ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДИИ И СЕМЬИ. Под студией подразумевается студия художественного слова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ И СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое развитие» 10
1.2. Особенности творческого развития детей младшего школьного возраста 18
1.3. Возможности семьи и студии художественного слова для творческого развития детей младшего школьного возраста 23
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ И СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
2.1. Характеристика методик и анализ результатов стартовой диагностики по изучению творческого развития детей младшего школьного возраста 32
2.2. Программа творческого развития детей младшего школьного возраста при взаимодействии семьи и студии художественного слова 44
2.3. Итоговое диагностическое исследование по изучению творческого развития детей младшего школьного возраста 49
2.4. Методические рекомендации для организации творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова 56
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 6
?
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений детей этого возраста с окружающим миром, накоплением личного социального опыта и взаимодействием со сверстниками. На современном этапе развития образования важное значение приобретает именно творческое развитие детей младшего школьного возраста в процессе взаимодействия с родственниками в семье и педагогами в студии художественного слова. В «Национальной доктрине образования РФ» (2000), в «Федеральной программе развития образования 2020» (2015), в ФГОС НОО и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется всестороннее, в том числе и творческое, развитие личности ребенка, формирование его сознания и мышления. Это обуславливает приоритет всестороннего развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова, целью которого является формирование творческого восприятия и оптимального взаимоотношения детей с окружающим миром.
Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста ...
... из кризиса и вступает в новый возраст. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизического развития у разных детей. Сохраняются различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему ... образования, руководители детских творческих коллективов должны учитывать, что в этом возрасте обычно возникает кризис семи лет. Независимо от того, когда ребенок пошёл в ...
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи о сущности творческого развития детей младшего школьного возраста; идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская); психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Исследования проблемы творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к творческому развитию детей младшего школьного возраста как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса детей этого возраста, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу творческого развития детей в условиях семьи и студии художественного слова составляют следующие теории: теория о социальной политики государства в отношении семьи (П.Ф. Дементьева, М.Л. Гурьянова С.В. Дармодехин); теория о роли творческого развития детей (Л.В. Благонадежина, Н.Л. Кульчинская, М.Н. Семенова, О.И. Никифорова и др.); роль духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования (О.А. Апраксина, А. И. Буров, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко, Б. М. Теплов и др.).
Но при этом творческое развитие детей в условиях семьи и студии художественного слова изучено не достаточно. Это и определило тему исследования «Творческое развитие младшего школьника в условиях взаимодействия студии и семьи».
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:
— социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием творческой активной личности, способной к полному взаимодействию с окружающей средой и активному ее преобразованию, и отсутствием необходимых педагогических условий для реализации такого заказа;
— необходимостью формирования творчески развитой личности детей младшего школьного возраста и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса;
— педагогическим потенциалом семейного и художественного воспитания по формированию творчески развитой личности детей младшего школьного возраста и недостаточностью организации педагогической деятельности родителей в практике семейного воспитания и педагогов в условиях студии художественного слова.
Актуальность темы и выявленные противоречия определили проблему исследования: как добиться того, чтобы семья и студия художественного слова стали способствовать творческому развитию детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это ... не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от ...
Объект исследования – творческое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – формы и методы взаимодействия семьи и студии художественного слова для творческого развития детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обеспечить творческое развитие детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова, возможно, если:
— определена сущность понятия «творческое развитие»;
— выявлены особенности творческого развития для детей младшего школьного возраста;
— определены пути творческого развития для детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования:
1. Выявить теоретические подходы к сущности и структуре творческого развития.
2. Определить особенности творческого развития детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть возможности семьи и студии художественного слова для творческого развития детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по выявлению особенностей творческого развития детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова.
6. Опытным путем проверить эффективность предложенной программы творческого развития детей младшего школьного возраста.
7. Разработать методические рекомендации по изучению творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова.
Методологические основы исследования:
— системно-деятельностный подход, реализуемый в трудах Л.С. Выготского, В.Г. Зазыкина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.
— дидактический подход (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, С.П. Баранов).
— компетентностный подход (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.).
Теоретические основы исследования: исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что уже в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий.
