Э. Фромм характер

8

А. Е. ЛИЧКО

ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Психопатии– это такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям, мешают… приспособляться к окружающей среде..

Три критерия–тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии…

Акцентуации характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим…

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера:явная и скрытая.

Явная акцентуация.Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера…

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

Главная черта гипертимных подростков– почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

Типичные циклоидыв детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов..Ее отличает склонность к апатии и раздражительности.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному типу. Фазы здесь гораздо короче — несколько хороших дней сменяют несколько плохих.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Главная черта лабильного типа– крайняя изменчивость настроения. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность.

АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.

3 стр., 1103 слов

Акцентуации и психопатии характера

... акцентуация – обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основ-ном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации. ПСИХОПАТИЯ Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия ... прежде всего социальной. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Прежняя ситуация ...

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, – чрезвычайная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности.

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП

Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении…

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

Главными чертами эпилептоидноготипа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей.

ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП

Его главная черта– беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Главная черта характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению…

О ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

20 стр., 9859 слов

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции

Введение В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными особенностями в развитии, трудностями обучения и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и другими особенностями. Рождение ребенка с нарушением развития (умственным, физическим или психическим) является очень серьезной проблемой для его семьи. В связи с этим зачастую семья переживает острый кризис, ...

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.

Первая группа– это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.

На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.

Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.

М.С. ЕГОРОВА

КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ

Когнитивные стилиможно определить как спо­собы переработки информации — ее получения, хранения и использо­вания. Предполагается, что эти способы являются относительно неза­висимыми от содержания информации, различаются у разных людей и устойчивы у каждого конкретного человека. Наиболее известный и на сегодня наиболее тщательно исследо­ванный когнитивный стиль, названный полезависимостью-поленезависимостью.

Зри­тельная информация(то, что мы видим вокруг себя) ивестибулярная(та, которую мы получаем на основании положения своего тела в про­странстве) не противоречат друг другу: наше восприятие вертикаль­ных и горизонтальных линий может в равной степени основываться и на том, что мы видим вокруг себя (например, стены домов) и на ощу­щении силы тяжести. Для того, чтобы отбирать людей, которые смогут успешно справ­ляться с решением этой конфликтной ситуации, Уиткин разработалтри теста.

Тест стержня и рамки, испытуемому предлагалось восстановить вертикальное положение стержня, помещенного в центр рамки. Ориентация и стержня и рамки от пробы к пробе менялись.

Испытуемые, полагавшиеся в большей степени на положение рамки (т.е. на зрительное поле),менее точно устанавливали вертикальное положение стержня, чем те, кото­рыепринимали решение на основе своего положения в пространстве, т.е. не были зависимы от зрительного поля,окружавшего стержень.

4 стр., 1795 слов

Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий

Билет 1.1. Этапы развития психологии личности: донаучный, естественнонаучный, гуманитарный   В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знаниехарактеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением ...

Второй тест — корректирования положения тела- оп­ределялось, на основании чего испытуемый воспринимает свое положе­ние в пространстве как вертикальное. В эксперименте варьировались угол наклона стула и угол наклона комнаты, которая выступала как его зрительное поле. Стремление наклонить свой стул в ту же сторону, в которую наклонена и комната, свидетельствовало о зависимости от зрительного поля, а приближение положения своего тела к действитель­но вертикальному положению — об относительной независимости от него.

Третий тесте вращающейся комнаты, от испытуемого тре­бовалось, как и в предыдущем, придать себе и комнате вертикальное положение, но, в отличие от него, изменение поля достигалось не изменением угла наклона комнаты, а вращением испытуемого. Комната же и стул всегда находились в строго вертикальном положении. В данном случае к большей точности (сохранению вертикальности) должна была приводить ориентация на зрительное поле, а не на собственное пол­ожение в пространстве.

ВЫВОДЫ: Индивиды, оказавшиеся сравнительно точными в выполнении двух первых тестов и часто ошибавшиеся в третьем, относились к поленезависимым, а индивиды, более успешные в третьем и сделавшие много ошибок в первых двух, — к зависимым от поля.

