Введение
В настоящее время существует огромное количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют достаточно широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.
Нам показалось, что будет интересно узнать, как с развитием и взрослением ребёнка изменяются забота и осознанность родительства у отца, проследить во время какого возрастного периода ребенка забота и осознанность родительства отца наиболее высока, а во время какого периода — на низком уровне.
В исследовании принимали участие 45 мужчин:
· 15 мужчин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
· 15 мужчин, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет;
· 15 мужчин, имеющих ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет.
Цель настоящей работы — выявить разницу развития у отцов, имеющих разновозрастных детей, таких качеств как забота и осознанность водительства.
Объектом исследования является отцовство как психологический феномен.
Предмет данного исследования — забота и осознанность родительства отцов разновозрастных детей.
В ходе исследования решались следующие задачи:
. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отцовства.
. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей становления и изменения у отцов таких качеств как забота и осознанность родительства.
. Исследовать особенности развития заботы и осознанности родительства у отцов разновозрастных детей.
Гипотеза исследования состоит в следующем: с развитием и взрослением ребенка уровень осознанности родительства, равно как и уровень заботы у отцов стабильно увеличивается.
Для изучения самосознания подростков были выбраны следующие методики:
· Сознательное родительство;
· Мера заботы.
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... от суицида составляет 4,2 % от других возрастных групп суицидентов. Однако у детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страх ...
Из статистических методик был использован критерий Стьюдента.
Исследование проводилось на базе Тюкалинского ГОВД, службы занятости г.Тюкалинска и федеральной службы судебный приставов.
Сначала был подготовлен диагностический материал. Далее он был роздан сотрудникам, на следующий день мы собрали бланки с ответами.
Глава 1. Отцовство как психологический феномен
.1 Формирование и становление отцовства в истории развития человечества
Работы социологов и историков по отцовству говорят о том, что отцовство — по существу, социальное явление. Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца согласно своему времени и условиям.
На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и детей считали себя принадлежащими к общине как к целому. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась. Поэтому говорить об отцовстве в современном понимании этого термина не приходится.
В первобытном обществе убийство ребенка не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.
Даже во времена античности забота о детях была весьма избирательна. Аристотель считал справедливым, что ребенка-калеку кормить не следует, Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой». Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их по большей части не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность. Например, по данным Ш. Барта в Древнем Египте отношения отцов и детей строились на взаимовыгодном сотрудничестве: дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. И, хотя в позднем Египте уже существовали школы, тем не менее, в большинстве случаев, подчиняясь традиции, именно отцы обучали своих сыновей, в том числе и тому, что значит быть отцом.
В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив. Однако в последнее время исследователи поменяли свое мнение относительно отношений отца и детей в Древнем Риме. Раньше изучались только нормативные и юридические документы, которые действительно показывали такую картину отцовства, однако сейчас принимаются во внимание также и литературные источники, анализируя которые можно сделать вывод о том, что отец в Древнем Риме был не чужд милосердия и не был жесток к своим детям. Право же полновластного распоряжения жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только около 390 г. н. э., инфантицид стал считаться преступлением только в 318 г. при императоре Константине, и только в 318 г. был приравнен к человекоубийству.
Раннее христианство привнесло изменения в отношения отца и детей, кроме того, стали четче разграничиться отцовская и материнская функции. В отношениях появилась эмпатия. Однако позже, в средние века, происходят значительные изменения: появляется новая социальная роль — священник, исповедник, который вмешивается во все внутренние дела семьи и берет на себя функцию отца. При этом сам дает обет безбрачия и не имеет права иметь детей. Таким образом, происходит ущемление отцовства как важнейшей роли в жизни мужчины. Данная тенденция еще более усиливается в двенадцатом-тринадцатом веках, когда отцовство связывается с женщиной и грехом. Только в четырнадцатом веке церковь начинает почитать материнство и позднее — отцовство, когда, согласно учению Фомы Аквинского, духовные наставления отца становятся важны для воспитания ребенка в духе почитания религии.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Однако формирование стойкой привязанности родителей к детям затруднялось, во-первых, из-за высокой смертности и высокой рождаемости — холодное отношение к смерти детей — своеобразная психологическая защита на то, что случалось очень часто. Во-вторых, обычай воспитывать детей вне семьи в среде феодальной знати приводил к тому, что взаимоотношения родителей и детей регламентировались не чувствами, а нормой и сознанием родственных обязанностей и правил этикета. В России зависимость детей от родителей была рабской: от отца — главы семьи — находились в зависимости и жена, и дети. Церковные предписания требовали строгости воспитания. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком [10].