Д. Б. Богоявленская, О. К. Тихонова, Я. А. Пономарева, Дж. Гилфорд, Л. Б. Ермолаева-Томина и др., в своих исследованиях указывают на то, что природная способность к творчеству заложена в каждом человеке.
Развитию теории и практики формирования творческой активности школьников способствовали исследования отечественных ученых: В.И. Андреева, В.В. Афанасьева, Л.С. Выготского, А.Л. Жохова, В.А. Гусева, И.Я. Лернера, Г.И. Саранцева, Е.И. Смирнова, А.М. Матюшкина, А.В. Хуторского, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Богоявленской и др.
Анализ работ последних лет по проблемам всестороннего развития и воспитания детей в семье (Т.Н. Ушенина, Н.М. Ахмерова, Е.В. Борисова, М.М. Прокопьева, О.А. Шостакович, Т.М. Э.Л. Азарова, О.А. Шаграева, Баринова, Н.П. Рассказова, Ф.Т. Кущетерова. А.Г. Хузина, О А. Золотарева и др.) показал, что эта проблема остается недостаточно изученной.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ
... «Особенности развития ребенка в разных возрастах» Младенческий возраст Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст Границы возраста ... развития воображения. Практические задания 1. Провести сравнительный анализ психических процессов Название процесса Сущность (специфика) Функции Виды (типы) Свойства Методы исследования ...
Методы:
Теоретические:
— анализ научной литературы (анализ, обобщение, синтез литературы);
Эмпирические:
— наблюдение;
-фронтальная и индивидуальная беседа с детьми и родителями;
-педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования.
— аналитически представлена историография проблемы, на основании которой выявлено содержание понятия «творческое развитие», которое должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью;
— теоретически обоснованы и содержательно раскрыты особенности творческого развития детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— содержательно и процессуально раскрыто содержание процесса творческого развития детей младшего школьного возраста, что может реализовываться даже в практике работы дополнительного образования или в семье;
— выявлен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий для творческого развития детей младшего школьного возраста, который может использоваться в практике семейного воспитания или работы иного ОУ;
— материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов начального школьного образования, а также позволят обогатить содержание курса «Творческое развитие детей младшего школьного возраста в условиях семьи/ студии художественного слова» для студентов средних и высших учебных педагогических заведений.
Этапы исследования:
Первый этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2017 –ноябрь 2017).
На данном этапе изучалась, анализировалась, систематизировалась информация по исследуемой теме в философской, психологической, педагогической литературе. Также были определены позиции исследования, определен понятийный аппарат, сформулирована первичная гипотеза и сформулированы задачи исследования. На организационно-подготовительный этапе использовались следующие методы: анализ, обобщение, сравнение.
Второй этап – содержательно-процессуальный (ноябрь 2017).
На данном этапе разрабатывалась и апробировалась содержательная модель творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова. На содержательно-процессуальном этапе использовались следующие методы исследования: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Третий этап – аналитико-корректирующий (декабрь 2017).
На данном этапе приводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные. На аналитико-корректирующем этапе осуществлялся контрольный педагогический эксперимент. На аналитико-корректирующем этапе использовались следующие методы исследования: построение гистограмм, таблиц.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, глоссариев по категориальному аппарату и персоналиям, а также приложения.
Во введении была обозначена актуальность исследования, сформулированы цель, объект и предмет исследования, а также представлены иные аспекты исследования, характерные для научно-исследовательской работы такого уровня.
Организация творческой деятельности в школьном коллективе
... творческой деятельности в школьном коллективе. Объектом работы выступает творческая деятельность в школьном коллективе, а предметом исследования организация творческой деятельности в школьном коллективе. Проблема создания условий для развития и проявления творческих ... требованиями современных изменений и создание условий для развития ребенка как подлинного субъекта образовательной деятельности. В ...
В Главе 1 рассмотрены теоретические сведения по теме исследования. В Главе 2 представлено подробное описание проведенного эксперимента, представлен анализ результатов исследования.
В Заключении представлены основные выводы по теме исследования, намечены перспективы для дальнейшего исследования.
Список использованной литературы представлен 65 актуальными источниками, представляющими собой монографии ученых, хрестоматии по педагогике и психологии, а также современные научные статьи по теме исследования, опубликованные в наиболее авторитетных периодических источниках. Также в выпускной квалификационной работе использовались 15 таблиц.
?