Исследователи Менингерского направления выделили 5 когнитив­ных контролейдля каждого из которых раз­работали по несколько методов диагностики.

1. Уравнивание-заострениепредставляет собой способ восприятия различающихся особенностей предметов: одни люди могут не замечать даже значительных различий между предметами, другие — обращают внимание на несовпадение малейших деталей.

2. Высокая-низкая толерантность к нереалистическому опытупро­является в нестабильных или необычных условиях, не имеющих анало­га в жизненном опыте человека. Индивидуальные различия по этому когнитивному контролю свидетельствуют о том, насколько легко при­нимаются факты, противоречащие знаниям и навыкам человека.

3. Узкий-широкий диапазон эквивалентности(или концептуальная дифференцированность) свидетельствует об индивидуальных различи­ях, проявляющихся при свободной классификации объектов. Одни люди склонны разделять классифицируемые объекты на небольшое число групп, ориентируясь на сходство между этими объектами.

21 стр., 10025 слов

Психология и психофизиология индивидуальных различий

Психология и психофизиология индивидуальных различий 1.Проблема развития дифференциальной психологии Предметом дифференциальной психологии являются индивидуально-психологические различия между людьми, различия, в основе которых лежат устойчивые физиологические особенности. Изучение этих различий представляет интерес прежде всего потому, что они заметно сказываются в протекании учебной и трудовой ...

4. Фокусирование-сканированиесвязано с особенностями распреде­ления внимания при выполнении тестового задания. Фокусирование свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наибо­лее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи, мешающие выполнению задания. Сканирование свидетельствует о низкой концен­трации внимания, неумении выделить важные и второстепенные дета­ли и о бессистемном анализе материала.

5. Ригидный-гибкий когнитивный контрольсвидетельствует о соот­ношении произвольной и непроизвольной регуляции когнитивной де­ятельности. Индивидуальные различия по этому когнитивному контро­лю определяются преимущественно по особенностям выполнения тес­та словесно-цветовой интерференции Струпа.

1.3 При выполнении различных заданий, требующих сортировки объектов или их классификации, дети, имеющие похожий уровень раз­вития когнитивной сферы, различаются по тому, какие основания для классификации они выбирают и насколько тщательно продумывают варианты ответов прежде, чем их высказать этити различия получили название рефлексивного—импульсивного когнитивного стиля,и для его диагностики был разработанспециаль­ный метод-тест подбора парной фигуры.

Основным показателем рефлексивности-импульсивностиявляется количество ошибок, которые делает испытуемый прежде, чем найти правильный ответ. При высокой рефлексивности количество этих оши­бок будет минимальным, так как рефлексивность связана с анализом тестового задания и проверкой всех возможных гипотез. При высокой импульсивности испытуемый дает ответ, не задумываясь, увидев пер­вую же похожую картинку.

Источники индивидуальных различий в рефлексивном-импульсив­ном когнитивном стиле Кэган видит вбиологических особенностях,которые обусловливают механизмы регуляции когнитивной деятель­ности и в значительной степени определяют уровень тревожности, ко­торая, по мнению Кэгана, увеличивает число импульсивных ответов.

В. ШТЕРН

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

Психические свойства человека Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. ...

Необходимость создания научной психологии индивидуальных различий в равной мере обусловлена как теоретическими потребностями, так и требованиями практической культуры.До недавнего времени научная психология ориентировалась только на разработку проблем с общих позиций. В поисках общего и совпадающего не учитывалось всё то бесконечное многообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.дСуществуют различные названия формирующейся области исследования: “Характерология” (Базен, Люка), “Этология” (Милль), “Индивидуальная психология” (Бине, Анри, Крепелин и др.), «Специальная психология» (Хейманс).

