МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.Ф. ГОГОЛЕВА»
ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Выполнена в форме выпускной квалификационной работы
слушателями курсов профессиональной переподготовки
Основная профессиональная образовательная программа по специальности
53.02.01 Музыкальное образование
Якутск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ.
1.1. Развитие чувства ритма ребенка как вида музыкальных способностей …6
1.2. Значение музыкально – ритмических движений в развитии чувства ритма на утренней гимнастике ……………………………………………………….…9
1.3. Методика развития чувства ритма старших дошкольников на утренней гимнастике………………………………………………………………….……….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ.
2.1. Диагностика уровня сформированности чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста …………………………………..………………………16
2.2. Комплекс музыкально-ритмических движений по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста на утренней гимнастике.………….19
2.3. Сравнительный анализ результатов развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических движений на утренней гимнастике ………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
В концепции дошкольного воспитания РФ искусство определяется как уникальное средство формирования важнейших сторон психической жизни ребенка – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. В формировании нового человека особое значение имеет эстетическое воспитание, в частности, музыкальное. Музыка обогащает духовный мир человека и является одним из средств всестороннего воспитания. Развитие музыкальных способностей является первейшей задачей музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Развитие чувств в дошкольном возрасте
... чувств у детей дошкольного возраста. Предмет исследования Рассмотрение психологических процессов, получение необходимой информации в изучении чувств в дошкольном возрасте. Проблема исследования Изучение чувств в дошкольном возрасте ... определить наиболее эффективные пути и методы воспитания чувств у детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе. Гипотеза Есть основание ...
Актуальность: Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и синтетический слух, и двигательные способности, а также чувства ритма. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности, в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа [1, c.3]. Особенно интересно использование музыкально – ритмических движений на утренней гимнастике, так как ежедневное проведение таких упражнений способствуют формированию развития чувства ритма, характер музыки и эмоциональную отзывчивость.
Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865 — 1950), который работал на ее основе уже начало XX века систему музыкально – ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» [1, с. 6].
Объект исследования: процесс развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: методика проведения музыкально-ритмических движений на утренней гимнастике.
Цель исследования: установить влияние музыкально – ритмических движений используемых на утренней гимнастике на формирование чувства ритма детей.
Гипотеза исследования: развитие чувства ритма будет наиболее эффективным, если на утренней гимнастике применить комплекс музыкально – ритмических движений так как:
1. чувство ритма как музыкальная способность развивается только в процессе активной деятельности;
2. ежедневное повторение определенных движений под музыку закрепляет у детей ритм движения и динамический стереотип;
Развитие музыкально-ритмического чувства у младших школьников на уроке музыки
... в системе музыкального воспитания важна музыкально-ритмическая деятельность. Она отмечает, что на занятиях, где используются музыкально-ритмические движения как элемент музыкально-ритмической деятельности, развивается не только чувство музыкального ритма, а также укрепляется организм ...
3. чувство ритма формируется только под воздействием музыки, а не арифметического счета.
Задачи исследования: 1) изучить и проаналиизировать психолого – педагогическую литературу по проблеме.
2) составить комплекс музыкально – ритмических движений для включения в утреннюю гимнастику
3) выявить уровень развития чувство ритма
4) провести сравнительный анализ результатов по развитию чувства ритма у старших дошкольников.
Методологической основой исследования являются труды Б.М. Теплова, О.П. Радыновой, С. И Мерзляковой, Н. А. Ветлугиной о развитии чувства ритма дошкольного возраста.
Новизна исследования: внедрение комплекса музыкально – ритмических движений в процесс утренней гимнастики.
Практическая значимость: данный комплекс музыкально – ритмических движений мы рекомендуем использовать на практике в дошкольных организациях в старшей группе в процессе утренней гимнастике.
База исследования: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 «Кыталык» с. Намцы, Намского улуса.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложении.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКЕ
1.1. Развитие чувства ритма ребенка как вида музыкальных способностей
Музыкальный ритм – наиболее сложная для восприятия многокомпонентная звуковая структура, организующее начало развитого чувства музыкального ритма, которое, по мнению многих исследователей, присуще большинству людей и является одной из основных музыкальных способностей.
