До нашей эры

Лекция для студентов 2 курса — 12 ДЕКАБРЯ 2012 г.

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА — ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА (тезисы)

СЛАЙД 8 (презентация №1).

Сущность и понятие. Этимология. «Старинное русское слово менеджмент» на бытовом уровне понимают у нас как синоним слову управление. В английском языке нет разницы между менеджментом и управлением, в русском – разница есть и она в том, что менеджмент – это управление в условиях рыночных отношений и конкуренции. Иными словами, менеджмент отражает рыночную и экономическую сторону управления. Поэтому, например, в армии нет линейных должностей менеджеров, а есть должности командиров.

Термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage» (латинское «manus») — рука. Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды и управлением лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название науки об управлении.

Современный профессиональный менеджмент является самостоятельным видом деятельности, для которой требуется наличие субъекта — профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект — хозяйственную деятельность организации в целом, или на ее конкретную сферу (персонал, производство, реклама, продажи, финансы и др.).

Впервые о менеджменте как самостоятельной области знаний и практической деятельности, равноценной инженерному труду, упоминалось в докладе Генри Тауна (1844-1924) на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков (1886 г.).

В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Начало развития теории индустриального менеджмента относится к., когда Генри Р. Таун (1844—1924) — президент мануфактурной компании — на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков представил доклад на тему: «ИНЖЕНЕР КАК ЭКОНОМИСТ». В нем он впервые указал на то, ЧТО У МЕНЕДЖЕРОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, В РАМКАХ КОТОРОЙ БЫ СИСТЕМАТИЗИРОВАЛСЯ НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ — СПЕЦИАЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПО СВОЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ РАВНОЦЕННА ИНЖЕНЕРНОМУ ТРУДУ, А МЕНЕДЖМЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКОЙ. С 1870 г. он начал внедрять на предприятиях методы управления под лозунгом «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника».

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... усвоению студентами. Содержание курса Раздел I. Государственное управление как многогранное общественное явление. Тема 1. Управление. Сущность и специфика государственного управления. Понятие управления. Управление как особая сфера интеллектуальной и практической ...

ПОНИМАНИЕ ВАЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ВОЗНИКЛО ПОЗДНЕЕ, КОГДА БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗНООБРАЗНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТОЛКНУЛОСЬ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ РЕШЕНИЯ ОДНОТИПНЫХ (ПОХОЖИХ) ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ.

Становление и развитие научного управления связано с именем американского инженера Ф.У. Тейлора – основателя школы научного управления. В 1886 г. Тейлор присутствовал на докладе Тауна, и он произвел на него большое впечатление. Тейлором подготовлен ряд трудов по менеджменту, которые прославили его на весь мир. Среди них «Принципы научного управления» — 1911 г., с чего и начат формальный отсчет времени возникновения науки. Тейлор ввел представление о научном менеджменте, т. е. тезис о том, что менеджер в деле управления должен ориентироваться на научные достижения. На могиле Тейлора в Филадельфии сделана надпись: «Отец научного менеджмента».

ФЕНОМЕН ТЕЙЛОРА ЗАРОДИЛСЯ В АМЕРИКЕ. И НА ЭТОТ ФАКТ ПОСТОЯННО УКАЗЫВАЮТ ИСТОРИКИ МЕНЕДЖМЕНТА, ОТМЕЧАЯ, ЧТО «ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НАЧАЛАСЬ В ЕВРОПЕ И ЛИШЬ, ЗАТЕМ РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ПО АМЕРИКЕ, ТОГДА КАК «РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА» ПРОИЗОШЛА В АМЕРИКЕ И ЛИШЬ ВПОСЛЕДСТВИИ ВЫШЛА ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ».

В общедоступном понимании менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Советский словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

Оксфордский словарь английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Так сегодня и характеризуют менеджмент – как многообразное и сложное понятие.

В литературе по управлению отсутствует единое определение понятия «менеджмент». ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ЭТИХ РАЗНОЧТЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО МЕНЕДЖМЕНТ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ И ТОЛКОВАТЬ С РАЗЛИЧНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ: КАК ЯВЛЕНИЕ, КАК ПРОЦЕСС, КАК СИСТЕМУ, КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, КАК ИСКУССТВО, КАК КАТЕГОРИЮ ЛЮДЕЙ, ЗАНЯТЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ТРУДОМ, ИЛИ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ.

М. Мескон: Менеджмент — это целенаправленная деятельность, эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов. В данном определении заключены две важные идеи: во-первых, основные функции процесса управления — планирование, организация, лидерство и контроль. Во-вторых, эффективное и рациональное достижение целей организации, работа (деятельность) менеджера на их достижение.