Два первых названия, безусловно, слишком узки. “Индивидуальная психологияПредложенный ермин“дифференциальная психология”, должна исследовать закономерности содержаний более узкого объема — существенное качество и функции определенных индивидуальных вариантов. В этом смысле она становится действительно «специальной» психологией темпераментов, характеров, способностей или даже отдельного темперамента, отдельной способности; она исследует весь спектр разделений одной функции на типы и ступени, устанавливает особые связи между вариациями нескольких функций; она изучает психическую дифференцированность внутри разных сословий, наций, полов.Индивидуальность всегда означает единичность. Научная психология, имела полное право отбросить грубый метод популярной психологии и начать разрабатывать область с самого основания, создавая даже новую терминологию. Проблемы дифференциации в нашем школьном деле раньше были обусловлены только социальными воззрениями сословия сейчас в качестве нового принципа пробивает себе путь дифференцирование по степени и виду одаренности (классы для слабо-, умеренно-, нормально- и чрезвычайно одаренных, более свободный выбор предметов изучения в соответствии с направленностью интересов и т.п.).Психогностика. В рамках определенных задач культуры, например, для профессионального отбора, целая система испытаний направлена на то, чтобы познать хотя бы одну сторону проявлений человеческой индивидуальности, например, работоспособность претендента.Психотехникаимеет своим предметом практическое влияние человека на человека. Исследование одаренности (например, к музыке, математике, рисованию).Варьирование отдельного признаканазываетсяпарциальнойвариацией, а индивида как единого целого— тотальной. Можноисследовать проблему вариации в двух измерениях. 1)различиях между индивидами (межиндивидуальные, или интервариации), 2) различия между несколькими фазами внутри одного и того же индивида (интраиндивидуальные, или интравариации).Качественные вариациинаходят свое место в понятии «тип», логическое и методологическое обоснование которого относится к самым неотложным задачам науки;количественные вариациипереводятся из грубого определения — больше или меньше — в точные числовые показатели и статистические данные, и таким образом обеспечивается переход к системе степеней и ранговых градаций.Психологический тип— это преобладающая диспозиция психического или психофизически нейтрального вида, присущая группе людей при их сопоставлении, при том, что эта группа не должна быть однозначно и всесторонне отграничена от других групп.(1. общность для группы людей;2. наличие диспозиционного фактора;3. отсутствие резкой, непроходимой грани между типами;4. ограниченность области типа только одной из сторон индивидуальной жизни.)Монотипичнаясхема: выбирается такой признак, образующий типы, относительно которого люди группируются по взаимоисключающему признаку в зависимости от его наличия или отсутствия.Антитипичная схема использует не взаимоисключающую, а противоположную антитезу, т.е. дает начало тем двум формам признака, которые простираются в противоположных направлениях от точки индифферентности до центров типов.Политипичная вариация имеет место там, где на основании одного признака выстраивается множество качественно различных типов, которые уже нельзя отнести к одномерной схеме.Общая теория (Гален): вся человеческая жизнь определяется смешением четырех соков («крови», «слизи», «желтой желчи», «черной желчи»).

4 стр., 1874 слов

Заключение 3 (исследование когнитивных процессов, интеллекту

5 Заключение по данным экспериментально-психологического обследования К. 20 лет от 2005 года. При проведении психологического обследования испытуемый охотно шел на сотрудничество. Контакт формировался быстро, носил неформальный характер и сохранялся таковым до окончания эксперимента. Мотив экспертизы был сформирован сразу, устойчивый. Исследуемый проявлял интерес к предложенным методикам и ...

Выведенная типика: есть четыре вида смешения; люди, у которых преобладает «кровь» — сангвиники, «слизь» — флегматики, «желтая желчь» — холерики, «черная желчь» — меланхолики.Общая теория (Платон):душа состоит из трех частей — разума, мужества и вожделения — находящихся в различных органах тела. Выведенная типика (в данном случае социально-психологическая по своему характеру): граждане делятся на три типа — люди разума, или философы, мужественные люди, или воины, страстные люди, или занимающиеся ремеслом.

1) Динамическая концепция характера

Фундаментальная основа характера видится в специфического вида отношениях личности с миром. В процессе жизни человек вступает в отношения с миром 1) посредством овладения вещами и их ассимиляции и 2) посредством отношений с людьми (и с самим собой).

1)процесс ассимиляции;2) – процессом социализации.