Как свидетельствуют наблюдения О.П. Радыновой, во время восприятия музыки ребенок совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Подтверждение слов О.П.Радыновой, мы находим в высказывании Б.М. Теплова: «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает… Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» [13, с.192].
Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, считал Б.М. Теплов, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и синтетический слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... материал может быть использован воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: детский сад общеразвивающего вида ... содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма. Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства ...
Музыкально – ритмические движения, помогая прививать детям, двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей, развивают чувство ритма. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально – ритмических упражнениях продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально – двигательный образ.
При отборе музыкального произведения учитывается его соответствие характеру движений данного упражнения. Разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном с музыкой. При таком условии утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, дисциплинирует детей, поднимает эмоциональное состояние детей, внимание, вдохновение, творческую волю и другие психические процессы. При отборе музыкального произведения учитывалось его соответствие характеру движений данного упражнения.
Важно иметь в виду, что разучивание движений без музыкального сопровождения, когда живой ритм музыки заменяется сухим арифметическим счетом, не может содействовать музыкальному развитию детей. Разученное под счет движение позднее с музыкой не сливается и не может быть средством передачи музыкальных образов. Комплекс распределен по таким направлениям, как укрепление организма, развитие любых мышц, суставов и совершенствование движений.
Комплексы музыкально-ритмических движений повторяются по степени трудности их выполнения.
Таким образом, правильно подобранный комплекс музыкально-ритмических движений помогает развивать чувство ритма у дошкольников, так как движение само по себе имеет ритм, который, сочетаясь с музыкой развивает двигательные и музыкальные способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алямовская, В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. [Текст] / В. Г. Алямовская — М., 1993.
2. Бабина, К.С. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду» [Текст] / К.С. Бабина. — М.: Просвещение, 1998. — 96 с.
3. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 — 7 лет) [Текст] / C. И. Бекина — М.: Просвещение, 1984.
4. Бекина, С.И. «Музыка и движение» [Текст] / С.И. Бекина, Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
5. Белостоцкая, Е. М., Виноградова Т. Ф., Каневская Л. Я. и другие. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет [Текст] / Е. М. Белостоцкая — М., 2005.
3. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность. [Текст] / Н. А. Бернштейн, — М.: Наука, 1990.
6. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика» [Текст] / А.И. Буренина — М.: 2006. – 40 с.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка [Текст] / Н. А. Ветлугина, — М., 1968.
7. Ветлугина, Н.А. «Методика физического воспитания в детском саду» [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: 1989. – 263 с.
Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду
... Кулачковская, С.Е. Условия оптимизации положительного отношения воспитателя к ребенку [Текст] / С.Е. Кулачковская // Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. ... - 136 с. 4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. 5. Дмитриева, Е.Е. ...
8. Глазырина, Н.А. «Физическая культура дошкольников» [Текст] / Н.А. Глазырина. — М.: 2000. – 304 с.
5. Голицина, Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников [Текст] / Н. С. Голицина, — М.: Скрипторий, 2003, 2006.
6. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 — 7-летнего возраста творчества в танце [Текст] / Е. В. Горшкова, — М.: Гном и Д, 2004.
9. Гуревич, К.М. «Введение в психодиагностику» [Текст] / К.М. Гуревич, Борисов Е.М. – М.: Академия, 1998 – 86 с.
10. Дети и здоровье [Текст] // — Материалы научно-практической конференции по проблемам физического воспитания. — Омск, ОГИФК, 1993.
11. Дик, Н. Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников [Текст] / Н. Ф. Дик, — Ростов — на — Дону: Феникс, 2005.
12. Донской, Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. [Текст] / Д. Д. Донской — М., «Физкультура и спорт»,1971.
13. Журнал // Дошкольное воспитание // [Текст] // — № 2, 3, 9, 1993; №11, 1996.
