Феномен профессионального «выгорания»: источники
возникновения, диагностика, профилактика
Овдей С.В., кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии управления Академии управления
при Президенте Республики Беларусь
Феномен
Феномен профессионального выго-
рания связан с особенностями выпол-
нения профессиональной деятельности
человеком [1,4]. Он представляет собой
результат уточнения сущности психоло-
гического явления, описанного еще в
1974 году Х. Дж. Фрейденбергом и на-
званного последним «выгорание» (англ.
«burnout» — выжечь, выгореть) [2].
Автор и его последователи на первых
порах под этим термином подразуме-
вали особое эмоциональное состояние
здоровых людей, возникающее у них во
время работы как результат слишком ин-
тенсивного взаимодействия с большим
количеством людей за довольно корот-
кий промежуток времени.
Однако К. Маслач, ведущий теоре-
тик в области изучения феномена про-
фессионального выгорания, отметила
некорректность отнесения данного фе-
номена к профессиональным стрессам
любого рода. В качестве отличительного
признака она называет утрату професси-
оналами позитивных чувств, сочувствия
и уважения к клиентам. Поэтому данный
феномен первоначально был определен
как «плата за сочувствие»[3]. При этом
ею подчеркивается, что сущность выго-
рания именно в истощении, а не в по-
тере творческого потенциала личности
или специфической реакции на скуку,
связанную со стереотипизацией про-
фессиональных действий [5]. Поэтому
сегодня доказано, что выгорание свой-
ственно не только представителям «по-
могающих» профессий. Этот синдром
был обнаружен даже у программистов,
для работы которых контакт с людьми
вообще не характерен.
Однако по-прежнему можно говорить,
что наибольшее значение в возникно-
вении профессиональной деформации
личности он играет у специалистов, суть
деятельности которых предполагает по-
стоянный тесный контакт с большим
количеством людей или с людьми с
большим количеством неразрешенных
проблем. Поэтому для специалистов про-
Феномен человека проблемы соотношения биологического, социального и духовного
... духовного в человеке. Предмет исследования: анализ феномена человека: проблемы соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Объект исследования: человек. 1.Биологическое и социальное в человеке. Казалось бы, ... то, что специфически отличает человека от животного – представляет собою на 100 % – не на 90 и даже не 99 – результат социального развития человеческого общества, ...
фессий «человек-человек» знание свое-
го психо-эмоционального состояния и
способов профилактики или коррекции
(при необходимости) включается в их
профессиональную компетентность.
Диагностика
Самодиагностику уровня проявления
данного синдрома можно осуществить с
помощью модификации методики «Син-
дром «Выгорания» в профессиях систе-
мы «человек-человек»», предложенной
Н.Е. Водопьяновым [4], которую он раз-
работал на основе трехмерной модели
К. Маслач и С. Джексона[6].
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА
«СИНДРОМ «ВЫГОРАНИЯ»
(модификация методики
Н.Е. Водопьянова)
Инструкция: Вам предлагается 22
утверждения о чувствах и пережива-
ниях, связанных с работой. Пожалуй-
ста, прочитайте внимательно каждое
утверждение и решите, чувствуете ли
Вы себя так относительно вашей рабо-
ты. Если у Вас никогда не было такого
чувства, поставьте любой знак рядом
с номером вопроса в графе «никогда»
бланка для ответов. Если у Вас было та-
кое чувство, укажите, как часто Вы его
ощущали. Для этого выберите ответ,
соответствующий частоте переживания
того или иного чувства, и занесите его в
бланк для ответов.
ТЕКСТ МЕТОДИКИ
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как вы-
жатый лимон.
3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и
должен идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги
и/или подчиненные, клиенты и использую это в
интересах дела.
5. Я общаюсь с моими коллегами и/или подчинен-
ными, клиентами чисто формально, без лишних
эмоций и стремлюсь свести общение с ними до
минимума.
6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально
воодушевленным.
