Методика интерперсональной групповой психотерапии для лечения невротических расстройств

На правах рукописи

 

КОЛОТИЛЬЩИКОВА

Екатерина Андреевна

 

 

Специальность: 19.00.04 — Медицинская психология

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

г. Санкт-Петербург

 

Работа выполнена в Государственном учреждении «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

 

 

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Карвасарский Борис Дмитриевич

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Ананьев Виктор Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент

Козина Наталия Викторовна

 

 

Ведущая организация: Санкт-Петербургская медицинская академия им. И.И. Мечникова

 

 

Защита диссертации состоится 11 ноября 2004 г. в 13 часов

нa заседании диссертационного совета Д 208.093.01 по защите докторских диссерта­ций при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3).

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

 

Автореферат разослан 8 октября 2004 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор

 

Юрий Яковлевич Тупицын

 

  Специальность: 19.00.04 — Медицинская психология  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы. В последние десятилетия в России, так же, как и за рубе­жом, возрастает необходимость в разработке и использовании краткосрочных, пре­имущественно групповых, методов психотерапии. Это продиктовано рядом причин, во-первых, необходимостью обеспечения психотерапевтической помощью возрас­тающего числа больных, нуждающихся в ней без повышения материальных затрат при сохранении степени эффективности лечебного воздействия. Так, согласно обще­национальным обзорам, 22 миллиона человек взрослого населения США, т. е. каждый восьмой, в течение года так или иначе пытается решить свои психологические про­блемы (Ананьев В. А., 1998; Narrow et al., 1993; Kessler et al., 1994).

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

... деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Задачи психологии Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия ... обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Психология - наука о психике. Психика – (как объект психологии) - свойство высокоорганизованной живой материи, ...

В России это со­отношение еще более высоко, поскольку глубокие изменения социально-политической структуры общества, начиная с конца 80-х г.г. XX века способствуют росту психологического напряжения, приводят к нарушениям адаптации, что создает дополнительную почву для роста заболеваемости пограничными нервно-психическими расстройствами (Карвасарский Б. Д., 1990; Александровский Ю. А., 1993; Чуркин А. А., 1995; Соловьева С. Л., 2002; Козина Н. В., 2002).

Вторая причина экономического характера определяется тем, что в большинст­ве цивилизованных стран психотерапевтические услуги входят в добровольное, а иногда и обязательное медицинское страхование. Зарубежные исследователи отме­чают рост расходов на здравоохранение. К 1993 г. они настолько выросли, что соста­вили почти 14% валового национального дохода США (Weiss А., 1995; Rutan J. S., Stone W. N., 2001).

В этих условиях долгосрочные формы психотерапии стали под­вергаться критике, поскольку их использование чаще всего предполагает неопреде­ленность временных рамок лечения. Система медицинского страхования, развиваю­щаяся в последние годы и в нашей стране, неизбежно приводит к заинтересованности государственных и частных медицинских структур в наличии эффективных и в то же время экономичных методов психотерапевтической помощи. С учетом социально-экономического положения России подобная направленность дальнейшего развития отечественной психотерапии особенно актуальна.

И, наконец, третья причина заключается в том, что изменилась сама структура нервно-психических заболеваний. На первый план сейчас выходит личностная пато­логия, тревожные, тревожно-депрессивные расстройства, все чаще пациенты обра­щаются по поводу нарушений более общего и довольно расплывчатого характера (Rutan J. S., Stone W. N., 2001).

При этом психическая патология чаще всего проявля­ется в нарушении качества отношений человека с окружающими. Фактически многочисленные виды психических расстройств отражают различные способы преодоления человеком тех или иных трудностей при установлении и поддержании устойчивых отношений с окружающими. Такая ситуация требует разработки методов психотера­пии, которые учитывали бы в системе своих терапевтических мероприятий межлич­ностные факторы, не исключая тем не менее из рассмотрения внутрипсихические. Однако большинство теорий и исследований сфокусированы на одном из полюсов этой оси, они не рассматривают влияние различных факторов в их взаимосвязи друг с другом.

Вместе с тем, число методов психотерапии, отвечающих вышеуказанным тре­бованиям, невелико не только в нашей стране, но и в целом в мировой психотерапии. Это касается как их создания, так и определения механизмов лечебного действия и оценки эффективности.

Немногочисленные методы краткосрочной психотерапии, имеющиеся в запад­ных странах, чаще применяются в виде индивидуальной психотерапии и явно недос­таточны для решения указанных выше задач. Более того, в литературе даже нет об­щепринятого определения того, что составляет и может рассматриваться как кратко­срочное лечение.

Так, одним из современных методов краткосрочной психотерапии, подтвер­дившим свою эффективность в психотерапевтической практике США и Западной Ев­ропы и получившим высокую оценку в исследованиях К Grawe и сотр. (1994), являет­ся интерперсональная терапия по G. L. Klerman, M. M. Weissman (1986, 1994).

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... на одном из четырех уровней супружеских отношений — психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С ... этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный ...

Этот ме­тод основывается на межличностном подходе, единицей наблюдения и терапевтиче­ского вмешательства для которого является первичная социальная группа, непосред­ственное окружение пациента, его общение с наиболее значимыми людьми из бли­жайшего окружения.

Однако этот метод разработан и применяется в индивидуальной форме, между тем общими факторами для различных течений психотерапии являются современная направленность на групповые методы работы, интенсификацию процесса лечения. Это обусловлено тем, что люди ориентированы на различные социальные структуры, формирование личности тесно связано с опытом пребывания в различных группах, в которых осуществляется взаимодействие друг с другом. Кроме того, возможности развития и изменения личности во многом определяются включением в те или иные группы.

Необходимость в применении групповых методов психотерапии, основным те­рапевтическим элементом которых являются межличностные факторы, возрастает с повышением урбанизации и индустриализации, когда традиционная система соци­альной поддержки, характеризующая общество с начала цивилизации, постепенно угасает со снижением роли больших семей, близких соседей, количества друзей и знакомых. В то же время, жизнь современного общества тесно связана с функциони­рованием различных социальных групп, однако уровень развития общественных структур до сих пор не дает людям достаточных возможностей для установления и поддержания тесных отношений, и люди зачастую предпочитают менять партнеров, вместо того чтобы пытаться разрешить имеющиеся в их отношениях конфликты. Есть пределы, до которых общество может продолжать сокращать или разрушать прежние системы поддержки, — но люди по-прежнему будут все больше и больше нуждаться в привязаностях для обеспечения эмоциональной поддержки, для образования семей и рождения детей.