12 стр., 5514 слов

Развитие стиля управления в организации (на примере СК «Авиакор»)

... данной темы заключается в том, что стиль управления играет важную роль не только в современном менеджменте, но и в различных организациях, оттого с помощью каких методов управлять ... к достижению целей организации. Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента ...

Л. И. Дорофеева в своем конспекте лекций по менеджменту: Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха. Основными составляющими успеха являются:

1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

2) результативность;

3) эффективность.

Сластенин В., Исаев И. и др. в кн. Педагогика: Учебное пособие по основам технологии педагогического процесса: Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными, процессами.

Основными историческими предпосылками менеджмента являются:

  • развитие индустриальной организации производства,

  • развитие конкуренции и рынков,
  • становление рыночного типа хозяйствования,

  • профессионализация управления,
  • переход к менеджменту на основе и с помощью времени (фактор времени).

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ

В книге Клода Джорджа-младшего «История управленческой мысли» (The History of Management Thought) в главе под названием «Управленческий континуум 33» приводится описание развития менеджмента с 5000 г. до н.э., когда шумеры изобрели клинопись. Тем самым они создали возможность регистрации событий, что и продолжалось вплоть до 80-х годов ХХ века, когда психология и наука о поведении человека заняли в управлении особое место. Шведский консультант Бенгт Карлоф (Bengt Karlof) также составил исчерпывающую хронологию развития менеджмента. (См. выдержки ниже).

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад

5000 Шумеры (Sumerians) Письменность; регистрация фактов

4000 Египтяне (Egyptians) Признание необходимости планирования, организации и контроля

2700 Египтяне (Egyptians) Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы — «облегчи свою душу»

1800 Хаммурапи (Hammurabi) вавилонский царь Хаммурапи. ПЕРВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Именно при нем произошло отделение функции управления государством от церковной власти, появились первые профессиональные бюрократы. Был выработан так называемый свод законов Хаммурапи – первая формальная система администрирования. Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности

600 Навуходоносор 2, царь Вавилона (Nebuchadnezzar) Контроль производства и стимулирование через заработную плату. Навуходоносор вводит контроль качества на производстве (цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи) и стимулирование труда через зарплату. При Навуходоносоре II выделилась группа людей, профессионально занимающаяся управлением в сферах производства и строительства – появились менеджеры!

9 стр., 4500 слов

Управление конфликтными ситуациями и развитие организации

... Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в некоторых организациях до половины рабочего времени [5]. Конфликты занимают ... предупреждения и диагностики конфликтов, в современных организациях. Определить характеристики федеральной службы исполнения наказаний. Проанализировать технологии управления конфликтом федеральной службой исполнения наказаний. Объект ...

СОБСТВЕННО, ЭТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МОЖНО СЧИТАТЬ НАЧАЛОМ ВТОРОЙ РЕВОЛЮЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

500 Сун-Цзы (Sun Tzu), Менций (Mencius), по-китайски Мен-цзы (372-289 до н.э.), китайский философ. Признание необходимости систем и стандартов Признание принципа специализации Признание необходимости планирования, руководства и организации

Если ты далеко — покажи что ты близко Если ты близко — покажи что далеко Если ты силён — покажи что ты слаб Если слаб — покажи что силён Если ты мёртвый — покажи, что живой Если вверху — покажи что внизу Если справа — покажи что слева Если мало — покажи что много Если зелёный — покажи что красный Таким образом у противника закружится голова и ты легко победишь его.

Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной. Поэтому и можно не притупляя оружие иметь выгоду: это и есть правило стратегического нападения

Сунь-цзы про тактику непрямых действий (Искусство войны)

400 СОКРАТ (Socrates).

Формулировка принципа УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА — первым это сделал Сократ.С гомеровских времен среди политической элиты передавались из поколения в поколение приемы осуществления государственной власти.СОКРАТ РАЗВИВАЛ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗМА,ут­верждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знаю­щий, что такое добро, не станет поступать дурно.Управленческие воззрения Сократа базировались на убеждении, чтовласть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно об­ладающим искусством государственного управления. ОН ПОДВЕРГАЛ РЕЗКОЙ КРИТИКЕ НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ ЕМУ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ. С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: «ХУДШЕЕ–ЭТО БОЛЬШИНСТВО!» (весьма занятный и специфический для управления тезис. В политике принято применять принцип большинства. В менеджменте – это не всегда эффективный способ принятия решений).