2) Типы характера: неплодотворные ориентации

а) Рецептивная ориентация. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предмета любви. они «бросаются» за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. Чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого человека Эти люди любят поесть и выпить. Стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем поедания пищи и выпивкой.

б) Эксплуататорская ориентация. В области любви и чувств такие люди склонны присваивать и красть. Они испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять у кого-то другого. У них наблюдается подозрительность, цинизм, зависть и ревность.

в) Стяжательская ориентация. Их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. Их скупость распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и мысли. Такие люди все знают, но они бесплодны и неспособны к плодотворному мышлению. Их также можно узнать по выражению лица и жестикуляции. У них плотно сжаты губы; у них характерные жесты погруженных в себя людей.

г) Рыночная ориентация. Других, как и самого себя, воспринимают как товар; они тоже представляют не себя, а ту свою часть, какая идет на продажу. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности, и так и оценивается.

3) Плодотворная ориентация

а) Общая характеристика. «Плодотворная ориентация» личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта. Она включает ментальную, эмоциональную и сенсорную реакции на других людей, на самого себя и на вещи.

б) Плодотворная любовь и мышление. Они, считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера.

При плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету, а находится под его воздействием и заинтересован в нем.

4) Ориентация в процессе социализации

Виды межличностных отношений: симбиотический союз, отстраненность-деструктивность; любовь.Стремление поглотить других, садизм, активная форма симбиотической зависимости, выступает во всех видах рационализаций как любовь, сверхпокровительство, «оправданное» превосходство, «оправданная» месть и т. д.; сексуальный садизм.Отстраненность необходима для сосредоточения, для умственной работы, для обработки материалов, мыслей, установок.Деструктивность — это извращение жизненного импульса, энергиянеизжитой жизни, трансформированная в энергию, направленную на разрушение жизни. Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

5) Сочетание различных ориентаций

Разграничение между неплодотворных ориентаций между собой и неплодотворной ориентации с плодотворной.

КРЕАТИВНОСТЬ К. А. ТОРШИНА

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров Креативность, рассматриваемая в различных концепциях.Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности. Определения были проанализированы разделены на шесть типов: гештальтистские(описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего),инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта),эстетические или экспрессивные(делающие упор на самовыражение творца),психоаналитические или динамические(описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я),проблемные(определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда:»Креативность- это процесс дивергентного мышления»), в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше.

Исследования креативности рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду.

Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали вывод о креативности:

1. Креативность — это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах..

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и пригодность.

4. Креативные продукты очень различны: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки др.

Одно из пониманий креативности— необычные проявления ординарных процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА КРЕАТИВНОСТИ

Т. Тардиф и Р. Стернберг выделили два наиболее общих подхода: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер, критериев оценок креативного продукта и т. д.,

П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов.

С. Медник постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций

Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие: 1) рефлективность 2) целенаправленность, или интенциональность, 3) владение способами трансформации и реорганизации

Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, необходимо включает следующее:

1. Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.

2. Постоянное переформулирование проблемы.

3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.

4. Использование невербальной модели мышления.

5. Процесс креативности требует внутреннего напряжения

Х. Гарднер выделил семь относительно независимых интеллектуальных компетенций

1. Лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти. 2. Логическо-математический интеллект 3. Пространственный интеллект4. Телесно-кинестетический интеллект 5. Музыкальный интеллект 6. Интраперсональный интеллект 7. Интерперсональный интеллект

Другие признают центральным моментом креативного процесса вспышку инсайта

Дж. Девидсон изучала роль инсайта в креативном процессе в контексте проблемы одаренности. Она выделила три вида инсайта: 1) инсайт «избирательного декодирования» позволяет отделить релевантную информацию от иррелевантной; 2) инсайт «избирательного комбинирования» позволяет правильно состыковать «кусочки» информации; 3) инсайт «избирательного сравнения» позволяет связать эту информацию с той, что уже содержится в памяти.

Проблемы изучения

1)является ли креативный процесс «нормативным», но имеющим более сильные и слабые проявления, или он доступен только определенным индивидам

2)целеполагания в креативности.

