ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ 5
1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе 5
1.2. Причины возникновения тревожности 14
1.3. Виды и симптомы тревожности 21
1.4. Значимость коррекции тревожности для оптимизации функционирования личности 28
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТОП И ЕЕ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ 39
2.1. Топ: исторический ракурс 39
2.2. Анализ методов ТОП, использующихся в работе с тревожностью 59
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 77
3.1. Эффективность методов ТОП в работе с тревожностью 77
3.2. Пример краткосрочного коррекционного курса по минимизации проявлений тревожности 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
ЛИТЕРАТУРА 100
Приложения 108
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности и решение указанной проблемы методами телесно-ориентированной психотерапии выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для психологии и психотерапии. Тревожность, как и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у людей разных возрастных групп, и именно симптомы тревожности могут стать препятствием на пути нормального развития и функционирования личности.
Тревога — одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога — «страх неизвестно чего».
Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние [94]. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
По мировой статистике, «реальный факт тревожности» — 15% , в России — 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России всего 15 можно отнести к людям, не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые относятся к группе риска: находятся в заключении, инфицированы ВИЧ, страдают от какой-либо зависимости и т.д. Специфические черты развития таких групп личностей состоят в том, что любой внешний фактор может усилить состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних [53; 158].
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... Нервозен, волнуюсь, раздражен. 3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган ... Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень ...
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности и определить специфику применения ТОП методов как коррекционных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть тревожность как психологический феномен.
2. Проанализировать причины и особенности проявления тревожности.
3. Сделать экскурс в историю ТОП методов.
4. Рассмотреть специфику применения ТОП методов при коррекции тревожности.
5. Разработать краткосрочную методику коррекционной работы с использованием методов ТОП.
Выдвигается следующая гипотеза: тревожность как черта личности:
1. Может корректироваться методами телесно-ориентированной терапии.
2. Может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на методах телесно-ориентированной терапии.
В исследовании были использованы следующие методы:
— Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
— Экспериментальные методы (разработка методики).
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья личности в стрессовых и социально дезадаптирующих ситуациях.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда.
Коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами
... коррекции самооценки и тревожности групповыми методами 1.1. Проблема самооценки и тревожности в трудах отечественных и зарубежных авторов Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. ... как индивид оценивает свою личность, способности, умения, тело и т.д. Формируется и развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок в требования человека ...
З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности.
Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания (122).
Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства).
Тревожность помещается им в Эго.
Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.
Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений. Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему).
Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. (122)
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности.
Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма (8).
В работах К.Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Существуют различия между пониманием тревожности в ранних и более поздних работах Хорни. Неизменным, однако, оставалось подчеркивание роли среды в возникновении тревожности у ребенка. Возможности удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Более того, по мнению Хорни, человек нуждается в определенных столкновениях — «здоровых трениях» — с желаниями и волей других. Если эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями. Вот как описывает Хорни искаженные отношения: «Они могут быть доминирующими, гиперопекающими, запугивающими, тревожными, чрезмерно требовательными, чрезмерно снисходительными, колеблющимися, некритичными, безразличными и т.п. В результате у ребенка развивается не чувство «мы», а переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, для которой используют понятие «базисная тревожность». Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который он воспринимает как потенциально враждебный себе». (126)
Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности — прежде всего для детей.
Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Э. Фромм считал самые различные формы любви между людьми. Недаром один из первых разделов своей книги «Искусство любви» он назвал «Любовь — разрешение проблемы человеческого существования».
Г.С.Салливен говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения, как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах; происходит это непроизвольно. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает необходимость в дальнейших действиях), и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, также стремиться к редукции напряжения.
Тревожность, опасность и препятствие в удовлетворении желания производят противоположный эффект: симпатическая стимуляция приводит к повышению тонуса внутренних мышц, что сопровождается напряжением скелетных мышц под действием ЦНС. Естественный цикл младенца: сон – голод (сокращение мышц желудка) – крик – удовлетворение – сон.(122)
Изучение уровня тревожности у пациентов находящихся на стационарном ...
... переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, ... В. Франклом, С. Кьеркегор-С., Ж.-П. Сартр, К. Хорни и др. Тревожность как состояние в отечественной и зарубежной литературе изучалась, прежде ...
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. (98).
По мнению Р.С. Немова (77), тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.(37)
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого. Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
Рассмотрим определения понятия тревожности данные отечественными авторами.
Рубинштейн С.Л. (1940) определяет тревожность как склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [104, С.109].
По мнению Вилюнаса В. К. (1976), тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [25, С. 68].