Цель исследования. Общей целью настоящей работы являлась разработка интерперсональной краткосрочной групповой психотерапии и внедрение ее в комплекс терапевтических мероприятий, проводимых в психотерапевтических отделениях для лечения больных невротическими расстройствами, а также изучение эффективности данного метода психотерапии.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие задачи:

1. Создание, определение механизмов лечебного действия метода краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии.

2. Разработка показаний и противопоказаний к применению краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии.

3. Определение общих целей и задач данного метода.

4. Разработка и описание содержания психотерапевтических мероприятий в процессе краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии.

27 стр., 13144 слов

Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие ...

... исследования. Объект исследования – Дети дошкольного возраста. Предмет исследования – Групповые психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Цель исследования: ... возраста в игре взрослым; — применении эффективных психолого-педагогических методов организации руководства групповыми играми. Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие ...

5. Проверка эффективности метода интерперсональной групповой психотера­пии у больных с невротическими расстройствами.

Научная новизна. Впервые был разработан и апробирован метод групповой психотерапии, сочетающий в себе теоретические основы и принципы интерперсо­нальной и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, разрабо­танной в Институте им. В. М. Бехтерева. Такая интеграция позволяет учитывать в ле­чебной работе факторы внутренней (интрапсихические механизмы) и внешней (пси­хосоциальные факторы) детерминации функционирования личности, при этом психо­терапевт получает возможность смещать акценты в переработке внутриличностных и/или межличностных проблем.

Впервые в отечественной практике в лечении больных невротическими рас­стройствами был применен метод психотерапии, направленный не на коррекцию в основном внутриличностных психологических проблем и конфликтов, с пониманием глубоких психологических причин возникновения заболевания в этиопатогенетическом плане, а имеющий своей целью осознание и изменения в сфере межличностного функционирования.

Показана эффективность использования краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии, проявляющаяся в улучшении симптоматического состояния пациентов, повышении уровня социальной адаптации, формировании навыков само­стоятельного разрешения проблемных ситуаций в отношениях с окружающими.

 

Практическая значимость. В работе наглядно продемонстрирована эффек­тивность метода групповой психотерапии, основной терапевтической единицей кото­рого явился анализ и проработка конфликтов в сфере межличностного функциониро­вания больных неврозами. Полученные результаты позволяют определить важные, психотерапевтически значимые характеристики пациентов, направленное воздейст­вие на которые может быть одной из главных общих целей психотерапевта в кон­кретной психотерапевтической группе.

Данные, представленные в работе позволяют уточнить показания и противопо­казания к краткосрочной групповой психотерапии и, следовательно, оптимизировать отбор пациентов в психотерапевтические группы. В конечном итоге полученные ре­зультаты должны способствовать повышению эффективности и экономичности пси­хотерапевтической помощи больным с невротическими расстройствами.

Разработанный и апробированный метод краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии внедрен в практику работы отделения неврозов и психоте­рапии НИПНИ им. В. М. Бехтерева, используется в обучающих программах Учебного центра. Результаты исследования также включены в методические рекомендации «Разработка методики интерперсональной психотерапии для лечения невротических расстройств и оценка ее эффективности».

Представленные в работе материалы и выводы могут быть эффективно исполь­зованы при повышении квалификации психотерапевтов, медицинских психологов, специализирующихся в области групповой психотерапии больных нервно-психическими расстройствами.

 

Актуальность темы. В последние десятилетия в России, так же, как и за рубе­жом, возрастает необходимость в разработке и использовании краткосрочных,… Вторая причина экономического характера определяется тем, что в большинст­ве… И, наконец, третья причина заключается в том, что изменилась сама структура нервно-психических заболеваний. На первый…

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

... корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами. Опросные методы. Опросные методы предусматривают прямое или косвенное, устное или письменное получение от ... порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности. При использовании методов исследования исследователь должен опираться на определенные принципы. Принципы психолого-педагогического исследования: ...

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Метод краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии может активно применяться в лечении больных с невротическими расстройствами.

2. Первичная диагностика и предварительная подготовка пациентов, осущест­вляемая на диагностическом этапе, позволяет в дальнейшем повысить эффективность проводимой интервенции.

3. Структурированность терапевтических мероприятий с учетом ограничения временных рамок лечения, является определяющим фактором, обеспечивающим по­зитивные результаты вмешательства.

4. В ходе применения данного метода у пациентов отмечается значительное
симптоматическое улучшение.

5. Конструктивное развитие психотерапевтического процесса обуславливает снижение степени выраженности межличностных проблем у пациентов, повышение уровня социального функционирования.

 

Публикации и апробация работы. Материалы диссертации опубликованы в 5 научных работах, список которых приводится в конце автореферата. Основные поло­жения диссертации докладывались на научно-практических конференциях «Биопси­хосоциальная парадигма медицины и ее влияние на развитие психоневрологической науки и практики» (Санкт-Петербург, 2002), «Интегративная медицина. Новое содер­жание и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2002); «Клиническая психология и практическое здравоохранение» (Самара, 2002).

 

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 184 странице ма­шинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, 5 глав с описанием формулы метода, содержания психотерапевтических мероприятий, оценки эффектив­ности, заключения, выводов, списка литературы, который включает в себя 287 источ­ников, в том числе 172 на русском и 116 на иностранных языках.

 

2. Первичная диагностика и предварительная подготовка пациентов, осущест­вляемая на диагностическом этапе, позволяет в дальнейшем повысить… 3. Структурированность терапевтических мероприятий с учетом ограничения… 4. В ходе применения данного метода у пациентов отмечается значительное симптоматическое улучшение.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Материал и методы исследования. С целью разработки и определения эф­фективности метода краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии ис­следовано 80 пациентов отделения неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бех­терева, из них 48 женщин и 32 мужчины. Отбор испытуемых производился рандомизированно: по возрасту от 18 до 60 лет, по уровню образования — от среднего до высшего, в зависимости от получаемых лекарств и поддерживающих бесед с врачами, чтобы исключить их влияние на зависимую переменную.

Исследовано 10 психотерапевтических групп, в каждую из которых входило от 8 до 10 человек, пациентов отделения, которые отвечали разработанным критериям включения в группу, отбор производился на диагностическом этапе.

С целью проверки эффективности разработанного метода применялись клини­ческий и экспериментально-психологический методы исследования.

6 стр., 2679 слов

Групповая динамика. Неформальные группы

... групповой динамики объясняет: принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе; образование стихийных или неформальных групп; появление ролей «любимчиков» в группе. В современной социальной психологии понятие «групповая ... для управления процессами групповой динамики. Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы. Необходимо обеспечивать динамическое ...

