Аннотация
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования в психологической помощи
1.1. Понятие «психологическая помощь» в современной психологии
1.2. Характеристика и основные особенности метода нарративного конструирования
Глава 2. Эмпирическое изучение метода нарративного конструирования в психологической помощи
2.1. Постановка проблемы и описание программы исследования
2.2. Метод и материалы исследования
2.3. Результаты исследования
2.4. Анализ результатов исследования
Заключение
Выводы
Список литературы
Приложения
Аннотация
Тема данной работы была посвящена актуальной и все еще мало изученной проблеме исследования метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Структура дипломной работы включают в себя введение, в котором описывается актуальность работы, ее цели задачи, объект, предмет и гипотеза.
Цель исследования — изучение эффективности применения метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Объект исследования – особенности изменений личности клиента при использовании метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Предмет исследования – динамика изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации клиентом при использовании в психологической помощи метода нарративного конструирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования психологической помощи.
2. Изучить особенности психологического состояния клиента перед началом процесса оказания ему психологической помощи.
3. Проанализировать динамику изменений личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации в процессе оказания психологической помощи с помощью метода нарративного конструирования.
Первая глава исследования посвящена исследованию теоретических аспектов изучения метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... мозга в целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологи-ческой диагностики и нейропсихологической коррекции. К исследованию особенностей психического развития у детей с ... выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и ...
В данной части работы мы рассмотрели понятие «психологическая помощь» в современной психологии, а также проанализировали основные характеристики и особенности метода нарративного конструирования.
Во второй части исследования нами были проанализированы эмпирические данные изучения метода нарративного конструирования в психологической помощи.
В этой части исследования нами была проведена простановка проблемы и описана программа исследования, рассмотрены методы и материалы исследования, описаны и проанализированы результаты исследования.
Основными методами исследования явились: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Итогом второй части исследование стало подтверждение нашей гипотезы о том, что использование метода нарративного конструирования в психологической помощи влияет на динамику изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации (тревожности, одиночества, депрессивности, нервно-психического напряжения, состояния стресса).
Также работа состоит из заключения, списка литературы, содержащего 60 источников, и приложений.
Введение
Несмотря на то, что нарративный подход возник в психологической практике сравнительно не давно (в 70-80-х гг. прошлого века), он признается как один из наиболее эффективных методов работы с различными, в том числе и социально незащищенными категориями населения. Нарративный подход изначально апробировался и развивался в рамках решения проблем, связанных с нарушением социальной адаптации людей и сообществ (правонарушения, пограничные личностные расстройства, прогулы образовательных учреждений, безработица и т.д.).
Этот подход наиболее актуален в работе с сиротами, несовершеннолетними и семьями «группы риска», которым требуется оперативное оказание помощи, с одной стороны, а с другой стороны они зачастую слабо мотивированны на сотрудничество, длительную работу с психологом и социальной службой в целом. Данная категория населения имеет достаточно продолжительный негативный опыт ощущения собственной некомпетентности и неспособности решения возникающих жизненных трудностей, а также опыт давления и непринятия со стороны социального окружения. Отличительными особенностями нарративного подхода являются: направленность на поиск путей преодоления трудной жизненной ситуации, краткосрочность, позиция сотрудничества с клиентами, включение в систему оказания помощи не только членов семьи, но и более широкого круга людей.
В настоящее время нарративный подход широко применяется во многих научных направлениях. Однако наиболее значимое влияние это применение ощущается в процессе работы с клиентом в психологической практике. Нарративный подход позволяет гораздо шире рассматривать психологический, социальный, духовный контекст, в котором возникают проблемы и трудности у человека, которые и заставляют его обращаться за профессиональной помощью психолога. Данная особенность предопределяет социальную значимость нашего исследования.
В настоящее время описанию метода нарративного конструирования, как одного из видов психологической помощи, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов (Дж.С. Говард, Е.С. Жорняк, Е.С. Калмыкова, Д. Комбс, М.Ш. Магомед-Эминов, И.Г. Малкина-Пых, Э. Мергенталер, Э. Морган, Н.В. Савельева, М. Уайт, Дж. Фридман, Д. Эпстон и др.).
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных ... (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а ...
В работах этих и других авторов подробно рассматривается теоретическая база подхода, методологические приемы, техники и упражнения, применяемые нарративными практиками в процессе работы с клиентами, описываются случаи из нарративной практики. Однако, несмотря на то, что применение метода нарративного конструирования в психологической помощи получает все большее распространение, какого-либо научного изучения проблемы эффективности нарративого подхода в психологической помощи на сегодняшний день не существует. Этот аспект и составляет научную значимость нашей работы.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования теоретических и практических данных исследования в работе нарративных практиков, а также других специалистов, использующих техники нарративного подхода в своей работе.
Проблема исследования – эффективность метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Цель исследования — изучение эффективности применения метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Объект исследования – особенности изменений личности клиента при использовании метода нарративного конструирования в психологической помощи.
Предмет исследования – динамика изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации клиентом при использовании в психологической помощи метода нарративного конструирования.
Гипотеза исследования — использование метода нарративного конструирования в психологической помощи влияет на динамику изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации (тревожности, одиночества, депрессивности, нервно-психического напряжения, состояния стресса).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования психологической помощи.
2. Изучить особенности психологического состояния клиента перед началом процесса оказания ему психологической помощи.
3. Проанализировать динамику изменений личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации в процессе оказания психологической помощи с помощью метода нарративного конструирования.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней описаны основные особенности использования метода нарративного конструирования в психологической помощи, а также изучена эффективность использования данного метода при изменении личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации.
