Место психологии труда, инженерной психологии и профессионального самоопределения среди других наук.

На основе анализа докладов на конгрессах Международной Ассоциации прикладной психологии (как преемницыМеждународной психотехнической ассоциации) выделены основные направления развития современной психологии труда:

· область хозяйственных задач остается самой представительной (хотя еще в психотехнике пытались рассматривать целый комплекс проблем, связанных с трудом, включая медицинские, педагогические вопросы);

· усложнение техники стало проблемой не только одной страны, но всего человечества (пример Чернобыльской аварии);

· в настоящее время вопросы «организационной психологии» часто «поглощают» другие проблемы психологии труда, т. е. в «моде» психология управления, менеджмент;

· в организационной психологии все больше сближаются традиционные вопросы психологии труда с проблемами социальной психологии;

· в настоящее время распространен термин «организационная психология и психология труда», объединяющий знания о труде в организациях и о самом работающем человеке. Примечательно, что в МГУ, на факультете психологии именно такое название используется для обозначения бывшей кафедры «Психология труда и инженерная психология», поэтому нет оснований бояться, что организационная психология «поглотит» психологию труда.

Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т. д. Одна из задач психологии труда — рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

12 стр., 5703 слов

Социальная психология — прошлое, настоящее и будущее

... проблему. Относительно «границы» между общей психологией и соци­альной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в ... стороне первую интерпретацию социальной психологии как уче ... том, чтобы способ­ствовать однозначному решению вопроса. Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ...

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т. д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т. д.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОГРАФИЯ

При переписи населения СССР в 1926 г. словарь профессий и специальностей насчитывал около 10 300 их наименований, в 1939 г. — около 19 000, а в 1959 г. — число их приближалось к 30 000. В системе Госпрофобра СССР подготовка рабочих ведется примерно по 1200 специальностям. Эти цифры объясняют, почему сейчас все большее внимание уделяется синтетической науке профессиологии, задача которой — всестороннее изучение профессий (2), и ее
-------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
отрасли — профессиографии (1), часть которой составляет психологическая профессиография (2).
Профессиография — это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. Результатом профессиографии являются профессиограммы — описания и обоснования системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку.

19 стр., 9341 слов

Вопрос 1. Понятие «профессиография».

... изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. Понятие профессиография включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. При ...

Часть профессиограммы составляет психологическая профессиограмма, а ее часть — психограмма — краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей.
Профессиография включает в себя и классификацию профессий, причем ее комплексность и синтетичность определяют весьма различные критерии этих классификаций. Ведь одно дело классифицировать профессии по их технологическим особенностям, другое — по гигиеническим, третье — по психологическим и т. д. В этом наглядно раскрываются прикладное значение профессиографии и ее комплексность. Изучение и описание любой профессии всегда ведется с определенной целью и подчинено этой цели.
Цели профессиографии могут быть различны, и профессиограммы могут составляться с целью: 1) обоснования учебных программ, обеспечивающих необходимую подготовку кадров; 2) учета и оздоровления гигиенических условий труда; 3) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора.
Профессиография включает и историю профессиографии и историческую профессиографию.

В последней представляет интерес описание исчезнувших профессий, но наиболее прогрессивная отрасль профессиографии — это ее раздел, посвященный конструированию новых профессий, взамен стихийно переходящих к нам из прошлого.
Все науки, разносторонне изучающие труд, ставят перед профессиографией различные задачи. Поэтому анализ и описание профессий — единый, но не тождественный процесс. Здесь нельзя не вспомнить слова К. Маркса: «Способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь» (3).

6 стр., 2578 слов

1. В зависимости от цели труда профессии могут быть классифицированы на …

... Педагогический опыт Решение: Освоение специалистом сущностных характеристик квалификации в практической профессиональной деятельности обусловливает становление ... поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Кроме того, методологическая функция ... : В зависимости от цели труда, то есть от того, что в профессии главное – узнавать, преобразовывать или ...

