ДИССИДЕНТЫ (от лат. dissidens — несогласный), перен. — инакомыслящие.
- в странах, где гос. религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господств. вероисповедания.
- Назв. участников движения против тоталитарного режима в социалистич. странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979)
Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее – на отказ от нее. Наиболее яркими представителями были историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966м году группа либерально настроенной интеллигенции — художники, писатели, музыканты, — обратились с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В нем шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР в Чехословакию(1968) и в Афганистан(1979).
В 70-е гг усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.
Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»).
Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»).
В середине 70-х гг диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений.
Действия диссидентов расценивались как «вредные» и «враждебные». Представители диссиденсткого движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (Солженицын).
, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы («карательная психиатрия»).
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или ...
СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918), рус. писатель. Сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матренин двор» (1963; оба опубл. А. Т. Твардовским в ж. «Новый мир»), пов. «В круге первом», «Раковый корпус» (1968; опубл. за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56).
«Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально) — сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему. «Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР получил междунар. резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции рус. классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном «Красном колесе» (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, обществ. радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи» и др., «Письме вождям Советского Союза» (все — 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич (1921-89), физик и обществ. деятель, акад. АН СССР (1953).
Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. С кон. 50-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х — нач. 70-х гг. один из лидеров правозащитного движения. В работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968) Сахаров рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистической и капиталистической систем: ядерная война, голод, экологич. и демографич. катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористич. режимы. В демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном и науч.-техн. прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров видел альтернативу гибели человечества. Публикация этой работы на Западе послужила поводом для отстранения Сахарова от секретных работ; после протеста против ввода войск в Афганистан он в янв. 1980 был лишен всех государственных наград (Герой Соц. труда (1954, 1956, 1962), Лен. пр. (1956), Гос. пр. СССР (1953)) и сослан в г. Горький, где продолжал правозащитную деятельность. Возвращен из ссылки в 1986. В 1989 избран нар. депутатом СССР; предложил проект новой Конституции страны. В 1988 Европейским парламентом учреждена междунар. премия им. Андрея Сахарова за гуманитарную деятельность в области прав человека.
Диссидентство в СССР
... высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко , А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.) [3,с.45]. Людмила Алексеева в своей «Истории инокомыслия ... диссидентов и результаты этой деятельности оцениваются неоднозначно. Этому способствует неоднородность представителей диссидентства СССР , а также субъективный подход многих авторов, описывающих данное общественное явление. Историку ...
СИНЯВСКИЙ Андрей Донатович (р. 1925), рус. писатель, литературовед. Гротескно-сатирич. повести “Суд идет” (1959), “Любимов” (1963; обе под псевдонимом Абрам Терц; в СССР обе опубл. 1989) о социальных и психологических феноменах тоталитарного гос-ва. ДАНИЭЛЬ Юлий Маркович (1925-88), рус. писатель. В гротескно-сатирич. пов. «Говорит Москва» (1962), психол. пов. «Искупление» (1964; обе — под пс. Н. Аржак), рассказах — проблемы личной ответственности, преодоления массовой психологии страха в тотилитарном гос-ве. Над ними в Москве в 1966 был судебный процесс. Писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль на основании факта публикации на Западе их сатирических произведений были обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовую колонию строгого режима (соотв. на 7 и 5 лет).