ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

3-5

Глава I.

Теоретические аспекты проблемы эмоциональных состояний и проблемы адаптации…………………………………….

6-39

1.1.

Теоретические подходы к проблеме эмоциональных состояний ………………………………………..

6-18

1.2.

Теоретические подходы к проблеме адаптации….

19-27

1.3.

Проблема адаптации детей к школьному обучению………………………………………………………………………..

28-39

Глава II.

Экспериментальное исследование проблемы эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня адаптации………………

40-56

2.1.

Описание методов исследования …………………..

40-45

2.2.

Анализ особенностей эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от уровня адаптации ……………………………………………..

46-56

Заключение………………………………………………………………..

57-58

Библиография…………………………………………………………….

59-62

Приложения

Введение

В связи с изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность, напряженность, увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, дезадаптацией. Перед обществом и, в частности, перед системой образования стоит серьезная задача – сохранение психологического здоровья детей. Одним из важных факторов сохранения психологического здоровья является эмоциональное благополучие. Негативные эмоциональные состояния в дальнейшем могут привести к отклонению психологического здоровья детей, психо-эмоциональным расстройствам.

Проблемой эмоциональных состояний занимались: Н.Д. Левитов, Е.П.Ильин, С.Л. Рубинштейн, Ю.Е. Сосновикова, Л.С. Славина, А.М. Прихожан. В работах П.М. Якобсон, А.М. Прихожан, Л.С. Славиной, Б.И. Кочубей, А.Н. Лутошкина важное место отводится проблеме эмоций детей.

По мнению А.Н.Леонтьева, эмоции развиваются в деятельности и зависят от ее содержания и структуры. Эмоциональное состояние связано с определенной социальной ситуацией развития. Переживание ситуации, ее изменение вызывает конкретное эмоциональное состояние.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, ... тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и ...

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу, изменяется социальная ситуация развития (включение в новую для него деятельность, новое положение среди окружающих), ведущей деятельностью становится учебная. Именно период младшего школьного возраста (первое полугодие первого года обучения) сложный и значимый, связанный с адаптацией ребенка к школе. В период адаптации к школе происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка. Поступление в школу влияет на его психо-эмоциональное состояние в связи с расширением содержания деятельности и увеличением эмоциональных объектов.

Проблемами исследования адаптации занимались З. Фрейд, К. Роджерс, А.В. Петровский, Р.В. Тонкова–Ямпольская, А.Г. Хрипкова, И.А. Милославова, Г.А. Балл. Проблема школьной адаптации отражена в работах М.Р. Битяновой, Р.А. Овчаровой, Л.А. Ясюковой, А.Л. Венгер, Е.Н. Чуткиной, М.Е. Зеленовой, Н.Г. Лускановой.

Несмотря на значительное количество работ по вопросам адаптации, в частности школьной адаптации, проблема эмоциональных состояний детей в начальный период школьного обучения остается актуальной. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Психологические особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня адаптации».

Целью исследования является изучение психологических особенностей эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня адаптации.

В качестве объекта исследования мы рассматривали детей младшего школьного возраста (первоклассников).

Предмет исследования – эмоциональные состояния младших школьников (тревожность, настроение).

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что существуют особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с разным уровнем адаптации.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить уровень школьной адаптации учащихся. Исследовать эмоциональные состояния младших школьников.

3. Выявить особенности эмоциональных состояний первоклассников с разным уровнем адаптации.

Теоретико-методологической основой исследования являются учения о закономерностях и движущих силах психического развития детей, развиваемых в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, теоретические взгляды Р.В. Овчаровой, Е.Н. Чуткиной, А.Л. Венгер, М.Р. Битяновой по проблеме адаптации детей к школьному обучению, позиции А.В. Петровского, Е.П. Ильина, Н.Д. Левитова по рассмотрению понятия «эмоциональное состояние».

В ходе исследования использовались следующие методы: 1. Анализ психолого-педагогической литературы; 2. Констатирующий эксперимент; 3. Психодиагностические методы; 4. Статистические методы обработки данных, полученных в ходе исследования; 5. Психодиагностические методы: анкета для учащихся, Н.Г. Лускановой, на тему «Что мне нравится в школе»; опросник для учителя, Л.М. Ковалевой; «Методика эмоционально-цветовой аналогии» («Цветопись»), А.Н. Лутошкина; «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

6 стр., 2654 слов

Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению

... этих трех компонентов готовности можно говорить о том, что ребенок готов к школьному обучению. II. СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Современная школа не начинает обучение с нуля. ... Она рассчитывает на то, что дети приходят в класс с достаточным ...

Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные данные могут быть использованы в профилактической, коррекционной работе практическими психологами, педагогами в учебно-воспитательном процессе детей младшего школьного возраста.

Выпускная квалификационная работа включает: введение; теоретическую главу (3 §); эмпирическую часть (2 §), результаты проиллюстрированы: 5 таблиц, 2 гистограммы, 2 диаграммы, 1 график; заключение; библиографию (67 источников); приложения.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы эмоциональных состояний и проблемы адаптации

1.1. Теоретические подходы к проблеме эмоциональных состояний

Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний [36]. Проблема нормативных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно, с середины 20 века.