Только во времена Ренессанса отношение к семейным функциям начинает меняться. Реформация сделала женские роли матери и хозяйки в доме главными и единственными в жизни женщины. Отцовские же функции не контролировались больше церковью, т.к. брак был теперь в ведении государства, таким образом, и отцовские функции регулировались обществом.
В конце восемнадцатого — начале девятнадцатого веков детоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании и семья начала отстаивать свое «естественное право» заботиться о детях, экономические трудности доводили людей до полного отрицания нужности детей семье. Дети нужны были не семье, а государству, армии и т.д. В восемнадцатом веке мать берет на себя еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кормильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. Тогда и появляется концепция материнской любви, о любви отца речи не идет [10]. Девятнадцатый век привнес юридические изменения статуса отца, который потерял свою абсолютную власть. Кроме того, провозглашается незаменимость матери в воспитании детей, появляется теория «материнского инстинкта». Отец постепенно теряет свои функции, так защиту и образование берет на себя государство. Становится возможным обеспечение семьи женщиной, развивается женское движение во многих западных странах [14].
1.2 Различия отцовства и материнства
Изучая данный вопрос, мы обнаружили, что работ по изучению материнства гораздо больше, чем по изучению отцовства. Исходя из данного факта, можно сделать вывод, что многие не считают, что отец оказывает большое и значимое значение на развитие ребенка.
Вообще как материнство, так и отцовство являются составляющими такого феномена как родительство. И если эти два понятия разделили, следовательно, стоит разобраться, в чем их различие.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Одним из первых, кто четко разделил родительское отношение на отцовское и материнское, был Э. Фромм. Материнскую любовь он описал как безусловную по своей природе. Мать любит своего ребенка потому, что он просто есть, что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия, оправдывает какие-то ее надежды и ожидания. Это идеальная материнская любовь, как требует того материнское начало, которое представлено в личности женщины. Любовь отца, напротив основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». В такой «обусловленной» отцовской любви Э. Фромм выделяет как отрицательную, так и положительную стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание — главным грехом, расплата за который — лишение отцовской любви. Тем важнее положительная ее сторона. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять [6].
Возникновение потребности у ребенка в отцовской любви Э. Фромм относит к возрасту после шести лет, когда ребенок начинает испытывать потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Функцией последнего становится учить ребенка, направлять его на решение задач, которые ставит перед ним общество.
Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации[9].
Некоторыми учеными отмечается, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках[3].
Многие ученые же предполагают, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими детьми нет. Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями.
Одной из первых исследовательниц, заявивших, что материнского инстинкта не существует, а само материнство является не более чем искусственным изобретением человечества, была Э. Бадинтер [2]. Проведя исторический анализ изменчивости материнского отношения в период с XVII по XX в. в своей книге «Любовь в дополнение: история материнской любви», автор приходит к выводу, что материнский инстинкт — это миф.
Роль отца в развитии и социализации ребенка
... показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности ... -5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает ...
Некоторые исследования показали, что в процессе «становления отца» еще в период беременности партнерши в организме мужчины, как и женщины, происходят гормональные изменения. В течение всего периода беременности у мужчины — будущего отца — понижается уровень тестостерона в крови [1].
