Акцентуации и психопатии характера

По А. Е. Личко, «акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим».

По степени выраженности Личко выделяет явные и скрытые акцентуации. Явная акцентуация – крайний вариант нормы. Черты характера при этой акцентуации достаточно вы-ражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм. Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основ-ном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.

ПСИХОПАТИЯ
Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия – это патология характера. По П. Б. Ганнушкину,»психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психи-ческий облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде».
По выражению Балля,
«Психопатические личности – постоянные обитатели области, пограничной между душевным здоровьем и душевными болезнями, как неудачные биологические вариации, как чрезмерно далеко зашедшие в сторону от определенного среднего уровня или нормального типа».
Шнейдер: «Психопатические личности – это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество».
Крепелин о психопатических личностях говорит как об инфантильных (парциальный, неравномерный инфантилизм; чаще проявляется в области воли и чувств): «Впечатление чего-то недоразвитого, детского, например, повышенная внушаемость, склонность к преувеличению, чрезмерная фантазия у истериков, слабая воля у неустойчивых…».

Критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова
Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками (критерии Ганнушкина – Кебрикова):
1) тотальностью;
2) стабильностью;
3) дезадаптацией.
Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.

Классификации психопатий
Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам. Психопатии можно классифицировать по степени тяжести:
• тяжелая,
• выраженная,
• умеренная.

Можно разделять психопатии по причине возникновения:

6 стр., 2718 слов

Лекция: акцентуации характера и психопатии

... воздействии других. Акцентуация, таким образом, представляет собой крайний вариант нормы, граничащий с психопатиями. По данным Леонгарда, в современном обществе процент акцентуированных личностей достигает 50 ... разместить в разных палатах. Тест Леонгарда-Шмишека на определение акцентуации характера Личности Термин «акцентуация личности» предложен немецким ученым К. Леонгардом и понимается как ...

1. Конституциональные (или истинные, генуинные, «ядерные»).

В возникновении конституциональной психопатии решающий фактор принадлежит наследственности. К ним чаще относятсятакие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная.
2. Приобретенные (психопатическое, или патохарактеро-логическое развитие).

При психопатическом развитии главное – неправильное воспитание, негативное влияние среды. В данном случае выявляются возбудимое, истероидное, неустойчивая психопатия.
3. Органические. Последние развиваются вследствие действия на мозг пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года) патологических факторов (интоксикации, инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.).

После органического поражения головного мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая психопатия.
Разные авторы предлагают разную типологию психопатий и акцентуаций характера. Например, так выглядит классификация, предложенная А. Е. Личко:
гипертимный,
• циклоидный,
• лабильный,
• астено-невротический,
• сензитивный,
• психастенический,
• шизоидный,
• эпилептоидный,
• истероидный,
• неустойчивый,
• конформный
Кроме отдельных типов психопатий Личко выделяет также смешанные, например: гипертимно-неустойчивый, сензитивно-психастенический и др.

Несколько отличная классификация акцентуаций черт характера (демонстративный, педантичный, застревающий) и акцентуаций черт темперамента (гипертимная личность, дистимическая, аффективно-лабильная, аффективно-экзальтированная, тревожная), а также сочетания акцентуированных черт характера и темперамента (экстравертированная и интровертированная личности) предложена К. Леонгардом.
Интересное описание разных типов характера предлагает Д. Дриль. Он исследует антисоциальное поведение «нервных истериков, алкоголиков, эпилептиков», а также анализирует некоторые болезни, уголовные дела, причины совершения преступлений и связь с особенностями характера. Кроме того, Дриль характеризует некоторые персонажи из художественной литературы (например, тип Рудина, Обломова).

Дает общую характеристику «оскуделых натур».
Ф. Шольц описывает патологию детских характеров, формирование акцентуаций характера и психопатий в соответствии с разными типами воспитания, наследственности. Он использует простые названия для разных типов характера, как-то: капризный ребенок, боязливый, спесивый (ненормальности в области чувств и ощущений), ветреный ребенок, любопытный и скрытный (ненормальности в области чувств и впечатлений), беспокойный, жадный, склонный к разрушению (ненормальности в области воли и действий).

20 стр., 9813 слов

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

... свой счет. Цель данного исследования: выявить особенности развития  личности одаренного ребенка и его проблемы  социализации. Задачи: - изучить ... их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать ... и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но ...

Предлагает методы коррекции, воспитания для детей с разными типами характера.
В. В. Пшков и Г. А. Харитонов рассматривают зависимость психопатических расстройств подростков от их возраста, пола, условий воспитания, наличия органических нарушений.

Основные законы детского развития Л.С. Выготского. Понятия зоны ближайшего развития, социальной ситуации развития, ведущей деятельности.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы

развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Социальная ситуация развития
К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста.

2 стр., 920 слов

Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность ...

... в день, чтобы не создавать у детей привычки работать вполсилы. 2.Учебная деятельность как ведущая деятельность Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная ... норме. В школе закон общий для всех. Ситуация "ребенок - учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. 1.Особенности социальной ситуации развития Социальная ситуация развития младшего школьника связана ...

Зона ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. Зона ближайшего развития — это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Ведущая– это такая деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Каждому возрастному периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.