Методы экспериментально-психологического исследования включали в себя:

¾ симптоматический опросник SCL-90;

¾ личностный опросник «Большая пятерка»;

¾ методика для исследования стадий психотерапевтических изменений UR1CA;

¾ опросник «Межличностные отношения».

Экспериментально-психологические исследования проводились дважды – на диагностическом этапе до лечения и в последний день проведения краткосрочной интерперсоналъной групповой психотерапии.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Разработан метод, который отличается от существующих сочетанием принци­пов и техник интерперсональной психотерапии и разработанной в Институте им. В. М. Бехтерева личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, дина­мической по своему характеру. Цель, задачи, методика проведения последней изна­чально требовали долговременного лечения. Использование при разработке нового метода техники интерперсональной психотерапии, направленной на улучшение меж­личностного контекста невротических нарушений одновременно приводит к положи­тельной динамике внутриличностного конфликта у больных неврозами, одного из важных механизмов, обеспечивающих эффективность лечения.

Подобное сочетание не случайно, поскольку оно отражает современные тен­денции развития групповой психотерапии учитывающие три основных компонента, тесно взаимосвязанных друг с другом: внутрипсихический, предполагающий изуче­ние процесса психического развития человека, используемых им защитных механиз­мов и способов разрешения внутриличностных конфликтов; межличностный, связан­ный с анализом стилей взаимодействия членов группы; и социологический — пред­полагает изучение общегрупповых процессов, социальной структуры группы.

В. Н. Мясищев (1960) на основе созданной им психологии отношений в Инсти­туте им. В. М. Бехтерева была разработана патогенетическая психотерапия, развив­шаяся затем в личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию нев­розов (Карвасарский Б. Д., Ташлыков В. А., Исурина Г. Л).

В своих работах В. Н. Мясищев подчеркивал важность влияния на личность микро- и макросоциальных факторов в качестве основы для формирования ее структуры, при этом приоритетным признавалось влияние нуклеарной семьи ( Карвасарский Б. Д., Мурзенко В. А., 1974; Мягер В.К., Мишина Т. М., 1974).

Тем не менее, признавая важность учета в возникновении, развитии и поддер­жании невротического состояния межперсональных, социально-психологических пе­ременных, до сих пор в основном в психотерапевтической работе, как индивидуаль­ной, так и групповой, являлся акцент на осознание внутриличностных проблем с по­ниманием глубоких психологических причин возникновения заболевания в этиопа-тогенетическом плане, а также на расширение сферы самосознания. Интерперсональ­ные изменения рассматривались лишь как способствующие временному, симптома­тическому улучшению. Однако актуальный интерперсональный конфликт не только является одним из основных движущих факторов развития невротического расстрой­ства, но и влияет на личность больного в целом, способствует формированию невро­тических конфликтов в различных сферах жизнедеятельности больного.

Исходя из этого положения мы предполагали, что улучшение межличностного контекста проблематики будет приводить и к положительной динамике интрапсихического конфликта у больных неврозами. В таком свете интерперсональная групповая психотерапия может быть соотнесена с теоретическим обоснованием развития невро­зов, основанном на психологии отношений.

7 стр., 3477 слов

Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, ...

... как: ее образование и развитие, руководство и принятие решений, сплочение, групповое давление, конфликты. Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс ... всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время возникают условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом ...

Предложенный краткосрочный вариант групповой психотерапии является са­мостоятельным видом лечения больных с невротическими расстройствами, а не уко­роченной версией долгосрочной терапии или тренинговой программой. Этот метод может быть принят на вооружение психотерапевтами, работающими с данным кон­тингентом больных.

На основе проведенных исследований были разработаны показания и противо­показания к применению метода краткосрочной интерперсональной групповой пси­хотерапии.

 

Показания поМКБ-10:

1) тревожно-фобические расстройства (агорафобия без панического расстройства и с паническим расстройством, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии));

2) другие тревожно-фобические расстройства (паническое расстройство, гене­рализованное тревожное расстройство, смешанное тревожное и депрессивное расстройство);

3) реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации (посттравматическое стрессовое расстройство, кратковременная депрессивная реакция, пролонгированная депрессивная реакция, смешанная тревожная и депрессивная реакция);

4) диссоциативные (конверсионные) расстройства;

5) соматоформные расстройства (соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформные вегетативные дисфункции);

6) другие невротические расстройства (неврастения);

7) специфические расстройства личности (истерическое расстройство личности, шизоидное расстройство личности).

 

Противопоказания:

1) больные со страхом перед самораскрытием и сильной опорой на «отрицание» как форму психологической защиты;

2) с недостаточной мотивацией к изменениям;

3) пациенты с низкой интерперсональной сенситивностью;

4) пациенты, которые, возможно, не смогут посещать все занятия;

5) пациенты, которые не будут участвовать в процессе активной вербализации и слушания, что является существенной частью любой группы;

6) пациенты, чьи характерологические особенности не позволят им конструк­тивно работать в группе и извлекать из этой работы пользу (например, те, которые постоянно отыгрывают свои эмоции во вне в качестве защитной реакции, а не наблюдают за своим психологическим состоянием; или пациенты с серьезным негативиз­мом или ригидностью);

7) пациенты с острым психозом, тяжелой депрессией, имеющие суицидальные мысли или намерения, с наркотической зависимостью, органическими повреждения­ми ЦНС.

 

При проведении психотерапии учитывались следующие положения:

¾ введение ограничения во времени как терапевтический фактор;

¾ ограничение терапевтических целей — работа с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени, а не ориентация на структурные изменения личности;

¾ концентрация во времени на «здесь и сейчас»;

¾ директивный тип поведения психотерапевта;

¾ быстрая первичная диагностика;

¾ неотложное вмешательство;

¾ гибкость со стороны психотерапевта;

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... ростов н/Д, 2005. – 320с. 4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М., 2004. – 464с. 5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. ... групп, групповая динамика План: 1. Понятие учебно-тренировочной группы. 2. Виды учебно-тренировочных групп, их отличия. 3. Структура учебно-тренировочных групп. 4. Групповые нормы (правила) в тренинговой группе. 5. Комплектование группы ...

¾ эмоциональное отреагирование как важная часть психотерапевтического процесса;

¾ быстро устанавливаемые интерперсональные отношения как «терапевтиче­ский рычаг», ведущий к конструктивным изменениям;

¾ предгрупповая подготовка и правильный отбор пациентов, так как не все они могут извлечь пользу из краткосрочной формы групповой работы.