Эти и многие другие исследования подтверждают, что отец может заботиться о ребенке так же хорошо, как и мать, и что здесь нет никаких генетических различий. Кроме того, во многих исследованиях прослеживается тенденция к увеличению количества отцов, которые принимают самое активное участие в жизни своего ребенка, начиная с момента его рождения.
1.3 Pоль отца в развитии ребенка
По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения [7].
В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.
В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе [8].
Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку — условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.
Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» — ред.), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей — строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями [10].
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей [10].
Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола [7].
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я» [4].
Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери [5].
Существуют данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского особенностей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии[13].
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту [9].
Для российской действительности не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это не свойственно для большинства современных отцов[1].
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, он так же человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе [16].
Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии [9].
Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».
1.4 Структура феномена отцовства
Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов [2].
С этих позиций определение отцовства как врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность [12].
В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой была разработана структурная модель феномена отцовства. По предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент — оценочный, в который входят 1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры [11].
Таким образом, отцовство — это интегральная совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающая в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.
Исторически роль отца постоянно изменялась в зависимости от условий существования, культуры, в рамках которой существовала семья, социальных идеологических принципов и норм поведения [2].
Многие современные психологи утверждают, что особой разницы между материнством и отцовством не существует, что отец вполне способен выполнять те же функции что и мать ничуть не хуже.
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики изменения уровня заботы и осознания родительства у отцов разновозрастных детей.
Исследование проводилось на базе Тюкалинского ГОВД, службы занятости населения по Тюкалинскому району и федеральной службы судебных приставов. В исследовании приняли участие 45 мужчин:
· 15 мужчин, имеющих ребенка до трех лет;
· 15 мужчин, имеющих ребенка от трех до семи лет;
· 15 мужчин, имеющих ребенка от семи до одиннадцати лет.
Все методики проводились единовременно. Последовательность предъявления методик:
· Опросник «Сознательное родительство» [18];
· Опросник «Мера заботы»[17].
Испытуемым потребовалось 20-30 минут на выполнение комплекса методик.
Этапы проведения исследования:
1. подготовительный — Изучение и подборка диагностического инструментария;
2. основной — проведение методик;
. завершающий — обработка и интерпретация полученных результатов.
2.2 Описание методов и методик исследования
В нашем исследовании мы использовали следующие методики.
· Опросник «Сознательное родительство». Опросник реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции:
) диагностическую,
) рефлексивную,
) стимулирующую.
Опросник состоит из 48 вопросов, подразумевающих варианты ответа. Так же в опроснике создана шкала лжи, для проверки достоверности полученных данных.
· Опросник «Мера заботы». Опросник дает возможность посмотреть уровень заботы родителя, определить, не является ли забота чрезмерной, либо наоборот, не существует ли недостатка в заботе.
Опросник состоит из 15 утверждений, каждое из которых испытуемый должен оценить в баллах по следующей шкале:
— «Категорически не согласен» — 1 балл.
— «Я не спешил бы с этим согласиться» — 2 балла.
— «Это, пожалуй, верно» — 3 балла.
— «Совершенно верно, я считаю именно так» — 4 балла.
· t-критерий Стьюдента. t-критерий был разработан Уильямом Госсетом (1876-1937) для оценки качества пива на пивоваренных заводах Гиннесса в Дублине (Ирландия).
В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны (руководство Гиннесса считало таковой использование статистического аппарата в своей работе), статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).
Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине [16].
· Критерий Фишера [16];
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта.
Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле — меньший угол, но соотношения здесь не линейные: φ = 2*arcsin(), где P — процентная доля, выраженная в долях единицы.
При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.
2.3 Описание и анализ полученных результатов
Мы использовали опросник «Сознательное родительство» в трех группах отцов с детьми разного возраста с целью выявления, существует ли разница в осознании родительства.
Результаты, полученные нами с помощью данной методики, мы представили в таблице.
