Размещено на http:///
Введение
Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей- инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико — психолого- педагогической реабилитации. По данным Всемирной организации здравоохранения, в последнее десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения.
Зрительный анализатор — сложная нервно-рецепторная система, состоящая из периферического отдела, сетчатки, зрительного нерва и зрительного центра. [11]
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, ослаблениям или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Чаще встречаются такие заболевания как: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, амблиопия, астигматизм, нистагм. Самыми первыми учеными, занимавшимися детьми с отклонениями зрения были: Валентин Гаюи и Денни Дидро.[16]
Формирование научной психологии связано с трудами Т. Геллера, М. Кунца, К.Бюрклена, П.Виллея, А.А. Крогиуса, В.С. Сверлова, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина и др.
Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов, таких как Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина и другие.[26]
При нарушениях зрения у слабовидящих и частично видящих детей происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия. Снижается точность, полнота и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений, в этой области много работали Т.В. Никулина, Л.И.Плаксина.
Признание новых педагогических подходов и наличие широкой распространенности зрительных нарушений требуют оказание необходимой педагогической поддержки. Одним из приоритетных направлений в работе со слабовидящими детьми является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
... пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений. У слабовидящих детей наблюдаются трудности ...
Как показали исследования А.Г. Литвак, Л.И. Солнцевой, Л.В. Рудаковой, В.А. Фиоктистовой, Зинченко, Украинской, Эидиновой, Романовой, А.И.Каплан, Л.И. Кирилловой, И.А. Ферфильфайн, А.В. Хватовой, слабовидение отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его.
Наличие особенностей в познавательной деятельности слепых отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех.[20]
Стремление развивать и совершенствовать зрительное восприятие детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования является коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.
Предмет исследования -развитие зрительного гнозиса в работе с дошкольниками с нарушением зрения
Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.
В ходе исследования мы использовали следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Беседа
3. Диагностика детей с целью выявления особенностей зрительного восприятия
4. Анализ результатов исследования.
В структурном отношении данная работа состоит из:
— введения;
— двух глав;
— заключения;
— списка используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией
В практике работы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения до настоящего времени остается слабо разработанной проблема организация коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития познавательных возможностей каждого ребенка.
Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности.
Чтобы познавать окружающий мир, ребенок должен научиться замечать, выделять характеризующие предмет признаки. Ребенок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющими получить о предмете реальное представление.
Биологическая неполноценность ставит ребенка с нарушением зрения в принципиально иные условия развития в сравнении с видящими детьми и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям.[25]
Как показывают исследования Григорьевой Г.В, Денискиной В.З., Зальцман Л.М, Плаксиной Л.И, Феоктистовой В.А, снижение остроты зрения (амблиопия) может возникать в результате поражения глазного яблока, зрительного нерва и других отделов зрительного анализатора. Она обусловлена функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями.
Исследование зрительного восприятия у дошкольников с интеллектуальной ...
... тех или иных глазных заболеваниях. Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции....................... Заключение Настоящее исследование показало своеобразие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в ...
Амблиопия — иначе называется «ленивый глаз» и характеризуется снижением зрения обоих или одного глаза. В последнем случае ребенок рисует, лепит, читает, конструирует, повернув несколько голову набок, стараясь задействовать лучше видящий глаз. Именно на это воспитатель должен обратить внимание и направить ребенка к окулисту.[6]
В принципе, дети с нарушениями зрения не особо отличаются от нормально развивающихся сверстников, но все-таки имеют свои специфические особенности как в физическом так и в психическом развитии. Так для некоторых характерны нервно- психические расстройства. К ним относятся чрезмерная возбудимость, понижение настроения в сочетании с капризностью, боязнь громких звуков, не уверенность в себе и своих действиях, несамостоятельность, плохая ориентировка в окружающем мире, тревожность, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а так же невропатия и невроз.
Часто, переломный момент в развитии личности ребенка наступает при появлении или осознании своего дефекта (эмоции, переживания).
Наличие у него зрительных дефектов и осознание своей непохожести на зрячих приобретает личностный характер .Это состояние носит временный характер.
Нередко встречаются неврозоподобные тики: частое мигание, подергивание носом, щекой, передергивание плечами, покашливание. Движения возникают исподволь, дети их не замечают. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.[21]
Так же для детей с нарушением зрения могут быть характерны частые и длительные болезни. Начиная от аллергии, острых распираторных заболеваний, отита и т.д. болезни носят затяжной характер. После недолгого посещения детского сада дети вновь заболевают, так как организм ребенка ослаблен.
Как показали исследования Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, В. А. Бельмер, нарушения зрения могут сопровождаться нарушениями в эмоционально- волевой и двигательной сфере. Иногда состояние детей характеризуется как двигательная буря. Сильное возбуждение и расторможенность сменяются апатией и безразличием, быстрая смена настроений: у детей затруднены переключения движений, страдает речевая и мелкая моторика, им трудно рисовать и лепить мелкие детали, шнуровать обувь и застегивать пуговицы; необходимо отметить вялость, пассивность, инертность ребенка; у большинства снижена память, дети затрудняются в сосредоточении внимания на объекте и переключения его; наблюдаются различного характера судорожные и бессудорожные параксизмы.[29]
У большинства детей, направляемых в специальные учреждения, наблюдаются тяжелые органические поражения нейрозрительного аппарата. Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно- перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка.