 

При подборе пациентов для участия в психотерапии учитывается:

1) Наличие проблематики в сфере межличностного взаимодействия, а именно отнесение к определенным проблемным зонам:

¾ «межличностные конфликты» куда входят разногласия между супругами, детьми, родителями, друзьями, сотрудниками и т.д.

¾ «смена социальной роли» — новая работа, развод, уход из семьи, смена места жительства, экономические и другие перемены в семье и другие смены социальной роли;

¾ «межличностный дефицит» — проблемная зона одиноких и социально изолированных людей.

2) Достаточный уровень мотивации к психотерапии и личным изменениям. Главным критерием отбора в психотерапевтическую группу, работа которой основана на межличностной динамике, является желание самого претендента. Пациент без достаточного уровня мотивации склонен в любой момент прервать психотерапию, а участие в группе оказывается для него не эффективным.

3) Наличие психологического дискомфорта, тревожности.

4) Способность к самораскрытию, желание помогать другим участникам в группе, а также готовность к принятию ответственности за свои действия.

Разработанный метод краткосрочной интерперсональной групповой психотера­пии ориентирован:

¾ на достижение симптоматического улучшения у пациентов; на улучшение эмоционального состояния пациентов;

¾ на улучшение их социального функционирования — увеличение уровня адекватной социальной адаптации;

¾ на понимание пациентами имеющихся у них проблем и повышение способности самостоятельного разрешения трудностей в будущем;

¾ на предоставление информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми.

Целью предлагаемого метода психотерапии являются конструктивные изменения, прежде всего, в межличностной сфере. Данные изменения достигаются через раскрытие, анализ, осознание и переработку интерперсональных проблем пациента (например, межличностных конфликтов) и коррекцию неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

В процессе психотерапии, ориентированной на коррекцию неадекватных интеракций, конфликтные отношения пациента утрачивают свой непременный и центральный характер. Это влечет за собой снижение интенсивности невротической симптоматики. Наблюдается уменьшение и внутриличностной проблематики, в част­ности за счет улучшения отношения к себе (повышения самооценки).

Тем самым, по­учил подтверждение один из центральных пунктов теории психодинамической психотерапии относительно связи межличностных конфликтов и невротической симптоматики, межличностных и внутриличностных конфликтов.

Задачи психотерапии фокусируются, в основном, на двух составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), направленность на эмоциональный аспект (отношение к себе) менее выражена, чем при личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, однако, показатели самоотношения пациентов также значительно улучшаются.

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... Бойко) Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Представление о неврозах как психогенных расстройствах, в развитии которых определяющая роль ... из его природы. Клинические характеристики больного неврозом складываются из: - личностных особенностей пациента и его реакциями на болезнь - психологических факторов этиопатогенеза - психологической ...

В познавательной (когнитивной) сфере пациент получает представление о мере своего участия в возникновении, повторении и продолжении своих конфликтных ситуаций, т. е. как он сам своим поведением и своим способом эмоционального реагирования, способствует этому. При этом, у него появляется возможность предотвра­тить повторение межличностных проблем, используя другое поведение. Таким образом, задача психотерапевта состоит в достижении интерперсонального осознания для того, чтобы пациент приобрел возможность формирования более адекватных форм поведения.

 

Диагностический этап

На этом этапе большое внимание уделяется выявлению межличностного контекста невротического расстройства, особенно событиям, которые, являясь психо­травмирующими, спровоцировали появление симптомов. Для больных неврозами из межличностных, характерны конфликты в семейной и профессиональной сферах, а также такие межперсональные проблемы как одиночество, изоляция, застенчивость, неумение завязывать и поддерживать близкие отношения, мнительность, трудности в отношениях с авторитетами, неуверенность в себе, зависимость от других и т.п. Задача психотерапевта, достигаемая с помощью экспериментально-психологического об­следования, а также в ходе клинической беседы и наблюдения, получить наиболее полную картину характера социальных отношений и особенностей межличностных взаимодействий пациента и определить основные проблемные области. Во время бе­седы должна осуществляться диагностика личности, стиля межличностного общения претендента. Всесторонняя оценка помогает психотерапевту решить, насколько паци­ент соответствует характеру и целям организуемой краткосрочной интерперсональной группы, позволяет прогнозировать его поведение в группе, способность выстраи­вать и поддерживать отношения с другими участниками.

В процессе отбора рекомендуется помочь пациенту сформулировать 1-2 как можно более конкретные проблемы межличностного плана, которые он был бы готов обсудить уже в начале работы группы. Они должны быть связаны с основными про­блемами, по поводу которых больной обратился за психотерапевтической помощью. Это помогает формировать реалистичные ожидания участников, которые в дальней­шем способствуют эффективной работе.

Во время предварительной беседы специально акцентируется внимание паци­ента на том, что на групповых занятиях много времени будет уделяться именно про­работке межличностной проблематики. В задачу групповых психотерапевтов входит обязательное разъяснение пациентам, уже отобранным в группу, рабочего фокуса и целей краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии или группы, огра­ниченной во времени, особенно подчеркивается момент ответственности самих уча­стников за использование возможностей, предоставляемых группой. Групповая си­туация представляется как некая социальная лаборатория, в которой постоянно происходит искреннее и открытое обсуждение отношений с другими участниками груп­пы, что помогает лучше понять себя и свои отношения с социумом, очень важно уви­деть межличностный контекст своих проблем. Подчеркивается, что говорить об от­ношениях с другими участниками нелегко, возникает тревога и напряжение, но избе­жать этого невозможно, так как именно такое взаимодействие является основой пси­хотерапевтических изменений. С другой стороны, опыт, приобретенный в группе, можно перенести в повседневные жизненные ситуации. Важно также разъяснить, что наибольшую пользу можно получить, открыто и искренне выражая свои чувства, воз­никающие в ходе общения — это является основным постулатом в работе кратко­срочной интерперсональной группы. Психотерапевты должны предупредить участ­ников о возможных неприятных сторонах работы в группе (например, обострение симптомов во второй фазе групповой психотерапии), а также предоставить информацию о способах уменьшения или устранения психологического риска. Пациентам со­общается, что занятия в группе будут проходить 5 раз в неделю по 1,5 часа в течение 4 недель, обращается внимание на обязательность посещения групповых занятий. Временной лимит увеличивает чувство личной ответственности за изменения и по­буждает к отделению — независимости.