Прихожан А.М. (2000) рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность — как устойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначения всего явления в целом. Некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям, и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования — свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.
Тревожность рассматривается как эмоционально-личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты [89, С.5].
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают". Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой ...
Краткий психологический словарь дает следующее определение понятия тревоги. Тревога – состояние опасности, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и т. д. Может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы. Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций [66 С. 292].
В педагогической науке тревожность рассматривается как переживание эмоционального благополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиении, повышении артериального давления, возникновении общей возбудимости, снижении порога чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску [19, С. 445].
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.(40, 41)
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы (64).
По мнению А.М. Прихожан, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, а под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности.
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. (88,89, 90)
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Тревожный подросток имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...
Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у человека может быть понос, и он может полностью осознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу. Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее. При депрессии замедляются физические и психические процессы; бурная радость изменяет напряженность тканей или делает походку легче; сильная ярость вызывает дрожь или приток крови к голове. (14)
Демонстрируя связь тревоги с физиологическими факторами, нередко указывают на то, что тревожность может стимулироваться химическими препаратами. Однако и это относится не к одной лишь тревожности. Химические препараты вызывают также приподнятое настроение или сон, и их воздействие не представляет психологической проблемы. Психологическая проблема может быть поставлена лишь следующим образом: каковы психические условия для возникновения таких состояний, как тревожность, сон, приподнятое настроение?
Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты. (15)
Различные индивиды считают своими жизненно важными ценностями совершенно разные вещи, можно обнаружить самые разнообразные вариации в том, что они переживают как смертельную угрозу. Хотя определенные ценности чуть ли не повсеместно воспринимаются как жизненно важные — например жизнь, свобода, дети, — однако лишь от условий жизни данного человека и от структуры его личности зависит, что станет для него высшей ценностью: тело, собственность, репутация, убеждения, работа, любовные отношения.
Как подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью. (122)
Таким образом, понятие – тревожность, трактуется у различных авторов по-разному:
З.Фрейд определяет тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Чувства неопределенности и беспомощности — это содержание тревожности.
В работах К. Хорни, особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Тревога рассматривается как основное противодействие тенденции к самореализации.
Взаимосвязь ситуативной тревожности современных молодых людей ...
... тревожности; 3. изучить социально – психологическую основу тревоги; 4. разработать и реализовать исследование взаимозависимости ситуативной тревожности современных молодых людей ... какому моменту личность уже ... психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление, о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек ...
Э. Фромм подчеркивает, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества.
Г.С.Салливан, говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения во внутренних органах и в скелетных мышцах, а происходит это непроизвольно.
Тревожность как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.
1.2. Причины возникновения тревожности…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе проблема тревожности рассматривается в самых различных аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.
В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между тревожностью и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью детей, параметрами социальной среды. Однако вопрос взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.
Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и становлением личности подростков. В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе наших исследований можно заключить, что повышенная тревожность является негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на личность человека.
Проведенное исследование в этом направлении позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели.
В первой части работы были рассмотрены теоретические основы тревожности личности в трудах психологов и философов. Затронуты аспекты философского и психологического понимания тревожности. Отличие тревожности от чувства страха. Рассмотренные теории позволили сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности различны. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, так как страх является объективным выражением тревоги. Однако одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие на страх как фактор, вызывающий состояние тревожности. Делая вывод, мы охарактеризовали тревогу как — неадекватную реакция на ситуацию внешней угрозы; реакцию аналогичную страху, но при отсутствии ситуации внешней опасности; реакцию проявляющуюся как состояние беспомощности перед лицом угрозы.
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...
... и их требованиями ог к морально-психологические качества личности. Но все области психологических знаний требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и протекания ...
Значительное внимание уделено причинам и особенностям проявления тревожности в подростковом возрасте. Основными причинами проявления тревожности в подростковом возрасте названы негативные проявления в общении со взрослыми, завышенные требования по отношении к подростку, догматические методы воспитания и.т.д. Кроме того, показано, что существует разница в проявлении тревожности мальчиками и девочками. Отмечено, что эти различия в объяснениях тревоги проявлялись, прежде всего, в ситуациях, не связанных с какой-то конкретной деятельностью. То есть, подтверждается, что тревога не связана с объектом, как страх, а является на первый взгляд беспричинной.