Слабовидящие дети не всегда осознают свой дефект. Трудности и неудачи, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в играх, при общении неправильно оцениваются ими, обижают и раздражают. Появляется почва для возникновения нарушений в эмоционально- волевой сфере- агрессивности, враждебности, тревожности, страхов.[4]
В последние годы возрастает количество детей с нарушениями психоэмоционального развития: психофизический инфантилизм, эмоциональная нестабильность, отклонения в поведении, невротические расстройства и другие.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... этом следует определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других ... проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. ...
Часто недостатка тепла, ласки, разлада между родителями отсутствия тесных эмоциональных контактов с родителями приводят к формированию у ребенка с поражением зрения тревожно- пессимистических личностных ожиданий, и, как следствие, неуверенности малыша, незащищенности, иногда страха в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
При неудовлетворенности ребенка в общении со взрослым, родителями и сверстниками возникает отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях т.е эмоциональное неблагополучие.[24]
Как говорят специалисты, нет ничего не поправимого, практически любые недостатки и отклонения можно подкорректировать, сгладить.
В специальном дошкольном учреждении, в окружении сверстников с тем же недугом, ребенок не находит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для развития зрения. Однако, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая в его необходимости и в том, что оно принесет положительный результат, педагоги становятся участниками возвращения детям полноты зрительных функций.
1.2 Особенности зрительного восприятия детей с нормой и нарушениями зрения
зрительный восприятие анализатор амблиопия
Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Исследовав и изучив множество источников и работ таких исследователей как: Плаксина Л.И., Никулина Г.В., Каплан А.И., Серпокрыл П. и др. можем начать работу по развитию зрительного восприятия, но для этого необходимо выяснить, каковы его особенности у нормально развивающихся детей, без отклонений, и у детей с нарушениями зрения.
Детей с нормой развития имеют свои характерные особенности зрительного восприятия.
В своих работах исследователи И.Г. Куман, С.Н. Федоров отмечали, что восприятие ребенка начинается с восприятия времени и пространства
— восприятие еще примитивно и своеобразно, и должно пройти еще много времени, прежде чем оно выльется в обычные для восприятия взрослых формы
— в своих исследованиях Трошин П.Я отмечал, что зрительное восприятие работает по примитивным принципам, внешний мир воспринимается примитивно, как нечто близкое, достижимое для ребенка
— сначала ребенок познает мир ртом, потом — руками, и уже затем зрение закладывает основные камни того здания восприятий, которое развертывается лишь в значительно более позднем возрасте
— вся картина мира у ребенка воспринимается не так, как взрослым, т.к. глаза и уши вступают в свое активное действие довольно поздно
— как отметил Л. Мартынов, дети не понимают удаленных предметов, т.е. стоящий вдалеке человек может восприниматься как маленькая кукла, а большой дом на далеком пригорке как кукольный домик
— ребенок воспринимает мир неустойчиво и вариативно[28]
-для зрительного восприятия характерен эйдетизм, т.е. каждый воспринятый зрительно предмет у ребенка оставляет некоторое последействие
-воспринимая мир целостно ребенок вместе с тем часто теряет грань, отделяющую реальность от фантазии, настоящее от прошлого, существующее от желаемого[22]
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю ... под творчеством понимал процесс создания произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо ...
-по мере взросления восприятие дополняется прошлыми знаниями и жизненным опытом
-в работах К.Бюллера мы видим, что правильность восприятия проверяется в практике ребенка, и практика является основой восприятия
-все свойства восприятия (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность, предметность, обобщенность) формируются и усложняются на протяжении долгого времени.[26]
Изучив и исследовав работы многих известных педагогов и психологов мы видим, что зрительное восприятие у детей с нормой развития формируется и развивается на протяжении долгого времени. Необходимо тщательным образом следить за его формированием. И при каких либо отклонениях как можно скорее обратиться к специалисту.
После того как мы изучили особенности зрительного восприятия нормально развивающихся детей необходимо рассмотреть особенности у детей с нарушением зрения. Над этим вопросом много работали такие педагоги, психологи и исследователи как А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Л.В. Рудакова, В.А. Фиоктистова, Зинченко, Украинская, Эидинова, Романова, А.И.Каплан, Л.И. Кириллова, И.А. Ферфильфайн, А.В. Хватова:
— наблюдается зрительно — двигательно-слуховой тип восприятия
— избирательность зависит от узкого круга интересов
— малая дифференцированность
— слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии
— ярко выраженная эмоциональность при восприятии
— снижена активность
-недостаточный чувственный опыт, следственно, слабо выраженная апперцепция[23]
— замедленное сличение фигур
-замедленность, фрагментарность, нечеткость, искаженность изображений, фигур
— неправильное представление о картинах
— нарушение функций зрения (остроты, цветоразличения, поля зрения, бинокулярного зрения, глазодвигания)
— даже при серьезных нарушениях функций зрения тип восприятия не меняется, доминирующий — зрение [28]
— зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия
— при ориентировке в большом пространстве аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение
— полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты
— восприятие обладает всеми свойствами, при слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия
— избирательность ограничивается узким кругом интересов, меньшим эмоциональным воздействием объектом внешнего мира
— осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого
— как отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех, сокращается зона константного зрительного восприятия [34]
— дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности
— как отмечали Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина, нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью, исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях
— на завершающем этапе развиваются сложные формы зрительного восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве
— тогда же формируются навыки зрительного анализа и умения создавать, видоизменять, преобразовывать геометрические фигуры, ориентировка на листе бумаги
— несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие частично зрячих и слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме. (Земцова, Ю.А. Кулагина и др.)
