Профилактика девиантного поведения подростков (на материале Новосибирской области)

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики

девиантного поведения 10

1.1. Сущность девиантного поведения подростков 10

1.2.Профилактика девиантного поведения — как теоретическая

проблема 19

1.3.Особенности профилактики девиантного поведения подростков 25

Глава 2. Социально — педагогические средства профилактики

девиантного поведения подростков 35

2.1. Характеристика девиантного поведения подростков

г.Новосибирска и Новосибирской области 35

2.2. Направления профилактики девиантного поведения 44

2.3. Роль диагностики в социально-педагогической профилактике 53

3аключение 61

Список использованных источников 68

Список использованных документов 72

Приложения 73

Приложение 1 73

Введение

Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере усложнило процесс социализации молодежи. Существенная трудность социализации новых поколений — в неопределенности социокулътурных ситуаций, обусловленных изменением политических, экономических, социальных ориентиров государства состоит в том, что изменяется не только содержание ценностей, предлагаемых обществом молодежи, но и сам механизм их освоения.

Одновременное существование многих пластов ценностей, из которых ни один не представляет собой четко структурированной нормативной модели в переходные периоды государственных переустройств, затрудняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Сложным является и решение другой важной возрастной задачи этого периода — задачи формирования жизненных планов, решение которой требует учета направлений и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной приспо-собляемости к ситуации неопределенности выбора.

Переход общества на иные социальные и ценностные ориентиры сопровождаются возникновением «социальных стрессоров», обусловленных ликвидацией определенных идеологических постулатов, политической и экономической нестабильностью, отсутствием ощущения защищенности личности в обществе, резким сужением границ планируемого будущего.

Действия социальных стрессоров наиболее активно проявляются в подростковой среде и, в конечном итоге, становятся одним из факторов формирования отклонении у подростка. Поэтому в настоящее время наблюдается ослабление у значительной части молодежи установки на образование, растет преступность несовершеннолетних, наркомания, алкоголизм, на фоне проявлений различных форм девиации усиливается кризис семейных отношений.

10 стр., 4925 слов

Система развития социальных инициатив молодежи в профилактике ...

... социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков. Решение сформулированной проблемы составило цель исследования: изучить развитие социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков. Объект исследования: профессиональная деятельность социального работника. Предмет исследования: социальная работа с подростками склонными к девиантному поведению. ...

Выявление реальной картины подростковой девиации, определение тенденций и причин данного явления, обоснование и поиск путей предупреждения отклонений у детей и подростков является актуальной задачей психологии, социологии и в том числе социальной педагогики, хотя решить её можно только комплексно, с привлечением различных научных направлений.

Итак, девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, культуры, морали. Установлено, что общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность девиантного поведения. Огромное влияние на поступки человека оказывают его окружение — родители, семья, школа, группы сверстников как основные каналы социализации.

Так, например, по данным ГУВД Новосибирской области в последние два года уровень подростковой преступности в области несколько стабилизировался, однако в целом ситуация была и остается сложной и напряженной. Общий объем преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается самым высоким в Сибирском регионе. По России Новосибирская область занимает 60 место из 89 регионов, рост преступности отмечается в каждом втором районе области. Следует отметить, что из всех доставленных в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушений девушки составляют более трети (38,4%).

Подобная криминализация девочек-подростков достаточно существенно отличает ситуацию начала 2000 годов от периода 80-90-х.

Наркологическая ситуация среди детей и подростов стала более тяжелой, несмотря на снижение общего количества несовершеннолетних, состоящих на учете, происходящее за счет потребителей алкоголя и токсических веществ. Увеличилось общее число несовершеннолетних девочек, употребляющих наркотические вещества на 202% и составило 293 человека, что в дальнейшем отрицательным образом может отразиться на демографическом процессе в обществе.

Прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом, конкретной социальной службой, социальным педагогом поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на предупреждение отклонений, т.е. устранение условий, оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия подростков.

Именно поэтому на первый план выступает профилактика. Профилактика девиантного поведения подростков признается одной из основных проблем как на федеральном, так и региональном уровнях. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности социальных служб. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении подростков, чем потом бороться с уже наступившими последствиями.