Таблица 1 Результаты методики «Сознательное родительство»
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
1 группа |
6 ч (40%) |
6 ч (40%) |
3 ч (20%) |
2 группа |
6 ч (40%) |
5 ч (33%) |
4 ч (27%) |
3 группа |
6 ч (40%) |
6 ч (40%) |
3 ч (20%) |
Проанализировав полученные данные, мы можем сказать, что результаты первой и третьей групп абсолютно идентичны, т.е. высокий уровень в обеих группах у 40% испытуемых, средний уровень в обеих группах так же у 40% испытуемых, и соответственно у 20% испытуемых в обеих группах низкий уровень. Во второй группе результаты несколько отличаются, но, на наш взгляд, эта разница не настолько велика, чтобы сказать, что между этими группами есть различия.
Так же можно отметить, что во всех трех группах больше испытуемых с высоким и средним уровнем осознанности родительства. Таким образом, уже на данном этапе, мы можем предположить, что больших различий между тремя группами испытуемых нет. Для того, чтобы проверить эти результаты, мы использовали такой статистический метод как критерий Стьюдента (данные представлены в Приложении 3).
Сначала мы сравнили первую (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и вторую (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) группы испытуемых (таблица 2).
Результат: tЭмп = 1.5
Полученное эмпирическое значение t(1.5) находится в зоне незначимости.
Таким образом, мы можем говорить о том, что существенной разницы между осознанием родительства у отцов, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, и отцов, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет не наблюдается.
Далее, используя критерий Стьюдента, мы сравнили вторую (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) и третью (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет) группы испытуемых. И получили следующий результат: tЭмп = 0.5 (Таблица 3).
Полученное эмпирическое значение t(0.5) находится в зоне незначимости.
Исходя из этого, можем сделать вывод, что осознание родительства в группе мужчин, имеющих ребенка от трех до семи лет, находится примерно на том же уровне, что и осознание родительства у мужчин, имеющих ребенка от семи до одиннадцати лет.
И на последнем этапе обработки данных по критерию осознания родительства мы сравнили, используя критерий Стьюдента, группу мужчин, имеющих ребенка до трех лет, и группу мужчин, имеющих ребенка от семи до одиннадцати лет. Вот какой результат мы получили: tЭмп = 0.6 (Таблица 4).
Полученное эмпирическое значение t (0.6) находится в зоне незначимости.
Таким образом, мы можем сказать, что существенной разницы между уровнем осознанности родительства у первой и у третей групп не наблюдается.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что уровень осознанности родительства во всех трёх группах примерно одинаков. Следовательно, возраст ребенка никак не влияет на уровень осознания родительства отца.
Так же мы изучали уровень заботы в этих же трех группах. Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999).
При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988).
Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Для диагностики уровня заботы мы воспользовались опросником «Меры заботы». Полученные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5 Результаты опросника «Мера заботы»
Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень |
|||
1 группа |
7ч (46.7%) |
8ч (53.3%) |
|
2 группа |
2ч (13.3%) |
13ч (86.7%) |
0ч (0%) |
3 группа |
2ч (13.3%) |
13ч (86.7%) |
0ч (0%) |
Проанализировав результаты опросника «Мера заботы», мы можем отметить следующее.
Во-первых, ни в одной из групп испытуемых нет мужчин с низким уровнем заботы. Это хороший результат.
Во-вторых, если посмотреть на результаты второй и третьей групп, то можно увидеть, что разницы между ними нет. А вот что касается первой группы, то явно видно, что тут больше мужчин с высоким уровнем заботы.
Таким образом, мы можем предположить, что у мужчин имеющих ребенка в возрасте до трех лет, уровень заботы выше, чем в двух других группах испытуемых.
Полученные данные мы проверили, используя критерий Фишера. Все результаты представили в таблицах, отображенных в Приложении 4.
Итак, статистическая обработка полученных данных была проведена нами в несколько этапов.
