Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Игра как средство формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 39
Список литературы 41
Введение
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений, поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста
... значение как фактор формирования лучших качеств личности. Обратившись к научной литературе, мы установили, что в психолого-педагогической литературе проблемы самооценки и ее развития у детей дошкольного возраста разработаны недостаточно. ...
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.
К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Формирование нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследование – теоретическое обоснование и апробация системы работы по формированию нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является самооценка как компонент личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
— определено сущность понятия «самооценка»;
— выделены особенности развития самооценки в старшем дошкольном возрасте;
— в основе работы по формированию самооценки детей лежит игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Влияние родительского воспитания на формирование самооценки детей ...
... структуры семьи на самооценку детей дошкольного возраста. Объектом исследования является самооценка детей дошкольного возраста. Предметом исследования является зависимость самооценки дошкольника от родительского воспитания и структуры семьи. Целью данной дипломной работы является выявление зависимости самооценки детей дошкольного возраста от родительского ...
В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, сущность понятия «самооценка».
2. Изучить особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать роль игры в развитии нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и применить комплекс методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать программу развития нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, эксперимент), математические (обработка результатов исследования).
База исследования. В данном исследовании приняло участие две группы детей старшего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная, по 20 детей в каждой группе).
Структура исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе
Самооценка – сложное, многогранное понятие. Изучению самооценки уделено большое внимание в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В.Столина, Е.В.Шороховой, У.Джемса, Ч.Кули, Дж.Мида, Э.Эриксона, К.Роджерса и др., однако в научной литературе нет однозначной трактовки этого понятия.
Самооценка представляет собой оценку определенного индивидуального качества в отношении к некоторому идеальному уровню выраженности этого качества, которое представлено в самосознании в виде эталона. Эти эталоны развития разных сторон индивидуальности являются социальными, групповыми эталонами, присвоенными личностью и служащими ориентирами в самооценке.
Самооценки иногда связывают по смыслу с эмоциональной стороной самосознания или считают результатом взаимодействия самосознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Анализируя тот смысл, в котором используется понятие самооценка во многих психологических работах, мы можем сказать, что в одних работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию «представление о себе». В других работах под самооценкой имеется в виду общее отношение к себе (С.Л.Рубинштейн, Л.В.Бороздина, К.Левин, Л.И.Божович, А.В.Петровский, У.Джемс, К.Хорни и др.) Это неодинаковая позиция авторов отражает истинное положение, так как самооценка действительно, по сути — и представление и отношени
……..
Список литературы
1. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А.Цыпина. – СПб.: «Академический проект», 1997, 256 с.
2. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986, 421 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, 352 с.
Динамика развития самооценки у умственно отсталых детей разного возраста
... отечественной и зарубежной психологии обсуждаются такие вопросы как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования. Проблемы самосознания и самооценки у умственно отсталых детей разного возраста рассматриваются ...
4. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1976. — №6 – с. 46-50.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006, 528 с.
6. Выготский Л.С. Детская психология. // Сбор. Соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – с. 6 – 268.
7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Сбор. Соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 3. – 367 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ : Астрель, 2007, 240 с.
9. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991, 368 с.
10. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, №1, с. 5 – 18.
11. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал, 2006, Т. 27, № 3, с. 18 – 30.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – 4-е изд. – М., 1998. – 176 с.
13. Кьеркегор С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 7 – 17 с.
14. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999, 688 с.
15. Молчанова О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006, Т. 3, №2, с. 23 -51.
16. Мухина В.С. Детская психология. – СПб.: Просвещение, 1992. – 302 с.
17. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – 223 с.
18. Петровский А.В. Личность в психологии. – Ростов на Дону,. 1996. – 509 с.
19. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, 224 с.
20. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007, 192 с.
21. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006, 479 с.
22. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979, 392 с.
23. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2, с. 224 – 234.
24. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001, 256 с.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. – СПб.: Алетейя, 2000, 499 с.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.