При этом надо помнить, что профессиография служит и предпосылкой любой работы по психологии данного конкретного труда и, вместе с тем, завершением всех работ по его возможно более разностороннему изучению.
-----------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------
Можно дать следующую схему комплексного анализа особенностей любой профессии: 1) производственная характеристика профессии и ее специальностей; 2) экономическое значение профессии; 3) социологическая характеристика профессии; 4) социально-психологическая характеристика: социальный ее престиж у молодежи, особенности коллектива, особенности межличностных отношений по вертикали и горизонтали; 5) педагогическая характеристика: перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; характеристика видов и сроков подготовки и маршрутов продвижения и предложения по улучшению педагогического процесса; 6) гигиеническая характеристика условий труда (с особым выделением так называемых «профессиональных вредностей» и оздоровительных мероприятий); 7) перечень медицинских противопоказаний к работе по данной профессии (с особым выделением труда женщин и подростков); 8) психологическая профессиограмма с включением психограммы как перечня не только необходимых (основных) и желательных (дополнительных) способностей, но и психологических противопоказаний.
С какой бы целью ни проводилось изучение профессии, все эти его аспекты должны учитываться, хотя и в разной мере, для различных целей. Опираясь на ряд наук, профессиограмма в каждой своей отрасли должна пользоваться системой понятий соответствующей науки: техники — при описании технологического аспекта профессии, экономики — экономического значения, социологии — социологического, педагогики — подготовки, медицины — гигиенических условий и медицинских противопоказаний. Психологический аспект профессиограммы должен быть выдержан в системе психологических понятий.

14 стр., 6604 слов

Глава 6. Психология трудовой деятельности и познавательные процессы

... отражение объективного мира, являются предметом исследования психологии и, в частности, психологии труда. В трудовой деятельности они отражают условия и содержание труда, определяют поведение работника. Основные функции ... с ними, достаточно ограничены и имеют второстепенное значение в трудовой деятельности, за исключением профессий, связанных с определяющими их анализаторами (дегустация и др.). ...

История отечественной психологии труда

В нашей стране психотехника как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 1920-е гг. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове, в других городах в этот период возникают психотехнические лаборатории. Широко разворачивается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор.

Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда, где председателем был В.М. Бехтерев. К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, изучающих проблемы, связанные с трудом. В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психотехника и психофизиология» (с 1932 г. — «Советская психотехника»).

Наряду с применением традиционного профотбора советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Были разработаны схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утомляемости в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овладения навыками. В работах отечественных психотехников (И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, А.К. Гастева, АП. Болтунова, АИ. Щербакова, В.В. Чебышева, АФ. Журавского, Н.А. Бернштейна, Б.М. Теплова и др.) высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими, разрабатывался и внедрялся трудовой метод изучения профессий, обсуждались вопросы научной организации и стимулирования труда, изучались особенности трудовых движений и «биологические установки» на трудовое движение, рассматривались проблемы взаимодействия человека и техники, закладывались основы понимания индивидуального стиля трудовой деятельности и т. д.

4 стр., 1886 слов

Роль безопасных условий труда в повышении качества трудовой жизни

... физиологического и психического напряжения в процессе трудовой деятельности труд делится на физический и умственный. Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно- ... психологии, что обеспечивает наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности ...

Отечественная психотехника, как отмечал В.М. Бехтерев, имеет своей целью «рациональное использование человеческой энергии в труде». Необходимо создать такие условия и такую обстановку труда, которые, «обеспечивая возможный максимум производства, в то же время не только оберегали бы человеческую личность от излишнего изнашивания, но и сопровождались бы условиями, гарантирующими правильное развитие личности трудящихся» (цитируется по: История советской психологии труда. Тексты / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. С. 62).

В 1926 г. в психотехнической лаборатории Института охраны труда под руководством С. Г. Геллерштейна была разработана схема всестороннего описания и анализа объективных и субъективных сторон профессиональной работы, что явилось попыткой объединения психофизиологии работника и внешних условий труда и изучения трудящегося в общей системе его взаимосвязей с внешней средой. Одна из частей данной схемы составляла профессиограмму, которая не потеряла своего значения и в современной психологии труда.

Кафедрой психотехники Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена в 1932 г. был составлен профиль психотехника. Он предназначался для выявления конкретных участков будущей работы психотехника, для установления его функций, для характеристики требований, предъявляемых к психотехнику как к руководящему работнику в области психотехники, и др. На всех участках деятельности психотехнику по окончании вуза предстояло работать в должности руководителя или научного сотрудника психотехнического кабинета или лаборатории. Эта должность требовала не только специальных знаний и навыков, но и организаторских умений, а также хорошей ориентации в смежных областях. Профиль психотехника включал также описание функций и содержания работы на каждом из участков.