14. Иваницкий, А. В., Матов, В. В., Иванова, О. А., Шарабарова, И. Н.
15. Иванова, О. А., Шарабанова И. Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. [Текст] / О. А. Иванова — М., «Советский спорт», 2004
16. Иова, Е.П. «Утренняя гимнастика под музыку» [Текст] / Е.П. Иова, Иоффе А.Я., Головчинер О.Д. – М.: 1984 – 176 с.
17. Карманова, Л.В. «Физическая культура в старшей группе детского сада» [Текст] / Л.В. Карманова, Шебеко В.Н. – Минск.: Полымя, 1987 – 195 с.
18. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей [Текст] / Г. А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2000.
19. Конорова, Е. В. Методическое пособие по ритмике. [Текст] / Е. В. Конорова — М., 2007.
20. Кряж, В. Н., Ветошкина, Э. В., Боровская, Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. [Текст] / В. Н. Кряж и др., — М.: Полымя, 1987.
21. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. Учеб-
22. Лескова, Г. П., Буцинская П. П., Васюкова, В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г. П. Лескова, — М.: Просвещение, 1981.
23. Лифиц, И.В. «Ритмика» [Текст] / И.В. Учебное пособие. — М.: Академия, 1999. — 224 с.
24. Мерзлякова, С.И. «Планирование и анализ по музыкальному воспитанию» [Текст] / С.И. Мерзлякова. – М.: Владос, 1999. – 212 с.
25. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина, — М., 1998.
26. ник. [Текст] / Ю. Ф. Курамшин, — М.: Советский спорт, 2003.
27. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина, — М.: Просвещение, 1978.
28. Пензулаева, Л. И. Анатомо-физиологические особенности детей. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», сост. Г. М. Лямина. [Текст] / Л. И. Пензулаева, — М., 1984.
29. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогического института, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада [Текст] / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 223с.
Особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего ...
... проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада; - изучить состояние работы по проведению ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении; - разработать методику проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада; - провести сравнительный ...
30. Раевская, Е. П., Руднева, С. Д. и др. Музыкально — двигательные упражнения в детском саду [Текст] / Е. П. Раевская и др., — М.: Просвещение, 1991.
31. Раевская, Е.П. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» [Текст] / Е.П. Раевская, Руднева С.Д., Соболева Г.Н., Ушакова З.Н. – М.: Просвещение: 1991. – 215 с.
32. Ритмическая гимнастика [Текст] / А. В. Иваницкий и др., — М.: Советский спорт, 1989.
33. Ротерс, Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика [Текст] / Т. Т. Ротерс, — М.: Просвещение, 1989.
34. Руднева, С. Д., Фиш, Э. М. Музыкальные движения: методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного возраста [Текст] / С. Д. Руднева, — 2-е изд., перераб. и доп. — Спб: Гуманитарная академия, 2006.
35. Рунова, М.А. «Двигательная активность в детском саду» [Текст] / М.А. Рунова – М.: Просвещение: 2002. – 112 с.
36. Степаненкова, Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М.: Просвещение, 2001. – 365 с.
37. Теория и практика физической культуры [Текст] // — Научно-теоретический журнал, №11, 1990.
38. Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду [Текст] / К. К. Утробина, — М.: Гном и Д, 2007.
39. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов [Текст] // — М.,1988.
40. Филиппов, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / С. О. Филиппов, — М.: Академия, 2007.
41. Фирилёва, Ж. Е. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. [Текст] / Ж. Е. Фирилёва — СПб.: «Детство — пресс», Санкт-Петербург, 2008.
42. Фомина, Н.А. «Сказочный театр физической культуры» [Текст] / Н.А. Фомина — Волгоград. Учитель 2004. – 96 с.
43. Харченко, Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7 лет» [Текст] / Т.Е. Харченко – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96с.
44. Эребах, Б. Утренняя гимнастика круглый год [Текст] / Б. Эребах, А. Ольстер и др., — М.: Полымя, 1984.
45. file/242694/
46. DswMedia/diagnostikamuzsposobnostey.doc