ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ТЕМА: Русская литература XIX века
Вариант 1: Творчество И.А.Крылова – баснописца
План работы:
1. Творческий путь И.А.Крылова. Место басен в творческом наследии Крылова.
Новаторство Крылова-баснописца. Реализм и народность басен Крылова.
В.Г.Белинский о Крылове. Язык басен Крылова.
2. Социально-политические басни Крылова («Волк и Ягненок», «Мор Зверей», «Лев
на ловле», «Мирская сходка», «Овцы и Собаки», «Пестрые овцы», «Квартет»,
«Рыбья пляска», «Листы и Корни», «Слон на воеводстве», «Орел и Пчела», «Лев и
Мышь», «Собака и Лошадь», «Волк и Мышонок», «Лисица и Сурок», «Воспитание
Льва»).
3. Тема Отечественной войны 1812 года в баснях Крылова («Ворона и Курица», «Волк
на псарне», «Обоз», «Раздел», «Щука и Кот», «Чиж и Еж»).4. Нравственно-философские, нравоучительные басни Крылова
(«Скупой и Курица», «Муха и Дорожные», «Лягушка и Вол», «Мартышка и Очки», «Свинья под Дубом», «Ворона и лисица», «Собачья дружба», «Лев, Серна и Лиса», «Два Мальчика», «Котенок и Скворец», «Дуб и Трость», «Водопад и Ручей»)
Литература:
1. Крылов И.А. Басни.
2. Белинский В.Г. Басни Ивана Крылова. Иван Андреевич Крылов / Белинский В.Г. Сочинения (любое издание).
3. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2006.
4. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996.
5. Степанов Н.Л. Басни Крылова. М., 1969.
6. Сергеев И. Крылов. М., 1955.
7. Архипов В.А. И.А.Крылов: Поэзия народной мудрости. М., 1974.
8. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985.
9. Десницкий Л.В. Иван Андреевич Крылов. М., 1983.
Вариант 2: А.С.Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
План работы:
1. А.С.Грибоедов. Личность. Жизненный и творческий путь.
2. «Горе от ума» и комедия классицизма. Смысл названия. Сюжет комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта. И.А.Гончаров о «двух комедиях» в «Горе от ума».
3. Чацкий. Социально-политическое и философское содержание образа Чацкого. И.А.Гончаров о Чацком. Образ Софьи.
4. Особенности языка комедии.
Литература:
1. Грибоедов А.С. Горе от ума.
2. Гончаров И.А. Мильон терзаний.
3. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2006.
4. Фомичев С.А. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. Книга для учителя. М., 1983.
Проблема “ума” в комедии А.Грибоедова «Горе от ума».
... Есть два конфликта: любовный и общественный. Особенности конфликта комедии «Горе от ума»( А.С Грибоедов) В пьесе «Горе от ума» несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы ... Игореве”. Проблема “ума” в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Отражение проблемы ума видно даже в названии комедии. Грибоедов хотел показать положение в обществе человека умного, ...
5. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1968. С. 347 – 379.
6. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Изд. 2-е. М., 1974. С. 7-70.
7. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Межвузовский сборник / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988. С.59-91.
Вариант 3: «Повести Белкина» А.С.Пушкина: отношение к романтической традиции
План работы:
1. Творческий путь А.С.Пушкина. Из истории создания «Повестей Белкина». «Повести Белкина» как цикл. Понятие цикла. Порядок повестей.
2. «Литературность» — особое качество «Повестей Белкина». Роль эпиграфов и реминисценций. «Повести Белкина» — повести о торжестве жизни над литературой. Полемика автора с романтизмом и сентиментализмом:
— в повести «Выстрел»
— в повести «Метель»;
— в повести «Гробовщик»;
— в повести «Станционный смотритель»;
— в повести «Барышня-крестьянка»
3. Образ рассказчика в «Повестях Белкина» и его роль в раскрытии характеров действующих лиц и общего замысла цикла. Почему роль повествователя Пушкин передоверил вымышленному рассказчику Ивану Петровичу Белкину?
4. Роль «Повестей Белкина» в развитии русской литературы XIX века.
Литература:
1. Пушкин А.С. Повести Белкина (любое издание).
2. Учебники по русской литературе XIX века.
3. Шмидт. В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». М., 1996.
4. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература XVIII века. СПб., 1995.
5. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. Л., 1987.
6. Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989.
7. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
8. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. 3-е изд. М., 1995.
9. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М., 1980.
10. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века).
СПб., 1994.
11. Писатели о писателях. Литературные портреты. 2-е изд. – М., 2003.
Вариант 4: М.Ю.Лермонтов и его роман «Герой нашего времени»
План работы:
1. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. Эволюция лирического героя в поэзии.
Характер лермонтовской прозы.
2. «Герой нашего времени». Порядок расположения повестей и действительная последовательность событий. Смысл несоответствия. Проблема повествования в «Герое…». Связь манеры повествования с жанровой структурой романа.
3. Раскрытие характера Печорина. «Герой нашего времени» как психологический роман.