7. Я умею находить правильные решения в кон-
фликтных ситуациях.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я могу положительно влиять на продуктивность
работы моих коллег и/или подчиненных, клиентов.
10. Я проявляю черствость (бесчувственность) по
отношению к тем, с кем работаю.
11. Как правило, окружающие меня люди многого
требуют от меня, или манипулируют мною. Они
скорее утомляют, чем радуют меня.
12. У меня много планов на будущее и я верю в их
осуществление.
13. Я испытываю жизненные разочарования.
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко
многому, что радовало раньше.
15. Мне действительно безразлично то, что про-
исходит с некоторыми моими коллегами и/или
подчиненными, клиентами, знакомыми.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжела-
тельности и сотрудничества при общении с колле-
гами и/или подчиненными, клиентами, знакомыми.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их
статуса и характера.
19. Я многое успеваю сделать.
20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
21. Я многого достигаю в своей жизни.
22. 3накомые и коллеги по работе (подчиненные)
перекладывают на меня груз своих проблем и
обязанностей.
Феномен профессионального «выгорания»: источники
возникновения, диагностика, профилактика
Овдей С.В., кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии управления Академии управления
при Президенте Республики Беларусь
В помощь
специалисту-практику
39
Социальная работа, №6 2010
В помощь
специалисту-практику
Обработка результатов проводится в три этапа:
1. Сначала каждому ответу Вы присвоите балл в соответствии с отнесенностью
того или иного утверждения к «положительным» или «отрицательным».
2. После этого, в соответствии с ключом, представленным ниже, подсчитайте на-
бранные Вами баллы по трем субшкалам (вне зависимости от того, оценивалось
ли утверждение как «положительное» или «отрицательное»!).
3. Определите уровень Вашего «выгорания», переведя полученные баллы по шка-
лам следующим образом.
Интерпретация:
С помощью данной методики измеряются все три ключевых признака профессио-
нального выгорания по К. Маслач и С. Джекобсону:
1) чувство эмоциональной опустошенности и усталости (или «эмоциональное ис-
тощение»), вызванное собственной работой;
2) ощущение утраты эффективности или достижений, чувство некомпетентно-
сти (или «редукция личных достижений» в терминах автора методики).
Редукция
означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое
общение с людьми, редукция проявляется в попытке облегчить или сократить обя-
занности, которые требуют эмоциональных затрат;
3) личностная отстраненность от
своего труда и его объектов (или «де-
персонализация»).
СИМПТОМ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ»
Это основной компонент личностно-
го выгорания, заключающийся в чувстве
перенапряжения и исчерпанности эмо-
циональных и физических ресурсов.
А. Складывающийся симптом — у
человека усиливается осознание пси-
хотравмирующих факторов профессио-
нальной деятельности, которые трудно
или вовсе неустранимы. Человек чув-
ствует себя предельно уставшим, для
выполнения повседневных обязанно-
стей ему требуются чрезмерные усилия.
У него появляется состояние тревожной
напряженности. При приближении ве-
личины баллов к уровню «сложившего-
ся симптома» возникает неадекватное
избирательное эмоциональное реаги-
рование. Причем сам специалист может
этого не замечать, в то время как окру-
жающие отмечают его эмоциональную
черствость, неучтивость, равнодушие.
Расширяется сфера экономии эмоций:
страдая от необходимости на работе
соответствовать нормативам и обязан-
ностям взаимоотношения с клиентами
и коллегами, человек начинает «эконо-
мить» на эмоциональных контактах с
родными, приятелями, знакомыми.
Особенности синдрома эмоционального выгорания у профессиональной ...
... c этим фактом личностные конфликты» [13]. [11] Андрунь, С.В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей / С.В. Андрунь // Дошкольная ... развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, a как менять – неизвестно. 3 Возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, ...