Проблема отклоняющегося поведения имеет длительную историю. Выделяются различные подходы к сущности девиации: теория связи физических черт с преступными наклонностями (Ч.Ломброзо), определенного строения тела, наиболее встречающегося среди девиантов (Х.Шелдон), концепция зависимости формирования девиации от аномалии половых хромосом (Прайс, Уит-кин) дают биологическое объяснение. Этой проблеме посвящены труды ряда отечественных исследователей: (З.Х. Абазов, М.М.Бабаев, А.А. Габиани, Р.М. Готлиб, М.Б. Левин и др.).

15 стр., 7054 слов

Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению

... девиантному поведению Объект исследования - подростки Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи: 1. Теоретическое изучение девиантного поведения в психологии. 2. Характеристика подростков с девиантным поведением. 3. Исследовать предрасположенность к девиантному поведению подростков В данной курсовой работе: ...

Эффекты отклоняющейся социализации изучены А.И.Ковалевой. Различные виды девиации среди несовершеннолетних рассмотрены в работах Я.И. Гилинского, С.И. Плаксия.

Важный блок в изучении молодежной проблематики представлен исследовательской школой Института молодежи г.Москвы (И.М. Ильинским, В.Ф. Левичевой, Б.А. Ручкиным, А.И.Шендрик и др.).

Работы С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского внесли значительный вклад в разработку социологии молодежи в целом.

Психолого-социальное направление установки связи между девиантными поступками и психологическими процессами нашли отражение в работах (З.Фрейда, Э.Эрксона, Э.Фромма, Д.Мида).

Социально-педагогичекое ядро исследуемой проблемы отклонений составили работы (Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Б.Скиннера, Ч.Кули, Г.Хайма).

Сегодня огромное значение вопросы социального воспитания и профилактики приобретают в связи с исследованиями по проблемам социальной педагогики и социальной работы (В.Г. Бочарова, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, А.В. Мудрик, М.Л. Галогузова, М.В. Фирсов, Р.В. Овчарова, Е.И. Холостова и др.).

Сущность профилактики исследуется в контексте теории социальной работы; содержание, технологические аспекты, формы, методы (И.Г. Зайнышева, Р.В. Овчарова, М.В. Фирсов и др.).

На региональном уровне появляются самостоятельные разработки, посвященные проблеме девиантного отклонения: (Н.А. Склянова, Н.О. Герьянская, М.Ю. Щербакова, Л.И. Антерейкина, Е.А. Дума, Ж.Ю. Калашникова и др.).

Но, несмотря на большую теоретическую проработку вопросов девиантного поведения, на существование разветвленной сети воспитательно-образовательных учреждений, занимающихся вопросами профилактики девиантных отклонений, отмечается недостаток научно-методической разработанности, низкая эффективность профилактической работы с подростками как на федеральном, так и региональном уровнях. Чётко не определены механизмы быстрого и эффективного обеспечения гарантированного достижения целей, повышения эффективности профилактической работы. Нет общей согласованности в действиях различных ведомств, отвечающих за развитие профилактической работы с подростками.

Таким образом, с одной стороны, есть потребность в практическом анализе и использовании опыта профилактических мероприятий девиантных отклонений, с другой — нет конкретных разработок теоретических и практических аспектов эффективности профилактических мероприятий.

Данное противоречие позволяет определить проблему исследования: каковы социально-педагогические ориентиры профилактических мер в отношении подростков девиантного поведения?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

28 стр., 13551 слов

Отклоняющееся поведение как социальное явление

... от принципов, норм морали и права. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый ... дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября ... Работа будет состоять из трех взаимосвязанных частей. В первой я попытаюсь объяснить, что же такое девиантное поведение, ...

Объектом исследования выступает девиантное поведение подростков, как социально-педагогическое явление.

Предметом исследования является профилактика девиантного поведения подростков.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:

— раскрыть сущность девиантного поведения подростков;

— охарактеризовать теоретическое понятие «профилактики» девиантного поведения;

— определить особенности подростковой девиации;

— определив особенности девиантного поведения в г.Новосибирске, охарактеризовать приоритетные направления профилактики девиантного поведения подростков, формы социально-педагогической профилактики;

— выявить роль диагностики в организации социально-педагогической профилактики.