6 стр., 2758 слов

Субъекты и объекты религиозного сознания. Субъект-объектное отношение религиозного отражения

... определенной религиозности. Религиозные представления -- это воспроизведение в сознании субъекта идеализированных и гипостазированных объектов. Эти объекты вызывают ... факторы личности обусловлены совместной деятельностью людей и зависимостью в этой деятельности друг от друга. Индивид ... смерти на его психику. Конечно же, психология индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием ...

Выделяют следующие основные проблемы и направления исследований отечественной психологии труда и психотехники в 1920 — 1930 гг. (по О.Г. Носковой): а) методологические разработки (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, А.К. Гастев, Н.А. Бернштейн, С.Г. Геллерштейн, А.И. Розенблюм и др.); б) разработка новых методов изучения профессий (И.Н. Шпильрейн, М. А Юровская и др.); в) развитие и совершенствование трудовых навыков и умений (С.Г. Геллерштейн, А.А. Толчинский, Ю.И. Шпигель, Л.И. Селецкая, В.В. Чебышев, К.К. Платонов и др.); г) рациональное использование кадров (М.Ю. Сыркин, А.И. Розенблюм, А.П. Шушаков, О.П. Кауфман, АП. Болтунов, АИ. Щербаков, НА. Вигдорчик и др.); д) проблемы промышленного травматизма и аварийности (А.И. Колодная, Р.И. Почтарев, П.В. Новиков, Д.И. Рейтынбарг, С.С. Вальяжников и др.); е) проблема утомления и работоспособности (А.А. Ухтомский, С.Г. Геллерштейн, А.А. Нейфах, К.Х. Кекчеев, Н.А. Эппле и др.).

В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса», резко критиковавшее в том числе и психотехнику. В последующие три года исследования по психотехнике были свернуты, организационные структуры ликвидированы, уничтожены публикации на эту тему, многие психотехники репрессированы. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой деятельности было приостановлено, прерван научный информационный обмен с зарубежными учеными.

Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились в 1960-е гг. и очень активно шли до конца 1970-х гг. Появились новые имена: И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов, Е.А. Милерян, Д.А. Ошанин, Д.Ю. Панов, В.Д. Шадриков и многие другие. Характерная особенность нового периода в развитии отечественной психологии труда заключалась в переносе внимания на общетеоретические вопросы, в то время как прикладные исследования концентрировались на области инженерной психологии и частных направлениях (например, профессиональное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.).

В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью. Большую популярность приобретает концепция научной организации труда, основы которой были заложены еще А. К. Гастевым. Своей задачей сторонники данной концепции считали разработку способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности, упорядочивания процессов целеполагания и принятия решения в труде, совершенствования систем когнитивных действий, изучение механизмов формирования субъективного отражения.

В 1970-е гг. сформировалось четыре основных направления исследования трудовой деятельности: а) психофизиологическое, концентрирующее изучение функциональных состояний в труде, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония; б) инженерно-психологическое, в рамках системы «человек — машина» шла разработка системотехнических и психологических принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологического обеспечения надежности человека; в) исследование надежности систем управления; разработка оптимальных режимов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психологии труда явились приоритетными для этого направления; г) профориентационное, которое объединяло работы по профессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации.

Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Работы Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, В.Д. Шадрикова, В.А. Бодрова, Д.А. Ошанина, АА Крылова, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, Е.А. Климова позволили выявить приоритетное положение субъекта в системе «человек — машина» и вывести проблему оптимизации труда на новый уровень. Были разработаны представления и концепции о системной организации субъекта труда, о структурной переработке информации оператором, о системогенезе труда, об индивидуальном стиле трудовой деятельности и т. д. Параллельно с исследованием собственно системы и субъекта труда шла активная разработка специфической методической базы, методологических подходов, исследовательских программ, диагностических тестов и конкретных методик для изучения специфики психики в трудовой деятельности.

