Содержание
1.Введение
.Восприятие
.1Понятие восприятия
.2Свойства восприятия
.3Виды восприятия
.Зрительное восприятие
.1Понятие зрительного восприятия
.2Свойства зрительного восприятия
.3Функции зрительного восприятия
.4Особенности зрительного восприятия текста
.Психологические особенности использования мультимедиа в учебном процессе
.Вывод
.Список использованной литературы
1. Введение
Зрительное восприятие как раньше, так и в современном мире вызывает огромный интерес. Если сопоставить количество исследований, а значит и число усилий, сделанных в отношении осязательного восприятия, и число исследований зрительного восприятия, то последнее гораздо существеннее, нежели первое. Следовательно, данная тема является актуальной.
Цель написания работы заключается в раскрытии сущности процесса зрительного восприятия, его свойств, функций, а также психологических особенностей мультимедиа, которые воздействуют на зрительные рецепторы.
Материалом для написания реферата послужили книги следующих авторов: Л. Д. Столяренко, К.К. Платонов и Р. Л. Грегори.
2. Восприятие
.1 Понятие восприятия
Ощущение и восприятие: сущность и свойства
... теоретическую литературу по теме; дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»; показать взаимосвязь и различие этих психических процессов; изучить свойства ощущения и восприятия; Объект данной работы - ощущение и ... запахами, то они не смогут вызвать зрительных ощущений. То есть, глаз воспринимает только зрительные раздражители, которые вызывают у нас зрительные ощущения. Точно так же свет и ...
Как замечает Столяренко Л. Д., существует четыре операции или четыре уровня перцептивного действия. Исходной фазой развития любого сенсорного процесса является обнаружение. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Её конечный результат — формирование перцептивного образа эталона. Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия (идентификация и опознание).
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти [Столяренко 2008, 139].
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.
Таким образом, следует отметить, что восприятие является весьма сложным процессом, формирующим уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.
.2 Свойства восприятия
Л.Д. Столяренко выделяет следующие свойства восприятия, отличающие его от ощущений:
.Целостность, т.е. восприятие, есть всегда целостный образ предмета.
.Константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
.Структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру.
.Осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
.Избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими [Столяренко 2008, 141].
2.3 Виды восприятия
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое и обонятельное восприятия.
Психофизиологические особенности восприятия аудиовизуальной информации ...
... способу восприятия обучаемыми, можно разделить на три основные группы: 1. информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация; 2. информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, ...
3. Зрительное восприятие
.1 Понятие зрительного восприятия
Зрительное восприятие — совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Как замечает Р. Л. Грегори, на сетчатке возникают маленькие искажённые перевёрнутые образы, которые человек видит как отдельные объекты в окружающем пространстве [Грегори 1970, 11].
Известно, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа.
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Далее осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Это и является особенностью зрительного восприятия.
По словам Грегори, зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений [Грегори 1970, 14].
3.2 Свойства зрительного восприятия
3.3 Функции зрительного восприятия
зрительный восприятие учебный сенсорный
У человека и других высших млекопитающих зрительное восприятие занимает ведущее место в системе перцептивных процессов. Как и любое другое восприятие, оно имеет ряд важных функций.
Зрение даёт начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.
Наиболее элементарным из них является восприятие яркости и цвета. Данное восприятие сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отражённого поверхностью света.
«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»
... работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как зависит вероятность правильного восприятия информации от способа кодирования информации при одинаковом времени ее предъявления? ...
Зрительное восприятие пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная. В нём выделяются две группы перцептивных операций. Первая группа обеспечивает оценку удалённости объектов. Важнейшей операцией этой группы является оценка удалённости на основе бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трёхмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения (признак, связывающий удалённость объекта с угловой скоростью его смещения при определённых движениях наблюдателя).
Вторая группа операций обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение играет роль неподвижной системы отсчёта. Благодаря этому локализация объектов остаётся примерно неизменной во время движений наблюдателя.
На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки.
Наиболее сложным процессом зрительного восприятия является восприятие формы. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее, человек легко узнаёт известные ему предметы. Более того, ему не требуется специального обучения, чтобы воспринять неизвестный предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи (выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира).
Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и непрерывно продолжается за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура — границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Но иногда фигура вообще не имеет контура. И, наоборот, наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Чаще всего он воспринимается как элемент данной фигуры.
3.4 Особенности зрительного восприятия текста
В процессе чтения можно выделить два основных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка.
При чтении глаза человека могут находиться в двух состояниях: в состоянии фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении).
Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Из ста тысяч фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т. е. продуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависят от объекта наблюдений, его известности, цели и ценности объекта восприятия с точки зрения наблюдателя. Известно, что в течение часа глаза читателя 57 мин находятся в относительном покое — они зафиксированы на тексте.
§ 3. Особенности восприятия информации обучающимися
... учитель в практической деятельности крайне редко учитывает особенности восприятия информации учениками, поэтому одно его воздействие и приводит к ... чувства) формируют три основные системы восприятия, с помощью которых можно получить учебную информацию: визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую) и кинестетическую (моторную)3. ... Действительно, если текст неинтересен или непонятен, а книга ...
И скорость переработки информации в данных условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок. Таким образом, повышение скорости чтения — это повышение способности воспринимать информацию в большом объеме в единицу времени при остановке глаз во время чтения. Нужно отметить, что данные процессы и отражают особенности зрительного восприятия текста.
4. Психологически особенности использования мультимедиа в учебном процессе
Некоторые учителя на своих уроках применяют самые разнообразные мультимедийные средства обучения: различные слайды, диапроекцию, звукозаписи и т. д.
Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Яном Амосом Коменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. И для воплощения этого правила современные технические средства обучения имеют широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо — только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.
Среди учёных популярен такой термин, как ориентировочный рефлекс, объясняемый вопросом «Что такое?», т.е. если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает присматриваться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А мультимедиа как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на начальный этап процесса усвоения знаний, ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Следовательно, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания — осмысления. При протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д. Объясняется это тем, что мультимедиа влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.
Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...
... преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые ... показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль ...
5. Вывод
Исходя из всего вышесказанного, можно подвести некоторые итоги, сделать выводы и обобщения по всем вопросам:
)Восприятие — это сложный процесс, включающий в себя целую совокупность ощущений.
)Восприятие имеет ряд свойств, которые отличают его от ощущений.
)В соответствии с тем, какой анализатор активнее участвует в восприятии, выделают несколько его видов.
)Зрительное восприятие — это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.
)Особенностью зрительного восприятия является чёткое представление о каком-либо предмете.
)К свойствам зрительного восприятия относятся дистантность, удивительная свобода и отсутствие тактильного восприятия.
)Функциями зрительного восприятия являются восприятие яркости и цвета, восприятие пространства, восприятие движения, восприятие формы.
)Этапы восприятия текста: первичное восприятие глазами и обработка текста.
)Состояния, в которых могут находиться глаза человека в момент чтения: фиксация глаз и смена точек фиксации.
)Информация, воспринятая зрительно, лучше сохраняется в памяти, так как зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью.
Таким образом, зрительное восприятие играет очень важную роль в жизни каждого человека. Именно благодаря зрению человек способен познавать окружающий мир. Кроме того, следует заметить, что оно обеспечивает возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Также можно подчеркнуть, что более всего возрастает роль зрительного восприятия в переработке какой-либо информации в современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа. Однако, как было ранее замечено, в учебном процессе больше преобладают средства, воздействующие на слуховые рецепторы, что приводит к меньшему осмыслению полученной информации. Следовательно, для более эффективного запоминания материала необходимо расширять количество зрительных средств подачи информации, т.к. известно, что зрительные анализаторы способны воспринимать больше информации в секунду, нежели слуховые.
Восприятие информации человеком
... своему содержанию эти два процесса различны. восприятие ощущение информация человек Раздел 1. Восприятие информации человеком 1.1 Определение восприятия Восприятие - это процесс познания сложных вещей и ... выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком. Восприятие времени - восприятие и оценка человеком хода времени, скорости ...
6. Список использованной литературы
1.Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия — М.: «Прогресс», 1970, 223 с.
.Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий — М.: «Высшая школа», 1984, 174 с.
.Столяренко Л. Д. Основы психологии — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008, 671 с.