В ходе исследования была выдвинута ведущая идея: решение проблем девиантного поведения включает в себя конкретные профилактические меры, которые будут эффективны, если:

— профилактика будет научно-обоснованна;

— будут учтены региональные особенности, которые формируют конкретно-социальные типы девиантного поведения;

— формы и направления профилактики будут иметь социально-педагогическую направленность при ведущей роли комплексной диагностики.

Теоретической и методологической основой исследования являются теории социальной аномии и девиантного поведения, разработанные классической и современной западной социологией: (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Н.Смелзер, Э.Фромм), концепции социализации западных (Э.Эриксон, З.Фрейд) и отечественных исследователей (И.С. Кон, Я.И. Тплинский), социально-педагогические концепции (С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Мудрик и др.).

В анализе девиантного поведения в подростковой среде используются теоретические подходы и понятийный аппарат, разработанный в трудах отечественных педагогов, психологов, социологов по проблемам подростков и отклоняющегося поведения, теории и практики социальной педагогики.

Для решения поставленных задач и проверки исходных данных предположения использовался комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме девиантного поведения; анализ организационно-методической документации; обобщение социально-педагогического и психологического опыта, метод опроса (анкетирование), метод диагностики, метод количественно-качественного анализа и обобщения данных.

Базой исследования были: учащиеся, педагоги и родители средней школы № 49 Кировского района г.Новосибирска, сотрудники Кировского и Ленинского РУВД, ОППН Зап.Сиб.УВДТ, социальные психологи Центров социальной адаптации г.Новосибирска.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения…….

Список использованных источников

1. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. -М.,1989.

2. Азбука нравственного воспигания /Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой, -М, 1979.

3. Актуальные проблемы современного детства. -М., 1993.

4. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. -М., 1979.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. М: Аспект-Пресс, 1997.

7 стр., 3226 слов

Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного ...

... выражены, и сосредоточиться на них. Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного поведения детей и подростков соотносится со вторым уровнем системной модели диагностики Оудсхоорна и ... специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы ...

6. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. -М., 1989.

7. Антология социальной работы в 5 т. Т 2. Феноменология социальной патологии. /Сост. М.В. Фирсов. -М., 1995.

8. Антонян Ю.М., Самичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. -М., 1983.

9. Баженов ВТ. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986.

10. Беличева С.А. Основы превентивной психологии -М., 1994.

11. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. -М., 1989.

12. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. -М., 1998

13. Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитание. -М., 1986.

14. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения, -М., 1987.

15. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. -М., 1994.

16. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. -М., 1988.

17. Ветров Н.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. -М., 1986.

18. Вопросы медико-социальной реабилитации подростков, больных алкоголизмом и наркоманией. /Под ред. Казаковцева Б.А. -М., 1998.

19. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6т., Т 4. М: Педагогика, 1984.

20. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. -1991 ,№4.

21. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. — Барнаул, 1996.

22. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. -М., 1997.

23. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. /Под ред. В.А. Никитина. М:Союз, 1996.

24. Джуринский А.Н. История педагогики. — М., ВЛАДОС, 1999.

25. Долгова Т.П. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурное и социопсихологические факторы. -Тверь, 1997.

26. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцева В.Н. Генетика, поведение, ответственность. -М., 1992.

27. Дюркгейм Э. Социология образования. -М., 1996.

28. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: Учебное пособие. -Саратов, 1980.

29. Жарков Г.В. Противоправное поведение как игра — новые подходы к взаимодействию и коррекции поведения подростков — девиантов. -Владимир, 1999.

30. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. -М., 1986.

31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986.

32. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. -М., 1982.

33. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. -М., 1997.

34. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростка.-Кемерово: 1996.

35. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1990.

36. Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Кудрявцева В.Н. -М., 1997.

37. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним. //Американская социология. Перспективы проблемы, методы: Сокр.пер. с фр. /Под ред. Г.В. Осипова. -М.: Прогресс, 1972.

3 стр., 1359 слов

«Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития ...

... Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков». Цель исследования – изучить речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков. Задачи исследования: 1. Изучить понятия ... коррекции : дети с нарушением интеллекта и моторной алалией / Е.Ф. Соботович. – М. : Классик стиль, 2003. – 160 с. 19. Трошин О. В. Логопсихология : учебное пособие / О.В. ...

38. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. -М., 1983.

39. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991.

40. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. -М., 1991,

41. Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г.Н. Гордона. -СПб, 1990.

42. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).//Вопросы философии.–1992. №3.

43. Майерс Д. Социальная психология; пер. с англ. -СПб, 1996.

44. Макаренко А.С. Соч.в 7т., Т. 5. -М., 1991.

45. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. -М., 1987.

46. Мертон Р.К. Социальная структура и аномалия. //СоцИС. 1992 № 34.

47. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». -М., 1991.

48. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3-х т. Т. 2. -М.: ВЛАДОС, 1997.

49. Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия /Сост. В.М. Астапов, Ю.В, Микадзе. -М., 1996.

50. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М.: ТЦ «Сфера», 2001.

51. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? //СоцИС. -1998 №9.

52. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фаетор девиантного поведения детей. //Семья в России. 1997 №2.

53. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред. А.С. Спиваковской. -М.: Прогресс, 1987.

54. Реан А.А., Коломинский Я.Я. Социальная педагогическая психология. -СПб: ЗАО «Питер», 1999.

55. Руткевич А.М. Анатомия деструктивности. //Вопросы философии. -1991 №9.

56. Рязанцев В.А. Социально — психологические и медицинские проблемы пьянства и алкоголизма. -Киев: Здоровье, 1989.

57. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998.

58. Статкин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.

59. Склянова Н.А., Герьянова Н.О., Щербакова М.Ю. Школа здоровой семьи. Учебно-методич. пособие. -Н., 1998.

60. Смелзер Н.Дж. Девиация и социальный контроль. Социология. Учебник. -М, 1994. гл.7.

61. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х. Движение в зону риска. -М.: ЮНЕСКО, 1998.

62. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. -М., 1996.

63. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуальные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. /Под ред. В.Ф.Пирожкова и др. -М., 1980.

64. Социальная работа: Рос. энцикл. -М., 1997.

65. Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. Галагузовой М.А. -М.: ВЛАДОС, 2000.

66. Социальная работа /Под ред. Курбатова В.И. -Ростов Н\Д: Феникс, 1999.

67. Социальная адаптация подростков девиантного поведения и «группы риска». //Подросток: проблемы социальной адаптации: Документы и материалы. -М.: Институт молодежи, 1995.

68. Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. -М.: «Флинта», 1999.

69. Технологии социальной работы. /Под ред. Зайнышева И.Г. -М.:ВЛАДОС, 2000.

70. Технологии социальной работы. /Под ред.Холостовой Е.И. -М., ИНФРА-М.,2001.

71. Тростанецкая Г.П., Вителис С.Н. Психолого-педагогические аспекты профилактики ранней алкоголизации и наркомании у детей и подростков. -М., 1999.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... Северо-ирландской продолжающейся вражды. ОБРАЗЕЦ В исследовании приняли участие сто четырнадцать подростков-мальчиков в возрасте между 14 и 15 годами. Участники были отобраны ...

72. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989.

73. Шакалис Д.А. Материалы и тезисы конференции: Социальная работа. Опыт. Поиск. Перспектива. -Н., 1997.

74. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.М.; ВЛАДОС, 1995.

75. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

Список использованных документов

76. Доклад «О положении детей в Нов. области. 1999 год» -Н., 2000.

77. Докладная записка о состоянии и результатах профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних за 2000 год.

78. Информация о состоянии законности и преступности среди несовершеннолетних. /Прокуратура НСО. №21.19.74 от 31.10.2000.

79. Концепция детского социально-педагогического профилактического центра. А.Д. Медведев. -Н., 1997.

80. Программа работы с группой волонтеров Центра социально-психологической адаптации подростков и молодежи «Пеликан» Кировского района. -П., 1999.

81. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М., 1998.

82. Социальная защита населения Новосибирской области в 1999 году. Информационно-аналитическая записка. -П., 2000.

83. Федеральный закон №120 от 24 июня 1999. «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».