Б. Сложившийся симптом — ра-
ботник начинает ощущать, что не в со-
стояние войти в положение клиентов,
соучаствовать, отзываться на ситуации,
которые по профессиональным обя-
занностям должны его побуждать к
деятельности, усиливать его интеллек-
туальную, волевую и нравственную от-
дачу. При приближении показателей к
максимуму у человека эмоциональный
дефицит проявляется в резкости, грубо-
сти, раздражительности, неожиданных
и неоправданных обидах. Он все чаще
испытывает негативные эмоции, а по-
зитивные практически исчезают из его
жизни. Кроме того, может возникать
эффект эмоциональной отстраненности:
работник почти полностью исключает
эмоции из профессиональной деятель-
ности. Он выполняет свои обязанности
как автомат. Ни позитивные, ни негатив-
ные обстоятельства не вызывают у него
эмоционального отклика, хотя в других
сферах его жизнь может быть эмоцио-
нально полноценной. Если же и такая
защита дает сбой, то начинают прояв-
ляться психосоматические и психове-
гетативные нарушения. В таком случае
Название
субшкалы
Показатель выраженности симптома
Не сложившийся
симптом
Складывающийся
симптом
Сложившийся
симптом
Эмоциональное
истощение
0 — 15 16 — 27 28 — 54
Редукция личных
достижений
0 — 14 15 — 24 25 — 48
Деперсонализация 0 — 9 10 — 15 16 — 30
Название субшкалы Номер утверждения Сумма баллов
Эмоциональное истощение (ЭИ) 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20
Редукция личных достижений (РЛД) 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21
Деперсонализация (ДП) 5, 10, 11, 15 ,22
Номера
«положительных» утверждений
Номера
«отрицательных» утверждений
1, 2, 3, 5, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 20, 22 4, 6, 7, 9, 12, 17, 18, 19,21
Частота переживаний Баллы Частота переживаний Баллы
Никогда 0 Никогда 6
Очень редко 1 Очень редко 5
Редко 2 Редко 4
Иногда 3 Иногда 3
Часто 4 Часто 2
Очень часто 5 Очень часто 1
Всегда 6 Всегда 0
№
утверж-
дения
Частота переживания
Никогда
Очень
редко
Редко Иногда Часто
Очень
часто
Всегда
1.
2.
3.
…..
22.
Образец бланка для ответов методики “Синдром “выгорания”
40
Социальная работа, №6 2010
даже мысль о субъектах профессиональ-
ной деятельности, необходимости кон-
тактов с ними может вызывать плохое
настроение, чувство страха, бессонницу,
неприятные ощущения в области серд-
ца, сосудистые реакции, обострение
хронических заболеваний и т.п.
СИМПТОМ «РЕДУКЦИИ
ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»
Он может быть определен как ощу-
щение утраты эффективности и дости-
жений в профессиональной деятельно-
сти. Это профессиональная самооценка
в синдроме выгорания.
А. Складывающийся симптом — в
результате неудач или неспособности
Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека
... формируются те или иные профессионально важные качества, позволяющие человеку соответствовать требованиям выбранной профессии; и охарактеризовать психофизиологию сознания в профессиональной деятельности человека. Работа состоит из введения, двух глав основной части, ...
повлиять на психотравмирующие об-
стоятельства, человек обычно испыты-
вает недовольство собой, избранной
профессией, занимаемой должностью,
конкретными обязанностями. Человек
не видит перспектив для своей профес-
сиональной деятельности. У работника
возникает чувство некомпетентности в
своей профессиональной сфере, осо-
знание неуспеха в ней. Снижается удо-
влетворенность работой.
Б. Сложившийся симптом — утрачи-
вается вера в свои профессиональные
возможности. Наблюдается приниже-
ние собственных профессиональных
потребностей и желаний, связанное с
чувством недостатка компетентности.
Субъекты обслуживания, лечения, обу-
чения и воспитания обделяют элемен-
тарным вниманием своих клиентов. Со-
циальный работник не находит нужным
дольше беседовать с клиентом, побудить
к подробному изложению жалоб, про-
блем. Материал беседы получается ску-
пым и недостаточно информативным,
не вырабатываются пути решения про-
блем клиента, особенно, с его активным
участием. Редукция профессиональных
обязанностей — привычная спутница
снижения общей культуры в деловых
контактах. В то же время неразре-
шенные проблемы профессиональной
компетентности камуфлируются «тру-
доголизмом»: трудоголик чаще всего
прикрывает темпом, удлинением своего
рабочего дня профессиональную несо-
стоятельность.