— специфичность формирования зрительных образов[14]
После того как мы рассмотрели особенности зрительного восприятия у нормально развивающихся детей и у детей с нарушениями зрения можем сказать, что каково бы ни было нарушение по своей сложности (за исключением тотальной слепоты) зрительное восприятие постоянно, хоть и в замедленном темпе, формируется и развивается, и остается одним из главнейших компонентов ознакомления с окружающим.
1.3 Методика работы с детьми по зрительному восприятию
Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо: создать соответствующие условия для зрительного восприятия, оптимально использовать наглядные пособия, применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка, подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей. [31]
Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Методика работы с детьми по зрительному восприятию на протяжении длительного времени постоянно расширялась и усовершенствовалась. Многие исследователи и ученые сделали свой вклад в этой отрасли. К ним можно отнести таких людей как: Солнцева Л.И., Базарный В.Ф., Аветистов Э.С., Шичко А.Г., Федоров С.Н., Новикова Л.А., Григорьева Л.П. [12]
Процесс обучения в детском саду представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений и воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на принципах дидактики, имеющий чёткую программу, протекающий в специально организованных условиях (при использовании различных средств и пособий), в определенных формах его организации (фронтальной и индивидуальной), с использованием специальных методов и приёмов. Для процесса обучения детей дошкольного возраста во всех его компонентах (цель, содержание, дидактические условия, формы и методы, результаты) характерно взаимодействие педагога и детей, направленного на усвоение последними знаний, навыков и умений, на развитие их умственных сил и способностей, формирование их отношения к окружающему, на развитие личности ребенка-дошкольника и т.д. Отсюда процесс обучения включает активную деятельность обучающего — педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием.[10]
Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по определенной системе. Эта система предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у ребенка формируют умения воспринимать и анализировать с помощью зрения окружающий мир, с игровой, учебной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.
Это очень важно, т.к. активное использование детьми зрительного восприятия в различных видах деятельности позволяет педагогу познакомить их с такими признаками окружающих предметов и явлений, которые дети самостоятельно не выделяют. Происходит это потому, что дети не приучены внимательно рассматривать. и зрительно выделять целый ряд признаков (например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т.д.).[3]
Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях.
Педагоги работают в тесном контакте, стремясь к единому подходу в воспитании и обучении каждого ребенка.
Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком.
С этой целью педагоги изучают программу обучения и воспитания, ее содержание и составляют перспективный план работы.
Организация образовательного процесса и содержание специального образования строится в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Содержание специального образования обеспечивает коррекционно-образовательную помощь, преодоление нарушений в развитии, что определяется программами коррекционных занятий и общеобразовательных предметов.[7]
Содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения должно определяться программой, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения.
Несмотря на то, что такой специальной программы, учитывающей достижения тифлопедагогики и тифлопсихологии, еще нет, педагогам удалось найти выход из затруднительного положения. Тифлопедагог работает по программе «Пралеска» умело сочетая ее с различными коррекционными программами.
На основании программного содержания составляется индивидуальная программа коррекционной поддержки.
Стратегия индивидуального коррекционного воспитания и обучения определяется на основе комплексной диагностики. Коррекция может осуществляться только при учете результатов диагностики и анализа социальной ситуации развития.
Выбирая альтернативную программу педагог должен соблюдать принцип комплексности, то есть педагогический процесс дожжен охватывать все основные направления развития ребенка и предусматривать систему мер по охране и укреплению здоровья детей; ориентироваться на личность каждого ребенка при взаимодействии.
Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями зрения осуществляется в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Основными задачами такой работы являются:
— охрана физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни ребенка;
— всесторонне воспитание личности ребенка, развитие его возможностей и творческого потенциала;
— формирование гуманных взаимоотношений с родными и близкими, обеспечение эмоционального комфорта каждого из воспитуемых;
— воспитание уважения к общечеловеческим и национальным ценностям.
Кроме того, необходимо также решать целый ряд специальных задач, в частности, обеспечение своевременной профилактической и коррекционно-абилитационной помощи дошкольникам (с учётом структуры патологии зрения), направленной на охрану и развитие зрительных функций (например, развитие зрительного восприятия, обучение приёмам целенаправленного восприятия на полисенсорной основе явлений, объектов, их деталей, распознавание которых затрудняется из-за нарушений зрения).[15]
Процесс обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения помимо общих задач развития дошкольника решает и специальные, связанные с исправлением дефекта развития детей. Поэтому направления специальное дошкольное учреждение отличаются от общеобразовательных.
В содержание коррекционной работы в специальном дошкольном учреждении кроме программы «Пралеска» включены следующие программы:
1. «Развитие зрительного восприятия» Л.И. Плаксиной, Л.А. Рудаковой, Р.Я. Костиковой.
1. «Пространственная ориентировка» Л.А. Рудаковой.
2. «Коммуникативная деятельность» В.Е. Бобровой.
3. «Физическое воспитание» М.А. Денисовой.
4. «Тифлографика» Л.М. Егорминой.
Что бы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и вполне самостоятельным человеком, не требующим помощи со стороны. Достичь этого возможно, что доказывают успехи многих представителей незрячего меньшинства
2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АМБЛИОПИЕЙ
2.1 Изучение особенностей зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Практическая часть нашей работы проводилась на базе МДОУ Д/с № 104 Ленинского округа города Мурманска с детьми средней возрастной группы.