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В.Н. Мясищев. Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний была предпринята Н.Д. Левитовым [32].

В последующие годы изучение проблемы состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи – эмоциональные и психические.

В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, то есть динамических образованиях, отражающих особенности функционирования нервной системы человека в определенный период времени или адаптационного процесса [36].

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний.

Понимание психического состояния как целостной характеристики психики присуще многим психологам. Еще Т. Рибо, У. Джемс говорили о состоянии сознания, А.Ф. Лазурский – о состоянии временной и целостной характеристике психики.

Характерно такое понимание и для ряда современных отечественных ученых – Н.Д. Левитова и Ю.Е. Сосновиковой. По мнению Н.Д. Левитова [32], психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психические процессы протекают на фоне определенных состояний и эти состояния влияют на течение и результат процессов. Психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические свойства личности [24].

Триада «процесс — состояние — свойство», позволяет показать непрерывность психических преобразований: процесс переходит в состояние, а состояние – в свойство. Чем больше устойчивость, статичность психического явления, тем выше его шансы перейти в состояние, а затем – в свойство [32].

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...

Ю.Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конкретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики. Ю.Е. Сосновикова писала: «Психическое состояние – относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека, как обладателя это…..

Библиография

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. /Под ред. А.Г.Хрипковой, М.В.Антроповой. — М.,1982.

2. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе. // Мир психологии. 1996. №1

3. Анохин П.К. Философские проблемы функциональных систем. // Философские проблемы биологии. – М., 1973.

4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. 1989. №1

5. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Эмоциональные нарушения и психологическая адаптация. // Эмоции и воображение. – М., 1975.

6. Бассет Л. Только без паники! / – Спб., 1997.

7. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. – М.,1998.

8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1972. №2.

9. Вачков И. Эмоциональная диалектика //Школьный психолог. 2000. №46.

10. Венгр А.Л. Хорошо ли вашему ребенку в школе? // Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А.Бодалева. – 1989.

11. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост. Дубровина И.В. – М., 1989.

12. Вопросы психологии личности школьника. / Под ред. Л.И. Божович.– М., 1961

13. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: Т 1. – М., 1982.

14. Додонов Б.И. В мире эмоций. – М., 1987.

15. Дубровина И В. Психология. – М., 1999.

16. Дубровина И В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

17. Изард К.Е. Психология эмоций. – Спб.,1999.

18. Зеленова М.Е Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их с учителем. // Вопросы психологии. 2000. №1.

19. Ильин Е.П. Психология состояний человека. – Спб., 2005.

20. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-н/Д., 2003.

21. Каган В.Е. Психология школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984. №4.

22. Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. – Новосибирск, 1973.

23. Карпова Г.А. Диагностика эмоционального самочувствия школьника. – Екатеринбург, 1997.

24. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1965.

25. Ковалев А.Г., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, 1996. №7.

26. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Кузьмина Е.С., В.Е.Семенова. – Л., 1987.

27. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986.

28. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги. // Воспитание школьника. 1990. №6.

29. Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь – справочник.- Мн., 2001.

30. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

31. Левитов Н.Д. Детская педагогическая психология. – М. 1964.

32. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.,1964.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на « ... понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не ...

33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.,1981.

34. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М., 1976.

35. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978.

36. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб., 2001.

37. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. – М., 1976.

38. Милославова И.А. Адаптация как социально — психологическое явление. // Социальная психология и философия / Под ред.. Б.Д. Парыгина.- Л., 1973.

39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М..2002.

40. Немов Р.С. Психология. Кн 1. Общие основы психологии. – М., 2000.

41. Овчарова Р.В. Технологии психологического образования. – М., 2000.

42. Особенности эмоциональной сферы личности. / Под ред. Н.Н. Васягиной. – Шадринск, 2000

43. Перспективы развития практической психологии. – Шадринск, 2001.

44. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

45. Петровский В.В., Ярославский М.Г. Психология. – М., 2001.

46. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Спб., 2003.

47. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. – М., 2000.

48. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

49. Психология. / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005.

50. Психология социальной работы. / Под ред. А.М. Гулиной. – Спб., 2004.

51. Психология эмоций. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1984.

52. Реан А.А. Психология и педагогика.- Спб., 2003.

53. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М., 1999.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Т 1. – М., 1989.

55. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001

56. Святогорова М.В., Вачков И.В. Динамика мотивации учения и адаптации в младшем школьном возрасте. // Психологическая наука и образование. 2000. №3.

57. Славина С.Л. Трудные дети. – М., 2002.

58. Сосновикова Ю.Е. Психологические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975.

59. Социальная психология. / Под ред. А.В Петровского. – М., 1987

60. Социально — психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе. – Шадринск, 2002, Ч I.

61. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 1997.

62. Тонкова – Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний. – М., 1986.

63. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1998.

64. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1989.

65. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П Зинченко. – М., 1989.

66. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.

67. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – Спб., 2003.