СИМПТОМ «ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ»
Он связан с межличностными взаи-
моотношениями работника и окружаю-
щих (клиентов, коллег).
Через него про-
является негативная или поверхностная
реакция на различные аспекты работы в
целом и, особенно, на людей, с которы-
ми работает профессионал.
А. Складывающийся симптом — под-
вергается сомнению ценность работы,
выбранной профессии, что проявляется
в широком диапазоне умонастроений и
поступков профессионала в процессе
общения.
Прежде всего, отмечается частичная
утрата интереса к человеку — субъек-
ту профессионального действия. Он
воспринимает клиента не как живого
человека, а как неодушевленный пред-
мет, как объект для механических дей-
ствий, манипуляций: с ним приходится
что-то делать. Объект тяготит своими
проблемами, потребностями. Начина-
ет действовать принцип «хочу или не
хочу»: работник проявляет внимание к
клиенту, откликается на его потребности
и состояния в зависимости от своего же-
лания, а не насущных нужд клиента.
Личность утверждает, что работа с
людьми неинтересна. Система устано-
вок и морально-нравственных ценно-
стей профессионала начинает смещать-
ся к антигуманной.
Б. Сложившийся симптом — проис-
ходит полная утрата интереса к клиенту
как субъекту профессиональной дея-
тельности. Воспринимаясь как объект,
а не равноправный субъект взаимодей-
ствия, клиент может быть неприятен
даже своим присутствием, раздражает
сам факт его существования. Возникает
своеобразная потребность в самооправ-
дании, связанная с усилением избира-
тельности действий с клиентами. Про-
Психологический анализ профессиональной юридической деятельности
... Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью. Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль ... уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д. В уголовном ...
исходит явное искажение принципов и
системы ценностей.
Вполне возможно возникновение
эмоционально-волевого антигуманисти-
ческого настроя. Бесчувственное, анти-
гуманное отношение к клиентам специ-
алиста в социальной сфере проявляется
в том, что он начинает считать: все про-
блемы и беды, с которыми клиенты при-
ходят к этому профессионалу, есть благо
для них. В наиболее тяжелых формах
«выгорания» личность рьяно защищает
свою антигуманистическую филосо-
фию: «ненавижу за …», «презираю за
…». В таких случаях «выгорание» начи-
нает смыкаться с психопатологическими
проявлениями личности.
Источники
Состояние «выгорания» приобрета-
ется, поэтому знание основных источни-
ков его возникновения может служить
основанием для профилактики.
У каждого человека сочетание
симптомов «выгорания» носит инди-
видуальный характер и определяется
комплексом ситуативных и личностных
факторов. Однако выделяются и общие
факторы, которые обычно подразделяют
на внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы включают:
1) условия материальной и социаль-
ной среды — экономическая стабиль-
ность, социальные и родственные связи,
экология, удобство места работы и пр.;
2) содержание работы, куда в пер-
вую очередь относится хронически
напряженный психоэмоциональный
характер деятельности. Для успеш-
ности при работе с людьми профес-
сионалу необходимо постоянно под-
креплять эмоциями процесс общения:
активно ставить вопросы, внимательно
слушать, усиленно запоминать, быстро
взвешивать альтернативы и принимать
решения. Не меньшую роль играет в
возникновении состояния «выгора-
ния» дестабилизирующая организация
деятельности специалиста. Сюда в пер-
вую очередь относятся нечеткая орга-
низация и планирование труда, плохо
структурированная, расплывчатая, про-
тиворечивая или изобилующая незна-
чимыми подробностями информация,
на которую вынужден опираться специ-
алист в своей деятельности. Не меньшее
значение в возникновения «выгорания»
имеет завышение норм контингента, с
которым за день (неделю) должен взаи-
модействовать специалист. Следующим
фактором является высокая нравствен-
ная и юридическая ответственность за
процесс и результат взаимодействия с
клиентом. И последний фактор — это
изначально психологически трудный
контингент, с которым имеет дело спе-
циалист в сфере общения, особенно, в
сфере социальной работы. В зависи-
мости от статистики своих наблюдений,
специалист начинает составлять список
тех, кого надо эмоционально игнори-
ровать: невоспитанных, распущенных,
неумных, капризных или безнравствен-
ны. Однако постепенно этот список на-
чинает неоправданно увеличиваться, и
тогда эмоциональная отстраненность
как механизм психологической защиты
начинает использоваться неуместно:
профессионал не включается в нужды
и требования вполне нормального пар-
Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности ...
