Конфликты в коллективе и пути их преодоления

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Менеджмент

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 1 курса

Макарова Светлана Викторовна

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель:

Цевенко Елена Валентиновна

Введение

На сегодняшний день вопрос о конфликте рассматривается разными науками, в том числе социологией, психологией и менеджментом. Для последней науки проблема конфликтов является особенно актуальной, так как занимает важное место в структуре коммуникации организации.

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. И любая организация (фирма, компания) не исключение. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их способов разрешения представляется весьма важным.

Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем.

В данной работе предпринята попытка дать краткий обзор некоторых психологических теорий и исследований, рассматривавших конфликт и провести теоретический анализ понятия конфликта в организации. Также рассмотрены вопросы, связанные с влиянием стресса на личность, на трудовой коллектив и даны выводы и предложения по разрешению конфликтных ситуаций в организации с предложением методов создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

4 стр., 1572 слов

Методические рекомендации по организации деятельности социального ...

... приложении предложены диагностические и дидактические материалы для организации исследований социального педагога. Кимберг А.Н. Социальный психолог о методологии воспитания (содержание профессиональной ... 2010.- №9. – С.229-235. Лукина Н.С. Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога образовательного учреждения //Вестник психосоциальной и коррекционной работы.-2006. - ...

Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Природа и причина стрессов

Понятие конфликта

Что бы более четко разобраться в природе происхождения конфликта, для начала определимся, что же такое конфликт. Несмотря на многозначность, термин «конфликт» имеет вполне определенный смысл. Более общим с точки зрения руководителя будет следующее понятие:

Конфликт — интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии, различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д.

Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения и мешает другой сделать то же самое.

Нельзя забывать, что в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты могут быть желательны. Во многих случаях ситуация конфликта помогает сформулировать большее число альтернатив или проблем, что делает процесс принятия решений более эффективным.

Исходя из этого, конфликт может быть функциональным, ведущим к повышению эффективности деятельности организации, или дисфункциональным, влияющим негативно на показатели работы.

По сферам конфликтов были выделены следующие их виды: экономические, социальные, политические, этнические, производственные, семейно-бытовые, организационные, психологические, нравственные и пр.

По количественным характеристикам вовлеченности в конфликт его участников выделяют следующие виды конфликтов.

. Внутри личностный конфликт. Он проявляется на единичном уровне, у конкретной личности. В самом общем виде он представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных влечений, интересов, потребностей, чувств. Внутри личностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутри личностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой.

. Межличностный конфликт. Его особенностью является не только строго определенное количество участников — двое, поэтому он иногда называется парциальным, — но и преобладание в таком конфликте двух ситуаций: когда оппоненты преследуют несовместимые цели или реализуют противоположные ценности, а также когда в конкурентной борьбе они преследуют одну и ту же цель, которая может быть достигнута только одной из сторон. Правда, причин межличностных конфликтов может быть гораздо больше. Межличностный конфликт часто возникает из-за психологической несовместимости. В организации межличностный конфликт — это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.

10 стр., 4788 слов

Управление конфликтом как функция руководителя

... поведением, организационным поведением, управлением персоналом. В данной работе я хочу рассмотреть конфликты, возникающие в организации и методы управления их руководителем Глава 1. Понятие и сущность ... противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутреличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, ...

. Межгрупповой конфликт. В нем оппонентами являются конкурирующие группы или коллективы, а также ситуации, когда они преследуют несовместимые цели, отстаивают разные интересы и ценности. Межгрупповой конфликт часто возникает из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами в организации.

. Конфликт «личность-группа (коллектив)». Обычно такой конфликт возникает между руководителем и коллективом или одним из членов коллектива и всем коллективом.

По продолжительности конфликты бывают:

.кратковременными

.затяжными.

Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.

Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По значению для организации конфликты делятся на: конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Функции конфликта могут быть как позитивные, так и негативные (см. таблицу 1).

Таблица 1. Функции конфликта

ПозитивныеНегативныеразрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

10 стр., 4852 слов

Организация классного коллектива

... в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. В общешкольный коллектив входят первичные коллективы (классы). Для ... успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется ...