Таблица №1 Контингент детей
№п.п. |
Ф.И.О. ребенка |
Возраст |
|
1. |
Аня К. |
4г.5м. |
|
2. |
Денис А. |
4г.2м. |
|
3. |
Андрей А. |
4г.12м. |
|
4. |
Никита Б. |
5л.1м. |
|
5. |
Ксюша Б. |
4г.7м. |
|
6. |
Максим Б. |
3г.12м. |
|
7. |
Никита Г. |
4г.1м. |
|
8. |
Таня С. |
4г.6м. |
|
9. |
Арина З. |
3г.10м. |
|
10. |
Артем Г. |
4г.1м. |
|
11. |
Антон Л. |
4г.11м. |
|
12. |
Илья Г. |
5л. |
|
13. |
Алина Т. |
4г.2м. |
|
У детей изучаемой группы встречаются различные нарушения зрительного восприятия, в том числе: амблиопия (слабой, средней, тяжелой степени) 84%, астигматизм 30%, дальнозоркость 53%, косоглазие (сходящееся) 23%, и близорукость у одного ребенка. Наглядно данные представлены в диаграмме №1
Для изучения особенностей зрительного восприятия мы взяли за основу задания из диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. [25]
Авторы пособия утверждают, что все методики для выявления особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3,5-4-летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения).
Безусловно, необходимо учитывать нормативный для данной возрастной группы словарный запас. Поэтому перед началом исследования мы, основываясь на наблюдениях, беседы с логопедом, тифлопедагогм, воспитателями группы и исходя из зрительного диагноза, определили, что дети имеют специфические особенности зрительного восприятия [13]
Чтобы выявить особенности восприятия детей мы использовали расширенный набор проб на зрительный гнозис. В него входили следующие задания: узнавание перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений; проба на зрительную память с узнаванием, зрительные и вербальные ассоциации.
Перед началом работы была проведена беседа с воспитателем группы и тифлопедагогом. Примерные вопросы для беседы представлены в приложении. Анализируя беседу заранее предусматриваем каких детей для какого задания лучше взять. Проводим все задания после завтрака, без акклюзий и не более 10-20 минут.
Учитывая особенности детей, и рекомендации специалистов были проведены следующие задания: узнавание перечеркнутых изображений, узнавание наложенных изображений и узнавание недорисованных изображений.
Задание № 1 «Узнавание перечеркнутых изображений»
На листе слева направо расположены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — молоток, балалайка, расческа.
Детям предлагалось узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. При этом мы не указывали, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяло обнаружить особенности стратегии зрительного восприятия. Процедура проведения представлена в протоколах
При качественном анализе мы ориентировались на следующие показатели:
— возможность узнавания перечеркнутых изображений;
— возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа);
— стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно);
Анализ протоколов показал, что дети узнали большую часть из предложенных им перечеркнутых изображений. Об этом свидетельствуют результаты протоколов. Были неточности в правильном назывании предметов: например, ландыш все называли «цветочком», балалайку «гитарой», расческу «граблей». Я считаю, что называние ландыша цветком не было ошибкой т.к это может быть связано с тем, что дети не знают названия или никогда не видели такого цветка и поэтому отнесли к видовым отношениям. Зрительные образы предметов были недостаточно устойчивы у всех детей. Направление обзора у всех детей было хаотичным. Они называли предметы по мере узнавания.
Задание № 2 «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора)
На листе приводились две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан. Детям было предложено узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название.
Анализируемые показатели:
— доступность выполнения задания;
— наличие фрагментарности восприятия;
— возможность выделения целостной фигуры;
Задания на узнавание наложенных изображений были даны с учетом возрастных и зрительных особенностей и на основе имеющихся знаний названий предметов и их образов. Все дети узнали предметы в целом, фрагментарность восприятия отсутствовала. Большинство детей смогли выделить целостные фигуры. Практически все дети справились с этим заданием, узнали ведро, топор, ножницы, кисточку, чайник, вилку, бутылку. шестеро детей не узнали миску, грабли, и никто из детей не узнал граненый стакан.
Задание № 3 «Узнавание недорисованных изображений»
Ребенку предлагалось узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо): верхний ряд — ведро, лампочка, клещи; нижний ряд — чайник, сабля (меч), английская булавка. При этом учитывался вероятностный характер узнавания.
Анализируемы показатели:
— сохранность зрительного образа;
— возможность образного «дорисовывания» изображения, характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения не дорисована.
При выполнении заданий у большинства детей был сохранен зрительный образ почти всех предметов, некоторые из детей пальчиком водили по предметам, изображенном на картинке, как бы дорисовывая их. Узнавание предметов не зависело от того какая часть левая или правая не дорисована. Только одна девочка справилась с заданием с одной ошибкой. Никто из детей не узнал клещи и булавку. Это может быть связано с личным опытом ребенка. Практически все дети называли саблю — ножиком.
Количественный анализ результатов исследования представлен в таблице № 2.
Таблица № 2
Задания |
Имя ребенка |
Результаты (%) |
|
1. Узнавание наложенных изображений |
Аня К. Денис А. Андрей А. Никита Б. Максим Б. Никита Г. Таня С. Арина З. Артем Г. Антон Л. Илья Г. Алина Т.. |
60 % 90 % 60 % 80 % 70 % 90 % 80 % 100% 50% 70% 40% 50% |
|
2. Узнавание перечеркнутых изображений |
Аня К. Денис А. Андрей А. Никита Б. Максим Б. Никита Г. Таня С. Арина З. Артем Г. Антон Л. Илья Г. Алина Т. Ксюша Б. |
40% 80% 50 % 90 % 60 % 80 % 70 % 100% 40% 50% 40% 60% 50% |
|
3. Узнавание недорисованных изображений |
Аня К. Денис А. Андрей А. Никита Б. Максим Б. Никита Г. Таня С. Арина З. Артем Г. Антон Л. Илья Г. Алина Т. Ксюша Б. |
50 % 80 % 50 % 90 % 50 % 80 % 80 % 100% 50% 60% 40% 60% 50% |
|
Анализ результатов показал, что у детей данной возрастной группы со зрительными нарушениями, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не вызывает особых сложностей. Скорее всего, это может быть связано с достаточно высоким уровнем знаний о предметах, их свойствах и внешнем виде, и обширным жизненным опытом. В процессе заданий у детей возникали трудности в обозначении словом воспринимаемых предметов. Если образы зрительного, слухового, осязательного восприятия закреплены в слове, то их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время
2.2 Серия игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Данные, полученные при обследовании детей, поставили нас перед необходимостью составить комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса.