СОКРАТ РАТОВАЛ ЗА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ДЕЛАХ УПРАВЛЕНИЯ, В РЕШЕНИИ ВОПРО­СА О ТОМ, КТО И КОГО МОЖЕТ и должен избирать на руководящие посты.Он пытался сформулировать идеально разумную сущность государства. В своих характеристиках различных форм государственного устройства и правления Сократ стремился выделить присущие им черты своеобразия, формообразующие принципы.Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он называл царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, называл тиранией. Если правление исходит от таких лиц, которые исполняют законы, то такое устройство о называл аристократией, если оно исходит от богатства — плутократией, а если от воли всех — демократией. Классификация различных форм правления, учет роли закона при характеристике форм правления и т.д. оказали заметное влияниена последующие учения о формах государства.

9 стр., 4040 слов

Управление в организации 2

... .Охарактеризовать типологию организаций; .Изучить социальное управление в организации; .Рассматривать данную организацию магазин «Мир посуды» с позиции управления ею. Объектом ... организационной теории, в социологии организаций, а так же в практике менеджмента: Организационно - формальный подход ... ступенью познания новых зависимостей и законов, как показано на рисунке 1 в приложении А. Законы ...

ОСОБЕННО ЗНАЧИМО ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ДАРОВИТЫХ. ЭТИ ЛЮДИ, БУДУЧИ ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ НЕРЕДКО НЕУКРОТИМЫМИ И НЕОБУЗДАННЫМИ, БЕЗ НАДЛЕЖАЩИХ ЗНАНИЙ СПОСОБНЫ ПРИЧИНИТЬ ГОСУДАРСТВУ И СОГРАЖДАНАМ ОГРОМНЫЙ ВРЕД.

И НАОБОРОТ, ОНИ ПРИНОСЯТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ ОТЕЧЕСТВУ, ЕСЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ИЗУЧИЛИ ПРЕДМЕТ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАУЧИЛИСЬ ИСКУССТВУ УПРАВЛЕНИЯ.

ВОСПИТАНИЕ СВОИХ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МОЛОДЫХ, В ДУХЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ БЫЛО ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ СОКРАТОВСКИХ БЕСЕД, ВСЕХ ЕГО ФИЛОСОФСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УСИЛИЙ.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божест­ва, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамоль­ными» идеями.В результате различного рода интриг он был, в ко­нечном счете,приговорен к смерти.Отказавшись от предоставлен­ной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

Сократ решающую роль отводил не столько форме правления (за исключением тирании, которую он осуждал), сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.

Рассмотрим систему выбора должностных лиц в Афинах V веке до н.э. По этой системе одни должностные лица назначались голосованием в народном собрании, другие — жребием. Так, стратеги в количестве 10 человек всегда выбирались голосованием. По большей части таким же способом назначались финансовые чиновники. Остальные же многочисленные должности — 9 архонтов, 500 членов Совета, 6 тыс. судей, 10 городских надзирателей (комиссаров полиции), 20 хлебных надзирателей 2, 10 портовых попечителей и т.д. — замещались по жребию. Должности были годовые. По окончании срока полномочий все должностные лица должны были давать отчеты о своей деятельности. Дважды замещать оду и ту же должность не разрешалось, за исключением военной. Можно было состоять членом Совета 500 дважды в жизни. Годичный срок полномочий позволял привлекать к государственной деятельности почти всех взрослых афинских граждан мужского пола. Эта система замещения должности по жребию рассматривалась как волеизъявление богов.

400- Ксенофонт (Xenophon) АФИНСКИЙ (ученик Сократа, много говорил о власти) — Признание управления как особого вида искусства.Рассказывая таким образом об организации исполнительной власти в державе Кира, Ксенофонт не упускает из виду и другой вопрос — о методах управления. Он убежден, что сами по себе государственные установления, даже самые отличные, еще не дают гарантии безопасного существования политической системы: многое зависит от правителей, от их воли и умения, от применяемых ими способов управления. И здесь, в «Киропедии» — трактат по военному искусству., как и в других своих сочинениях, Ксенофонт показывает себя хорошим знатоком социальной психологии. И он углубляется в любимую им область взаимоотношений предводителей и подчиненных, и тему повиновения властям, которую он раньше рассматривал на материале греческих полисов или их армий, теперь трактует применительно к монархической державе.

Наша эра

1525 Никколо Макиавелли (Niccolo MachiaveUi) Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности (цели) в управлении; определение качества руководства и качеств руководителя.

8 стр., 3792 слов

Эффективное управление организацией

... управления. .Выявить пути повышения эффективности менеджмента. .Рассмотреть роль эффективности менеджмента на примере организации. Все это позволит раскрыть значение понятия эффективности менеджмента. менеджмент экономический управление 1. Понятие эффективности менеджмента. ... стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации. 1.Максимальное внимание потребителям. В ...

ОТДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТ СОБСТВЕННОСТИ, ПРОИЗОШЕДШЕЕ В XVIII-XIX ВВ. ПРИНЯТО СЧИТАТЬ ТРЕТЬЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Это позволило выделить менеджмент в самостоятельный управленческий кластер, исходящий от собственности и собственников, и завоевавший право на принятие принципиально самостоятельных решений. Это позволило сделать колоссальный скачок в результативности. Если раньше те или иные новации, двигавшие менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными [2].

1900-е годы. ФРЕДЕРИК У. ТЕЙЛОР (FREDERICK W. TAYLOR) обосновал и характеризовал: НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД; КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; НЕОБХОДИМОСТЬ КООПЕРАЦИИ МЕЖДУ ТРУДОМ И МЕНЕДЖМЕНТОМ; ВАЖНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. Доказал эффект от ВЫСОКОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ; от РАВНОПРАВИЯ МЕЖДУ ТРУДОМ И МЕНЕДЖМЕНТОМ. Разработал МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ; СИСТЕМУ ОЦЕНКИ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИНЦИП ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ К ЦЕХАМ. Сформулировал ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА; необходимость делать УПОР НА РАБОТУ МЕНЕДЖЕРА; УПОР НА ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАНДАРТЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И КООПЕРАЦИЮ. См. подробнее: Френк Б. Гилбрет (FRANK B. GFLBRETH) Наука мотивационных исследований.

1911 Дж. К. Дункан (J. C. Dunkan) Первый учебник менеджмента для колледжей издан в 1915г. Подтолкнула необходимость разработки плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок. Связь с реальными проблемами производства.

1916 Генри (Анри) Файоль (Henry Fayol) Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях

Александр Черч (Alexander Г. Н. Church), А. К. Эрланг (А. К. Erlang) Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое. Предвосхитил теорию очередей.

1965 Игорь Ансофф (Igor Ansoff) Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге «Стратегический менеджмент».

1980 Майкл Портер (Michael Porter) Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость.

Слайд 9.

  • Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
  • Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
  • Как система менеджмент представляет собой совокупность взаимозависимых элементов: менеджеры, информация и коммуникация, управленческие решения по функциям, цели, внутренние переменные, структура, внешняя среда и т.п.
  • С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую:
  • природу управленческого труда и проблемы управления,
  • установление причинно-следственных связей в управленческих процессах,
  • выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным,
  • разработку концепций и технологий, позволяющих своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, еще за 400 лет д.н.э.- Ксенофонт (Xenophon), рассказывая об организации исполнительной власти в державе Кира, высказал признание менеджмента как особого вида искусства. Искусство применения лежащих в основе менеджмента концепций, законов, принципов и методов. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы. Некоторые авторы и лидеры менеджмента считают, что в основе искусства управления лежит иррациональное чувственное начало, интуиция, талант. ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИБО ТЕХНОЛОГИЕЙ, ЛИБО ИСКУССТВОМ. ИСКУССТВО ОСНОВАНО НА ИНТУИЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ — НА НАУКЕ. С ИСКУССТВА ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ, ТЕХНОЛОГИЕЙ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, ЧТОБЫ ЗАТЕМ ВСЕ НАЧАЛОСЬ СНАЧАЛА. ЛЮБОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОТИВОРЕЧИТ ЭКСПРОМТУ, ДЕЙСТВИЯМ ПО НАИТИЮ, ПО ИНТУИЦИИ, Т.Е. ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛОМ ТЕХНОЛОГИИ.

11 стр., 5358 слов

Миссия и цели организации

... фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений ...

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, лицами, принимающими управленческие решения, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, независимо от формы собственности и целей деятельности.

Формируются много отраслевых разновидностей менеджмента Например, гостиничный анимационный менеджмент — это система управления процессом предоставления туристу комплекса анимационных услуг, направленная на достижение стратегической цели функционирования туркомплекса в условиях туристского рынка. К этой же категории можно отнести и Менеджмент в сфере культуры и искусства.

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ПОНЯТИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» ВСЕГДА ТЕСНО СВЯЗАНО С ПОНЯТИЕМ «РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА». Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

23 стр., 11371 слов

25.Профессиональная ориентация: понятие, цель, виды. Профессиональное ...

... он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом.  Участие работников в управлении, т.е. партисипативное управление Удовлетворение культурных и духовных потребностей ... методы Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость ...