В результате, отобранные пациенты могут определить специфические проблемные области, в которых они ожидают изменений. Кроме того, они проявляют желание использовать влияние группы, взаимодействовать с другими ее участниками, помогают им. Это пациенты, умеренно зависимые от группы (не абсолютно независимые или равнодушные к ней) и не абсолютно зависимые от того, что скажут дру­гие. В большинстве своем они имеют четко очерченные жалобы и эмоционально на­сыщенные, актуальные в настоящий момент проблемы, способны проявлять эмоцио­нальные реакции во время оценочного интервью, имеют изначально высокий уровень мотивации, способность к интроспекции (самонаблюдению), реалистичные ожидания от процесса психотерапии и позитивные перспективы.

 

Содержание психотерапевтических мероприятий

В развитии психотерапевтического процесса в группе достаточно четко очерчены его фазы: 1) фаза зависимого и поискового поведения; 2) фаза возникновения, обострения и разрешения внутригругшовых конфликтов; 3) фаза формирования групповой сплоченности; 4) фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои проблемы.

  1. В первой фазе групповые психотерапевты активно участвуют в работе группы, руководят ею и поддерживают пациентов. Последние реагируют на это положительно, они чувствуют себя понятыми, у них снижается тревога, быстро формируется терапевтический союз между психотерапевтами и пациентами.

Структурирование процесса на начальном этапе, способствующее быстрому формированию групповой сплоченности, созданию благоприятного эмоционального климата, позволило минимизировать число уходов пациентов из группы, повысить эффективность дальнейшей работы.

При этом содержательные моменты структурирования рассматриваются в двух шовных аспектах:

¾ определение общих и индивидуальных целей (каждым конкретным участником) краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии; формирование терапевтически полезных групповых норм;

¾ применение специальных упражнений и заданий. Оно подразумевает, что ведение психотерапевтического процесса является направленным, и последователь­ность проведения технических приемов подчиняется определенным правилам.

2. Для второй фазы характерен высокий уровень напряжения в сочетании с вы­сокой активностью пациентов, специфика которой заключается, как правило, в нали­чии негативных эмоций по отношению к психотерапевтам, а также в нарастании кон­фликтности между участниками группы. К этому времени, ориентированные исклю­чительно на ведущих, они сталкиваются с ситуацией, когда ими уже не руководят, не говорят, что и как делать, о чем говорить. Недовольство членов группы таким разви­тием событий перерастает в агрессию против ведущих группу, которые «не выпол­няют» своей прямой обязанности — не руководят работой группы. Именно такая рез­кая смена роли ведущих от активной, направляющей, несколько директивной пози­ции до пассивной, наблюдающей, провоцирует быстрый переход к выражению агрес­сивных чувств участниками группы по отношению к психотерапевтам. Конструктив­ным разрешением этой кризисной фазы считается открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимо­стью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью.

Через фазу конфронтации с психотерапевтами участники группы не только сплачиваются, но и приходят к пониманию и принятию личной ответственности за решение своих трудностей, к пониманию того, что их выздоровление зависит во мно­гом от их собственной инициативы и активности и никто за них не будет решать их проблемы.

Помимо нарастания напряженности в отношениях с ведущими, обостряются конфликты и между участниками группы. Особое внимание ведущими уделяется об­суждению и анализу конфликтных интеракций между членами группового взаимо­действия. Важным в этой фазе представляется проведение параллели между характе­ром конфликтов в группе и в реальной жизни пациентов. Такой «чисто» эмоциональ­ный феномен, как межличностный конфликт, вне анализа деятельностных взаимосвя­зей конфликтующих сторон понят быть не может. Поэтому необходимым для пони­мания механизмов возникновения внутригруппового конфликта становится изучение системы предметных взаимосвязей членов группы, основой которых служит социаль­но обусловленное проблемно-целевое содержание их совместной деятельности.

3. Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы, формиро­ванием сплоченности, системы взаимопомощи и взаимоподдержки. В разработанном методе психотерапии эта фаза имела свою специфику: короткая, она была больше ин­теллектуальной, чем эмоциональной. Воздействие на когнитивные составляющие са­мопознания и понимания процессов, происходящих в группе, через проработку кон­фликтов внутри группы, активизирует механизм трансформации норм применительно к новым условиям. Основными темами групповой дискуссии на данном этапе явля­ются: 1) темы доверия — недоверия; 2) темы симпатии — антипатии участников группы, вскрытие их глубинных причин; 3) исследование рассогласований между представлениями относительно потребностей друг друга; 4) анализ ожиданий одного по отношению к другому.

Группа, благодаря конструктивному разрешению внутри- и межличностных конфликтов, модифицирует старые нормы, и, помогая возникновению новых, создают основу для преемственности в новой ситуации. В результате обеспечивается более конструктивное взаимодействие между участниками, уменьшается изоляция, снижа­ется напряженность, и возникает почва для реализации индивидуальной активности каждого члена группы.

Таким образом, основной задачей этого этапа является выработка альтернатив­ных, более адекватных способов взаимодействия через мобилизацию усилий членов группы на преодоление возникших трудностей.

4. Четвертая фаза — активно и целенаправленно работающая психотерапевти­ческая группа. Выясняются причины конфликтов, пути их разрешения через выработ­ку адекватных способов поведения. Как правило, рассматриваются проблемы отдель­ного участника группы, остальные члены принимают в ней активное участие. В этой фазе психотерапевт применяет вспомогательные приемы и техники различных психо­терапевтических школ и направлений. Наиболее часто используются элементы пси­ходрамы, в частности разыгрывание ролевых ситуаций, элементы гештальт-терапии, поведенческой психотерапии все они направлены на выработку альтернативных ре­шений определенных конфликтов, обучение более эффективным социальным навы­кам, повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей. В каж­дом конкретном случае подбор технических приемов производится индивидуально, в зависимости от характера проблем каждого пациента.

Ведущей формой работы группы является групповая дискуссия. В основном используется интеракционная ее ориентация (особенно в трех первых фазах), направ­ленная на анализ ситуаций и механизмов, связанных с функционированием группы, анализ группового взаимодействия. В четвертой фазе чаще применяется биографиче­ская ориентация групповой дискуссии: занятие (чаще одно, иногда два) посвящено проблемам отдельного пациента, а именно конфликтным ситуациям, возникающим в отношениях с окружающими людьми, анализируются особенности поведения участ­ника группы в реальной жизни, в группе.

При краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии основные те­рапевтические интервенции проводятся на динамически-современном уровне группы, в противоположность генетически-регрессивному. Как правило, акцентируется вни­мание на легко поддающихся наблюдению преходящих выражениях осознаваемых потребностей и поведенческих паттернов, групповых ролей, симпатий и антипатий, а также на особенностях структуры группы. Поведенческий уровень здесь представлен в основном реакциями на реальные, связанные с ситуацией в группе, факторы, в силу чего задействованными оказываются внешние аспекты личности. При этом практиче­ски не затрагиваются или используются по мере необходимости (исходя из особенно­стей работы с каждым конкретным пациентом) бессознательная мотивация, уровень интрапсихических конфликтов, осознание и коррекцию неадаптивных защитных ме­ханизмов.

Приводимый ниже список функций групповых психотерапевтов интерперсо­нальной направгенности включает как те, что нацелены, в первую очередь, на сохра­нение группы, так и те, что носят терапевтический характер:

1) Составление группы с учетом выделенных показаний и противопоказаний.

2) Оперативная первичная диагностика в сочетании с предварительной подготовительной работой с пациентами на диагностическом этапе.

3) Структурирование сессий в первой фазе работы краткосрочной интерперсональной группы.

4) Эмпатическое принятие каждого члена группы и забота о нем в сочетании с верой в то, что пациент обладает необходимым для изменений потенциалом, поскольку главные психотерапевтические элементы связаны с возможностью в безопас­ной обстановке произвести тестирование реальности и получить поддержку от других участников и группы в целом — принимающей и структурирующей среды.

5) Поощрение открытого выражения чувств; поддержание атмосферы терпимости и принятия чувств, поведения в сочетании с исследованием межличностных от­ношений. Психотерапевты побуждают к участию в этой деятельности всех членов группы.

6) Контроль за уровнем напряженности и тревоги пациентов, всегда сопровождающих ответственность в межличностных отношениях, осуществляемый в приемлемых границах. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы уравновешивать кон­фронтации, возникающие в группе, и осуществлять поддерживающее руководство.

7) Компетентное использование специфических технических приемов и методов в каждой фазе развития краткосрочной интерперсональной группы, что, в свою очередь, облегчает возникновение различных психологических процессов, способствующих достижению конкретных задач и, в конечном итоге, общей цели — конструктивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия. Преимущество данного подхода заключается в том, что психотерапевт предлагает пациент) широкий набор средств для повышения качества его жизни, а также для оказания ему помощи (уменьшения остроты симптомов, поддержки в трудных ситуациях).

8) Гибкость в ролевом поведении психотерапевта: как уже указывалось, в пер­вой фазе это роль активного лидера-руководителя, психотерапевт направляет психо­терапевтический процесс, объясняет, интерпретирует, т.е. открыто проявляет свою власть; во второй фазе это скорее позиция аналитика — поведение чаще индифферентное, пассивное, ведущий ничего не советует, никого не осуждает, не выражает своей оценки событий в группе. Создается впечатление, что психотерапевт пускает все на самотек, но это не так: он ждет, когда к нему обратится группа за советом и разъяснением поведения и поступков членов группы. Во второй, в большей степени в третьей фазе возможна также роль комментатора — через более или менее равномерные интервалы времени психотерапевт обобщает все, что произошло в это время в группе, при этом комментарии носят следующий характер:

¾ наблюдения за действиями группы, но без своего отношения к этим действиям;

¾ перечисление и классификация действий членов группы с использованием адекватного понятийного аппарата;

¾ гипотезы, в которых предполагается, что может произойти в группе в ближайшее время исходя из создавшейся на данный момент ситуации.

И наконец, в третьей и четвертой фазе ведущий должен принять на себя роль истинного члена группы: он ведет себя как один из участников группы, сам выполня­ет все, что должны делать остальные, в том числе непосредственно участвует в про­ведении общегрупповых заданий, поясняет свои чувства и переживания, однако должны быть определенные ограничения — не следует допускать, чтобы группа ин­тересовалась проблемами психотерапевта и начала обсуждать его как личность. Такое четкое определение роли психотерапевта в каждой фазе является несколько услов­ным, иногда в течение одной сессии происходит последовательная смена сразу нескольких позиций; в условиях, когда групповые занятия проводят двое ведущих, аде­кватное сложившимся обстоятельствам, возможно более гибкое ролевое поведение.

 

 

Разработан метод, который отличается от существующих сочетанием принци­пов и техник интерперсональной психотерапии и разработанной в Институте им.… Подобное сочетание не случайно, поскольку оно отражает современные тен­денции… В. Н. Мясищев (1960) на основе созданной им психологии отношений в Инсти­туте им. В. М. Бехтерева была разработана…

Оценка эффективности метода

 

Ниже приводятся изменения показателей использовавшихся экспериментально-психологических методик до и после краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии.

Симптоматический опросник SCL-90. Достоверными оказались изменения по всем 12 шкалам опросника. Максимальное улучшение определяется по шкалам «Тре­вожность» (р<0,001), «Фобии» (р<0,002), «Депрессия» (р<0,004), «Соматизация» (р<0,008) и «Индексу выраженности дистресса» PDSI (р<0,001).

Жалобы, входящие в структуру вышеперечисленных шкал, являлись доминирующими у пациентов, про­шедших краткосрочную групповую интерперсональную психотерапию. Представля­ется весьма существенным, что наибольшие позитивные изменения были выявлены именно по этим шкалам, что и послужило основанием для разработки метода и опре­деления показаний для его применения. Меньшим изменениям подверглись показате­ли по шкалам «Паранойяльность» (р<0,005), «Обсессивность — импульсивность» (р<0,02), «Психотизм» (р<0,08).

Основой для построения вышеперечисленных шкал являлись пункты, отражающие преимущественно спектр психотических реакций, не имеющих непосредственного отношения к невротической симптоматике. Поэтому, отсутствие выраженных изменений по данным параметрам не противоречит целям и задачам разработанного метода психотерапии.

Личностный опросник «Большая пятерка». Достоверными оказались различия по трем шкалам — «Готовность к согласию, сотрудничеству» (р<0,04), «Эмоциональ­ная стабильность» (р<0,03) и «Личностные ресурсы» (р<0,02).

После проведения краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии пациенты оценивают се­бя как менее раздражительных и менее тревожных. Особо значимыми, учитывая цели и задачи данной психотерапии, представляется улучшение результатов по шкале «Го­товность к согласию, сотрудничеству». В структуру этой шкалы входят такие харак­теристики, как дружелюбие, готовность оказать помощь, поддержку окружающим; пациенты начинают оценивать себя, как людей более творческих, креативных (шкала «Личностные ресурсы»).