Во время прохождения преддипломной практики, нами была составлена система работы по развитию зрительного гнозиса, в соответствии с лексическими темами на основе анализа современных методических пособий:
1. Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до 6 лет- Екатеринбург., 2005 г
2. Коряжина К.Н. Восприятие. Дидактические игры-.,2003
3. Маршалова М.В. Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения// Дошкольная педагогогика.-2008.-№5
4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- Калуга, Адель, 1998
5. Степанова О.В. Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков.// Начальная школа плюс до и после.- 2004.-№1
Проведенная работа была направлена:
— на формирование у детей зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
— на различение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотнесение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов
— на различение, выделение и сравнение величины предметов (большой- маленький), зрительное сравнение величины предметов путем наложения, приложения; нахождение больших и маленьких предметов (игрушки, мебель, одежда и т. п.)
— наблюдение за движущимися объектами: мяч катиться, летит; машина, санки едут с горки; «мы едем медленно- быстро, бежим очень быстро» и т.д. Наблюдение на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки.
Кратко система упражнений представлена в таблице №3.
Таблица № 3Система игр и упражнений
Тема |
Задания на формирование зрительного обследования предметов |
Задания на различение и называние цветов |
Задания на выделение и сравнение величины предметов |
Задания с движущимися предметами |
|
«Рыбы» |
-«Лото», -«Найди и назови такую же», |
-«Подбери по цвету» -«Подбери аквариум для рыбок» |
-«Найди большую и маленькую» -«Для какой рыбки аквариум» |
-«Поплыли» -«Как у нас в аквариуме» |
|
«Транспорт» |
-«Лото», — «Угадай, что это» |
-«Подбери гараж для автомобиля» -«найди такую же» |
-«Найди большую и маленькую» -«Какая больше, какая меньше» |
-«Прокати автобус» -«Закати автомобиль в гараж» |
|
«Животные» |
-«Лото» -«Найди и назови такую же» |
-«Будка для пса» -«Мисочка для кошечки» |
-«Где большая. Где маленькая» -«Где чей дом» |
-«Кто быстрее доберется домой» -«Кто бегает быстрее» |
|
Приведенные выше упражнения проводились в данной возрастной группе во время коррекционного часа, который по режиму дня проходил во вторую половину дня каждый день.
Описание игр на формирование зрительного обследования предметов по лексической теме «Рыбы».
Д/и «Лото»
Цель: Учить детей выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, зрительное восприятие, интерес к узнаванию и различению предметов и их формы, изображенных на картинке,
Оборудование: карты лото с изображением трех знакомых детям рыб, маленькие карточки с такими же изображениями.
Ход игры.
Раздаю детям карточки лото, а сама поднимаю одну из маленьких карточек и спрашиваю: «У кого картинка с такой же рыбкой?» После того как выбор сделан, ребенок получает карточку и говорит название рыбы, затем я называю: «У Андрея щука, правильно». При повторных проведениях игры каждому ребенку даю не 1, а по 2-3 карты лото (6-9 картинок).
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние рыб.
Протокол проведения игры представлен в приложении
Д/и «Найди и назови такую же»
Цель: сопоставлять предметы (рыб) расположенные на столе с такими же, которые изображены на картинке. Узнавать их форму.
Оборудование: Картинки с изображением рыб, игрушечные рыбки.
Ход игры: Раскладываю на отдельном столе рыбок разной формы и величины (на 2-3 больше, чем количество участников), вызываю ребенка, показываю ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорю: «Сейчас вы будете угадывать, кто нарисован на этой картинке». Кладу картинку на свой стол, прошу ребенка дать такой же предмет (рыбку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Спрашиваю всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, предлагаю ему исправить ошибку. Затем подытоживаю результат: «Вы угадали — на картинке нарисована щука, и Таня принесла её». Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6-8.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние рыб, а некоторые не могли сопоставить реальный объект с изображением на картинке.
Описание игр на формирование зрительного обследования предметов по лексической теме «Транспорт»
Д/и «Лото»
Цель: Учить детей выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, зрительное восприятие, интерес к узнаванию и различению предметов и их формы, изображенных на картинке.
Оборудование. Карты лото с изображением пяти знакомых детям видов транспорта, маленькие карточки с такими же изображениями.
Ход игры. Раздаю детям карточки лото, а сама поднимаю одну из маленьких карточек и спрашиваю: «У кого картинка с такой же машиной?» После того как выбор сделан, ребенок получает карточку и говорит название автомобиля, затем я называю: «У Ильи пожарная, правильно». При повторных проведениях игры каждому ребенку даю не 1, а по 3-4 карты лото (9-12 картинок).
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние видов транспорта, а некоторые не могли сравнить две картинки.