Поскольку в настоящем курсе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать тезис о том, что менеджмент — это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

СЛАЙД 12.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА: ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.

Организация одновременно ставит и решает комплекс взаимосвязанных задач, для чего создается несколько подсистем в системе менеджмента или вводятся определенные служебные обязанности, полномочия (в крупных и малых организациях это достигается по-разному):

  • Управление производством

  • Управление персоналом

  • Маркетинг

  • Финансовый менеджмент

  • Управление проектами

  • Стратегический менеджмент

  • Инновационный менеджмент

  • Экологический менеджмент

  • Управление качеством

  • Риск-менеджмент

  • Инвестиционный менеджмент

  • Информационный менеджмент

Под организацией как объектом управления понимается:

Организационно-правовая форма, созданная и объединенная группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов, функций управления во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей. Основные признаки: наличие цели, правовой статус, обоснованность, саморегулирование, организационная культура. Принципы: децентрализация, корпоративный дух, единство главной цели для всех элементов организации и др. (Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю.).

Организация как система имеет:

  1. множество элементов

  2. их относительную самостоятельность

  3. единство главной цели для всех элементов

  4. наличие связей между элементами

  5. определенную структуру

  6. четко выраженное управление

(В.В. Лукашевич, Н.И. Астахова)

13 стр., 6187 слов

Управление как система знаний

... репрезентирующих проектируемый артефакт и его функционирование и эксплуатацию, то есть знание о социальном качестве проектировочной деятельности.   При создании проекта в любом виде ... работы. Классическая школа Фойля привнесла в науку управления развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организацией. Школы человеческих отношений и ...

Организация как открытая система:

  1. находится в динамическом взаимодействии с внешней средой

  2. подвергается влиянию внешней среды

  3. имеет входящие ресурсы

  4. трансформирует входящие ресурсы

  5. настраивает обратную связь с внешней и внутренней средой

  6. выдает выходящие ресурсы

Внешняя среда прямого и опосредованного (косвенного) воздействия.

Прямое воздействие оказывает на организацию деловое внешнее окружение, т.е. субъекты, непосредственно оказывающие свое влияние:

  1. потребители

  2. поставщики

  3. конкуренты

  4. органы власти.

Опосредованно воздействуют:

  1. социально-культурные факторы

  2. экономические факторы

  3. политические факторы

  4. географические и климатические факторы

(В.В. Лукашевич, Н.И. Астахова)

Организация состоит из множества подсистем:

  1. социальная

  2. производственно-техническая

  3. информационная

  4. экономическая

  5. маркетинговая

Деятельность маркетинговой подсистемы – это:

  1. удовлетворение потребностей клиентов в продуктах, услугах организации путём изучения рынка,

  2. создание системы сбыта,

  3. формирование оптимального ценообразования,

  4. эффективная реклама.

(В.В. Лукашевич, Н.И. Астахова)

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАЖАЮТ ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ И СИСТЕМНО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.

К общим закономерностям управления относятся:

  1. соответствие социального содержания управления формам собственности на средства производства.

  2. соотносительность управляющей и управляемой подсистем.

  3. преимущественная эффективность сознательных планов управления.

  4. разделения и кооперации труда в управлении.

(В.В. Лукашевич, Н.И. Астахова)

Как видим, взглядов, вкладов, теорий и подходов – множество, но всегда управление – это взаимовлияние субъекта и объекта деятельности. Но часто забывается содержание, парадигма. Поэтому: НА ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯЕТ НЕ ТОЛЬКО ЕГО СУБЪЕКТ (ЛПР), НО ТАКЖЕ ИДЕЯ, ТЕОРИЯ, КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

КОНЦЕПЦИИ РАЗНЫЕ, МЫ ПРЕДСТАВИМ ИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ И ВРЕМЕНИ.

Четыре вида управления

ПРОЦЕССНОЕ (рациональное действие более ценно, чем иррациональное; внимание к прошлому сильнее, чем к будущему)

ПРОЕКТНОЕ (рациональное действие более ценно, чем иррациональное; внимание к будущему сильнее, чем к прошлому)

ТРАДИЦИОННОЕ (иррациональное действие более ценно, чем рациональное; внимание к прошлому сильнее, чем к будущему)

АФФЕКТИВНОЕ (иррациональное действие более ценно, чем рациональное; внимание к будущему сильнее, чем к прошлому).

