Квалификационные требования, предъявляемые к педагогу-психологу в системе образования

 

К человеку, претендующему на должность практического психолога в системе образования, предъявляются определенные квалификационные требования. Основное из них состоит в том, что такой человек должен иметь диплом о высшем психологическом образовании. Такой диплом выдается или лицам, окончившим полный курс обучения в университете по специальности «Психология», или тем, кто прошел обучение на спецфакультетах по специальности «Практический психолог». Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии, дефектологии, психологического консультирования и ряда других, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми, поэтому на спецфакультеты по переподготовке по специальности «Практический психолог» в основном принимают лиц, уже имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы в школе или в дошкольном учебно-воспитательном учреждении.

Все то, о чем говорилось выше, составляет общие требования, предъявляемые к практическому психологу. Среди множества других требований есть и специальные, относящиеся к практическим психологам, занятым в специфических видах деятельности психологической службы, таких, например, как психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, работа с трудными детьми, отстающими в развитии, отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике. Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими.

7 стр., 3054 слов

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОПСИХОЛОГИЯ специальности «социальная работа»

... Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпуск­ника по специальности «социальная работа» ОДОБРЕНА УМК Протокол №_________от «____»________________2008 г. Председатель УМК Хотемова Л.В. ... или аномалией. Таким людям призваны помочь не только врачи, но и психологи, социологи, педагоги, социальные работники. Исследования в области клинической патопсихологии имеют большое ...

Профессиональная специализация практического психолога в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их. Для этого психолог-консультант должен правильно воспринимать и хорошо понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в психологических воздействиях на людей. Следовательно, при подготовке практических психологов-консультантов особое внимание должно быть обращено на усвоение ими знаний, умений и навыков, касающихся межличностного общения.

Психокоррекция — это особо сложная сфера прикладной работы, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. Поэтому психолог, специализирующийся в этой области, должен хорошо владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного специалиста в этой области требует гораздо боль­ше усилий и времени, чем, например, подготовка психодиагноста или консультанта.

Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь идет о подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными детьми. Если это дети с отклоняющимся пове­дением, то практический психолог, занятый в учреждениях, где они содержатся, должен знать законы и правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное — иметь личную склонность к работе с такими детьми в соответствующих учреждениях. Те же требования предъявляются к практическому психологу, имеющему дело с детьми, отстающими в своем развитии.

Менее строгие, но специфические требования предъявляются к практическим психологам, которым предстоит работа в учреждениях интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: домах ребенка, детских домах, специализированных школах-интернатах. Воспитатели в этих учреждениях должны по возможности заменять детям отсутствующих родителей, и это в первую очередь относится к работающим в таких учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными детьми потребность во внимании к себе со стороны окружающих взрослых людей, в эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в доброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у детей, содер­жащихся в учреждениях интернатного типа, нередко имеются отставания в развитии, как интеллектуальном, так и моральном, а также отклонения в сфере межличностных отношений.

Выполнение психологом профессиональных обязанностей требует адекватного уровня компетентности, которая основывается на сформированности профессионально необходимых знаний и умений, опирается на наличие опыта успешного применения этих знаний и умений в различных проблемных ситуациях профессиональной психологической работы.

Профессионально необходимые для психолога знания и умения включают не только широкий круг теоретических концепций и подходов, профессиональных диагностических средств, психологических техник и методов работы с людьми, но и ориентировку психолога в нормах и предписаниях своей профессиональной деятельности, функциональных обязанностях и правах на рабочем месте.

22 стр., 10618 слов

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста ‘группы ...

... коррекционно-развивающей работы психолога с детьми (формирующий эксперимент) 2.4 Анализ результатов коррекционно-развивающей работы психолога (итогового ... память, внимание, мышление. Становится произвольной организация деятельности. Ребенок учится управлять своим поведением. Бывают ... предметами, которые определены школьной программой, подчиняться требованиям учителя, он должен строго следовать режиму ...

Квалификационные требования в сфере психологических профес­сий разрабатываются на основе научного изучения профессий, системных представлений о профессиональной деятельности человека в целом. Требования к личности психолога отражены в профессиограмме этой профессии. А. К. Маркова определяет профессиограмму как научно обо­снованные нормы и требования профессии к различным видам профес­сиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему соответствовать требованиям профессии, получать не­обходимые для общества результаты и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста.

Среди множества фак­торов, определяющих успешность деятельности психолога, одно из главных мест занимает субъективный образ различных этапов и элементов профес­сионального труда, который должен обладать свойствами адекватнос­ти, полноты, определенной степени сформированности. Профессиограмма позволяет не только выделить профессионально важ­ные качества специалиста той или иной сферы, но и выступает как мо­дель психологической структуры деятельности профессионала, обеспе­чивающая исследование уровня сформированности профессионала, его готовности к конкретной деятельности.

Помимо профессиограммы требования к уровню подготовки выпускника-психолога отражены в Образовательном стандарте (см. Образовательный стандарт. Высшее образование. Вторая ступень. Специальность 1-23 01 04. Психология. Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». ОСРБ 1-23 01 04-2008).

Тарифно-квалификационная характеристика должности педагог-психолог

(Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 N 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией»)

Согласно тарифно-квалификационной характеристике кдолжностным обязанностям психологаотносится:

ü Проведение регулярных массовых обследований с целью контро­ля за ходом психического развития, процессами обучения и вос­питания. Выявление лиц, нуждающихся в психологической помо­щи, осуществление их учета и контроля. Проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций.

ü Ведение просветительской работы среди учеников, родителей, учителей. Участие в семинарах для психологов.

ü Ведение консультационной работы.

ü Планирование и организация профориентационных исследо­ваний и проведение профконсультаций.

ü Забота о психическом здоровье личности, участие в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... и анализируются, почему этот тип деятельности ведущий. -  основные новообразования возраста; это важнейшие качественные преобразования в личности, определяющие её дальнейшее развитие. Все ... и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература…………………………………………………… ...

ü Проведение психопрофилакти­ческой работы, выявление лиц, находящихся в зоне психологичес­кого риска. Оказание помощи семье в налаживании микрокли­мата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемей­ных конфликтов.

ü Проведение психокоррекционной работы с целью устранения выявленных отклонений.

ü Проведение работы по разви­тию способностей детей, формированию психологической культу­ры личности, обучению адекватным отношениям, решению дело­вых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстре­мальных ситуациях.

ü Участие в создании благопри­ятного психологического климата в группах и коллективах.

ü Проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлече­нием дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.

ü Проведение научно-методической работы, включающей формиро­вание банка данных о достижениях научной и практической пси­хологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики. Разработка и апро­бация новых диагностических и коррекционных методик и программ. Участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.

ü Учас­тие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на ра­боту и при аттестации педагогических кадров.

ü Взаимодействие с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации психологов. Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет ре­зультатов работы в соответствии с установленными формами.

Должен знать:

− законодательные акты Республики Бела­русь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка;

− естественнонаучные осно­вы психологии; общую, возрастную, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда;

− методологию и методы психологии, математической обработки данных, эксперименталь­ную психологию;

− общую психодиагностику, общие тестовые ме­тодики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, ди­агностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррек­цию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;

− основы трудового законодательства;

− правила и нормы охраны труда.