Д/и «Угадай, что на картинке»
Цель: сопоставлять предметы (виды транспорта) расположенные на столе с такими же, которые изображены на картинке. Узнавать их форму.
Оборудование: Картинки с изображением транспорта, игрушечные машинки.
Ход игры: Раскладываю на отдельном столе игрушки транспорта разной формы и величины (на 2-3 больше, чем количество участников), вызываю ребенка, показываю ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорю: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано на этой картинке». Кладу картинку на свой стол, прошу ребенка дать такой же предмет (машинку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Спрашиваю всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, предлагаю ему исправить ошибку. Затем подытоживаю результат: «Вы угадали — на картинке нарисована скорая помощь, и Арина принесла её». Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6-8.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние видов транспорта, а некоторые не могли сравнить изображенный на картинке предмет с реальным. Но особых затруднений при проведении не возникало.
Описание игр на формирование зрительного обследования предметов по лексической теме «Животные»
Д/и «Лото»
Цель: Учить детей выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, зрительное восприятие, интерес к узнаванию и различению предметов и их формы, изображенных на картинке.
Оборудование: Карты лото с изображением пяти знакомых детям животных, маленькие карточки с такими же изображениями.
Ход игры: Раздаю детям карточки лото, а сама поднимаю одну из маленьких карточек и спрашиваю: «У кого картинка с таким же животным?» После того как выбор сделан, ребенок получает карточку и называет животное, затем я называю: «У Андрея корова, правильно?». При повторных проведениях игры каждому ребенку даю не 1, а по 3-4 карты лото (9-12 картинок).
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние животных, а некоторые не могли сравнить изображенный на деманстрируемой картинке предмет с таким же предметом на большой карточке. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Д/и «Найди и назови такую же»
Цель: сопоставлять предметы (животных) расположенные на столе с такими же, которые изображены на картинке. Узнавать их форму.
Оборудование: Картинки с изображением животных, игрушки животных.
Ход игры: Раскладываю на отдельном столе животных разной формы и величины (на 2-3 больше, чем количество участников), вызываю ребенка, показываю ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорю: «Сейчас вы будете угадывать, кто нарисован на этой картинке». Кладу картинку на свой стол, прошу ребенка дать такой же предмет (животное), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Спрашиваю всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, предлагаю ему исправить ошибку. Затем подытоживаю результат: «Вы угадали — на картинке нарисована кошка, и Аня принесла её». Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6-8.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей вызывало затруднение называние животных, а некоторые не могли сравнить изображенный на деманстрируемой картинке предмет с реальным объектом. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Описание игр на различение и называние цветов по лексической теме «Рыбы»
Д/и «Подбери аквариум для рыбок»
Цель: сопоставлять цвета рыб с цветами воды в аквариумах.
Оборудование: фигуры рыбок вырезанных из бумаги разных цветов и большие аквариумы с водой так же сделанные из бумаги
Ход игры: Предлагаю детям посмотреть на аквариумы прикрепленные на магнитную доску, и рассмотреть разноцветных рыбок. Затем по одному вызываю детей к доске и предлагаю «поселить» рыбок в аквариум такого же цвета. Когда все дети сделают задание, спрашиваю, почему они так решили и прошу назвать цвета.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Д/и «Подбери по цвету»
Цель: уметь сравнивать цвета, составлять пары рыбок похожих по цвету
Оборудование: рыбки разных цветов (красная- розовая, синяя- голубая и т.д.)
Ход игры: предлагаю детям рассмотреть лежащих перед ними рыбок и затем составить из тех, которые похожи по цвету пары. Вызываю одного из детей и прошу его составить пару. Когда он выбирает двух рыбок близких по цвету и составляет из них пару, я спрашиваю, почему он выбрал именно этих рыбок, и какого они цвета. Если ответ неверный, спрашиваем у остальных. Если он назвал правильно, вызываю следующего.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Описание игр на различение и называние цветов по лексической теме «Транспорт»
Д/и «Подбери гараж для автомобиля»
Цель: уметь зрительно сравнивать цвета автомобилей и гаражей.
Оборудование: гаражи и автомобили разных цветов, вырезанные из бумаги
Ход игры: дети садятся перед магнитной доской полукругом. На доске прикреплены гаражи разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого, розового, голубого, оранжевого, коричневого и др.) а на столе разложены машинки таких же цветов. Я предлагаю детям поставить каждый автомобиль в гараж такого же цвета. Если совершается ошибка дети методом обсуждения должны исправить ее.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Д/и «Найди тень»
Цель: закрепить у детей знания о цветах, их названиях.
Оборудование: различные игрушечные машинки разных цветов и подобие их тени сделанной из бумаги, соответственно такого же цвета.
Ход игры: начинаю упражнение с краткой беседы с детьми «Что такое тень». После того как выяснили все необходимые вопросы, предлагаю подобрать к машинкам, стоящим на столе тень такого же цвета. Постепенно для усложнения добавляю больше цветов.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Описание игр на различение и называние цветов по лексической теме «Животные»
Д/и «Будка для пса»
Цель: уметь зрительно сравнивать цвета, закрепить у детей знания о цветах, их названиях.
Оборудование: Нарисованные и вырезанные из бумаги щенки с ошейниками разного цвета и будки различных цветов, соответственно цветам на ошейниках
Ход игры: дети садятся перед магнитной доской полукругом. На доске прикреплены будки разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого, розового, голубого, оранжевого, коричневого и др.) а на столе разложены щенки с ошейниками таких же цветов. Я предлагаю детям поселить каждого щенка в будку, так что бы цвет ошейника и будки совпадали. Если совершается ошибка дети методом обсуждения должны исправить ее.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Д/и «Мисочка для котят»
Цель: уметь зрительно сравнивать цвета, закрепить у детей знания о цветах, их названиях
Оборудование: картинки, на которых на одной стороне изображены котята, а на противоположной, мисочки с молоком.