Практическая значимость. В работе проведено исследование динамики изменений личностных характеристик индивида, в ходе оказания ему психологической помощи методом нарративного конструирования.
Научная новизна работы объясняется тем, что до сегодняшнего времени в научной литературе еще не были описаны психодиагностические исследования, доказывающие эффективность использования метода нарративного конструирования в психологической помощи……
Литература
1. Александрова А.Л. Нарративная терапия: социально-педагогический аспект.// Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник научных статей / Под ред. М.Д. Горячева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 112 с., с.3-12.
Сущность психоаналитической психотерапии и ее методы.Ближайшие ...
... проблеме исследования. 1. Сущность психоаналитической психотерапии и ее методы Психоанализ как метод психотерапии заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке ...
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
3. Афанасьева Н. В. Комплексное сопровождение детей в учреждениях образования // Управление образованием. – 2006, № 11. — С. 28 – 36.
4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К., 1997.
5. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход).
– Киев, 1991.
6. Брокмайер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. — №3.
7. Будинайте Г.Л. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: свобода выбора. // МПЖ 2001г. № 3
8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.
9. Васильева О.С., Филатов С.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
10. Вацлавик, П. Конструктивизм и психотерапия. // Вопросы психологии, 2001 г. № 5.
11. Гирц К. Интерпретация культур. – М.: изд-во РОССПЭН, 2005.
12. Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. — №12.
13. Жорняк Е.С., Савельева Н.В. Нарративная психотерапия// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. — №4.
14. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. – 1993-4. – № 3-4 – С. 34-43.
15. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М.: Интрада, – 1998. – 256 с.
16. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, – 1996. – 215 с.
17. Калина Н. Основы психотерапии. – М., 1997.
18. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. Киев, 1999.
19. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 1, теоретическая).
// Психологический журнал. 1998, №5.
20. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 2, практические исследования).
// Психологический журнал. 1998, №6.
21. Калмыкова Е.С., Чеснова И.Г. Анализ нарративов пациента: CCRT и дискурс-анализ. // Московский психотерапевтический журнал. 1996, №2.
22. Калмыкова Е.С. Об одном методе анализа индивидуального сознания // Психол. журн. 1994. Т. 15. №3. С. 28-41.
23. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002.
24. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.
25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
26. Магомед-Эминов, М.Ш. Позитивная психология. Т. 1 / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2007. – 560 с.
27. Магомед-Эминов, М.Ш. Позитивная психология. Т. 2 / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2007. – 624 с.
Презентация на тему: Семейная психология
... как ее в настоящее время не хватает. Классик семейной психотерапии Карл Виттер: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже ... партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса. Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг ... 6) Озабоченность. В общении между супругами, в укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует состояние озабоченности, напряженности, это ...
28. Магомед-Эминов, М.Ш. Внутренняя работа: конструирование временной формы / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. – 218 с.
29. Магомед-Эминов, М.Ш. Интенсификация клиент-центрированной психотерапии / М.Ш. Магомед-Эминов // Материалы 6 Межд. симпозиума по психотерапии. — София, 1988. С. 115-117.
30. Магомед-Эминов, М.Ш. Психологически-ориентированная психотерапия /М.Ш. Магомед-Эминов // Материалы 1-ой региональной школы-семинара. — Вологда, 1989. – С. 36-48.
31. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Эксмо, 2008. – 992 с.
32. Манухина Н.М. Нарративный подход в работе с пожилыми людьми/
33. Мергенталер Э. Паттерны изменений в психотерапевтическом процессе // Иностранная психология.1997.№ 9. С. 46-58.
34. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 1998.
35. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции/ Под ред. В.А. Горяниной. — М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 4—12.
36. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.
37. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия. – СПб: Питер, 1996.
38. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы. – М.: Эксмо, 2004.
39. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
40. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог, 2005, № 9. — С. 2 – 16.
41. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. — М., 1994
42. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004.- 288 с.
43. Практикум по психологии состояний/ Под ред. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – 480 с.
44. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 1998.
45. Райгородский Д.Я.Практическая психодиагностика. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.
46. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. — М., 1993.
47. Савельева Н.В. Нарративная метафора/ Постнеклассическая психология. – 2004. — №1.
48. Сыров В.Н. Нарративное производство и современное социальное познание. // Социальное знание в поисках идентичности. Томск, 1999.
49. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.
50. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Материалы курса. Уральский государственный университет, 2002.
51. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. // Публикация в интернете (narrative.narod.ru).
52. Усманова А. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования другого в дискурсе. // Публикация в интернете (lacan.narod.ru/ind_lak/oni_4.htm).
53. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. — М., 2001.
54. Хелл Д. Ландшафт депрессии. – М.: Алетейа, 1999. – 280 с.
УМКД Семейная психология
... ярко проявляющие при совместной семейной психотерапии. Принципы, основные цели совместной семейной психотерапии. Формы проведения. Особенности и характеристика стадий совместной психотерапии семьи: знакомство, центрация ... об основных направлениях психологической помощи семье; - дать знания о психологии семейных отношений и формировании личности ребенка в семье; - предоставить возможность ...
55. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
56. Черников А.В. Системная семейная психотерапия. Интегративная модель диагностики. – М.: Класс, 2001.
57. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология семьи и семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 1999.
58. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М., 1999.
59. Яничева Т. Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки. //Журн. практ. Психолога, 1999, №3. — С. 101-119.
60. Ярошевский М. Г. История психологии, М.: Мысль, 2005. — 575 с.