3)наличие сознательных и бессознательных компонентов в процессе креативности.

4)уровни проявления креативного процесса у разных людей

5)является ли креативный процесс «нормативным», но имеющим более сильные и слабые 6)проявления, или он доступен только определенным индивидам

7)наличие сознательных и бессознательных компонентов в процессе креативности.

СВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ С ДРУГИМИ КОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

На первом плане стоит проблема соотношения креативности и различных видов интеллекта.

Модель интеллекта Дж. Гилфорда связывает креативность с продуктивностью дивергентного мышления. Эта способность включает в себя беглость, гибкость и индивидуальность, с одной стороны, и качественную работу, уважительное отношение и дисциплину — с другой.

Дивергентное мышление также не отражает всех особенностей креативного процесса и не совпадает с ним полностью

П. Торранс выдвинул теорию «интеллектуального порога», основанную на экспериментальных данных, полученных с использованием разработанного им теста: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, т. е. связаны между собой, а если выше 120 — креативность становится независимой величиной

Большая роль в креативности отводится воображению, однако конкретное визуальное воображение отличается от визуальных воспоминаний и пространственной ориентации

ПРОДУКТЫ КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Креативный продукт- это технические инновации, новые идеи, новые стили в искусстве, новые парадигмы в науке и т. Д

Ф. Баррон вводит определение креативности как «внутреннего процесса, спонтанно продолжающегося в действии»,

Один из критериев креативности — нестандартность. Р. Лири предлагает определить креативные проявления или продукты креативности как «комбинацию элементов, которые не комбинировались ранее».

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Т.М. МАРЮТИНА

В последние десятилетия в практике обучения и воспитания произошла смена установок, и дети, демонстрирующие склонность к преимущественному использованию левой руки, перестали подвергаться настойчивому переучиванию. По этой, а возможно и некоторым другим причинам, количество детей и взрослых, активно использующих левую руку, заметно возросло.

3группы факторов проявления леворуких : средовых(социоэкологических),генетическихипатологических

РОЛЬ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Ранее считалось, что леворукие составляют в среднем 5 % населения. Однако в последние десятилетия это число возросло по разных данным до 10 — 25 % По некоторым данным, частота встречаемости латерального фенотипа, оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированности к жизни в этих условиях. Кросскультурные исследования убедительно свидетельствуют о том, что особенности культурной среды также влияют на соотношение право- и леворуких в популяции. Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что в раннем постнатальном онтогенезе ведущая рука не обнаруживается.

При этом считается целесообразным выделять два относительно независимых показателя мануальной латерализации: направление и степень. Направление латерализации, т.е. установление ведущей руки можно рассматривать как нормативную или видоспецифическую характеристику, имеющую два измерения (левое, правое).Степень латерализации- количественная индивидуально-специфическая характеристика, обладающая непрерывной изменчивостью в широком диапазоне.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НАСЛЕДУЕМОСТИ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Из генетики развития известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. По современным представлениям, каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генотипа, причем различные стадии контролируются разными генами. В результате взаимодействия генов и их продуктов на каждом новом этапе развития формируются структурные и функциональные особенности организма.

Семейные исследования мануальной асимметрии дают немало оснований утверждать, что в определении ведущей руки решающую роль играют факторы генотипа.Теоретическим основанием к решению этой проблемы является разработка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность передачи рукости от поколения к поколению .

Первые семейные исследования рукости дали основания предположить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя.

Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по разным данным, от 45 до 54 % детей от двух леворуких родителей являются праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей должны быть леворукими, так как единственный аллель, который леворукие родители могут передать своим детям, — это аллель

Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки . Они предположили, что рукость является функцией двух генов. Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку. Ключевым допущением этой модели было предположение, что позиция руки при письме — прямая или вывернутая (инвертированная) — может служить фенотипическим проявлением специфического генотипа.

В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоречие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полученные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует связь между положением руки при письме и локализацией центра речи, определяемой по пробе Вада.

Известный английский психолог М. Аннетт [12]-[14]на протяжении двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Дж. Леви и Т. Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называетсяфактором правостороннего сдвига(rs+).

