Доклад на тему «Когнитивные ошибки»

Астапова Алина

5 ДБО 2 группа

1.Когнитивные ошибки как вид следственных ошибок

Существует множество различных по своей природе следственных ошибок. Все они так или иначе влияют на поведение, чувства, эмоции следователя, который, являясь субъектом расследования преступлений, привносит их в свои решения,которые он принимает в связи с таким расследованием.

Одни следственные ошибки могут быть исправлены, другие — нет. И, пожалуй, одними из самых сложных для исправления будут ошибки психофизиологического характера, те, что заложены в мышлении следователя как представителя биологического вида. К таким ошибкам и относятся когнитивные ошибки. Итак, что же такое когнитивные ошибки?

Понятие когнитивной ошибки

В психологии под термином когниция принято называть процесс познания мира человеком и самого себя, с помощью которого происходит обработка информации. Группа учёных во главе с Е.С. Кубряковой определяют когницию как центральное понятие когнитивной науки (наука, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей), сочетающее в себе значения двух латинских слов – cognitio, познание, познавание и cogitatio, мышление, размышление, обозначающее познавательный процесс или совокупность психических процессов – восприятия, категоризации, мышления, речи и пр., служащих обработке и переработке информации. Включает осознание и оценку самого себя в окружающем мире и построение особой картины мира – все то, что составляет основу для поведения человека.1

Так или иначе большинство учёных соотносят когницию с познавательными процессами. Так, В.И.Гинецинский определяет когнитивную сферу как систему, состоящую из четырёх уровней: уровень ощущений, уровень восприятий, уровень представлений и уровень мыслей.2

13 стр., 6090 слов

Понятие образа мира у детей в старшем дошкольном возрасте

Оглавление Введение 1. Психологические аспекты образа мира у детей 1.1 Категория образа в психологии .2 Сущность понятия "образ мира" в психологии . Методы диагностики "образа мира" в возрасте 5-6 лет .1 Психическое развитие в старшем дошкольном возрасте .2 Методики диагностики "образа мира" в возрасте 5-6 лет Заключение Список литературы образ мир психология дошкольный Введение Философская ...

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что когнитивные ошибки (искажения) — это ошибки, влияющие на ощущение, восприятие, представление и мышление человека. При этом под когнитивными ошибками понимаются только систематические ошибки, а также шаблоны (образцы) и стереотипы (устоявшиеся отношения к чему-либо), которые мешают мыслить рационально.

Место когнитивных ошибок в системе следственных ошибок

Психологические ошибки лежат в основе всех ошибок, в том числе и следственных3 — утверждает Крамаренко В.П. С ним нельзя не согласиться, так как процесс расследования преступлений всегда начинается с получения, анализа и оценки какой-либо имеющейся информации. Чтобы достичь истины следователю необходима изначальная информация, которая даёт толчок к последующим действиям. Прежде чем применить к обработке информации знания, умения, опыт необходимо сначала получить данную информацию через ощущения, которые тесно связаны с другими познавательными процессами. Поэтому при получении информации первыми действуют врождённые психофизиологические процессы, независимо от воли следователя. И если допустить, что в иррациональном процессе мышления сразу заложена ошибка, то исказится вся изначальной информации, на основании которой будет строиться всё дальнейшее расследование.

Так как когнитивные ошибки — это ошибки познания, которое относится к психологической сфере, следовательно, когнитивные ошибки первоначальны для всех иных следственных ошибок.

2.Типология когнитивных ошибок (искажений)4

Общепризнанной типологии когнитивных искажений на данный момент не существует.

Однако некоторые психологи выделяют четыре группы когнитивных ошибок: ошибки, связанные с поведением и принятием решений; ошибки, связанные с вероятностями и стереотипами; социально обусловленные искажения; искажения, связанные с ошибками памяти.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся когнитивных ошибок.

Ошибки, связанные с поведением и принятием решений:

  1. Искажение в восприятии сделанного выбора— тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.
  2. Эффект повального увлечения, конформизм— тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это).
  3. Отклонение в сторону результата— тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («Победителей не судят»).
  4. Ошибка при планировании — тенденция недооценивать время выполнения задач. Также известно как следствие закона Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».
  5. Подчинение авторитету— склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.
  6. Потребность в завершении— потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок.
  7. Предвзятость подтверждения — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.
  8. Селективное восприятие— тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие.

Ошибки, связанные с вероятностями и стереотипами:

5 стр., 2290 слов

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

... использование основной априорной информации под влиянием специфики рассматриваемого случая[3]. Ошибка полноты распределения— тенденция верить, что ... с вероятностями и стереотипами Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, ... к крайним решениям— тенденция избегать экстремальных решений, выбирая промежуточные. Отклонение в сторону результата— тенденция судить о решениях по их ...

  1. Иллюзия корреляции— ошибочная вера во взаимосвязь определённых действий и результатов.
  2. Стереотипизация — ожидание от члена группы определённых характеристик, без знания какой-либо дополнительной информации о его индивидуальности.
  3. Субъективное придание значимости— восприятие чего-либо, как истинного, если верования субъекта требуют, чтобы это было истинным. Сюда также входит восприятие совпадений как взаимосвязи.
  4. Эффект сверхуверенности— тенденция переоценивать свои собственные способности.