стресс коллектив конфликт психологический

Функции конфликта — это воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта:

воздействие на психические состояния и, как следствие, на здоровье участников;

воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт;

на качество совместной деятельности членов группы.

Методы разрешения конфликта.

Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать его, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным.

Задача менеджера — спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Чтобы извлечь выгоду из него, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такая среда есть, то организация от наличия конфликтов становится только лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.

Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порой порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят так далеко, что интересы дела отходят на задний план: все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что отрицательно сказывается на развитии организации.

17 стр., 8076 слов

Управление конфликтами в организации 10

... Причины возникновения конфликтов………………………………11 Типология конфликтов………………………………………………14 Процесс развития конфликта……………………………………......16 Глава 2. Управление конфликтами в организации. Разрешение конфликтной ситуации…………………………….…..18 Действия посредника в конфликтах………………………………...24 Глава 3. Анализ управления конфликтом как формой ...

Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер.

Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом).

В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

На стадии конфликтного поведения возможны две стадии фазы: конструктивная и деструктивная. К фундаментальным факторам, оказывающим влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта, относят:

характер проблем, затронутых конфликтом или их тип, жесткость, величина;

характеристики конфликтующих сторон;

степень сходства — различия между сторонами;

факторы ситуации;

навыки управления конфликтом;

стратегии поведения в конфликте.

Деструктивная требует вмешательства руководителя. Она начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность друг другом, способами решения проблем, продуктивность совместной деятельности превышает порог терпимости, и совместная деятельность становится неуправляемой.

Если путь разрешения будет конструктивным, т. е. плодотворным, то конфликт разрешится и отношения между субъектами конфликта перейдут на новый уровень развития. За счет чего это происходит? Каждый субъект конфликта должен сопоставить свои интересы с интересами другой стороны. Затем им необходимо признать право каждого субъекта реализовать свои интересы. И, наконец, очень важно уметь прогнозировать будущие отношения с Другим при выборе того или иного варианта разрешения конфликта.

Но путь разрешения конфликта может быть и деструктивным, разрушающим нормальную структуру чего-либо. Тогда каждая сторона будет упорно отстаивать свои интересы, не желая видеть интересы Другого, не желая прогнозировать будущие отношения с этим Другим. В этом случае конфликт не будет разрешен никогда и взаимоотношения войдут в тупик, а, возможно, даже будут прерваны. Третий этап в развитии конфликта является ключевым, центральным. Он решает исход всего дела. Именно поэтому, когда говорят о конфликте, имеют в виду этот момент как определяющий все дальнейшее развитие отношений.

Деструктивное разрешение чревато неблагоприятным исходом для обоих субъектов: их отношения достигают кризисного состояния, а личностная структура «выбрасывает» из системы ценностей жизни другого как автономную личность, заслуживающую уважения и признания.

16 стр., 7708 слов

Особенности разрешения конфликтно-педагогических ситуаций студентами

... исследования является межличностное взаимодействие в конфликтах. Предметом настоящей работы являются особенности разрешения конфликтных педагогических ситуаций студентами. Целью работы является изучение способов разрешения педагогических ситуаций конфликтного содержания, что предусматривает решение ...

Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников.

Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.

Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения:

напористость, настойчивость характеризуют поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных целей;

кооперативность, характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их (его) потребностей.

Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.

Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью).

При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

Компромисс, сотрудничество — высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

5 стр., 2205 слов

К вопросу о технологии создания ситуации успеха в воспитательной ...

... достоинства. В соответствии с целью и гипотезой исследования ситуации успеха создавались в ходе воспитательной работы с подростками: на уроках, на внеклассных мероприятиях (вечера, ... волевым состоянием подростков. Успех в ходе воспитательной работы реализуется через формирование школьным и социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами ...

Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

Координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями.

Интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае он ближе всего подходит к разрешению условий, изначально породивших этот конфликт.

Конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (по существу, это уже не конфликт, а трудовой спор), вступать в конфронтацию с проблемой, а недруг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки.