Если этот ген есть у человека, то человек предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. Если этот ген отсутствует и индивид обладает парой его рецессивных аллелей (rs-), то человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств

М. Аннетт разработала своеобразный тест, позволяющий оценить степень использования руки, — тест перекладывания колышков. В этом тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в другую, причем ячейки расположены на двух параллельных панелях. 

По теории М. Аннетт не существует специальных генов, определяющих выбор ведущей руки, но есть ген, в присутствии доминантного аллеля которого развивается церебральная асимметрия, влияющая на установление ведущей руки, но не предопределяющая этот процесс однозначно.

М. Аннетт провела общий статистический анализ данных 14 семейных исследований на предмет соответствия реального соотношения леворуких детей и родителей в изученных семьях, соотношениям, прогнозируемым моделями И.

Мануальная асимметрия может иметь полигенную природу. Однако полигенные модели латерализации, которые были бы также детально разработаны, как теория М. Аннетт, отсутствуют. В соответствии с одной из них, получившей в последние годы особую популярность, — теорией возрастной нестабильности- предполагается, что умеренная степень латерализации характеризует видоспецифическую норму сти в семьях и среди близнецов.

С позиций теорий полигенной детерминациитакже сложнее объяснить, каким образом возникли в антропогенезе генетически детерминированные механизмы латерализации. В контексте простых генетических моделей этот вопрос решается легче, поскольку можно допустить изменение или появление одного-двух новых генов в процессе эволюции, например, в результате мутации.

Признано, что функциональная асимметрия мозга, как и левополушарное доминирование, — уникальная, специфическая особенность мозга человека, возникшая в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. По некоторым предположениям, склонность к преимущественному использованию правой руки возникла в первобытных популяциях, когда их члены еще не имели генетически обусловленного преобладания в использовании той или иной руки.

Как следует из вышеизложенного, несмотря на значительное число исследований в этой области, в настоящее время не существует общепринятой генетической модели, объясняющей феномены латерализации руки и центров речи..

На этом весьма противоречивом фоне сформулирован ряд критериев, которым должна удовлетворять «идеальная» генетическая модель наследования рукости. В соответствии с этими критериями модель должна объяснять следующие факты: 1) соотношение рукости родителей и детей в таких пропорциях: приблизительно 90, 80 и 60 % детей при родительских сочетаниях правый/правый, правый/левый, левый/левый должны быть праворукими; 2) невозможность предсказать рукость ребенка на основе рукости его братьев и сестер, а также приблизительно равную степень конкордантности МЗ- и ДЗ-близнецов по рукости; 3) существование различий частот рукости в разных географических регионах, которое прослеживается весьма отчетливо, хотя все человеческие сообщества преимущественно праворуки.

ДЖОНСОН «ТЕОРИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Джонс в своей теории обращает внимание на влияние архаичных инстинкивных импульсов таких как сексуальность или агрессия и на реакцию окружения на эти потребности. Теория показывает, чтоведущие черты характера и, как их результат, психопатологияесть производная личностных стереотипных ответов на естественную органическую реакцию на фрустрацию инстинктивных потребностей человека, вызванную окружением. В данном первоисточнике Джонс приводит 6 проблем и как следствие сформированные типы характера, связанные с самым ранним этапом развития.

Относящиеся к нему проблемы — шизоидная и оральная и характерные типы характера шизоидный и оральный.

Причина формирования шизоидного характера- несоответствующая родительская забота — черствость, недостаток эмпатии, холодность, дистанция и отстраненность.

Следствие:Хронический страх, избегающее поведение и конфликты в социальных контактах, в ситуациях, требующих доверия и привязанности.

Причина формирования орального характера -Невнимательные или недостаточные для удовлетворения потребностей ребенка родители, часто сами чрезмерно требовательные.

Следствие: Личность не удовлетворяетсобственные потребности, не способна их выражать, не умеет сближаться с другими, просить о помощи и удовлетворять собственноеself.

Далее разбираются проблемы развития self— симбиотическая, нарциссическая и мазохистская и соответствующие типы характера.