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ И СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое развитие»
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев) [36, с. 219].
Рассмотрим, в первую очередь, понятие «развитие», которое, по определению Л.В. Мардахаева, представляет собой «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от качественного старого состояния к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному» [39, с. 137].
Развитие, по мнению И.П. Подласого, есть «процесс качественных и количественных изменений в организме человека» [48, с. 72].
Проблема же всестороннего развития детей также получила развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского, который подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Одним из условий которого является правильное осуществление индивидуального подхода к ребенку, соблюдение единства требований к нему со стороны как работников детского сада и школы, так и родителей [54, с. 88]
Соответственно, развитие ребенка предполагает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. По мнению И. П. Подласого, «если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью» [48, с. 172]. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности проявить, раскрыть свои внутренние свойства и способности, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Одним из направлений развития ребенка вообще является его творческое развитие, для конкретизации которого важно рассмотреть понятие «творчество».
Большой Энциклопедический Словарь (БЭС) предлагает следующее определение данного понятия: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся оригинальностью, неповторимостью и общественно-исторической уникальностью» [8, с. 544].
В Кратком психологическом словаре под общей ред. А.В. Петровского и М. Г. Ярошевского творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [46, с. 298]….
Диагностика музыкальных способностей детей
Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной выпускной квалификационной работы было теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условия творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова.
На современном этапе развития образования важное значение приобретает именно творческое развитие детей младшего школьного возраста, которое может усложняться формами взаимодействия с родственниками в семье и с педагогами, например, в студии художественного слова.
С нормативно-правовой точки зрения, значение данной темы подтверждается многими документами и нормативными актами: в «Национальной доктрине образования РФ» (2000), в «Федеральной программе развития образования 2020» (2015), в ФГОС НОО и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется всестороннее, в том числе и творческое, развитие личности ребенка, формирование его сознания и мышления, что и обуславливает приоритет всестороннего развития детей младшего школьного возраста при взаимодействии семьи и студии художественного слова, целью которого является формирование творческого восприятия и оптимального взаимоотношения детей с окружающим миром.
Обозначенная цель предполагала решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать следующие выводы.
Определив особенности творческого развития ребенка, мы можем отметить, что сущность творческого развития состоит в организации разнообразной художественно-музыкальной эстетической деятельности детей, направленной на формирование у детей способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие задатков и дарований в области искусства.
Творческое развитие младших школьником ориентировано на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Изучив возможности семьи для развития ребенка, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день в науке существует значительный интерес относительно возможностей семьи для развития и воспитания детей, в частности, возможностей семьи для творческого развития детей. Благоприятный климат в семье, наличие у ребенка необходимого художественного-творческого оборудования, совместная творческая деятельность детей и родителей способны положительным образом влиять на творческое развитие детей.
Кроме того, мы выявили, что значительный потенциал для творческого развития детей младшего школьного возраста имеет студия художественного слова, которая существенно расширяет знания подопечных о творческих возможностях человека и творческом потенциале человека, создает возможность формирования круга общения детей на основе общих интересов, общих духовных ценностей.
Для доказательства выдвинутой гипотезы во второй части работы была описана исследовательская работа, которая проводилась с детьми младшего школьного возраста для выявления у них уровня творческого развития. В процессе изучения уровня творческого развития младших школьников мы подбирали такие диагностические методики, которые позволили бы выявить особенности творческого развития и восприятия с разных сторон.
На стартовом этапе исследования результаты всех проведенных диагностик свидетельствуют о необходимости регулярной методической работы над улучшением показателей по данному вопросу, так как преобладает низкий уровень творческого развития у детей.
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов ...
... развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, ... 54 страницы компьютерного текста. Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников 1.1 Понятие «познавательный ...
Для повышения индивидуальных показателей каждого ребенка в данном аспекте в работе был приведен проект Программы творческого развития детей младшего школьного возраста при взаимодействии семьи и студии художественного слова. В данной программе мы рассмотрены возможности взаимодействия семьи и студии художественного слова, которые могут способствовать успешному творческому развитию младших школьников.
Большая часть из перечисленных в программе мероприятий доступна для выполнения дома или в студии без каких-либо особенных материальных или временных затрат. Описанную систему работы для творческого развития младших школьников можно чередовать в зависимости от предпочтений и интересов конкретной группы детей.