Изменения по шкалам «Экстраверсия» (р<0,47) и «Самосоз­нание, организованность» (р<0,25) оказались недостоверными. Вероятно, это объяс­няется тем, что шкала «Экстраверсия» относится к биологически обусловленной под­структуре темперамента, она наиболее устойчива и менее других подвержена изменениям. Помимо этого, изменение глубинных личностных образований не входило в задачи краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии.

Опросник «Межличностные отношения». Достоверными оказались различия по шкалам «Холодность» (р<0,04), «Социальное избегание» (р<0,02), «Неуверен­ность» (р<0,04), «Уступчивость» (р<0,02), а также общий индекс выраженности про­блем в межличностной сфере (р<0,002).

Значимому изменению подверглись оценки по шкале «Социальное избегание». Пациенты, прошедшие краткосрочную интерпер­сональную групповую психотерапию, испытывали меньше трудностей в присоедине­нии к группе и сближению с окружающими, научились открыто выражать свои чув­ства и эмоции, у них уменьшилась межличностная тревожность. Особый интерес представляет снижение показателей по шкале «Неуверенность», что свидетельствует о меньшей выраженности проблем, связанных с неуверенным поведением, неумением проявлять негативные чувства. У пациентов актуализируются такие интерперсональ­ные качества, как уверенность и решительность. Изменения по шкалам «Автократичность» (р<0,17), «Конкурентность» (р<0,12), «Заботливость» (р<0,22) и «Экспрессия» (р<0,91) оказались недостоверными. Уже на диагностическом этапе показатели по вышеперечисленным шкалам были в рамках адаптивных, т.е. не являлись сферами, содержащими главную проблематику, поэтому их изменение в процессе краткосроч­ной интерперсональной групповой психотерапии не предполагалось.

Методика для исследования стадий психотерапевтических изменений URICA. Стадия «Предразмышления», для которой характерно отсутствие понимания пациен­тами психологических причин своего состояния и сопротивление разрешению имею­щихся проблем, в процессе краткосрочной интерперсональной групповой психотера­пии не подверглась ожидаемой коррекции. Тем не менее, снижение показателей по этой шкале оказалось наиболее значимым — на 8,375 стандартизированных баллов. В то же время, отмечалось увеличение (на 8,375 Т-баллов) показателей стадии «Раз­мышления» (р<0,006).

Это позволяет предположить, что большинство пациентов в процессе психотерапии начинают задумываться над своими проблемами и у них по­являются серьезные намерения их разрешить. У пациентов формируется устойчивая мотивация к активной работе, направленной на проработку проблем с целью их пре­одоления и изменения своего поведения, на что указывает достоверное увеличение показателей стадий «Действия» (р<0,003) — на 5 Т-баллов и «Сохранения» (р<О,ООЗ) — на 7,75 стандартизированных баллов.

Одновременно с предложенным методом пациенты могут проходить курс ин­дивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии с акцентом на биографический материал. Метод краткосрочной интерперсональной груп­повой психотерапии не только не исключает сочетанного воздействия различных терапевтических форм (включая психофармакотерапию), но наоборот, может органично вписываться в систему комплексных психотерапевтических программ, направленных на оптимизацию лечения больных нервно-психическими заболеваниями. Индивиду­альные сессии и фармакологическое лечение таким образом могут дополнять эффект групповых занятий, вызывая изменения как во внутренних психологических процес­сах индивида, так и в процессах, связанных с его функционированием в обществе. В конечном итоге такой подход позволяет выделять и учитывать в работе основные те­рапевтические элементы — индивидуальные интрапсихические контексты, межлич­ностные и контексты группы как целого. Психотерапевт, проводящий групповую психотерапию, в таких обстоятельствах может уделить большее внимание интерпер­сональному элементу, планируя интервенции для кого-либо из членов группы или всей группы в целом, полагаясь на то что индивидуальный психотерапевт, в свою очередь сосредотачивает воздействие на внутрипсихическом компоненте.

Таким образом, метод краткосрочной интерперсональной групповой психоте­рапии направлен на проработку текущей межличностной проблематики с осознанием причин межличностных конфликтов и формированием навыков конструктивного ре­шения подобных проблем в будущем, при этом через изменения в межличностном функционировании осуществляется выход на сферу внутриличностных конфликтов. Во многом благодаря быстрой первичной диагностике и предварительной подготовке пациентов с разъяснением целей, задач и принципов проводимой психотерапии ста­новится возможной направленная фокусировка лечебного воздействия на наиболее болезненные стороны пациентов, а именно на нарушения межличностного общения.

Несмотря на то, что основной целью предлагаемого метода являются конструк­тивные изменения в межличностной сфере, выбираются и дополнительные, времен­ные цели и задачи (исходя из особенностей развития каждой конкретной группы), оказывающие терапевтические воздействия и, следовательно, способствующие улуч­шению отношений, облегчению жизни в ее физическом и эмоциональном аспектах и усилению чувства удовлетворения повседневной жизнью. Акцент делается на повы­шение чувствительности пациента к явлениям и процессам, происходящим в его взаимоотношениях с социумом, на развитие способности использовать обратную связь, увеличение гибкости и эффективности общения, осознания влияния собствен­ных установок, наклонностей и ценностей на процесс взаимоотношений с другими людьми.

Разрабатывая предлагаемый метод краткосрочной интерперсональной группо­вой психотерапии, мы исходили из того положения, что условием здоровья пациента является «социостазис» — сбалансированная и адекватно функционирующая сеть от­ношений в личной, профессиональной и социальной сферах жизни индивида, в то же время какие-либо нарушения в любой из этих областей могут отрицательно сказаться на остальных. В этой связи интерперсональная психотерапия нацелена на устранение основных причин, создающих эти трудности, при этом важной отличительной харак­теристикой ее является оценка способности пациентов быть частью сети взаимоот­ношений, взаимодействовать с нею.

Преимущество интерперсонального группового подхода заключается в том, что пациент выходит из состояния изоляции, создаются условия для установления кон­тактов с другими людьми, он начинает иначе воспринимать себя и других, возникает возможность для формирования более адекватной самооценки, создаются специаль­ные условия для изменения образа действий в отношениях с другими.

Обобщая, можно отметить следующие положения: во-первых, основная пара­дигма краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии основана на кон­цепции психодинамической психотерапии о том, что улучшение межличностного контекста проблематики приводит и к положительной динамике интрапсихического конфликта у больных неврозами — идее, которая может быть включена во многие психотерапевтические подходы. Во-вторых, используются понятия и гипотезы, под­дающиеся экспериментальной проверке. В-третьих, этот метод позволяет пациентам экспериментировать с различными видами поведения, принятия решения и своими реалистическими или фантазийными устремлениями, он предлагает осмысленную среду для разрешения актуальных проблем и межличностных конфликтов.