Причина формирования симбиотического характера:

Родители блокируют самоидентичность, способность идти на риск и способность самоконтроля, проявляя собственные реакции страха, ухода, угрозы и наказание.

Следствие:Недоразвитость в области стабильного чувства идентичности, концепции собственногоselfи поступков, определяющих неповторимоеself. Ребенок выростает безответственным.

Причина формирования нарциссического характера

Нарциссизм — проблема, связанная с чувством собственной ценности. Причина — следствие несоответствующей фрустрации аутоэкспрессии. . Ребенка используют для отражения, собственной ценности, исполнения амбиций и идеалов родителей.Родители скорее хотят, чтобы ребенок был чем-то большим, чем он есть и идеализируют его, или чем-то меньшим, и тогда унижают его, или же и то и другое

Следствие:Личность подпитывает завышенное фальшивоеself, характеризующееся всемогуществом (омнипотенцией), гордыней, сосредоточенностью на себе,претензиями к окружающим, перфекционизмом и чрезмерной зависимостью чувства собственного достоинства от достижений, а также манипуляцией и девальвацией по отношению к другим.

Причина формирования мазохистского характера.

Ориентированные на контроль и доминирование родители нарушают и переходят личностные границы ребенка. Такие переживания чужого доминирования, которые частокасаются принятия пищи и выделения, в конце концов увенчиваются его самостоятельным подавлением своих агрессивных, враждебных и мстительных импульсов.

Следствие:Страдания, самоистязание и саморазрушительное поведение, часто производящее впечатление «потребности страдания».

В конце рассматривается проблема эдипова периода, в истрионическом и навязчво-компульсивном характере.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В САМООПИСАНИЯХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН «А.В. ВИЗГИНА, С.Р. ПАНТИЛЕЕВ».

целью было изучение психологических различий между полами на материале текстов свободного самоописания

В данном первоисточнике исследование психологов позволяют выявить различия между полами на материале текстов свободного самоописания используя традиционные качества мужчин и женщин. Так, к традиционно женским качествам относят: концентрация на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Ориентация на межличностное общение. Дружелюбность, отзывчивость.

Традиционно мужские качества: стремление быть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом. Ориентация на межгрупповое общение. Экстраверсия, доминантность.

При анализе природы этих различий большинство авторов, отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность различных условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста.

­­­Результаты проведенного исследования были классифицированы след. образом:

Мужчина.Стремится сдерживать свои эмоциональные проявления, не склонен к спонтанному самораскрытию, эмоциональность, открытость, индивидуализированность языка могут быть показателями либо психологического неблагополучия, дезадаптации, либо эмоциональной нестабильности, либо несоответствия стереотипам мужественности, ощущает себя «в порядке», будучи вкл в группу; деятельностно ориентирован, для него важно ощущение собственной роли в достижении успеха; склонен к объективизму, опирается на факты; уважает себя, если соответствует социально-желательным характеристикам.

Женщина.Ориентирована на межличностное общение; ей органично присуща способность к эмоциональному, привлекающему внимание окружающих, выразительному самопредъявлению; выраженность этой способности говорит о ее психическом благополучии и о хорошей социальной адаптации (ее отсутствие говорит или о необщительности, или о тревожности и неуверенности в себе, или о чрезмерной мужественности); она несколько импульсивна, склонна к субъективизму, строгое следование социальной желательности воспринимается ею как насилие над собственным Я и ведет к самоотчуждению; ее самоотношение более целостно, меньше зависит от социальной желательности и носит самопрезентационный характер.

Э.С. ДУБЯНЕЦКI, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ Ф.СКОРИНЫ

В данном источнике рассказывается о том, что даже в самых неблагоприятных условиях, когда, казалось, народ не сможет выжить, сохранить самобытность, белорусы все же никогда НЕ теряли своего неповторного национального облика и особого национального характера

национальный характер- это своеобразная совокупность различных черт и качеств, свойственных (в той или иной мере) большинству представителей определенной национальной общности.