Таблица 2. Модели развития конфликта

Прежний опыт взаимодействия участников конфликтаПозитивный опыт отсутствия разногласий или их успешное преодолениеОпыт непреодоленных разногласий и «недоговоренностей»Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального воздействияОтношение к новой ситуацииУверенность в возможности договоренности, стремления к поиску взаимопониманияОтсутствие уверенности в возможности договориться, поиск формального выхода из ситуацииНежелание договариваться, актуализация негативных чувствВзаимодействиеСотрудничествоКооперацияКонкуренцияЦельДоговоритьсяРешить проблему»победить»Изменение общенияИнтенсификацияОграничениеМинимизацияНеформальные компоненты в общенииПозитивные неформальные компоненты»формализация общения»Негативные неформальные компонентыВосприятие противостоящей стороныПартнерОппонентПротивникСредства воздействияИспользование неформальных компонентов — убеждения, аргументации, попытки договоритьсяИспользование формальных компонентов, апелляция к формальному порядкуИспользование средств борьбы — силовое давление, эмоциональные удары, «ловушки»

Каков же главный момент динамики мирного разрешения конфликта? Это нахождение пунктов согласия (компромисса), введение его в конструктивные рамки и налаживание переговорного процесса.

В современной социальной психологии выделяют, как минимум пять возможных путей разрешения конфликтной ситуации. Два из них носят отрицательный характер, но, к сожалению, весьма распространены.

а) Обеспечение выигрыша одной из сторон (чаще всего более слабых уговаривают снять свои претензии).

Но даже если проигравшая сторона приняла свое поражение, то это лишь временное снятие напряжения. Либо проигравшие через какое-то время вообще уйдут из организации, либо будут ожидать нового случая или ситуации для возобновления конфликта, наблюдая за противником, набирая на него компромат, чтобы в следующий раз уже не проиграть.

18 стр., 8623 слов

Методика преодоления конфликтов и стресса (на примере педагогического ...

... конфликтов и стресса в педагогическом коллективе Сормовской православной гимназии. Предмет исследования - технология преодоления конфликтов и стрессовых ситуаций ... проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны ... субъектами, связанными с участниками конфликта какими-то обязательствами, коллегами по работе. Можно выделить группу субъектов, ...

б) Снятие конфликта с помощью лжи, выдумывание несуществующих проблем или несуществующего третьего — врага, который во всем виноват.

Это опасный путь, так как приносит лишь отсрочку, а когда обман будет разоблачен, конфликт легко превращается во всеобщий, направленный против руководства, пошедшего на такой способ разрешения ситуаций; и управлять конфликтом будет почти невозможно.

Существуют так же три пути, которые носят положительный характер и могут привести к успеху.

а) Полное физическое и функциональное разведение участников конфликта. Этот метод разрешения проблемы чаще всего применяется при психологической несовместимости сторон. Но реально он может использоваться лишь в крупных организациях, где имеется возможность такого разделения не терпящих друг друга людей, чтобы они не сталкивались по работе и физически находились в разных помещениях.

б) Внутреннее переструктурирование образа ситуации. Смысл данной меры состоит в изменении внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам факт конфликта, и отношения с оппонентами приобретают положительный оттенок. Необходимо помочь людям отличить истинные причины столкновения от внешних поводов, которые иногда выглядят в глазах участников причинами. При этом истинные причины должны быть сняты. Естественно, такая работа сложна, требует помощи квалифицированного психолога, доверительных бесед с ним участников конфликта и коллектива в целом. Но этот путь — наиболее эффективен и укрепляет организацию

в) Разрешение конфликта через конфронтацию — к сотрудничеству. По своему содержанию этот путь близок к предыдущему, но касается не личных, а деловых, социальных или материальных интересов людей. Разрешение таких конфликтов может идти через специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов могут сыграть посредники — опытные руководители и психологи, владеющие навыками ведения переговоров и разрешения споров. Иногда все три пути разрешения конфликтов могут использоваться совместно.

Таким образом, в конфликтных ситуациях менеджеру следует умело и профессионально применять различные способы разрешения конфликтов с целью минимизации последствий конфликтов.

