов не долж­но зависеть от умелых профессиональных действий экспериментатора, внешних обстоятельств или случая.

Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной свя­зи явлений

основные этапы психологического экспериментального исследования:

  1. определение его темы, первичная постановка пробле­мы
  2. работа с научной ли­тературой. ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересо­вавшего его явления. Результат работы над литературным обзором — это уточнение проблемы, воз­никновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования.
  3. уточнение гипотезы и определение перемен­ных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформу­лирована в виде импликативного высказывания: «Если… то…». Кроме того, она должна бытьконкретизирована и операционализирована. Это означает, что входя­щие в высказывание «еслиА,тоВ»переменныеАиВдолжны контролироваться в эксперименте:А —управляться экспериментатором,а В —регистрироваться не­посредственно или с помощью аппаратуры.

В качестве независимых переменныхв психологическом эксперименте могут выступать:

4 стр., 1779 слов

Наблюдение Эксперимент Измерение

... психической регуляции поведения. Экспериментатор – руководитель, учитель «работа под гипотезу». Контроль: экспериментаторы-ассистенты не знающие целей и гипотез. Э. по разному наблюдает. Фиксируют и оценивают результаты эксперимента. Идеальный И: Послушный ...

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в каче­стве зависимой переменнойвыбираются параметрывербального и невербального поведения. К ним относятся: число ошибок, которое совершила крыса, пробегая ла­биринт; время, которое затратил испытуемый при решении задачи, изменения ми­мики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д.

4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который по­зволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либоэлиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять кон­стантность величины их воздействия на зависимую переменную.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным эта­пом всей процедуры. В первую очередь речь идет о а.выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимодля обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.

Следующим шагом является б.выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальнаягипотеза, какое число внешних переменных выдолжны контролироватьв экспери­менте, какиевозможности предоставляетситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и/или учета многих дополнительных переменных, используют соответствующие усложненные планы.

Процессуальная классификация планов для исследования связи двух перемен­ных создана Д. Кэмпбеллом. Основными являются: простой план для двух групп с предварительным тестированием (тест—воздействие—ретест); план для двух ран­домизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация—воз­действие—тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов.

Экспериментальные планы:

1. Экспериментальная группа

R Х О1

2. Контрольная группа

R О2

Здесь R—рандомизация,Х—воздействие, О1— тестирование первой группы, О2 — тестирование второй группы.

1. Экспериментальная группа

R О1 Х О2

2. Контрольная группа

R О3 О4

План Соломонаиспользуется при проведении эксперимента на четырех груп­пах:

1. Эксперимент1: RО1Х О2

2.Контроль 1:RО3 О4

3. Эксперимент 2: R X О5

4. Контроль 2: R О6

В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью ак­тивного манипулирования, варьирования

Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля мо­жет служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.

Всю совокупность потенциальных испытуе­мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо­значают как популяцию,илигенеральную совокупность.Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называютвыборкой.

Испытуемые должны соответствовать след правилам: 1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности), то есть подходить под гипотезу исследования. 2.Критерий эквивалентности испытуемых (критерийвнутренней валидности).

Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут су­щественно повлиять на зависимую переменную. 3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представ­лять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.

Методы отбора испытуемых:

Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупно­сти присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необхо­димой численности для участия в эксперименте (ТРУДНО, т к каждый чел д б учтен); техника приближенного моделирования(пример, участие студентов 3 курса, а данные распростр-ся на людей 19 летнего в-та).Чем меньше генерализация, т. е. чем точнее набор критериев, описывающих попу­ляцию, на которую распространяются выводы о характеристиках эксперименталь­ной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента;стратометрическая— Генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обла­дающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбира­ются испытуемые с соответствующими характеристиками — так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов;попарный отбор- При этом эксперименталь­ная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам (одинаковый ур-нь интеллекта).

7. Проведение эксперимента: а) Подготовка эксперимента.

б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.

в) Экспериментирование

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпрета­ция результатов (типы ста­тистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и более групп;

б) о взаимодействии независимых переменных;

в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;

г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследова­нию).

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровер­жение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «ЕслиА,тоВ».

10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Различают виды: исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент.Различие их обусловленоуровнем разработанностипроблемы иналичием знаний о связи зависимойи независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный)эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными АиВ.

В случае, если существует информация о качественной связи между двумя пере­менными, выдвигается гипотеза о виде этой связи.Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функ­циональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

Алгоритм исследования в целом выглядит так:

1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи АиВ.

2. Проводится поисковый эксперимент.

3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4. Проводится подтверждающий эксперимент.

5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между пере­менными.

Идеальный, реальный эксперименты и реальность. Соотношение понятий:

Идеальныйэксперимент предполагаетизменениеэкспериментаторомтолько независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагаетэкви­валентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность про­водить эксперимент бесконечно.То Есть ИДЕАЛЬНОГО не бывает

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий.