В рамках контрольного этапа исследования целью становится выявление положительной динамики в уровне творческого развития младших школьников. По итогам всех методик на контрольном этапе исследования мы можем сделать вывод, что у испытуемых в рамках данного этапа исследования преобладает высокий уровень показателей в рамках творческого развития младших школьников.
Выявленная положительная динамика в показателях творческого развития младших школьников по итогам педагогического эксперимента подтверждает методическую эффективность Программы творческого развития детей младшего школьного возраста при взаимодействии семьи и студии художественного слова.
Также в данной выпускной квалификационной работе были предложены методические рекомендации для организации творческого развития детей младшего школьного возраста в семье и студии художественного слова. Среди наиболее удобных и эффективных форм работы мы называли следующие: устный журнал по темам, касающимся особенностей художественного слова, неделя русской языковой культуры, серия классных часов «Русская литература», «Правила ораторского мастерства», встречи с русскими поэтами и писателями в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, юбилейные творческие вечера, занятия на морально-этические темы, работа по «восстановлению» памятников литературы (ремонтирование потрепанных книг), создание сайтов про деятельность студии художественного слова, вечера национальных произведений устного народного творчества, этический театр, конкурсы стихотворений, семейные конкурсы, сочинение стихотворений-экспромтов и т.д.
?
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.).
– Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 79-82.
2. Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А.А. Адаскина // Вопросы психологии, 1999. – №6. – С.100-110
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 311 с.
4. Ахмерова, Н.М. Формирование нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности. В книге: Проблемы и перспективы образования в ХХI веке. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2014. – С. 3-7.,
Развитие чувства ритма у младших школьников
... упражнений. 4.Провести экспериментальное исследование особенностей развития чувства ритма младших школьников. 5.Разработать методику работы, направленную на развитие чувства ритма младших школьников на уроках музыки и провести ... Но в педагогике начальной школы отсутствуют исследования, раскрывающие специфику и содержание задач творческого характера, как одного из важных средств развития творческих ...
5. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Просвещение, 1989. – 366 с.
6. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 2011. – 60 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 135 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 320 с
9. Большой энциклопедический словарь [Текст]. Издательство: АСТ, Харвест, Астрель Серия: Современная энциклопедия, 2015. – 899 с.
10. Борисова, Е.В. Самопонимание в структуре педагогического общения. Стратегия повышения продуктивности: монография. – Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2011. – 140 с.,
11. Вершинин, В.Н. Очерки о семье и семейном воспитании [Текст]: Книга для учителей, воспитателей, родителей / В.Н. Вершинин. – Чебоксары: «КЛИО», 1998. – 200 с.
12. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / О.Ю. Ветлугина. М. «Просвещение», 1967. – 340 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. 3-е изд., М., 2007. — 393с.
14. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет [Текст]/ С.Е. Гаврина. – М.: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2016. – 176 c.
15. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления [Текст] / Дж. Гилфорд. – М., 1965. – 350 с.,
16. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
17. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка [Текст] / А.С. Гусейнова. – М.: Ленанд, 2014. – 320 c.
18. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству [Текст] / Н.В. Дубровская. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2012. – 128 с.
19. Ермолаева-Томина, Л.Б. Креативность как реализация по-тенциальных возможностей человека [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина // Современные технологии обучения художественно-графическим дис-циплинам: Сборник. – М.: Прометей, 2011. – 229 с.
20. Жохов, А.Л. Как помочь формированию мировоззрения школьников [Текст] / А.Л. Жохов. – Самара: СамГПУ, 1995. – 210 с.
21. Запорожец, А.В. Психология действия: Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М., Воронеж: МОДЭК, 2000. – 329 с.
22. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» [Текст] / Т. В. Лодкина. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: AcademiA, 2013. – 320 с.
23. Зязюн, И.А., Базилевич, Н.Г, Дмитренко, Т.О. Педагогическое мастерство. Хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие. / Сост.: А. Зязюн, Н. Г. Базилевич, Т. Г. Дмитренко и др.; Под ред. А. Зязюн. – М.: СПД Богданова А.Н., 2008 – 462 с.
24. 30 уроков развития творческих способностей и воображения [Текст]. – М.: Кузьма, Букмастер, 2015. – 322 c.
25. Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2011. – 838 c.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003
... Закон и право, 2004. – 895 с. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. ...
26. Каршинова, Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 6. – С.48-52.
27. Кичук, Н.В. Путь творчества учителя к творчеству ученика [Текст] / Н.В. Кичку. – Измаил: Измаилский пед.ин-т, 1992. – 96с.,
28. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кондаспиров. – 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2012. – 176 с.
29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. – М., 2000. – 390 с.
30. Кривое зеркало. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет [Текст]. – М.: Алиса, 2013. – 145 c.
31. Кривое зеркало. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет [Текст]. – М.: Алиса, 2013. – 173 c.
32. Крупина, И.В. Основы семейного воспитания [Текст] // Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 1996. – 349 с.
33. Кулик, Л.А. Семейное воспитание [Текст]: Учебное пособие / Л.А. Кулик – М.: Просвещение, 2003. –175с.
34. Кущетерова, Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (историко-педагогическое исследование) [Текст]. Монография / Ф.Т. Кущетерова. – Ставрополь: КЧГПУ, 2014. – 192 с.
35. Лазарев, А.А. Семейная педагогика [Текст]: Учебное пособие / А.А.Лазарев. – М.: Академия 2005. – 314 с.
36. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1956. – 356 с.
37. Лещенко, М.П. Счастье ребенка — единственное истинное счастье на земле: К проблеме педагогического мастерства [Текст]: Учеб. пособие / М.П. Лещенко. – М.: АСМИ, 2013. – 289 с.
38. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 [Текст] / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 277 c.
39. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс [Текст]: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 797 с.
40. Матюшкин, А.М. Одаренность и творчество. Учителю об одаренных детях [Текст] / А.М. Матюшкин. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.
41. Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 14 апреля 2017 г. [Текст] / Науч. ред. Карнаухова Т.И. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2017. – 714 с.
42. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. – СПб.: Речь, 2010. – 322 с
43. Онищенко, Э.В., Ситаров, В.А. Современная педагогика: иллюзии и реалии [Текст] / Э.В. Онищенко, В.А. Ситаров. – СПб., изд-во Политехнического университета, 2012. – 372 с.
44. Основы эстетического воспитания [Текст]: Учеб. Пособие / Под ред. А.К. Дремова. – М., «Высшая школа», 2012. – 332 с.
45. Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием / Под редакцией М.М.Прокопьевой, В.В.Находкина, М.И.Андросовой. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. – 200 с.
46. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология. Словарь [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
47. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. Изд-во ООО «ПЕР СЭ-Пресс», 2006. – 290 с
48. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] /И.П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
49. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 2015. – 230 с.
50. Пономарев, Я.А., Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] / Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов. – М.: Наука, 1990. – 344 с.
51. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 455 с.
52. Рассказова Н.П. Подготовка студентов к работе с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста [Текст]: Монография / Н.П. Рассказова. – Департамент образования и науки ХМАО, Сургут. гос. пед. ин-т., 2012. – 231 с.
53. Соболева, О.А. БУКВАльные ЗАДАЧКИ, или Счет идет на СКАЗКИ! Нескучные задания для дошкольников и младших школьников [Текст] / О.А. Соболева. – Москва: СИНТЕГ, 2015. – 64 c.
54. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие [Текст] / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. – 400с.
55. Сысоева, С.А. Основы педагогического творчества ученика [Текст] / С.А. Сысоева. – М.: Полиграфкнига, 2016. – 211 с.
56. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2003. – 322 с.
57. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса [Текст]: Методическое руководство / Е.Е. Туник. – Спб.: ИМАТОН, 1998. – 210 с.
58. Ушенина, Т.Н. Подготовка будущих учителей к работе с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в семье [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Ушенина. – Арзамас, 1999. – 229 c.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] /Режим доступа: . Дата обращени: 12.11.2017.
60. Флоренская, Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье [Текст] / Т.А. Флоренская. – Москва: «Шк. Пресса», 2001. – 96 с.
61. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям [Текст] / М.А. Холодная. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 288 с.
62. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58–65.
63. Шаграева, О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2011. – 368 с.
64. Энгельмейер, П.К. Теория творчества [Текст] / П.К. Энгельмейер. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 208 с.
65. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий [Текст] / авт. сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.