Ход игры: Каждому ребенку раздаю по одной карточке и прошу внимательно рассмотреть их, необходимо обратить внимание, на цвета мисок и бантиков на шее у котят. Сопоставив цвета, детям необходимо провести дорожку от каждого котенка к нужной мисочке.
Подведя итоги игры можно отметить, что данная игра понравилась детям, они с удовольствием играли в нее. Допускались некоторые ошибки, но по ходу игры объяснялись и исправлялись. У нескольких детей возникали трудности в сопоставлении цветов. Но особых затруднений при проведении игры не возникало.
Описание игр на выделение и сравнение величины предметов по лексической теме «Рыбы»
Д/и «Найди большую и маленькую»
Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.
Оборудование: игрушечные рыбки разных размеров, два аквариума: большой и маленький.
Ход игры: отправляемся с детьми в путешествие в «Страну рыб». Там живет множество разных рыбок. Перед нами находятся два аквариума, один большой, другой маленький. Перед детьми ставится задача расселить рыбок по размеру, больших в большой аквариум, маленьких в маленький.
Данная игра проходила достаточно оживленно, дети без труда поняли правила, активно участвовали в игре. Допускались некоторые недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие.
Д/и «Какая больше, какая меньше»
Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.
Оборудование: рыбки разных размеров вырезанные из бумаги
Ход игры: детям предлагается составить из рыбок пары, предварительно выбрав рыбок одинакового размера. Обязательно при выборе пользоваться сравнением, методом наложения и приложения, словами больше, меньше. Определив правильную пару прикрепить ее на доску, и так составив все пары распределить их от большой к меньшей.
Данная игра проходила достаточно оживленно, дети без труда поняли правила, активно участвовали в игре. Допускались некоторые недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие.
Описание игр на выделение и сравнение величины предметов по лексической теме «Транспорт»
Д/и «Найди большую и маленькую»
Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.
Оборудование: игрушечные автомобили разных размеров, два гаража: большой и маленький.
Ход игры: отправляемся с детьми в путешествие на «Волшебную стоянку». Там стоит множество разных машинок. Перед нами находятся два гаража, один большой, другой маленький. Перед детьми ставится задача расставить машины по размеру, большие в большой гараж, маленькие в маленький.
Данная игра проходила достаточно оживленно, дети без труда поняли правила, активно участвовали в игре. Допускались некоторые недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие.
Д/и «Какая больше, какая меньше»
Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.
Оборудование: автомобили разных размеров, вырезанные из бумаги
Ход игры: детям предлагается составить из машинок пары, предварительно выбрав машины одинакового размера. Обязательно при выборе пользоваться сравнением, методом наложения и приложения, словами больше, меньше. Определив правильную пару прикрепить ее на доску, и так составив все пары распределить их от большой к меньшей.
Данная игра проходила достаточно оживленно, дети без труда поняли правила, активно участвовали в игре. Допускались некоторые недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие.
Описание игр на выделение и сравнение величины предметов по лексической теме «Животные»
Д/и «Где больше, где меньше»
Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.
Оборудование: Фигурки животных разные по размеру, но одинаковые по остальным показателям.
Ход игры: На двух, стоящих друг напротив друга столах (на расстоянии примерно три метра) расставлены фигурки животных, разные по размеру, но одинаковые по остальным параметрам. Детям необходимо стоя на одинаковом расстоянии к обоим столам определить какая фигурка больше, а какая меньше.
Данная игра проходила достаточно оживленно, дети без труда поняли правила, активно участвовали в игре. Допускались некоторые недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие. При допущении детьми грубых ошибок исправления делали остальные участники.
Д/и «Где чей дом»
Цель: учить детей выделять форму предметов, сравнивать их, называть: большая, маленькая, больше, меньше.
Оборудование: Фигурки различных животных разных размеров. Соответствующие их размерам домики.
Ход игры: На столе расставлены животные разных размеров, а напротив них домики, подобранные в соответствии с размерами животных. Детям необходимо подойдя к столу найти каждому животному соответствующий домик. После сделанного ребенком выбора спросить, почему он так решил, обозначить свой выбор словом.
Данная игра проходила достаточно оживленно, дети без труда поняли правила, активно участвовали в игре. Допускались некоторые недочеты и неточности в выполнении, но в целом результаты достаточно высокие. При допущении детьми грубых ошибок исправления делали остальные участники.
Описание игр с движущимися предметами по лексической теме «Рыбы»
Д/и «Поплыли»
Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе
Оборудование: ванночка с водой, рыбки сделанные из плавучего материала.
Ход игры: перед детьми ставится «водоем» (ванночка, таз).
Выбирается пара детей, которым выдается по рыбке с привязанной к ней веревочкой. Им необходимо будет по команде потянуть рыбок к противоположному берегу, кто справится первым, тот и выиграл. Затем можно во время «заплыва» давать детям команды с замедлением или убыстрением темпа.
Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне.
Д/и «Как у нас в аквариуме»
Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Замечать и называть изменения темпа и направления.
Оборудование: аквариум с рыбками
Ход игры: Данная игра проводится в виде наблюдения в живом уголке. Дети полукругом встают или садятся перед аквариумом. Воспитатель объясняет, что им необходимо будет озвучивать движения рыб в аквариуме. По цепочке, дети называют движение совершенное рыбой.
Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне.
Описание игр с движущимися предметами по лексической теме «Транспорт»
Д/и «Прокати автомобиль»
Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе и направлении
Оборудование: модели машин
Ход игры: проводить в виде спортивной гонки. По указанным дорожкам дети должны прокатить свою машину до финиша, с учетом команд воспитателя (быстрее, медленнее, правее, левее и т.д.)
Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне.
Д/и «Закати автобус в гараж»
Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе
Оборудование: модели машин, гараж для каждой
Ход игры: проводится аналогично игре «Прокати автомобиль», только необходимо поставить автобус в гараж.
Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне.
Описание игр с движущимися предметами по лексической теме «Животные»
Д/и «Кто быстрее доберется домой»
Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе и направлении, называть совершаемые действия
Оборудование: игрушки различных животных, и домики для них
Ход игры: игры по этому направлению аналогичны друг другу. Обязательно создавать различные мотивации, разнообразные игровые ситуации и сюрпризные моменты. В данной игре противоположно друг другу расставляются домики и животные. Наступает вечер, скоро стемнеет, а звери заигравшись забыли про время и им необходимо как можно быстрее добраться домой. Кто же доберется скорее всего? Каждый ребенок выбирает себе животного и должен по своей дорожке «добежать» до дома.
Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Но в общем данная игра прошла на достаточно высоком уровне.
Д/и «Кто бегает быстрее»
Цель: обучать видеть движущиеся объекты. Учить выполнять движения в разном темпе и направлении, называть совершаемые действия
Оборудование: игрушки различных животных
Ход игры: дети воображаемо отправляются на бега животных. Каждый выбирает себе игрушку по желанию и начинается «гонка». Побеждает тот, кто приходит к финишу первым. Но необходимое условие игры- дети «болельщики» во время гонки должны называть совершаемые действия, направления участников и все происходящее на гонке
Игры подобного вида всегда вызывают у детей множество эмоций и проходят оживленно и активно. Правила были легки и понятны, но не соблюдались некоторыми детьми. Проведенная игра прошла на достаточно высоком уровне.
Заключение
Подводя итоги работы мы видим, при нарушениях зрения у слабовидящих и частично видящих детей происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия. Снижается точность, полнота и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений, в этой области много работали такие педагоги и психологи как: Т.В. Никулина, Л.И.Плаксина, Т. Геллер, М. Кунц, К.Бюрклен, П.Вилль, А.А. Крогиус, В.С. Сверлов, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин и др.
Подобранные нами задания, упражнения и игры необходимо проводить постоянно, систематически, с учетом индивидуальных и физиологических особенностей детей. Так же необходимо, чтобы работа проводилась всеми специалистами одновременно. Только при этих условиях можно добиться положительных результатов и добиться хоть не полного выздоровления, но частичной коррекции.
Учитывая это положение нами была составлена система работы, в которую входили следующие задания: узнавание перечеркнутых изображений, узнавание наложенных изображений и узнавание недорисованных изображений; игры на формирование у детей зрительных способов обследования предметов; на различение основных цветов, соотнесение сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов; на различение, выделение и сравнение величины предметов (большой- маленький); наблюдение за движущимися объектами;
Мы подбирали задания по принципу от более простых, в которых ребенок, оперируя усвоенным материалом, может действовать способом зрительного соотнесения, до более сложных заданий, в которых требуется участие планомерного целенаправленного акта зрительного восприятия
На протяжении дошкольного возраста необходимо проводить учет состояния зрительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы, а также в динамике развития проследить закономерности развития зрительного гнозиса, характерные для детей со зрительными нарушениями и в соответствии с этим планировать коррекционно-педагогическую работу по данному виду восприятия.
Список используемой литературы
Акимова Г. Е. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до 6 лет- Екатеринбург., 2005 г
Бехтерова Л. Н, Солнцева Л. Н. Волшебная лента- гусеница // Игра и дети.-2008 №2
Большакова А. Н. О работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения// Дошкольное воспитание.-2007 №5
Выготский Л. С. Лурия А. Р. Этюды по истории поведения.- Москва., 1993.
Вяткина А. Ф. Организация зрительного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения//Дошкольная педагогика.-2006.-№3»
Гертель М. Как болеют дети.- М.,2002.
Гиллербранд К. Коррекционная педагогика, обучение трудных дошкольников. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-М.,2005
Григорьева Л. П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие.- М.,1990.
Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.- М.,2006.
Дружинина Л. А. Коррекционная работа с детьми с недостатками в развитии.- М.,2006.
Егорова Л. В. Некоторые особенности работы со слабовидящими детьми// Дошкольная педагогика.-2007-№1
Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями. — М., 2005.
Иванова И .В. Путешествие на весеннюю полянку// Дошкольная педагогика.- 2008-№7
Иванкова О. Н. Наши помощники органы чувств// Ребенок в детском саду.-2007-№3
Кириллова А. В. Советы офтальмолога// Дошкольное воспитание.-1998-№9
Коломинский Я. Л. Человек- психология- М: Просвещение 1986 г.
Коряжина К. Н. Восприятие. Дидактические игры-.,2003.
Корнилова И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения.- М., 2004
Кузнецова В. М. Минуты здоровья.- М.,2001
КэролТингей- Михаелис . Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям.- М., 1988.
Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения.- М 2006.
Маршалова М. В. Развитие зрительного гнозиса в логопедической работе по определению ОНР у дошкольников с нарушением зрения// Педагогика.-2007.-№8
Маршалова М. В. Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения// Дошкольная педагогогика.-2008.-№5
Размещено на