Природа и причина стрессов.

11 стр., 5458 слов

Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной ...

... индивидуального консультировании. Какова роль личности и ситуации в индивидуальном консультировании? Методическое обеспечение консультативной работы с родителями и педагогами. Какие формы ... меры профилактики этого явления. Контрольная работа №3. 1.Перечислите физические компоненты консультативного контакта, их значение в ситуации консультирования. 2.Перечислите эмоциональные компоненты ...

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Стресс, который влияет на решение проблем управления, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Психологические проявления стресса включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям. Физиологические признаки стресса — язва желудка, мигрень, гипертония, астма и боли в сердце. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс ухудшает результаты деятельности организации. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни людей.

Причины стресса связаны с факторами работы и деятельности организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы стресса — это перегрузка или, напротив, слишком малая рабочая нагрузка в конкретный период времени. Вторым фактором является конфликт ролей, который возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования или когда различаются нормы неформальной группы и требования формальной организации. Третий фактор — неопределенность ролей, возникающая, если работник не уверен в том, что от него ожидают. Четвертый фактор — неинтересная работа.

Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования друг к другу также могут вызвать стресс. Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, из-за плохого освещения или чрезмерного шума.

Личностные факторы связаны с сильными отрицательными, а иногда и положительными эмоциями от событий в частной жизни человека, которые далеко не всегда связаны с его работой.

Управление стрессами. Чтобы достичь высокой результативности и предотвратить стрессы в организации, руководители должны научиться справляться со своим стрессом.

Уменьшение вероятности возникновения стресса при управлении, нацеленном на высокую производительность труда, предполагает следующие меры:

. Необходимо проводить оценку способностей, потребностей и склонностей подчиненных и выбор соответствующего объема и типа работы для них. Когда они добьются успеха при выполнении заданий, можно увеличить нагрузку, если они того желают. В определенных случаях можно делегировать полномочия и ответственность.

. Следует разрешать подчиненным отказываться от выполнения какого-либо задания, когда у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо выполнить это задание, надо объяснять его важность и установить приоритеты.

. Следует четко описать конкретные полномочия, ответственность и ожидаемые результаты, использовать двустороннюю коммуникацию и информирование подчиненных.

. Необходимо использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

. Необходимо обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

. Следует быть наставником по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

Предотвращение стресса при работе возможно с помощью следующих методов:

  1. Разработать систему приоритетов в работе и установить, что нужно сделать сегодня, в течение недели, а что только при наличии времени.
  2. Научиться отказываться от заданий, когда загрузка достигает предела возможностей. При этом необходимо, относясь с уважением к начальнику, охарактеризовать важные задания, над которыми в настоящее время приходится работать. Если он настаивает на выполнении нового задания, выяснить, что можно отложить.
  3. Наладить эффективные и надежные отношения с непосредственным руководителем, понимать его проблемы, и помогать ему понимать ваши. Научить его уважать вашу работу и давать обоснованные поручения.
  4. Не соглашаться с руководителем или кем-либо, предъявляющим противоречивые требования. Объяснять, что эти требования несовместимы, попросить провести совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы прояснить вопрос. Не занимать обвинительной позиции, объяснять, какие проблемы порождают противоречивые требования.
  5. Сообщайте руководителю или сотрудникам о том, что ожидания или стандарты оценки непонятны. Говорите, что не уверены в конкретных, связанных с заданием, вопросах и хотели бы обсудить эти вопросы с ними.
  6. Обсуждайте отсутствие интереса к работе со своим руководителем, но не жалуйтесь. Объясняйте, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы принять участие в других видах деятельности.
  7. Находите в каждые 45 мин. или 1,5 часа несколько минут для отключения и отдыха, в которые старайтесь расслабиться и выкинуть работу из головы. Не обедайте на рабочем месте и не задерживайтесь на службе, когда работа закончена; уходя с работы, забывайте о ней до утра.

Соблюдение надлежащего режима питания, физкультура и достижение духовного равновесия снижают вероятность стресса.