 

 

Ниже приводятся изменения показателей использовавшихся экспериментально-психологических методик до и после краткосрочной интерперсональной групповой… Симптоматический опросник SCL-90. Достоверными оказались изменения по всем 12… Личностный опросник «Большая пятерка». Достоверными оказались различия по трем шкалам — «Готовность к согласию,…

ВЫВОДЫ

1. Разработан метод краткосрочной иентерперсональной групповой психотерапии, основным содержанием которого является направленность на коррекцию меж­личностной проблематики больных неврозами.

2. Определены показания и противопоказания к прохождению краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии для больных невротическими расстройствами, учитывающие особенности краткосрочных групп, основной терапевтической единицей которых являются проблемы межличностного плана.

3. При проведении предложенного метода значительное внимание уделяется предгрупповой подготовке и первичной диагностике пациентов, осуществляемой на диагностическом этапе, что способствует дальнейшей эффективности проводимой интервенции.

3.1. Оценка характера социальных отношений и особенностей межличностных взаимодействий больных позволяет определить основные проблемные области, соответствующие целям и задачам проводимой групповой психотерапии.

3.2. Предварительная беседа с разъяснением фокуса терапевтических воздействий, особенностей предложенного метода способствует формулированию конкретных индивидуальных целей групповой психотерапии, что является необходимым элементом успешной дальнейшей работы.

4. В развитии психотерапевтического процесса в краткосрочной интерперсо­нальной групповой психотерапии достаточно четко очерчены его фазы, имеющие свою специфику и особенности.

4.1. В первой фазе необходимым представляется активное влияние психотерапевта на внутригрупповые процессы, структурирование работы группы, приводящее к формированию сплоченности, благоприятного эмоционального климата, снижению уровня напряженности и тревоги участников группы, что в свою очередь способствует формированию более адекватных общих и индивидуальных целей проводимой психотерапии, терапевтически полезных норм группы, уменьшает число пациентов, ставляющих группу до ее завершения.

4.2. Во второй фазе резкая смена ролевых позиций психотерапевта от активной, направляющей, характерной для первой фазы, до пассивной, отстраненной во второй, провоцирует появление высокого уровня агрессии у пациентов, в результате чего становится возможным выявление и проработка конфликтов членов группы с ведущими, а также участников группы между собой.

4.3. Основным содержанием третьей фазы краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии является формирование истинной внутригрупповой сплоченности (для ее достижения был предложен ряд общегрупповых заданий и упражнений), без развития которой невозможным становится самораскрытие пациентов, что составляет основу терапевтических изменений в группе.

4.4. В четвертой фазе обсуждаются и прорабатываются на отдельном занятии проблемы каждого пациента, с этой целью используются различные вспомогательные приемы и техники, применяется биографическая ориентация, возможен переход на уровень внутриличностных конфликтов, в той мере, в какой они способствуют появлению межличностной проблематики.

 

5. Выделены функции группового психотерапевта интерперсональной направленности, в том числе определена специфика оптимального ролевого поведения ведущего в каждой фазе психотерапевтического процесса.

6. Результаты исследования эффективности краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии свидетельствуют о достоверном снижении уровня выраженности симптоматики у пациентов. Максимальное улучшение наблюдалось по шкалам «Тревожность», «Фобии», «Депрессия», «Соматизация» и «Индексу выраженности дистресса» PDSI.

7. Изменение личностных характеристик пациентов, определяемых с помощью опросника «Большая пятерка», наблюдалось по трем шкалам — «Готовность к согласию, сотрудничеству», «Эмоциональная стабильность» и «Личностные ресурсы». Значимых различий в показателях шкал «Экстраверсия» и «Самосознание, организованность» до и после психотерапии не отмечалось, из чего можно сделать вывод о том, что изменения, достигаемые в процессе краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии, не затрагивают глубинных личностных структур.

8. В ходе применения предложенного метода снижается степень выраженности межличностных проблем у пациентов, изменяется сама структура интерперсонального поведения в сторону более уверенного, менее социального дистанцированного, повышается уровень социального функционирования.

9. У большинства пациентов в процессе лечения формируется активная психотерапевтическая позиция, когда они начинают задумываться над своими проблемами, у них появляются серьезные намерения их разрешить, формируется устойчивая мотивация к активной работе, направленной на проработку проблем с целью их преодоления и изменения своего поведения.

 

 

Список работ, опубликованных по теме диссертации

 

1. Интерперсональная психотерапия Клермана — Вейссман и ее адаптация для течения невротических расстройств // Интегративная медицина. Новое содержание и перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2002 года (Санкт-Петербург).

— СПб., 2002. — С. 51-52.

2. К разработке психологических основ краткосрочной психотерапии Клермана — Вейссман для лечения невротических расстройств. Материалы научно-практической конференции «Клиническая психология и практическое здравоохранение» 12-13 сентября 2002 года (Самара).

— Самара, 2002. — С. 53-55.

3. Психофармакотерапия и групповая психотерапия расстройств адаптации с тревожно-депрессивным синдромом // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Материалы III съезда Российской психотерапевтической ассоциации и научно-практической конференции 20-23 октября 2003года (Курск).

— Курск, 2003. — С. 60-62. (В соавт. с СВ. Полтораком, М. В. Фурсовой).

4. Теоретическое обоснование и практическое применение комплексных профессиональных стратегий в психотерапии // Пособие для врачей. — СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2003.— 40с. (В соавт. с Б. Д. Карвасарским, В. А. Абабковым, Т. А. Караваевой и др.).

5. Динамика механизмов психологической защиты и копинг-поведения в процессе групповой психотерапии при неврозах // Биопсихосоциальная парадигма медицины и ее влияние на развитие психоневрологической науки и практики: Материалы научно-практической конференции молодых ученых (Бехтеревские чтения) 28 февраля — 1 марта 2002 года (Санкт-Петербург).

— СПб., 2004. — С. 147-152. (В соавт. с Е. Б. Мизиновой).

 

 

1. Интерперсональная психотерапия Клермана — Вейссман и ее адаптация для течения невротических расстройств // Интегративная медицина. Новое… 2. К разработке психологических основ краткосрочной психотерапии Клермана —… 3. Психофармакотерапия и групповая психотерапия расстройств адаптации с тревожно-депрессивным синдромом //…