39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой
... и финалов. Повести строятся как ... лица. Главный герой – тип ... выразительным. Герой-рассказчик ... присутствует герой-рассказчик, ... которые проходит герой в жизни. ... улицам. Напоминая герою, что он ... состоянии санузла. Герой выглядит жалким ... Место герою досталось ... и герой старается ... и герой, презрев ... человеком, герой считает, ... как главный герой «выгуливал» ... действия рассказа герой уже Не стесняется ... нот… Герой также ...
4. Философская проблематика «Фаталиста». «Герой нашего времени» как философский роман».
Литература:
1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени.
2. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2006.
3. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики
русской литературы XVIII-XIX вв. М., 1998. С 95 – 111.
4. Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий.
М.-Л., 1966; изд.2-е, дополн. Л., 1975.
5. Виноградов И. Философский роман М.Ю.Лермонтова // Русская классическая литература: Анализы и разборы. Сост. Д.Устюжанин. М., 1969. С. 156 – 185.
6. Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С.231-305.
7. Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб., 1997. С.136-156.
8. Герштейн Э. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. М., 1976.
Вариант 5: Н.В.Гоголь и его комедия «Ревизор»
План работы:
1. Н.В. Гоголь. Личность. Жизненный и творческий путь.
2. Комедия «Ревизор». История замысла, история создания и постановки. Сюжет «Ревизора». Своеобразие композиции комедии, новаторство Гоголя-драматурга в построении сюжета и композиции.
3. Образная система «Ревизора». Образ города. Хлестаков – центральный персонаж комедии. Литературоведческое и сценическое истолкование этого образа.
4. Современная Гоголю критика о «Ревизоре». Истолкование проблематики пьесы в современном литературоведении.
Литература:
1. Гоголь Н.В. Ревизор.
2. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2001.
3. Войтоловская Э.Д. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Комментарий. Л., 1971.
4. Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». М., 1966.
5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.
6. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979.
7. Н.В.Гоголь: история и современность. М., 1985.
8. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
9. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
Вариант 6: Н.А.Некрасов и А.А.Фет – две школы русской лирики XIX века
План работы:
1. Жизненный и творческий путь А.Фета.
2. Творческая программа А. Фета («Ласточка», «Скучно мне вечно болтать…», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…»).
Школа «чистого искусства», ее роль в русской литературе XIX века.
3. Н.А.Некрасов. Жизненный и творческий путь.
4. Творческая программа Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобливый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия»).
Некрасовская школа гражданской» поэзии, ее представители. Различие во взглядах двух поэтических школ на природу искусства, на назначение поэзии.
Литература:
1. Фет А.А. Стихотворения.
2. Некрасов А.А. Стихотворения и поэмы.
3. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. 1840-60-е годы. М., 2001.
4. Ямпольский И.Г. Середина века. Л., 1974. С.4-82.
5. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М., 1980. Гл.: О красоте стиха. Лирика Фета и Некрасова.
6. Гин М.М. От факта — к образу и сюжету. М., 1971. Разд. 5. (Пафос спора).
46.Худ.своеобразие романа Анна Каренина
... самое начало романа, но весь его стиль связан с живым и энергическим творческим принципом, четко сформулированным ... тельных описаний и характеристик, в обстановке острых жизненных ситуаций. Анну — в момент ее ... в дни, когда он начал работу над «живым, горячим» романом о современности. И ... стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но ...
7. Бойко М. Лирика Некрасова. М., 1877.
8. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1952.
9. Скатов Н. Некрасов. М., 1994.
10. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов. Л., 1989.
11. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
Вариант 7: Проза И.С.Тургенева 1850-х годов План работы:
1. И.С.Тургенев. Жизненный и творческий путь.
2. Мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувствующего человека
в произведениях И.С.Тургенева 1850-х годов («Фауст», «Ася», «Дворянское
гнездо», «Первая любовь», «Вешние воды» и др.).
3. Сюжет и композиция повести И.С.Тургенева «Ася». Сравнить авторскую трактовку
образа г. НН и оценку главного героя тургеневской повести Н.Г.Чернышевским в
статье «Русский человек на rendez-vous». Объяснить причины несоответствия.
Ася и тип «тургеневской девушки» (сопоставить с героинями других произведений
И.С.Тургенева).
Функции пейзажных зарисовок в повести «Ася».
4. Особенности повествовательной манеры Тургенева.
Литература:
1. Тургенев И.С. Ася. Фауст. Дворянское гнездо. Первая любовь. Вешние воды.
2. Чернышевский Н.Г. «Русский человек на rendez – vous.
Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася» (любое издание).
3. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой: 1840-60-е годы. — М., 2006.
4. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики
русской литературы XVIII-XIX вв. — М, 1998. Глава V. — С. 167 – 213.
5. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. — М., 1980.
6. Батюто А. Тургенев – романист. — Л.,1972.
7. Бялый Г. Тургенев и русский реализм. — М-Л., 1962.
8. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. — Л., 1975.
9. Топоров В.Н. Странный Тургенев. — М., 1998.
Вариант 8: Драматургия А.Н.Островского
План работы:
1. А.Н.Островский. Жизненный и творческий путь. Жанровый состав драматургии А.Н.Островского.