Как деятельность людей управление строится на двух основаниях, не утративших свои позиции и отразившиеся в самых разных конкурентных теориях и школах управления. Это рациональное и иррациональное управление. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТСЯ НА ЛОГИКО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ БАЗЕ – СПОСОБНОСТИ ОБЪЯСНЯТЬ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ВЕЩИ, ОБЛЕКАЯ ИХ В ЯЗЫКОВУЮ РАЗУМНУЮ, АБСТРАКТНУЮ ФОРМУ С ПОМОЩЬЮ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – ЭТО ДЕЙСТВИЕ, ПОСТРОЕННОЕ НА ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ, НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ, АФФЕКТИВНОЕ (ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ).

СОЧЕТАНИЕ ФАКТОРОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВРЕМЕНИ ДАЕТ НАМ 4 ВИДА УПРАВЛЕНИЯ, 4 ПАРАДИГМЫ.

Процессное. Изначально управление родилось из опыта и развивалось с учетом опыта. Управленец – конструктор машинок, которые содержат все механизмы и процессы зарабатывания денег. Рациональные решения ориентированы на прошлое, на опыт или на будущее представление о разумности, соответствии ресурсам, потребностям и др. рациональных действий. Вы тем самым организовали процессы, связанные между собой, а вы сами — сверху, вы все продумали.

Вторая парадигма – это проектная, на основе вашей цели, например, купить что-то. Вы её достигаете, используя ресурсы и управляя по целям. Процессная и проектная парадигмы — это инженерные системы знаний. Управленческая задача при этом заключается в том, чтобы были настроены, запущены и действовали процессы. Критерий — эффективность, а не люди. Это инжиниринговый подход по грамотному конструированию цели и проекта, как набора средств по достижению цели. Управление в этом контексте понимается, как способность сконструировать процессы и системы. Люди здесь – ресурс.

С другой стороны есть потребности, мотивы, интересы людей. Стимулы и мотивы никогда не совместишь. Это и делает вечной третью парадигму – психологическую. Если взять 20 человек и запереть их на неделю в ограниченном пространстве, то в ходе их общения сформируется система статусов, социальных отношений и действий. Мы их никогда не сможем спланировать. Здесь путь самоорганизации и соорганизации. Это можно учитывать, но спроектировать практически невозможно. Это иррациональная система со своими внутренними законами. Люди будут сопротивляться насилию целей и системы. Здесь задача управления – понять, как живет социальная система. Не отличаются между собой с точки зрения социальных ролей социальные структуры бандитской группы, пионерского отряда, коллектив симфонического оркестра или менеджмент преуспевающей фирмы. Есть альфа-субъекты, есть бета-люди, ведомые первыми, есть болото, изгои. Поэтому – в основе поведения лежат традиции и стереотипы.

С четвертой стороны аффективная парадигма — управление определяется психологическими факторами. Властью, влиянием, причастностями, ориентацией на то или другое явление. И это не зависит от конкретики лиц. Это зависит от понимания социально-культурологических аспектов, традиций. Здесь отношения между людьми детерминирует культура.

НЕКОТОРЫЕ ГИПОТЕЗЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА:

  1. РАЗДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ГИПОТЕЗА ОБ «УНИВЕРСАЛЬНОМ» МЕНЕДЖЕРЕ. Узконаправленный специалист управления или широкого профиля. Знает особенности культуры или это знание не важно – лишь бы владел инструментарием менеджера. Мы должны различать формальные механизмы, их рациональные описания, знания, которые можно изучать и передавать. Управлять можно через механизмы целей, процессов, а также через традиции, опыт. Предполагается, что можно выявить общие законы и инструменты и управлять ими. Но есть знание специфики, особенностей проявления тех или иных качеств национальных, отраслевых и др. Прагматически выгодно указывать именно на специфику, особенности.

  1. ГИПОТЕЗА О ГЛОБАЛЬНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА. НЕТ ОСОБОГО РОССИЙСКОГО, ЯПОНСКОГО, АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА, НО ЕСТЬ УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ. Выгодно считать, что есть национальные системы менеджмента. Менеджмент – уже приобрёл статус глобального явления, имеет много общих мест в части технологий, форм и методов. В то же время налицо социально-культурные, национально-географические особенности, обусловленные традициями, культурой, образом жизни в тех или иных регионах.

Японский менеджмент имеет чётко выраженную корпоративную мотивацию, строится на отношениях компромиссов и консенсуса, принятие решений ориентировано на традиционные подходы.

Американский менеджмент строится на четко формализованных процедурах, ориентирован на единолично-консультативные решения или компромиссы. Приветствуются индивидуальные профессиональные навыки и инициатива. Мотивация строится на сочетании экономических и нематериальных стимулов с преобладанием первых. Компромиссы рассматриваются менеджментом как стремление находить выгодное и эффективное решение.