Основательно исследование нацыянальнага характера заметно осложняется тем, что он неодинаково может выяуляцца в представителей различных социальных пластоу общества.

для лучшего восприятия можно все черты психологии белорусов условно разделить на две основные группы – положительные и негативные. Сразу отметим, что до положительных черт можно отнести толерантность, добродушие, отзывчивость, и др., К отрицательным — нерешительность, кансерватыунасць, некоторую апатичность и т.д.

Истоки особого характера «уходят» в те древние времена, когда земли Беларуси начали активно заселять славянские племена, что повлияло на своеобразное мирное сосуществования на наших землях в течение нескольких столетий . Жителям раунiнных территорий, как правило, присущи спокойный, рассудительный характер. Постоянное жизнь среди лесов, болот вынуждало белорусов непрестанно i много работать .Так как мы находимся на перекрёстке всех путей между 4 сторонами света это, безусловно, способствовало расширению международной торговли, с другой стороны, являлась i причиной многих трагических событий, сложных испытаний.

Положительные черты белорусского души

(чрезвычайная толерантность (цяpпiмасць) к представителям разных наций, об этом свидетельствует то ,что у нас не было кровавых конфликтов на национально-религиозной почве. .

Отрицательное качестве характера белорусов

Белорусы почти всегда находятся на грани двух сильных (но чаще неблагоприятных) влияют — восточных i западных стран — нерешительность i некоторая равнодушие, инертность, «рабом по духу».

Белорусы в большинстве бывают довольно скрытнымi, недаверлiвымi, насцярожанымi во взаимоотношениях с незнаемымi людьми, «чужаками». преимущественно сензiтыуны i Астенические типы характера, характеризующихся абвостранымi чувствами няупэуненасцi, нерешительности, обеспокоенности, склонностью к депрессии, апатии, в общем определенных «комплексом непаунацэннасцi» .

, В.Н. Дружинин Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)

«Способность» — одно из наиболее общих психо­логи­ческих понятий. С.Л.Рубинштейн ( как и многие другие) понимал под способностями «… ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Способность к применению знания можно было бы отождествлятьс интеллектомкак способностью решать задачи на основе имеющихся знаний (тестовый интеллект).Обучаемостьхарактеризует систему приобретения знаний, а креативность(общая творческая способность) — процесс преобразования знаний (с ним связано во­обра­жение, фантазии, порождение гипотез и пр.).

Интеллект есть некоторая общая способность прис­пособления к новым жизненным условиям, как полагал В. Штерн.

Перейдем к характеристикам получивших наибольшую известность моделей интеллекта.

1.2. Модель к.Спирмена

К.Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих).

При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов. К.Спирмен пред­положил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность, а также 2) фактор, специфический для данной деятельности. Соответственно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G — фактора) и соот­вет­ству­ю­щей специальной способности (S — фактора).

Из теории К.Спирмена вытекает ряд важных следствий. Во — первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов — это фактор общей умственной энергии. Во — вторых, кор­реляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть поло­жительными. В — третьих, для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.

1.3. Модель л.Терстоуна

Согласно его идеям, каждый определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных фак­торов.

1.4. Модель Дж.Гилфорда

По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме стимул — латентная операция — реакция. Место стимула в модели Дж.Гилфорда занимает «содержание», «операция» — спо­соб­ность испытуемого, а «реакция» — результат приме­нения операции к материалу. Факторы в модели независимы.

1.5. Модель р.Кэттелла

. Он выделяет три вида интел­лектуальных способностей: общие, парциальные и фак­то­ры операции

Два фактора Р.Кэттелл назвал «связанным» интел­лектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фак­тор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приоб­ретенных в ходе социализации: с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того об­щества, к которому принадлежит индивид.

1.6. Другие иерархические модели (с. Барт, д.Векслер, ф.Вернон, л.Хамфрейс)

Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф. Вернона [14].

V:ED — вербально-образовательный фактор, отражает проявления знаний и навыков, приобретенных, в основном, в школе.

К:М — практическо-технический фактор.

На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену. На следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности и практико-технические способности. На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т.д. и, наконец, внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы.