Метод нарративного конструирования в психологической помощи

Аннотация

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования в психологической помощи

1.1. Понятие «психологическая помощь» в современной психологии

1.2. Характеристика и основные особенности метода нарративного конструирования

Глава 2. Эмпирическое изучение метода нарративного конструирования в психологической помощи

2.1. Постановка проблемы и описание программы исследования

2.2. Метод и материалы исследования

2.3. Результаты исследования

2.4. Анализ результатов исследования

Заключение

Выводы

Список литературы

Приложения

Аннотация

Тема данной работы была посвящена актуальной и все еще мало изученной проблеме исследования метода нарративного конструирования в психологической помощи.

Структура дипломной работы включают в себя введение, в котором описывается актуальность работы, ее цели задачи, объект, предмет и гипотеза.

Цель исследования — изучение эффективности применения метода нарративного конструирования в психологической помощи.

Объект исследования – особенности изменений личности клиента при использовании метода нарративного конструирования в психологической помощи.

Предмет исследования – динамика изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации клиентом при использовании в психологической помощи метода нарративного конструирования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования психологической помощи.

2. Изучить особенности психологического состояния клиента перед началом процесса оказания ему психологической помощи.

3. Проанализировать динамику изменений личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации в процессе оказания психологической помощи с помощью метода нарративного конструирования.

Первая глава исследования посвящена исследованию теоретических аспектов изучения метода нарративного конструирования в психологической помощи.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... мозга в целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологи-ческой диагностики и нейропсихологической коррекции. К исследованию особенностей психического развития у детей с ... выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и ...

В данной части работы мы рассмотрели понятие «психологическая помощь» в современной психологии, а также проанализировали основные характеристики и особенности метода нарративного конструирования.

Во второй части исследования нами были проанализированы эмпирические данные изучения метода нарративного конструирования в психологической помощи.

В этой части исследования нами была проведена простановка проблемы и описана программа исследования, рассмотрены методы и материалы исследования, описаны и проанализированы результаты исследования.

Основными методами исследования явились: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Итогом второй части исследование стало подтверждение нашей гипотезы о том, что использование метода нарративного конструирования в психологической помощи влияет на динамику изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации (тревожности, одиночества, депрессивности, нервно-психического напряжения, состояния стресса).

Также работа состоит из заключения, списка литературы, содержащего 60 источников, и приложений.

Введение

Несмотря на то, что нарративный подход возник в психологической практике сравнительно не давно (в 70-80-х гг. прошлого века), он признается как один из наиболее эффективных методов работы с различными, в том числе и социально незащищенными категориями населения. Нарративный подход изначально апробировался и развивался в рамках решения проблем, связанных с нарушением социальной адаптации людей и сообществ (правонарушения, пограничные личностные расстройства, прогулы образовательных учреждений, безработица и т.д.).

Этот подход наиболее актуален в работе с сиротами, несовершеннолетними и семьями «группы риска», которым требуется оперативное оказание помощи, с одной стороны, а с другой стороны они зачастую слабо мотивированны на сотрудничество, длительную работу с психологом и социальной службой в целом. Данная категория населения имеет достаточно продолжительный негативный опыт ощущения собственной некомпетентности и неспособности решения возникающих жизненных трудностей, а также опыт давления и непринятия со стороны социального окружения. Отличительными особенностями нарративного подхода являются: направленность на поиск путей преодоления трудной жизненной ситуации, краткосрочность, позиция сотрудничества с клиентами, включение в систему оказания помощи не только членов семьи, но и более широкого круга людей.

В настоящее время нарративный подход широко применяется во многих научных направлениях. Однако наиболее значимое влияние это применение ощущается в процессе работы с клиентом в психологической практике. Нарративный подход позволяет гораздо шире рассматривать психологический, социальный, духовный контекст, в котором возникают проблемы и трудности у человека, которые и заставляют его обращаться за профессиональной помощью психолога. Данная особенность предопределяет социальную значимость нашего исследования.

В настоящее время описанию метода нарративного конструирования, как одного из видов психологической помощи, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов (Дж.С. Говард, Е.С. Жорняк, Е.С. Калмыкова, Д. Комбс, М.Ш. Магомед-Эминов, И.Г. Малкина-Пых, Э. Мергенталер, Э. Морган, Н.В. Савельева, М. Уайт, Дж. Фридман, Д. Эпстон и др.).

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных ... (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а ...

В работах этих и других авторов подробно рассматривается теоретическая база подхода, методологические приемы, техники и упражнения, применяемые нарративными практиками в процессе работы с клиентами, описываются случаи из нарративной практики. Однако, несмотря на то, что применение метода нарративного конструирования в психологической помощи получает все большее распространение, какого-либо научного изучения проблемы эффективности нарративого подхода в психологической помощи на сегодняшний день не существует. Этот аспект и составляет научную значимость нашей работы.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования теоретических и практических данных исследования в работе нарративных практиков, а также других специалистов, использующих техники нарративного подхода в своей работе.

Проблема исследования – эффективность метода нарративного конструирования в психологической помощи.

Цель исследования — изучение эффективности применения метода нарративного конструирования в психологической помощи.

Объект исследования – особенности изменений личности клиента при использовании метода нарративного конструирования в психологической помощи.

Предмет исследования – динамика изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации клиентом при использовании в психологической помощи метода нарративного конструирования.

Гипотеза исследования — использование метода нарративного конструирования в психологической помощи влияет на динамику изменений личностных характеристик, связанных с острым переживанием проблемной ситуации (тревожности, одиночества, депрессивности, нервно-психического напряжения, состояния стресса).

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения метода нарративного конструирования психологической помощи.

2. Изучить особенности психологического состояния клиента перед началом процесса оказания ему психологической помощи.

3. Проанализировать динамику изменений личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации в процессе оказания психологической помощи с помощью метода нарративного конструирования.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней описаны основные особенности использования метода нарративного конструирования в психологической помощи, а также изучена эффективность использования данного метода при изменении личностных характеристик клиентов, связанных с острым переживанием проблемной ситуации.

Практическая значимость. В работе проведено исследование динамики изменений личностных характеристик индивида, в ходе оказания ему психологической помощи методом нарративного конструирования.

Научная новизна работы объясняется тем, что до сегодняшнего времени в научной литературе еще не были описаны психодиагностические исследования, доказывающие эффективность использования метода нарративного конструирования в психологической помощи……

Литература

1. Александрова А.Л. Нарративная терапия: социально-педагогический аспект.// Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник научных статей / Под ред. М.Д. Горячева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 112 с., с.3-12.

2 стр., 962 слов

Сущность психоаналитической психотерапии и ее методы.Ближайшие ...

... проблеме исследования. 1. Сущность психоаналитической психотерапии и ее методы Психоанализ как метод психотерапии заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке ...

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.

3. Афанасьева Н. В. Комплексное сопровождение детей в учреждениях образования // Управление образованием. – 2006, № 11. — С. 28 – 36.

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К., 1997.

5. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход).

– Киев, 1991.

6. Брокмайер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. — №3.

7. Будинайте Г.Л. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: свобода выбора. // МПЖ 2001г. № 3

8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.

9. Васильева О.С., Филатов С.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

10. Вацлавик, П. Конструктивизм и психотерапия. // Вопросы психологии, 2001 г. № 5.

11. Гирц К. Интерпретация культур. – М.: изд-во РОССПЭН, 2005.

12. Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. — №12.

13. Жорняк Е.С., Савельева Н.В. Нарративная психотерапия// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. — №4.

14. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. – 1993-4. – № 3-4 – С. 34-43.

15. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М.: Интрада, – 1998. – 256 с.

16. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, – 1996. – 215 с.

17. Калина Н. Основы психотерапии. – М., 1997.

18. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. Киев, 1999.

19. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 1, теоретическая).

// Психологический журнал. 1998, №5.

20. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 2, практические исследования).

// Психологический журнал. 1998, №6.

21. Калмыкова Е.С., Чеснова И.Г. Анализ нарративов пациента: CCRT и дискурс-анализ. // Московский психотерапевтический журнал. 1996, №2.

22. Калмыкова Е.С. Об одном методе анализа индивидуального сознания // Психол. журн. 1994. Т. 15. №3. С. 28-41.

23. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002.

24. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.

25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

26. Магомед-Эминов, М.Ш. Позитивная психология. Т. 1 / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2007. – 560 с.

27. Магомед-Эминов, М.Ш. Позитивная психология. Т. 2 / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2007. – 624 с.

3 стр., 1416 слов

Презентация на тему: Семейная психология

... как ее в настоящее время не хватает. Классик семейной психотерапии Карл Виттер: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже ... партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса. Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг ... 6) Озабоченность. В общении между супругами, в укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует состояние озабоченности, напряженности, это ...

28. Магомед-Эминов, М.Ш. Внутренняя работа: конструирование временной формы / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. – 218 с.

29. Магомед-Эминов, М.Ш. Интенсификация клиент-центрированной психотерапии / М.Ш. Магомед-Эминов // Материалы 6 Межд. симпозиума по психотерапии. — София, 1988. С. 115-117.

30. Магомед-Эминов, М.Ш. Психологически-ориентированная психотерапия /М.Ш. Магомед-Эминов // Материалы 1-ой региональной школы-семинара. — Вологда, 1989. – С. 36-48.

31. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Эксмо, 2008. – 992 с.

32. Манухина Н.М. Нарративный подход в работе с пожилыми людьми/

33. Мергенталер Э. Паттерны изменений в психотерапевтическом процессе // Иностранная психология.1997.№ 9. С. 46-58.

34. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 1998.

35. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции/ Под ред. В.А. Горяниной. — М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 4—12.

36. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.

37. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия. – СПб: Питер, 1996.

38. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы. – М.: Эксмо, 2004.

39. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

40. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог, 2005, № 9. — С. 2 – 16.

41. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. — М., 1994

42. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004.- 288 с.

43. Практикум по психологии состояний/ Под ред. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – 480 с.

44. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 1998.

45. Райгородский Д.Я.Практическая психодиагностика. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.

46. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. — М., 1993.

47. Савельева Н.В. Нарративная метафора/ Постнеклассическая психология. – 2004. — №1.

48. Сыров В.Н. Нарративное производство и современное социальное познание. // Социальное знание в поисках идентичности. Томск, 1999.

49. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.

50. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Материалы курса. Уральский государственный университет, 2002.

51. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. // Публикация в интернете (narrative.narod.ru).

52. Усманова А. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования другого в дискурсе. // Публикация в интернете (lacan.narod.ru/ind_lak/oni_4.htm).

53. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. — М., 2001.

54. Хелл Д. Ландшафт депрессии. – М.: Алетейа, 1999. – 280 с.

8 стр., 3858 слов

УМКД Семейная психология

... ярко проявляющие при совместной семейной психотерапии. Принципы, основные цели совместной семейной психотерапии. Формы проведения. Особенности и характеристика стадий совместной психотерапии семьи: знакомство, центрация ... об основных направлениях психологической помощи семье; - дать знания о психологии семейных отношений и формировании личности ребенка в семье; - предоставить возможность ...

55. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.

56. Черников А.В. Системная семейная психотерапия. Интегративная модель диагностики. – М.: Класс, 2001.

57. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология семьи и семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 1999.

58. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М., 1999.

59. Яничева Т. Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки. //Журн. практ. Психолога, 1999, №3. — С. 101-119.

60. Ярошевский М. Г. История психологии, М.: Мысль, 2005. — 575 с.