Российский менеджмент – молодое направление деятельности в управлении. В России сильно государственное управление, современное организационное управление ведет свою историю с конца 80-х годов 20 века. Российские менеджеры быстро учатся рыночному управлению. Хотя пока решения принимаются сугубо единоличные и единолично-консультативные. На первом плане по традиции — начальник. Мотивация со стороны руководства – субъективная.

  1. ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ЗНАНИЙ И МЕТОДИК УПРАВЛЕНИЯ МОДАМ И ТЕНДЕНЦИЯМ, СОЦИАЛЬНЫМ ОЖИДАНИЯМ, PR–АКЦИЯМ НА РЫНКАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ. В моде псевдотеоретизация знания, погоня за рейтингами и символами успеха, идеализация мечты, подмена реального результата виртуальным образом.

  1. ЭКЛЕКТИКА ИЗ КОНЦЕПЦИЙ, ТЕОРИЙ, ТОЧЕК ЗРЕНИЯ, ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАУЧНОГО, РЕЛИГИОЗНОГО И ПАРАНАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Современный менеджмент аккумулирует многие позиции, но тем самым статус менеджмента как знания зачастую приводит к выводу о том, что изучаешь чье-то чужое знание (психологию, социологию, историю, а не сущность управления).

    Образы генерируются мозгом, а не реальностью. Где же социальная реальность? В том, что управление осуществляется с помощью кармы, астрологических установок и знаков? Рождаются менеджерами или становятся? Вечные вопросы, в поисках ответов на них рождаются социальные и личностные навыки, порождающие новое знание и новые вопросы – так развивается знание, в том числе и об управлении.

СЛАЙД 23

Проблемы и вызовы управления в хх1 веке

(в девяностые годы казалось, что глобальные процессы — разрушение двуполярного мира, рынок, конкуренция и т.д. — приведут к обществу идеальных отношений, даже многие секреты КГБ были раскрыты)

Питер Друкер в книге — ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА В XXI ВЕКЕ отметил: «я намерен поговорить о проблемах, появление которых обусловлено возникновением новых социальных, демографических и экономических реалий … решение этих проблем не под силу ни одному правительству».

Действительно, многие из проблем окажут значительное воздействие на политику, и все же это не политические проблемы. Не относятся они и к категории проблем, которые может решить свободный рынок. Они не имеют никакого отношения к экономической теории, а равно и к экономической политике. Это проблемы, которые могут понять и решить только работники умственного труда, ученые и руководители, вооруженные теорией менеджмента.

Какие же это проблемы?

  1. ОТХОД УПРАВЛЕНЦЕВ ОТ ЦЕННОСТЕЙ НАУКИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, ОТ АНАЛИЗА ОПЫТА. Научное знание не равно паранаучному, но у них однозвучные предметы. Вместо реальности, поэтому, – познаем знаки, виртуальность. Сознание – матрица. Забыли, что реальность обнаруживается в регулярном «задавании вопросов», а не в догматизме, религии и т.п. Постижение реальности происходит через постановки вопросов. Так всегда в истории культуры человечества обнаруживалась новая реальность, и наука становилась стилем жизни. Идеальный управленец – критически относящийся к своей организации, задающий вопросы. Старается влиять, изменять внешнюю среду и соответствовать её изменениям. (Фаренгейт изобрел термометр, но не знал, что с ним делать. Обратился к друзьям — посоветовали засунуть его в жж. Сразу стало понятным применение термометра).

    Социально-культурный тренд в том, что, например, знание – это власть, а не сила. Он приводит к мягкости мозгов и жестокости сердца.

  1. Феодализация корпоративного и государственного управления.

Михаил Делягин – экономист — Хотя новые технологии добывания и освоения знаний в свое время исправят положение, в настоящее время мы погружаемся в новое Средневековье, новое варварство, в котором социальный успех, а значит, и власть становятся уделом людей, последовательно пренебрегающих знаниями.

Креативность понимается как стремление все отбросить и на этом чистом поле строить свое новое. Память сильно влияет на решения. Память социальная – через знание.

ПРОБЛЕМА РЕНТЫ (КОРМЛЕНИЯ): превращение управления в средство получения личного дохода с минимальными рисками. Сословно-клановые механизмы рекрутинга управленцев, развитие сословных социальных сетей. Переход к ценностям «контроля» и «стабилизации». Управленческая должность превращается в ренту.

Сокрытие и искажение знаний и информации (проблема прозрачности управления).