... время подготовки к урокам. Деятельностный характер самостоятельной работы Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она ... сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он ...
тнера по деловому общению, перестает
выполнять профессиональные функции.
Наступает «выгорание».
3) социально-психологические усло-
вия деятельности, способствующие
выгоранию, связаны с количеством
деструктивных конфликтов в органи-
зации, как по вертикали (в системе
В помощь
специалисту-практику
41
Социальная работа, №6 2010
В помощь
специалисту-практику
«руководитель-подчиненный»), так и по
горизонтали («коллега-коллега»).
Самому человеку довольно трудно
изменить что-либо в этих факторах, но
знание о них, их влиянии на возник-
новение «выгорания», позволяет быть
готовым к этому воздействию, что уже
может служить профилактическим сред-
ством.
К внутренним факторам следует от-
нести:
1) склонность к эмоциональной
сдержанности, малой восприимчиво-
сти. В то время как экспериментально
и опытным путем подтверждено, что
достаточно эмоционально реактивный
и восприимчивый человек может прора-
ботать в профессии «человек-человек»
до пенсии, не утратив отзывчивость,
эмоциональную вовлеченность, способ-
ность к соучастию и сопереживанию;
2) интенсивная интериоризация
обстоятельств профессиональной дея-
тельности. Неадекватно эмоциональ-
ное восприятие клиентов и их проблем.
Судьба, здоровье, благополучие людей,
с которыми работает специалист, вы-
зывают у него интенсивное соучастие
и сопереживание, оставляют глубокий
след в его душе. Данное психическое
явление обычно возникает у людей с
повышенной ответственностью за пору-
ченное дело и исполняемую роль. Чаще
встречается у начинающих работников и
может привести к полному растворению
в другом (клиенте), размыванию границ
собственного «Я». Ресурсы быстро ис-
тощаются и можно говорить о профес-
сиональной некомпетентности, которую
называют «безграмотным сочувствием».
Одни в этом случае через некоторое
время меняют профиль работы или даже
профессию. Другие научаются четко
разделять собственное «Я» и личность
клиента, помогая тому решить его про-
блемы, но не замещая ими свою лич-
ную жизнь. Третьи начинают выгорать,
используя в виде психологической за-
щиты либо неоправданную конкретной
ситуацией агрессию, либо безразличие
и апатию;
3) алекситимия — невозможность
выразить словами свои ощущения и
эмоции, что всегда связано с повышени-
ем уровня тревожности;
4) слабая мотивация эмоциональной
отдачи в профессиональной деятель-
ности: у специалиста отсутствуют или
недостаточно представлены в системе
мотиваторов профессиональной дея-
тельности альтруистические ценности.
Человек не привык и не умеет поощрять
себя за сопереживание и соучастие, ко-
торые он проявляет к своим клиентам.
Альтруистическая эмоциональная отда-
Методы профилактики профессиональной деформации и профессионального ...
... эмпирическое исследование 5. Описать возможности профилактики профессионального выгорания руководителей. База исследования: исследование проводилось на базе ____, в нём приняло участие 20 человек: 10 человек, занимающих руководящие должности, 10 ...