Социально обусловленные ошибки:

  1. Иллюзия прозрачности— люди переоценивают способность других понимать их, и они также переоценивают свою способность понимать других
  2. Фундаментальная ошибка атрибуции— тенденция людей объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы, и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект
  3. Эффект ореола— имеет место при восприятии одного человека другим и состоит в том, что позитивные и негативные черты человека «перетекают», с точки зрения воспринимающего, из одной области его личности в другую.

3.Практическое значение когнитивных ошибок

Появление ошибок ведёт к неправильности принимаемых решений и действий. Как указывает Крамаренко В.П. допускаемые следователем ошибки могут создать угрозу наступления негативных последствий, то есть могут привести к таковым последствиям, а могут быть вовремя устранены, либо же по иным причинам не привести к негативным последствиям, однако реальную угрозу наступления этих последствий создать. Это относится, в первую очередь, к ошибкам в тактико-психологическом обеспечении расследования.5 Ошибки в познании (как составляющие психологического компонента следственных ошибок) обуславливают ошибочный выбор направлений и путей решения, возникающих проблем, что в свою очередь, проявляется в ошибочных формах моторной реализации принятых решений (ошибочные действия), ошибочных формах обратной связи и т.д.6 А.Ю.Попов, А.А.Вихман подтвердили влияние когнитивных ошибок на принятие решений следователями на практике. Эксперимент состоял в предоставлении для ознакомления следователям со стажем работы 20-30 лет личных дел осуждённых, отбывающих наказание. При этом из них было исключено только положение о том, за что осуждённый отбывает наказание, однако было указано, что из 12 дел по шесть дел об убийстве и мошенничестве. Следователям было предложено изучить личные дела и определить кто является убийцей, а кто мошенником. Результатом стали данные о том, что профессионально опытные следователи уверены в правильности своего решения, основанного на предоставленной для изучения информации, в то время как точность их результата практически не отличается от ожидаемого результата при случайном угадывании и в выборке студентов педагогического вуза, с той лишь разницей, что последние в своём выборе не уверены.7

19 стр., 9479 слов

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

Курсовая работа Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников Введение Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда ...

9 стр., 4083 слов

V3: Современные образовательные парадигмы и актуальные педагогические проблемы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава) Факультет клинической психологии Кафедра клинической психологии   УТВЕРЖДАЮ: Декан __________________ факультета __________________________________ «___» ...

Список литературы:

  1. Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Г.Лузина. М., 1997;
  2. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии: Учебное пособие — Спб.: СпбГУ, 1997 — с.200;
  3. Крамаренко В.П. Некоторые аспекты психологических ошибок, допускаемых при решении задач расследования преступлений. Актуальные проблемы права:Материалы ХХI межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава « Актуальные вопросы правоприменительной практики». Научно-методический сборник № 21. Часть 2. Книга 2. – Для курсантов, адьюнктов, студентов ДЦПО и преподавателей. Калининград: КПИ ФСБ России, 2007. — 96 с. (с.50 — 52);
  4. Крамаренко В.П. Следственные ошибки на этапе предварительного расследования // Актуальные проблемы права: Материалы секции «актуальные проблемы права», X межвузовская научно – практическая конференция профессорско–преподавательского состава / Научно — методический сборник № 10 – Часть 2 – Калининград: КВИ ФПС РФ, 2002, С. 41 – 46.;
  5. Крамаренко В.П. Психофизиологический компонент следственных ошибок// Актуальные проблемы правового регулирования общественных отношений: материалы межвузовской научно-практической конференции / под общ.ред. О.А. Заячковского. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, — 2011. С. 194 – 207.;
  6. Попов.А.Ю., Вихман А.А. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология// Вестник ЮурГУ. Серия «Психология» — 2014г. — №1 (т.7);
  7. http://www.psychologos.ru/

1Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Г.Лузина. М., 1997

16 стр., 7562 слов

Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе

Департамент Образования г. Москвы ГБОУ ВПО МГПУ Института естественных наук Курсовая работа по педагогической психологии На тему: "Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе Выполнила студентка 3 курса Б-31 Андарало К.И. Научный руководитель: Белянская О.В. Москва 2012 Содержание Введение 1. Теоретические основы понимания учащимися учебного материала 1.1 Понимание ...

2Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии: Учебное пособие — Спб.: СпбГУ, 1997 — с.200

3Крамаренко В.П. Некоторые аспекты психологических ошибок, допускаемых при решении задач расследования преступлений.Актуальные проблемы права:Материалы ХХI межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава « Актуальные вопросы правоприменительной практики». Научно-методический сборник № 21. Часть 2. Книга 2. – Для курсантов, адьюнктов, студентов ДЦПО и преподавателей. Калининград: КПИ ФСБ России, 2007. — 96 с. (с.50 — 52)

4http://www.psychologos.ru/

5Крамаренко В.П.Следственные ошибки на этапе предварительного расследования // Актуальные проблемы права: Материалы секции «актуальные проблемы права», X межвузовская научно – практическая конференция профессорско–преподавательского состава / Научно — методический сборник № 10 – Часть 2 – Калининград: КВИ ФПС РФ, 2002, С. 41 – 46.

6Крамаренко В.П. Психофизиологический компонент следственных ошибок// Актуальные проблемы правового регулирования общественных отношений: материалы межвузовской научно-практической конференции / под общ.ред. О.А. Заячковского. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, — 2011. С. 194 – 207.

7Попов.А.Ю., Вихман А.А. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология// Вестник ЮурГУ. Серия «Психология» — 2014г. — №1 (т.7)