Последующие годы ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Среди них можно назвать кафедры психологии труда в Ленинградском и Московском университетах, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории в Институте психологии РАН и ряд других. В данных структурных подразделениях сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные научные направления.

Сегодня психология труда — это наука, решающая различные прикладные проблемы, такие как отбор кандидатов на вакантные места, разработка программ профессионального обучения и переподготовки кадров, проектирование средств предъявления информации, планирование организационных изменений, психологические проблемы взаимодействия субъектов труда и поведения в организации и многие другие.

Концепция деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

В основе психологической теории деятельности лежит принцип марксистской диалектико-материалистической философии свидетельствующий о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. На основе этого положения Рубинштейном в 30-е гг. был сформулирован принципиальный для советской психологии принцип единства сознания и деятельности. «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое, не тождество, но единство». При этом и сознание, и деятельность понимаются Рубинштейном иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.

Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании этого единства. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как «явления» и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь декларируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию», образ является «накопленным движением», то есть свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними»… То есть сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней.

Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 40−50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем.

Во-первых, это проблема предмета психологической науки. Сточки зрения Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей, в том числе через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По мнению Рубинштейна, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов.

Рубинштейн"Основы общей психологии". Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель; разрешает задачу и выражает отношение человека к окружающему. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания. С другой стороны осознанность действия зависят от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Определение деятельности невозможно в отрыве от сознания. Разные движения могут означать разные поступки. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту. Действие — сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становиться поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании — единство сознания и бытия. Осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних появлений. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру. Деятельность — взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.

В результате всякого псих. процесса как деятельности мозга формируют чувственный образ. Он не существует вне этого процесса. Всякий психический процесс — отражение, образ вещей и явлений мира, взятые в целостности. Подлинной единицей сознания является целостный акт отражения объекта субъектом.

Леонтьев А.Н.в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева≪Деятельность. Сознание. Личность≫. В своей теории деятельности Леонтьев выдвигал следующие научные идеи.

1. Деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.

3. Развитие деятельности приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции, т. е. деятельность порождает психическую жизнь.

4. Деятельность, помимо объективного отражения реальности, переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (т. е.

нематериальной).

Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.

5. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:

— элементарная сенсорная психика;

— перцептивная психика (т. е. формирование образа);

— стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).

6. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность. (Это положение послужило основой для созданной Д. Б. Элькониным периодизации психического

развития ребенка).

Психика есть только у животных и появляется она только у животных. Растениям психика не требуется, у них есть раздражимость. Раздражимость он рассматривает, как свойство организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, непосредственно связанные с жизнедеятельностью. Чувствительность определяется, как свойство реагировать на воздействия, сами по себе, не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическом воздействии, что способствует более эффективной адаптации.

Стадии развития психики:

— сенсорная: простая деятельность соотв. восприятие свойств объекта. Пр.: креветка.

— перцептивная: — разнообразная среда соотв. восприятие объектов. Пр.: курица.

— интеллект: сложная среда, сложная деятельность — восприятие отношений. Пр.: обезьяна.

Понятие психологической системы деятельности (ПСД) по В. Д. Шадрикову

Центральным понятием в теории системогенеза деятельности является понятие психологической системы деятельности. По определению В. Д. Шадрикова психологическая система деятельности — это «целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения конкретной деятельности"Предметная деятельность предстает перед субъектом в форме нормативно одобренного способа деятельности, который затем в процессе обучения, распредмечиваясь, превращается в индивидуальный способ деятельности. Таким образом, в процессе обучения и освоения деятельности (профессии) происходит формирование внутреннего плана деятельности (психологической системы деятельности).В.Д. Шадриков предложил модель функциональной психологической системы деятельности, компонентами которой являются организованные в психологическую систему психологические свойства человека (психические функции и процессы), необходимые для достижения конкретной цели деятельности. Сущностью психологического анализа деятельности является, таким образом, изучение психических процессов и психологических факторов, которые побуждают, программируют и регулируют активность личности, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется. Данная модель анализа деятельности универсальна и подходит для анализа любой деятельности (трудовой, игровой, коммуникативной и др.).