Сначала мы сравнили между собой результаты первой группы мужчин и второй группы мужчин. Нами были получены следующие результаты: j*эмп = 2.076 (Таблица 6).
Полученное эмпирическое значение j*эмп = 2.076 находится в зоне неопределенности.
Это значит, что мера заботы у мужчин первой группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и мера заботы второй группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) по встречаемости высокого уровня различаются с вероятностью 95%.
То есть, мы можем сделать вывод, что в первой группе доля испытуемых с высоким уровнем заботы выше, чем во второй группе.
Далее мы сравнили результаты диагностики испытуемых второй группы и испытуемых третьей группы. Результаты, которые мы получили, следующие: j*эмп = 0 (Таблица 7).
Полученное эмпирическое значение j*эмп =0 находится в зоне незначимости.
Таким образом, мы можем утверждать, что существенной разницы между мерой заботы испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, и испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет, по встречаемости высокого уровня, не наблюдается.
После мы сравнили данные опросника испытуемых первой (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и третьей (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет) групп. Вот какие результаты мы получили: j*эмп = 2.076 (Таблица 8).
Полученное эмпирическое значение j*эмп = 2.076 находится в зоне неопределенности.
Это значит, что мера заботы у мужчин первой группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) и мера заботы у мужчин третьей группы (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) по встречаемости высокого уровня различаются с вероятностью 95%. То есть, мы можем сделать вывод, что в первой группе доля испытуемых с высоким уровнем заботы выше, чем во второй группе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что частота встречаемости отцов с высоким уровнем заботы о своих детях в первой группе выше, чем во второй и в третьей группах. Это говорит о том, что количество отцов, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, у которых высокий уровень заботы, гораздо больше, чем отцов, имеющих ребенка в возрасте от трех до одиннадцати лет.
Тогда мы можем предположить, что с взрослением ребенка мера заботы о нем у отцов уменьшается.
Следует отметить, что высокий уровень заботы говорит о том, что такую семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка — главный мотив родительского поведения. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей — значит учить их обходиться без нас».
Средний уровень заботы. Ребенку в такой семье не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку родители уделяют ему достаточное, но не чрезмерное внимание.
Низкий уровень заботы говорит нам о том, что родители явно недооценивают себя как воспитателя, слишком полагаются на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают внимание родителей от ребенка.
Получив такие результаты, мы решили посмотреть, есть ли различия по встречаемости среднего уровня заботы у мужчин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, от трех до семи лет, и от семи до одиннадцати лет.
Сравнив первую и вторую группы по встречаемости среднего уровня заботы, мы получили следующий результат: j*эмп = 2.076 (Таблица 9).
Полученное эмпирическое значение j*эмп = 2.076 находится в зоне неопределенности, что говорит нам о том, что по встречаемости среднего уровня мера заботы первой группы и мера заботы второй группы имеют различия с вероятностью 95%. То есть, мы можем утверждать, что в группе мужчин, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, средний уровень заботы встречается чаще, чем в первой группе (мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет).
Далее мы сравнили вторую и третью группы испытуемых. Мы получили следующий результат: j*эмп = 1.706 (Таблица 10).
Полученное эмпирическое j*эмп = 1.706 значение находится в зоне неопределенности. Это говорит нам о том, что по встречаемости среднего уровня мера заботы второй группы и мера заботы третьей группы имеют различия с вероятностью 95%. То есть, мы можно говорить о том, что в группе мужчин, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, средний уровень заботы встречается чаще, чем в третьей группе (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет).
И последним шагом нашей работы было то, что мы сравнили данные методики первой и третьей групп испытуемых. У нас получился следующий результат: j*эмп = 0.37 (Таблица 11).
Полученное эмпирическое значение j*эмп = 0.37 находится в зоне незначимости. отцовство развитие ребенок патернальный
Это значит, что различий по встречаемости среднего уровня заботы у испытуемых из первой и третьей групп нет. Таким образом, мы можем сделать вывод, что частота встречаемости отцов со средним уровнем заботы о своих детях во второй группе выше, чем в первой и в третьей группах. То есть количество отцов, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, у которых средний уровень заботы, гораздо больше, чем отцов, имеющих ребенка в возрасте до трех лет и от семи до одиннадцати лет.
Учитывая тот факт, что низкий уровень заботы не встретился ни в одной из групп, можно предположить, что пока ребенок находится в возрасте до трех лет, у большинства отцов присутствует чрезмерная забота и опека. Но с взрослением ребенка она приходит в норму.
Итак, мы исследовали два компонента родительства в трех группах испытуемых.
Первая группа — мужчины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;
Вторая группа — мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет;
Третья группа — мужчины, имеющие ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет.
Для диагностики уровня заботы мы использовали опросник «Мера заботы». Для диагностики осознанности родительства мы взяли опросник «Сознательное родительство» Р.В.Овчаровой.
Мы провели методику «Сознательное родительство» Р.В.Овчаровой и после обработали полученные данные с помощью критерия Стьюдента.
Результаты исследования показали, что различий в осознании родительства между первой, второй и третьей группами испытуемых не наблюдается. То есть, уровень осознанности родительства в каждой из групп высокий, что говорит о том, что уровень осознанности не зависит от возраста ребенка.
Далее мы исследовали меру заботы. Полученные данные мы обработали и сравнили их с помощью критерия Фишера.
Для начала мы сравнили группы по частоте встречаемости высокого уровня заботы. Для этого мы поочередно сравнили результаты исследования первой и второй групп, потом второй и третьей групп и далее первой и третьей групп. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что в группе испытуемых с ребенком до трех лет высокий уровень заботы проявляется гораздо чаще, чем во второй и в третьей группах, где дети в возрасте от трех до семи лет и от семи до одиннадцати лет.
Далее мы решили проверить, существует ли разница по частоте встречаемости отцов со средним уровнем заботы во всех трех группах испытуемых. Для этого мы, так же как и ранее, поочередно сравнили результаты исследования первой и второй групп, потом второй и третьей групп и далее первой и третьей групп.
По проведении данной работы мы можем сделать вывод, что частота встречаемости отцов со средним уровнем заботы о своих детях во второй группе выше, чем в первой и в третьей группах. То есть, можно сказать, что количество отцов, у которых есть ребенок в возрасте от трех до семи лет, и у которых средний уровень заботы, гораздо больше, чем отцов, имеющих ребенка в возрасте до трех лет и от семи до одиннадцати лет.
Заключение
Психология отцовства — одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занимает особую нишу.
Целью нашего исследования было — выявить разницу развития у отцов, имеющих разновозрастных детей, таких качеств как забота и осознанность родительства. Для достижения данной цели мы поставили перед собой ряд задач.
Задача №1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отцовства.
Большинство исследований отцовства проводилось и проводится в рамках детской психологии с изучением влияния отца на развитие личности ребенка (Минияров В.М., 2005; Молоховская О.В., 2005).
При этом изучается специфика влияния определенного поведения отца, выполняемых им функций и действий, на развитие личности ребенка. Например, по мнению W.L. Doherty (Doherty W.L., 1993), формирующаяся в США основа обсуждения проблемы отцовства отражает потребности ребенка в определенном минимуме предсказуемости, заботы, исходящей от отца и матери, так же как и в экономической безопасности и взаимодействии предпочтительно любящих отношениях между родителями (Hetherington Parke, 1993).
Кроме того, по его мнению, определенные потребности детей изменяются с их развитием, с более высоким уровнем физической заботы родителей, требующейся в период младенчества, тогда как когда дети становятся подростками, от родителей требуется больше умения разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, главное основание исследования и пропаганды ответственного отцовства — потребности детей.
Рассматривая феномен отцовства в рамках истории, в своей диссертации О.Г. Калина отмечает, что во всех рассмотренных ею обществах (первобытном, западном, восточном, латинском, американском и российском) изменение социокультурной ситуации может способствовать трансформации позиции отца в семье — от полного подчинения его воле до игнорирования и пренебрежения им.
Ряд исследователей полагают, что принципиальных различий в родительском уходе за ребенком между мужчиной и женщиной может и не быть, особенно в том, что касается операционально-технической стороны родительского отношения (забота и уход — кормление ребенка, переодевание, укачивание, обучение навыкам).
Тем не менее, отец играет существенную роль в развитии ребенка, равно (но не тождественно) как и любой другой значимый в жизни ребенка близкий взрослый человек. И, скорее всего, невозможно для всех мужчин обозначить какую-то одну, специфичную только для отцовства роль в развитии и воспитании ребенка, принципиально отличную от материнской.
Еще один вывод касается того, что индивидуальные свойства отцов, такие, как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональности и др., влияют на развитие ребенка в меньшей степени, чем характер взаимоотношений между ними и их детьми. Хотя следует признать, что сам характер взаимоотношений, которые строит отец со своим ребенком, зависит от индивидуальных особенностей личности мужчины.
Задача №2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей становления и изменения у отцов таких качеств как забота и осознанность родительства.
Мы исследовали меру заботы отцов по отношению к своим детям и осознание родительства. Для этого мы использовали две методики: опросник «Мера заботы» и опросник «Сознательное родительство» Р.В. Овчаровой.
Так же для обработки данных мы использовали такие статистические методы как критерий Фишера и критерий Стьюдента.
Задача №3. Исследовать особенности развития заботы и осознанности родительства у отцов разновозрастных детей.
В ходе исследования таких компонентов отцовства как осознание родительства и мера заботы, мы выявили следующие особенности:
. По результатам исследования осознания родительства в трех группах испытуемых мы пришли к следующему выводу: по уровню осознания родительства во всех трех группах различий не обнаружено. Таким образом, мы можем говорить о том, что уровень осознания родительства не зависит от возраста ребенка.
. Также мы изучили меру заботы в этих же трех группах испытуемых. Для начала мы сравнили по результаты по частоте встречаемости высокого уровня заботы. Мы получили следующие данные: в первой группе (отцы, имеющие ребенка в возрасте до трех лет) отцы с высоким уровнем заботы встречаются чаще, чем во второй и третьей группах. Существенной разницы между мерой заботы испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от трех до семи лет, и испытуемых, имеющих ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет (по встречаемости высокого уровня) не наблюдается.
. И последним этапом нашей работы было то, что мы сравнили результаты опросника «Мера заботы» по частоте встречаемости среднего уровня заботы у испытуемых трех групп. На данном этапе работы мы можем сделать вывод, что во второй группе испытуемых (мужчины, имеющие ребенка в возрасте от трех до семи лет) частота встречаемости отцов со средним уровнем заботы выше, чем и в первой и в третьей группах испытуемых. В первой и третьей группах по частоте встречаемости среднего уровня заботы, различий не обнаружено.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашей работы достигнута.
Гипотеза данного исследования состоит в следующем: с развитием и взрослением ребенка уровень осознанности родительства, равно как и уровень заботы у отцов стабильно увеличивается.
По результатам исследования наша гипотеза не подтвердилась.
Список литературы
1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. — М.: Профиздат, 1989. — С. 26-42. (1)
. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44-55. (5)
. Варга А. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
. Захарова Ю.С. Психологическая готовность к родительству в период ранней взрослости, -М. 2003.
. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002.
. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло- ролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
7. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1.
8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004.
. Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности. 2006. № 237-238.
10. Овчарова Р. В. Психология родительства. — М; “Академия”, 2005
. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003.
. Павлов И.В. Журнал « Перинатальная психология и психология родительства» 2008 г. № 4.
13. Соломатина Е.В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы . -М., 2010.
. Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.
15. http//www.azps.ru
16. http//www.hpsy.ru
17. http//www/psichol-ok.ru