2. Начальный период творчества. Комедия «Свои люди – сочтемся».
Тема банкротства. Тема обманутого доверия.
3. Пьеса «Гроза» (1859).
Проблема драматургического жанра. Душевная драма Катерины. Тема греха, возмездия и покаяния.
4. «Бесприданница» (1879) как психологическая драма. Лариса Огудалова
в системе персонажей пьесы. Тема купли-продажи.
Литература:
1. Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Гроза. Бесприданница.
2. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой: 1840-60-е годы. М., 2006.
3. Лакшин В.Я. Островский. М., 1976.
4. Лакшин В.Я. Театр Островского. М., 1986.
5. Ревякин А.И. «Гроза» Островского. М., 1955.
6. Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. М., 1974.
7. Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.
8. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1980.
9. Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н. Островского. Л., 1982.
10. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского. М., 1986.
Вариант 9: Лирика Ф.И.Тютчева
План работы:
1. Личность поэта. Жизненный и творческий путь.
2. Философия жизни в стихотворениях Ф.И.Тютчева. Романтическая концепция мира и человека в его поэзии. Оппозиции прошлого и настоящего, внутреннего и внешнего, рационального и иррационального и т.д.
Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман ...
... быть оптимистом. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман М.Ю.Лермонотова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Произведение было опубликовано в ... веков служит объектом многочисленных исследований и споров. Она не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Споры ведутся об образе Печорина, об ...
3. Своеобразие воплощения мира природы в лирике Тютчева. Концепция природы как живого организма. Разномасштабность образов природы: космический охват и конкретно-реалистическая детализация.
4. Тема любви в лирике Тютчева. Стихотворения «денисьевского цикла». Любовь как стихийная сила. Трагизм и психологизм тютчевской любовной лирики. Непреходящее значение любви для человека. Сравнить любовную лирику Ф.И.Тютчева с лирикой А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова.
Литература:
1. Тютчев Ф.И. Стихотворения («Безумие», «Как птичка раннею зарею», «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Сон на море», «Последний катаклизм», «Тени сизые сместились», «Цицерон», «Певучесть есть в морских волнах…», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Есть в осени первоначальной…», «Не верь, не верь поэту, дева…», «Нам не дано предугадать…», «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу…», «Я встретил вас – и все былое…» и др.).
2. Пушкин А.С. «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Кто знает край, где небо блещет…», «На холмах Грузии…», «Я думал, сердце позабыло…», «Признание», и другие стихотворения.
3. Лермонтов М.Ю. «Благодарность», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Отчего», «К*(Оставь напрасные заботы…)», «К*(Прости! — мы не встретимся боле…)» и другие стихотворения.
4. Некрасов Н.А. «Демону», «Внимая ужасам войны», «Давно, отвергнутый тобою…», «Как ты робка, как ты послушна», «О письма женщины, нам милой…» и другие стихотворения.
5. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой: 1800-1830-е годы. М., 2006. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой: 1840-60-е годы. М., 2006.
6. Пигарев К.Ф. Тютчев и его время. М., 1978.
7. Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. М., 1975.
8. Осповат А.Л. «Как слово наше отзовется…». М., 1980.
9. Кожинов В. Пророк в своем отечестве. М., 2002.
Вариант 10: Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
План работы:
1. Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. Место романа в творческом наследии
писателя.
2. Из истории создания романа. Проблематика. Смысл эпиграфа.
3. Композиция романа, основные сюжетные линии. Характеристика героев романа.
4. Поэтика романа. Особенности художественной формы.
Своеобразие реализма Л.Н.Толстого
Литература:
(подбирается студентом самостоятельно)
Вариант 11: Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»
План работы:
1. Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Место романа в творческом наследии писателя.
2. Из истории создания романа. Проблематика. Социально-нравственный и религиозный смысл романа.
3. Основные сюжетные линии романа. Тема власти денег. Характеристика героев романа.
Тема: Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
... дворянских либералов и демократов 60-х годов. Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие композиции романа. Основной композиционный прием решения идеологического конфликта. 2. Лагерь «детей» в ... 1858, янв. «Современник»). Историко-культурный и литературный контекст творчества Тургенева и русской литературы 1850-х годов («Дневник лишнего человека»(1850), «Затишье» (январь-июнь 1854), « ...
4. Художественное своеобразие романа. Особенности реализма Ф.М.Достоевского.
Литература:
(подбирается студентом самостоятельно)
Вариант 12: Проза А.П.Чехова 1890-х и 1900-х годов
План работы:
1. Жизненный и творческий путь А.П.Чехова. Место прозы в творческом наследии
писателя. Своеобразие чеховского реализма.
2. Красота подлинная и мнимая в рассказах «Попрыгунья» (1892) и «Дом с мезонином» (1896).
3. «Любовь изменила их обоих», но изменить свою жизнь они не могут – рассказ «Дама с собачкой» (1899)
4. Мысль о неразрывности правды и красоты в человеческой жизни, полной зла и несправедливости – повесть «В овраге» (1900)
Литература:
(подбирается студентом самостоятельно)