Телесно-ориентированная терапия – это одно из направлений психотерапии, имеющее свою длительную историю, различные теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, производимые с телом. Разработано большое число техник телесной терапии, в которых используется взаимодействие с телом: движения, прикосновения, дыхание. Она используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально ориентированные групповые подходы. Группы телесной терапии используют дыхательные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств. Проблемы подвижности могут быть диагностированы с помощью применения напряженных поз, таких, например, как арка Лоуэна. Двигательные упражнения поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия напряжения. Например, метод Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет целью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа «Я». Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических установок. Структурная интеграция (рольфинг) использует прямое манипулирование для изменения мышечных фасций и перестройки телесных функций. Первичная терапия А. Янова направляет усилия участников на «разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве.
В этой дипломной работе проведен обзор теорий и техник основных представителей телесно-ориентированной терапии, рассказано о вкладе в становление телесной терапии ее пионеров (С.Ференци, А.Адлера, Г.Гроддека, В.Райха, К.Юнга).
Например, Вильгельм Райх описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (телесной броне) и стесненном дыхании.
Основные понятия телесной терапии введены учеником Райха Александром Лоуэном, основателем биоэнергетики, и включают энергию, мышечную броню и почву под ногами, и описание того, как хронические блокировки спонтанного течения энергии отражаются в телесной позе, движении и физическом строении.
Итак, телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам и является сильным методом высвобождения эмоций, но, в настоящее время, остается одним из самых противоречивых психотерапевтических методов. Поэтому становится понятной тенденция современных представителей телесной терапии к поиску новых форм и направлений.
Разработана программа коррекции тревожности с использованием ТОП методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. www.world-of-body.ru
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург. — 1999.
3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург. — 1995
4. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб., 2003.
5. Антонин Ю.М., Гулъдман В.В. Криминальная патопсихология. — М 1991. — С. 124.
6. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2006.
7. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии.
8. Астапов В.М. Тревожность у детей. — М., ПЕРСЭ, 2001
9. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
10. Аудиовизуальная психодиагностика осужденных / Под общ. ред.А.И.Ушатикова. — Рязань, 1997. — С. 95-100.
11. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. — М., 1999.
12. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М., 2002, 465с.
13. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. — М., 2000.
14. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти// Хрестоматия по ТОП и психотехнике.- М.,2001. — С. 108 – 125.
15. Баскаков В.Ю. Танатотерапия посттравматического стресса, Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих (Материалы всеармейской научно-практической конференции).
— С-Петербург, 2001.
16. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходовю// Телесность человека: междисциплинарные исследования. — М., 1991. – С. 13-20
17. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М, 1993.
18. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978.
19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности// Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. – С. 352.
20. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вести. Моск. ун-та. — Серия 14.- Психология. — 1986. — № 3. — С. 21—30.
21. Браун Дж. Фрейд и постфрейдисты: статьи.- М., 1993. — С.12.
22. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.
23. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета. – 1994.
24. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. — М., 2000.
25. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М. : Изд-во МГУ, 1976.
26. Возрастная и педагогическая психология //Под ред. Петровского. — М., 1979.
27. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.// Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
28. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., — М. 1979. -288с.
29. Газарова Е.Э. Психология телесности, Институт общегуманитарных исследований, М, 2002.
30. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. — Л. : Медицина, 1990г. -176с.
31. Гернет М.Н. Общественные причины преступности. — М., 1989.
32. Гомеопатия и психокоррекция: новые возможности телесно-ориентированной терапии /Е.В.Башмакова, Н.В.Башмакова, М.В.Лазарева и др. – Эл. ресурс.
33. Гранжорж Д. Дух гомеопатического лекарства. — Санкт-Петербург, 1993. – 112 с.
34. Гринберг Д. Управление стрессами. — М., 2002.
35. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
36. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.
37. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. — 399с.
38. Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001. – С. 357-372.
39. Заруцкая Г.В, Савина О.О. Смысл и достоинство в школе: современные проблемы адаптации детей и подростков. – М., 1999.
40. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
41. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — М., 1995.
42. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986.
43. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.
44. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: «Феникс», 1998. — 480с.
45. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. -М., 1971. — С. 148.
46. Изард К. Эмоции человека. — М., 2002.
47. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980.
48. Изард Кэррол Э. Психология эмоций/Пер. с англ.- СПб.: Питер, 1999.-464с
49. Ильин Е.П. Эмоции и чувства — Питер. — 2001.
50. К. Леонгард Акцентурированные личности.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
51. Кent J.T. Repertory of the homoepatic Materia Medica. – New Delhi: B. Jain Publishers, 1995 – 1494 p.p.
52. Кант И.. Соч., т. V., с. 268
53. Киртбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2 изд. – М.: Смысл, 2000.
54. Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В.Г, Криминальная психология. Рязань, — 1997, С. 129.
55. Козер Л.А. Завершение конфликта: статьи. – М., 2004.
56. Козлов В.М. Свободное дыхание. — М., 1993.
57. Коллиндж У. Альтернативная медицина. — М.: Вече-АСТ, 1997. – 416 с.
58. Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, Унiверсiтэцкае, 1997г.
59. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992.
60. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
61. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХXI в. — Дубна, 2001.
62. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — С.-Петербург, Речь, 2002.
63. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
64. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги// Семья и школа. -№11. — 1988.
65. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. -№9. — 1988.
66. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1999. — С.195.
67. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1965.
68. Кьеркегор С. Понятие страха. – М., 1993. — С. 143.
69. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии.- 1969 — №1- С. 131-138.
70. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991.
71. Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков. // Психол. журн.Т.8. — 1987. — № 2. С. 112-117.
72. Лоуэн А. Предательство тела. — Екатеринбург, 1999.
73. Лоуэн А.. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
74. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 2002.
75. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.
76. Мэй Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
77. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.
78. Немов Р.С. Психология / книга 3. — М: — Владос 2001.
79. Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг как средство перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в условиях ВТК. — Пермь, 1984.
80. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — СПБ., 2000.
81. Нюнберг Г. Процесс защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия – неудовольствия. // Г.Нюрберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер.с агнл. М: Институт общегуманитарных исследований, 1999. — С. 202-239.
82. Обозов Л.Н. Психодиагностика. –М., 1999.
83. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. — СПб, 1995.
84. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. — Харьков, 1999.
85. Пирожков В.Ф. Преступный мир молодежи. — Тверь, 1994.
86. Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания осужденных в воспитательно-трудовых колониях. — М. 1993.
87. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. — Мн. : Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. -212с.
88. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования. – 1998. — №2.
89. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000.
90. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодаление тревожности //Психологическая наука и образование. – 1998. — №2. – с.11-17.
91. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
92. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.-144с.
93. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Куликова Л,В. СПб., 2000.
94. Психологический словарь /Под ред. Давыдова В.В. — М.,1983.
95. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990.
96. Психология личности: Хрестоматия. — СПб. — 1997.
97. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999.
98. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией Б. Карвасарского. — СПб., 1998.
99. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) — М., 1996.
100. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с.
101. Райх В. Анализ личности. — М., 1999.
102. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
103. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996. -529с.
104. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,2000
105. Рудестам К.. Групповая психотерапия. — СПб., 1998
106. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. — 2001. — Т.51. — №2. — С.158-165.
107. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. – СПб, 2000
108. Симонов П. Познание неосознаваемого. — М., 2002.
109. Скотт Г. Дж. Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991.
110. Сперлинг Абрахам П. Психология:Пер. с англ./А.П.Сперлинг.-Минск: Попурри,2002.-432с.:ил.
111. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.– М., 1984.
112. Справочное пособие по социальной работе / под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И. — М: 1997.
113. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Практикум. — Ростов – на – Дону. Феникс, 2001.
114. Суворова В.В. Психофизиология стресса. — М., 1975. — 237с.
115. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001.
116. Трудные судьбы подростков. Кто виноват? – М., 1996. — С. 120-122;
117. Фаррингтон Э. Гомеопатическая клиническая фармакология. – К.: Колос&ИТЭМ, 1992. – 600 с.
118. Фейдимен Д., Фрейгер Р.. Личность и личностный рост. М, 1994.
119. Философия. — / Под ред. Ефанова А.Т. – М., 2002.
120. Философская энциклопедия, т. V. – М., 1978. — с. 139.
121. Флоренский П. Человек умирает только раз в жизни / «Не восхищением непщева» (Филип.2,6-8) (К суждению о мистике).
— Сергиев Посад, 1915.
122. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997.
123. Фресс П. Природа эмоций //Психология аномального развития ребенка. — Т.1. – М., 2002.
124. Хван Ю. Система здоровья Норбекова. Расширенный и ускоренный курс. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, Москва, Олма-Пресс, 2001.
125. Холмс П. Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений.- М., 1999. — 277с.
126. Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Смысл, 1997.-Т.2. – С.174-180.
127. Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение. — 528с.
128. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Баскакова. — М., 1997.
129. Шнайдер Г.Й. Криминология. — М, 1994. С. 416.
130. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990.
131. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. Обнинск, 1993.
132. Ясперс Карл. Всемирная история философии: введение/Пер. с нем.- СПб.:Наука,2000.-272с