К основным понятиям общепсихологической теории де- ятельности он относит следующие: деятельность, мотив деятельности, цель де- ятельности, результат деятельности, параметры деятельности, параметры эф- фективности деятельности, параметры цели, параметры результата, способ дея- тельности, нормативно одобренный способ деятельности, индивидуальный способ деятельности, индивидуальный стиль деятельности, структура, функция (элемента, структуры, системы), система, элементы структуры, системы, компоненты структуры, системы, динамическая система, структура деятельно- сти, психологическая структура деятельности, функциональная психологиче- ская система деятельности, психологическая система деятельности, системоге- нез. Понимание деятельности как человеческой формы активности, выражаю- щейся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной дей- ствительности проходит красной нитью через все исследования В.Д.Шадрико- ва. В

10. Основные типы и виды деятельности.

Под видом деятельностиА.В. Карпов предлагает понимать конкретную профессиональную деятельность, которая характеризуется спецификой предмета, условий, содержания и требований к ней. Ряд сходных в том или ином отношении видов объединяется в типы. Так, Карпов уточняет, что совместная деятельность — это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких соорганизованных субъектов), но в то же время включает огромное количество конкретных разновидностей. Общая дифференциация всех типов деятельности на два основных класса. К первому относятся все виды и типы деятельности, в которых в качестве их непосредственного предмета выступают любая объективная реальность, любой внешний объект, любая вещь или их совокупность. Предметы всех видов деятельности данного класса лишены одушевленности, это материальные объекты. Данный класс, который обозначается понятием субъект-объектных профессий, Ко второму классу относятся все виды и типы деятельности, непосредственным предметом которых выступает одушевленный субъект — человек. К такого рода деятельности относится, например, деятельность руководителя, педагога, врача и т. п. Данный класс обозначается понятием субъект-субъектных типов деятельности. Полезной для психологов является классификация профессий по отраслям народного хозяйства. Эта классификация многоцелевая, основу ее составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли, психолог может представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму. Довольно общим, хотя и важным, является разделение деятельности на индивидуальнуюи совместную Предельно общим является разделение видов деятельности на внешние и внутренние Деятельность также принято разделять на исполнительскую и управленческую. Известна классификация профессий для профориентации школьников, разработанная Е.А. Климовым. В ней профессии предстают как многопризнаковые объекты. Характеристика конкретной профессии определяется сочетанием признаков, выбранных из некоторого множества по четырем уровням. Первый уровень объединяет типы профессий по предметному содержанию труда (Ч — человек, П — живая природа, Т — техника и неживая природа, З — знак, X — художественный образ).

В соответствии с этим выделяются пять типов профессий: «человек — человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек — знак», «человек — художественный образ». Второй уровень представляют классы профессий, объединенных по преобладающей цели трудовых задач (П — преобразовательные, Г — гностические, И — изыскательские).

Третий уровень составляют отряды профессий, классифицируемых по используемым орудиям труда (Р — ручные, М — механизированные, А — автоматизированные, Ф — функциональные).

Наконец, четвертый уровень объединяет группы профессий по условиям труда и их требованиям к человеку (Б — бытовые условия труда, О — работа на открытом воздухе, Н — необычные условия труда, связанные с наличием факторов вредности для здоровья, опасности, М — особые требования профессии к моральным качествам субъекта труда).

Анализируя конкретную профессию по указанным основаниям, можно составить ее «формулу». В.Е. Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учитывающие цели, орудия и условия труда. К первому типу относятся так называемые социономические профессии: медицинское обслуживание; воспитание и обучение; бытовое обслуживание; информационное обслуживание; защита общества и государства. Ко второму типу относятся технономические профессии: создание, монтаж, сборка технических устройств; эксплуатация технических средств; ремонт технических устройств. Третий тип объединяет биономические профессии: изучение, исследование и анализ состояния и условий жизни растений и животных; уход за растениями и животными (их выращивание, воспроизводство); профилактика заболеваний растений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болезней, лечение заболевших. Четвертый тип — сигнономические профессии, оперирующие с текстами на родном и иностранных языках; с цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, картами, схемами; звуковыми сигналами. В пятый тип объединены артономические профессии: создание, проектирование, моделирование художественных произведений; воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре; воспроизведение, копирование, размножение художественных произведений в массовом производстве.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector