Особенности формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание.

Введение 3

Глава 1. Литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 5

1.1. Роль математических знаний в жизни человека. 5

1.2. Трудности формирования математических знаний у детей в норме и при патологии. 22

Глава 2. Состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида. 31

2.1.Цель, задачи, содержание и организация эксперимента. 31

2.2.Место проведения эксперимента и характеристика детей, в нём участвовавших. 44

2.3. Результаты первичного обследования детей. 45

Глава 3. Методика формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта. 47

3.1. Система работы по формированию математических знаний у детей с нарушением интеллекта. 47

3.2. Обследование результатов работы после проведения обучения. 65

Заключение: 67

Литература 68

Введение

Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:

1. Значимостью процесса формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта для всей их дальнейшей жизнедеятельности.

2. Недостаточным рассмотрением вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в современной психолого – педагогической литературе.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи данной дипломной работы:

1. Произвести литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

2. Рассмотреть состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида.

3. Провести методику формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта.

Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и в проведении практического исследования, направленного на изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.

11 стр., 5492 слов

Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта

... нарушениями интеллекта игре отводится особое место [6]. Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний, ... Целью исследования является: изучить особенности использования дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта. Цель исследования достигается решением следующих задач: - определить понятия, ...

Предмет данного дипломного исследования: изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.

Объектом данного дипломного исследования выступают 40 учащихся первого класса СКОШИ №6.

Гипотеза исследования: при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка продуктивность счёта варьирует в значительном диапазоне по сравнению с моментом до её использования.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данной дипломной работы в практической деятельности педагога с детьми, имеющими отставание интеллектуального развития.

Структура: данная дипломная работа содержит введение, три взаимосвязанные главы, заключение и список литературы.

Во введении необходимо отметить, что в настоящее время ряд рекомендаций авторов методов изучения чисел и изучения действий, естественно-наглядного и лабораторного методов изучения чисел в современной интерпретации успешно используется в специальной школе VIII вида. Так, в теории и практике обучения числам прочно заняли свои места принципы наглядности, доступности и практической направленности обучения, концентрического расположения учебного материала. Доказана эффективность индуктивного метода формирования понятия числа на основе практических действий с предметными группами и измерения величин, словесного метода ознакомления с новыми знаниями — метода беседы. При этом наряду с другими наглядными пособиями применяются и числовые фигуры, с помощью которых у ребенка с нарушениями интеллекта формируется образ числа, он изучает образование чисел, обозначение их цифрами, счет в пределах этого числа, соотношение между количеством, числом и цифрой. Внедрение новых методов в изучение математики и формирование временных понятий крайне значимо для всей дальнейшей жизнедеятельности воспитанника специальной школы VIII вида. Итак, перейдём к рассмотрению тематики данной дипломной работы…

Литература

1. Абрамова О. Г. Решение уравнений I класс. Начальная школа 1989 №9. Аммосова Н. В. Математические олимпиады школьников. Начальная школа 1995 №5.

2. Антропов А. П. Математика во школе восьмого вида. — СПб., 1992.

3. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. М., 1984.

4. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М. А. Байтовой. — М., 1994.

5. Баранова И. В., Борчугова З.Г. Методические рекомендации по курсу математики 4 класса.— М., 1996.

6. Богановская Н.Д. Формирование количественных представлений у уча-щихся младших классов школы восьмого вида. — Свердловск, 1998.

7. Венгер А. А., Тарунтаева Т. В. О развитии элементарных мате-матических представлений у детей в дошкольном возрасте // Интеллектуальное воспитание дошкольника.— М., 1998.

19 стр., 9068 слов

Анализ ошибок заочной математической школы

... ошибки двух видов: 1) существуют объекты, которые не были рассмотрены: (неполный перебор). Задача А1: В математическом кружке ... темпы развития мышления, да и материал усваивается прочнее); обучение общим теоретическим принципам, а не работе с ... примере заданий курса 8 класса Всероссийской заочной многопредметной школы, занимающейся дополнительным образованием одаренных школьников, и составляет ...

8. Виленкин Н. Я. Математика 4 – 5 классы. Теоретические основы. М., 1974.

9. Виленкин Н. Я., Пышкало А. М. и др. Математика.— М., 1997.

10. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике Математика Начальная школа 1997 №9.

11. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова. — М., 1995.

12. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. К вопросу формирования начальных математических понятий // Доклады. — М., 1999. — № 3.

13. Глейзер Г. И. История математики в средней школе М., 1970.

14. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. М., 1995.

15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 1998.

16. Депман И. Я. За страницами учебника математики. М., 1989.

17. Ивашова О. А Изменение результатов арифметических действий при изменении их компонентов М., 2000 №3

18. Ивашова О. А. Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их предупреждения. М., 1988 №4

19. Исенбаева Р. А. Особенности решения математических задач учащи-мися младших классов вспомогательное школы // Дефектология.— 1992.— № 6.

20. Истомина Н. Б. Методика работы над уравнением I класс М., 1983 №9

21. Истомина Н. Б. Методика преподавания математики в начальных классах: Вопросы частной методики.—М., 1996.

22. Калужнин Л. А. Элементы теории множеств и математической логики М., 1978.

23. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики. Начальная школа 1995 №12

24. Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика обучения арифметике в школе восьмого вида. — М.,1999.

25. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Решение арифметических задач в школе восьмого вида.— М., 1998.

26. Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики М., 1951.

27. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Проблемы развития психики. — М., 1997.

28. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.— М., 1994.

29. Матасов Ю. Т. Особенности восприятия и понимания основ наглядной геометрии учениками младших классов школы восьмого вида // Дефектология.— 1992.— № 5.

30. Мельникова Т. С. Порядок действий. Начальная школа 1990 №1

31. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. — М., 1995.

32. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду.—М., 1995.

33. Методика начального обучения математике / Под ред. Л.Н.Скаткина. -М, 1997.

34. Моро М. И. Математика в 1 – 3 классах Издательство М., 1971.

35. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в I-III классах. -М., 1998.

36. Непомнящая Н.И. Исследования первоначального счета при диагности-ке олигофрении // Известия АПН РСФСР.— 1991.

37. Никольская И. Л. Учимся рассуждать и доказывать М., 1989.

38. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов.— М., 1994.

6 стр., 2853 слов

Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического ...

... на основе учебных планов общеобразовательной школы, коррекционно - развивающей школы VII вида и специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составление календарно-тематического планирования в ... и «нормой» Рекомендуется использовать программу общеобразовательной школы и программу коррекционно - развивающей школы VII вида. Учителю целесообразно составить сводный календарно-тематический план ...

39. Обучение математике // Обучение учащихся I—IV классов школы восьмого вида (Русский язык, математика) / Под ред. В. Г. Петровой.— М., 1997.

40. Панутина Г. В. Некоторые особенности первоначального обучения арифметике учащихся школы восьмого вида // Известия АПН РСФСР.— 1991.— Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во школе восьмого вида.— М., 1996.

41. Перова М.Н. Методика преподавания математики во школе восьмого вида. — М., 1999.

42. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс Издательство. М., 1996.

43. Пиаже Ж.. Шеминьская А. Генезис числа у ребенка // Избранные психологические труды. — М., 1994.

44. Программы специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение интеллектуально отсталых детей дошкольного возраста.—М., 1998.

45. Программы школы восьмого вида. — М., 1997.

46. Программы школы восьмого вида.— М., 1996.

47. Прохоров А. М. Большая советская энциклопедия. М., 1971.

48. Пышкало А. М. Теоретические основы начального курса математики М., 1974.

49. Розанова Т. В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики // Дефектология.— 1995.— № 3.

50. Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика. М., 1985.

51. Стоилова Л. П. Основы начального курса математики М., 1988.

52. Столяр А. А., Лемьчук М. П. Математика.— М., 1995.

53. Тишин П. Г., Изучение сложения и вычитания обыкновенных дробей в школе восьмого вида // Дефектология.— 1998.—№ 1.

54. Филякина Л. Живые уравнения Начальная школа 1999 №26

55. Финкельштейн И. И. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов // Известия АПН РФ.— 1996.— Вып. 114.

56. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе.— М., 1993.

57. Чимова А. И. Поиск и творчество Начальная школа 1988 №5.

58. Шарапова М. Ю. Работаем по-новому Начальная школа 1995 №7.

59. Эк В. В., Перова М. Н. Обучение наглядной геометрии в школе восьмого вида.— М., 1993.

60. Яковлев И.А. Мир науки. М., 2001.