Генерация поколения управленцев, ориентированных на потребности своего руководства (феодала), оторванных от какой-либо социальной, корпоративной, человеческой реальности. Усиление родственно-половых связей. Роста нет. Зачем учился?

Дегуманизация управления – антиантропоморфность.

Строительство корпоративных крепостей. Рейдерство и правовой нигилизм. Клановые войны. Мы перестали стесняться феодализацией. Даже гордимся Мерило успеха: «Друзья» — официальная формальность из первых уст высоких начальников. Генерируется поколение менеджеров, ориентированных на ценность: найти к кому присосаться – это не требует учения. Но неэффективно для управления. ЭТО ЗАПАДНЫЙ ТРЕНД для России.

  1. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Порождается заменой одних ценностей на другие, ослаблением или даже отсутствием в обществе, семье, на работе высоких целей, образцов, идеалов поведения. Когда нет людей, с которых можно и нужно брать пример, исчезает самоконтроль, на первый план выходят потребности низкого уровня, останавливается саморазвитие, процветает коррупция.

Цинизм становится нормой управления, даже идеалом.

Безответственность, прежде всего, перед собой (бегство от свободы).

Хроническая неспособность принимать решения.

Неспособность обучаться и менять свое поведение.

Безответственность перед акционерами.

Безответственность перед потребителями и поставщиками.

Безответственность перед обществом.

  1. БРЕНД-КАПИТАЛИЗМ

Доля производственных затрат снижается, а рекламных – увеличивается. Уход от товарного производства в производство рекламы. Реальность в головах – ирреальная реальность.

Ценность продукта определяется ожиданиями, а не потребностями. Ожиданиями потребителей управлять легче, чем внедрением инноваций и производством нового продукта. Ожидания потребителей формируются мифами и поэтизацией бренда (носителя бренда).

Цель: выключить способность критически анализировать, сравнивать; ожидания потребителей должны быть связаны с повышением лояльности к бренду и постоянной покупкой новых товаров и услуг под этим брендом. Идеальный товар – низкокачественный и высокооборачиваемый.

Культура потребления подобна язычеству – поклонение «болванам».

Инновации не нужны и опасны. Их заменят новинки без нового, модификации без изменений – симуляция новинок. Потребление символов.

  1. ДОКТРИНА ШОКА, ОБЩЕСТВО РИСКА, КАПИТАЛИЗМ КАТАСТРОФ – модные тенденции последнего десятилетия — управлять через испуг. (Наоми Кляйн: Доктрина шока).

Резкое увеличение техногенных рисков. Риск не управляется знанием. Опыт перестает быть необходимостью в ситуации турбулентности внешней среды.

Увеличение социальных рисков из-за безответственности управленцев. Каждый потенциально становится угрозой и генератором рисков для себя. Это не риски развития, а риски структурных катастроф (подсистемы управления в организациях, особенно в государственных корпорациях, раздуваются до неприличия, «перештат» в бюджетных структурах, размазывание бюджета на все «статьи расходов», стремление управленцев сохраниться в привычных рамках, а не развиваться).

Управление – результат полученного влияния за счет увеличения рисков и шоковой терапии. Реализация риска становится стимулом к переделам рынков.

Генерация угроз и институциональных ловушек бедности порождают новый феномен формирование схем манипулирования и влияния.

Безопасность – рыночный продукт и оправдание неэффективности, мобилизационного характера управления, выкачивания денежных ресурсов от потребителей–налогоплательщиков. (ЖКХ, госуслуги, бизнес на госбюджетных ресурсах).

  1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БОГАТЫХ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ БЕДНЫХ – сословность общества.

Чиновники, предприниматели, приближенная к первым и вторым интеллигенция становятся замкнутыми сословиями богатых. Расселяются по миру – глобализуются.

Бедные локализуются в анклавах («ловушках бедности», «поселениях, городах «доживания»).

Их социальная мобильность и возможности коммуникаций уменьшаются.

Богатые избавляются от комплекса ответственности за бедных и усиливают сословные барьеры (ослабив образование в России и усилив тренд образования в Англии, например).

Социальная напряженность увеличивается.

Пройдет совсем немного времени, и эти проблемы в полную силу проявятся во внутренней политике всех развитых и развивающихся стран. И каждой организации придется решать их самостоятельно, причем решение должно будет вырабатываться менеджментом этих организаций — и каждым отдельным работником умственного труда (и особенно каждым отдельным руководителем) этой организации. (П. Друкер).

Существует точка зрения о том, что системные кризисы порождены не экономическими причинами, а на самом деле являются кризисами управления в системе государственных и общественных отношений, включая её первичную ячейку — организацию.

Что по этому поводу думают студенты?

18