Внутренняя валидность – определяет, насколько реальный эксперимент соответствует идеальному. Это мера влияния НП на ЗП.Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следова­тельно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, явля­ются артефактами. Т.О., неконтролируемые переменные всегда нужно учитывать! (нивелировать, усреднять).

Высокая внутренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента (близко к «бе­зупречному эксперименту»).

К числу побочных, полностью не устранимых переменных относятвлияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального раз­личия.

Эксперимент полного соответствия – Э, который полностью отражает реальность. НО такого не м.б.! Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности — внешняя валидность эксперимента.

Т.О., Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней — переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы ре­альности.

Конструктная валидность- выражаетправильно­сть употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных экс­перимента.

Операц валидность- соответствие метода экспериментальному исследованию.

Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, явля­ющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента).

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критиче­ский эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент»,«полевое исследование»,или «естественный эксперимент».

критический эксперимент: проводится для того, чтобы одновременно проверитьвсе возможные гипотезы.Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического экс­перимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и вы­сокого уровня разработки научной теории.

«пилотажное исследование» применяется для обозначенияпробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тра­тить деньги и время попусту.Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних пе­ременных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением ги­потезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.

Полевое исследованиепроводится для изучениясвязи между реальными пере­менными вповседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и ко­личеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент)относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности стро­го контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зави­симую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, экспери­мент — единственно возможный способ получения научной информации (в психо­логии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т. д.).

В полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследова­нии. Поэтомупсихологи стремятся планировать естественный эксперимент таким образом, чтобы схема его проведения была максимально близка к схеме лаборатор­ного эксперимента, и перепроверяют результаты, полученные «в поле», более стро­гими процедурами.

Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам(квазиэксперимент).

Оба способа позволяют исследователю прийти к определённым выводам, но при этом выводы, полученные в результате квазиэксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих про­явлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных — «эффект плацебо», «эффект Хотторна», «эффект аудитории», эффект фасада

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результа­ты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов: 1. Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт».2. Метод обмана. 3. Метод «скрытого» эксперимента. 4. Метод независимого измерения зави­симых параметров. 5. Контроль восприятия испытуемым ситуации.

Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что пре-парат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улуч-шение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

«эффект Пигмалиона» экспер-тор неосознанно трансфор-т психич сост-е испыт-го, подгоняя его «под гипотезу».

«эффект фасада» — опред-ся пов-м испытуемого, его стремлением создать у исслед-ля образ своего «Я» и модиф-ть пов-е под свои мотивы и цели.

Эффект Хотторна проявился при проведении социально-психологических иссле-дований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.Эффекта Хотторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу ис­следования или дать ложную («ортогональную»), а также знакомить с инструкция­ми как можно более безразличным тоном.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обна­ружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экс­периментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку.Влияние тем больше, чем труднее задача. Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию) и т.д.

. Таким образом, и мотивация саморепрезентации, и мотивация социального одоб­рения (вопреки первоначальной гипотезе Кристиансена) равно актуализируются у испытуемых в психологических экспериментах.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результа­ты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов. Перечис­лим их и дадим характеристику каждому.

1. Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт».Контролируется эффект Розенталя (он же — эффект Пигмалиона).

Подбираются идентичные конт­рольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Существуют мо­дификации этого плана. Одна из них состоит в том, что эксперимент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истин­ная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздей­ствию. Этот план позволяет элиминировать и эффект ожиданий испытуемого, и эф­фект ожиданий экспериментатора.

2. Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его применении возникают, естественно, этические проблемы, и многие социальные психологи гуманистической ориентации считают его неприемлемым

3. Метод «скрытого» эксперимента. Часто применяется в полевых исследова­ниях, при реализации так называемого «естественного» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. По сути метод «скрытого» экспери­мента является модификацией метода обмана, с той лишь разницей, что испытуемо­му не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе исследования, так как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом.

4. Метод независимого измерения зави­симых параметров.Применяется очень ред­ко, так как реализовать его на практике очень трудно. Эксперимент проводится с испытуе­мым по обычному плану, но эффект воздей­ствия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.

5. Контроль восприятия испытуемым ситуации.Обычно для этого применя­ется предложенная Орне схема постэкспериментального интервью. Кроме того, при­нимаются меры для того, чтобы учитывать или контролировать отношение испытуе­мого к экспериментатору и эксперименту, понимание им инструкции, принятие це­лей исследования. К сожалению, данные, получаемые при постэкспериментальном опросе, позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента, когда уже ничего нельзя исправить.

Это можно на досуге почитать :

все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым — наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т. д. Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса.

В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой задачи ему не ставится, он ведет себя естественным образом

критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.

По этому критерию различаются методы организации исследования:

1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или кор-реляционное исследование. Особенность их состоит в том, что исследователь пы-тается установить причинную или корреляционные связи между основными пере-менными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отби-рает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.

2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не при-меняются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).

3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Под квазиэкс-периментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реа-лизовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых пе-ременных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является на-личие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных иссле-дованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.