Поскольку избежать стресса полностью никому не удается, необходимо учиться вырабатывать у себя низкострессовый (нестрессовый) стиль жизни.

Различия между стрессовым и низкострессовым стилем жизни:

Таблица3.

СтрессовыйНизкострессовыйИспытывает хронический, неослабевающий стрессДопускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельностиПопадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуацийИмеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабитьсяУчаствует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работеУчаствует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает достойное вознаграждениеИспытывает постоянную нехватку времени; слишком многое нужно сделать за данный отрезок времениСохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событийУравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремитьсяВоспринимает жизнь как серьезную, очень трудную ситуацию; страдает отсутствием чувства юмораНаслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмораВоспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молчаНастойчиво пытается изменить по возможности напряженные ситуации; пересматривает невозможные для выполнения сроки; избегает ненужных напряженных ситуаций; эффективно распределяет время

Таким образом, конфликты — явление неизбежное, но наиболее важным в процедуре их разрешения считается умелое и эффективное разрешение конфликтных ситуаций с функциональными последствиями для предприятия и конфликтующих сторон.

Ситуация 1.

Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им работать. Каждый из них в отдельности обращается к вам с просьбой, чтобы разобрались и поддержали его позицию.

А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтное отношение — это их личное дело. Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций. В. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способов примирения. Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

В данной ситуации, я выбираю вариант В, потому что, это мои работники и каждый из них надеется на мою поддержку и понимание. А так как я дорожу своими сотрудниками, я постараюсь разобраться в причине раздора и также померить сотрудников между собой.

Ситуация 2.

В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего произведен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы Вы поступили на месте бригадира?

А. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания. Б. Заподозренных в поступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного. В. Сообщу о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить. Г. После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.

В данной ситуации, я выбираю вариант А. Потому что, если взять за ответ другие варианты ответа, они могут помешать завершению производственного задания и послужить нарушениям трудовой дисциплины. Поэтому я подожду выполнения производственного задания и по окончанию приму меры.

Ситуация 3.

Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8ч. 15 мин. Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частных опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на работу на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

А. Независимо от своего опоздания сразу потребую его объяснений об опозданиях на работу. Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу. В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?» Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу на другое время.

В данной ситуации, я выбираю вариант Б. Потому что, в рамках приличия, я должна извиниться за своё опоздание. Также я поздороваюсь, как написано в варианте В, но объяснять ситуацию своего опоздания подчиненному, я не обязана.

Ситуация 4.

Вы работаете бригадиром уже второй год. Молодой рабочий обращается к Вам с просьбой отпустить его с работы на 4 дня за свой счет в связи с бракосочетанием. «Почему на 4?»-спрашиваете Вы. «А когда женился Иванов, вы ему разрешили 4»-невозмутимо отвечает рабочий и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня, согласно действующему положению. однако подчиненный выходит на работу спустя 4 дня. Как вы поступите?

А. Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит. Б. Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу: «Иванов тоже отрабатывал». В. В виду исключительности случая (ведь люди женятся нечасто) ограничусь публичным замечанием. Г. Возьму ответственность за прогул на себя. Просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравлю и пожелаю счастья.

В данной ситуации, я выбираю вариант Б. Предложу подчинённому отработать четвёртый день в выходной, так как заявление было подписано на три, согласно действующему положению.

Ситуация 10.

В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

А. Прежде всего установить контакт со сторонниками нового, не принимая доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на соперников силой своего примера и примера других. Б. Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии. В. Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций. Г. Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

В данной ситуации, я выбираю вариант Г. Что бы в коллективе не происходили разделенности и не происходили конфликтные ситуации нужно перед коллективом поставить общую задачу, которая будет устраивать обе стороны.

Ситуация 5.

В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а Вас нет.

А. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию. Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу. В. Предложу профгруппоргу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступать с этим человеком. Г. Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

В данной ситуации, я выбираю вариант Г. Я постараюсь найти для этого работника подходящее дело, в котором он будет заинтересован, но если и это не поможет в данной ситуации, буду рассматривать предложение на его увольнение.