ча для такого человека ничего не значит,
он не нуждается в ней, поэтому не ис-
пытывает от нее удовлетворения. Свою
самооценку он поддерживает иными
средствами — материальными или ка-
рьерными достижениями. В профессии
помогающего типа такой человек «вы-
горает» очень быстро (особенно, по
фактору «деперсонализации»).
Если же
у специалиста формируются альтруи-
стические ценности, то для него важно
помогать и сочувствовать другим. Утрату
эмоциональности в общении он сразу
отмечает, переживая ее как показатель
нравственных потерь, как утрату чело-
вечности. При отсутствии проблем раз-
мывания границ собственно «я» из-за
повышенного сочувствия такой специ-
алист менее подвержен «выгоранию»;
5) экстернальность — предпочте-
ние приписывать своим успехам и неу-
дачам, случившимся с человеком собы-
тиям случайный характер, или объяснять
их действиями других людей или сил. У
таких людей очень легко наступает эмо-
циональное истощение или деперсона-
лизация.
6) нравственные дефекты и дезо-
риентация личности могут быть как
приобретенными в результате профес-
сиональной деятельности, либо иметься
у человека до начала его работы. Нрав-
ственный дефект обусловлен неспособ-
ностью включать во взаимодействие с
клиентом такие моральные категории
как совесть, честность, добропорядоч-
ность, уважение прав человека и его
индивидуальности. Причины нравствен-
ной дезориентации — это неумение от-
личать хорошее от плохого, добро от зла,
благо от вреда, наносимого своими дей-
ствиями другой личности. В этом случае
увеличивается вероятность проявления
безразличия к клиенту и апатии в от-
ношении к исполняемым обязанностям.
Профилактика
Многие приемы профилактики по-
лезны для сдерживания или уменьшения
развития любого симптома «выгорания»,
некоторые из них в большей степени свя-
заны с конкретным симптомом.
Для профилактики эмоционального
истощения в первую очередь важно
формирование компетенции в грамот-
ном применении сочувствия и сопере-
живания; развитие умения осознавать
и словесно выражать свои эмоции; ис-
пользовать все виды аутогенной трени-
ровки для снятия обязательно возни-
кающего эмоционального напряжения
после дня работы с большим количе-
ством людей.
Для профилактики редукции личных
достижений на первое место выходит
непрерывное профессиональное обра-
зование и позитивная настроенность на
карьерный рост. Далее требуется посто-
янный анализ эффективности исполь-
зования своего рабочего времени, учет
психофизиологических законов утом-
ления, на основе которого желательно
создавать свой «хороший» рабочий
день. Не последнюю роль в профилак-
тике этого симптома играет формирова-
ние адекватной самооценки, предпочте-
ние интернального отношения к жизни
(брать ответственность за свою жизнь
на себя).
Для профилактики деперсонализа-
ции потребуется периодический анализ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит "культурно-значимое достижение" и его ... целью описания и анализа внешней картины течения критического периода и выделения на этой основе его центрального новообразования. Наблюдение велось за группой детей (50 человек) в возрасте ...
мотиваторов профессиональной дея-
тельности, при необходимости — кор-
рекция системы моральных ценностей
и анализ своих профессиональных
действий с позиции пользы и возмож-
ного вреда, наносимого конкретными
действиями и поступками специалиста.
При необходимости воспользоваться су-
первизией (обсуждением с более опыт-
ными коллегами сложных случаев для
разрешения профессиональных нрав-
ственных дилемм).
Литература
1. Водопьянов, Н.Е., Старченко, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилакти-
ка. — СПб., 2005.
2. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии //Психологический жур-
нал, 2001. — №1. — С. 90–101.
3. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический
журнал, 2002. — №3. — С. 85–95 .
4. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоцинального сгорания» учителя // Вопросы психологии,
1994. — №6. — С. 54–67.
5. Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent
developments in the theory and research /Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach and T. Marek.
Washington D.C.: Taylor & Trancis, 1993. P. 19–32.
6. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual (Third Edition).
Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.__