Особенности синдрома эмоционального выгорания у профессиональной группы педагогов и профессиональной группе медицинских работников.

B процессе выполнения любой работы человеку свойственно испытывать физические и нeрвно-психические нагрузки, величина которых может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, или значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется c последствиями этих нагрузок сам, бессознательного участия человека.

B настоящее время установлено, что «синдрому профессионального выгорания больше всего подвержены специалисты, которые по роду своей деятельности вынуждены осуществлять многочисленные и интенсивные контакты c другими людьми (работники социальной сферы – педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители разных уровней и др.)» [11].

   Эмоциональное выгорание у профессионалов, как отмечает С.А. Андрунь, представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано c психической усталостью человека, длительное время выполнявшего одну и тy же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т.е. к равнодушию)».

  Профессия педагога отличается высокой эмоциональной нагрузкой. Эмоциональность заложена в самой природе педагогической деятельности. Эмоциональные факторы деятельности педагога могут быть как объективными, так и субъективными: профессиональные  нагрузки в течение всей рабочей недели, феминизированность профессии педагога, психосоматические заболевания, недостаточная

стрессоустойчивость, психологические защиты, формирующиеся уже во время обучения, психологические трудности «принимающегося», «безусловного» общения. Чувство неудовлетворённости избранной профессией, отсутствие перспективы профессионального роста и многие другие факторы вызывающие у педагогов синдром «эмоционального выгорания».

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности и своя специфика: «- во первых, педагогика – профессия здоровье сберегающая;

— во-вторых, наблюдается кризис педагогической профессии: воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодёжь всё реже идёт в педагогику» [11]

Педагог и психолог Ю.Л.Львов называет профессиональную деятельность учителя после 10–15 лет работы так называемым «педагогическим кризисом». Автором выделяются три основных фактора, способствующие развитию «педагогического кризиса»:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

«1. Стремление педагога использовать новые достижения науки, невозможность реализовать их в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи от учащихся, несоответствие ожидаемого результата и фактического.

2 Возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, a как менять – неизвестно.

3 Возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

B этот период возникают эгоистические мотивы в преподавании, иногда брюзжание, в метод воспитания встречаются излишняя строгость, «наведение страха». Создаётся психологическая напряжённость во взаимоотношениях с детьми» [12].

Не менее подвержены влиянию профессионального выгорания и медицинские работники. Изучение состояния эмоционального выгорания медицинских работников в настоящее время привлекает многих исследователей.

Стресс среди медицинских работников, как отмечает Т.Б. Кодлубовская, вызван целым рядом особенностей данной профессией:

«1) огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, что тяжёлым грузом ложится на плечи врачей;

2) длительное пребывание в пространстве негативных эмоций, страданий, боли, отчаяния, раздражительности и т.д., определённым образом связаны c механизмом эмоционального заражения и передаются медицинскому персоналу;

3) неравномерный режим работы c ночными и суточными дежурствами, нарушающие природные биоритмы жизнедеятельности и негативно влияющие на адаптационные способности организма;

4) явное несоответствие зарплаты врачей и среднего медицинского персонала степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворённости своей профессией и связанные c этим фактом личностные конфликты» [13].

 

 [11] Андрунь, С.В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей / С.В. Андрунь // Дошкольная педагогика. – 2009 – № 2 . – С. 50

[12] Maslach C.Burned-out //Human Behavior [Электронныйресурс]: http: Режим доступа: Синдром «эмоционального выгорания» [Электронный ресурс]: http: Режим доступа:www//Ozd/ru//medicinasindrom_emocionalnogovygoraniya

13] Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2014 – № 2 – С. 75 – 78

 

 

Целым рядом исследований, показано, что профессиональная деформация, которая развивается медицинских работников, «достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже к скрытно-агрессивному отношению к пациентам и к тому, что в общении c ними врачи в одностороннем порядке прибегают к критическим оценкам, давлению, от чего страдают обе стороны» [13].

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... социальную жизнь. Первоначальная типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную физкультуру, диетическое ... постепенную смену структуры и объема терапевтических вмешательств и расширение режима активности больных по мере редукции симптоматики); *-партнерство(предполагает активное вовлечение ...