Комплексная реабилитация АФК применяемая в коррекции нарушений осанки и плоскостопия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава 1. Обзор литературы по проблеме нарушений осанки и плоскостопия дошкольников с задержкой психического развития и возможности их лечения 9

1.1. Степень нарушения осанки и плоскостопия 9

1.2. Дети с задержкой психического развития как особая категория 20

1.3. Средства адаптивной физической культуры в реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием 26

Заключение по главе. 28

Глава 2. Цель и методы исследования 30

2.1. Цель и задачи исследования 30

2.2. Методы исследования 30

2.3. Организация и проведение экспериментального исследования 34

Глава 3. Результаты исследования 35

3.1. Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников с задержкой психического развития……………………………….……………35

3.2. Разработка и апробация методики коррекции нарушений осанки и плоскостопия 48

3.3. Результаты педагогического эксперимента 51

Заключение по главе 57

Выводы 58

Практические рекомендации 58

Литература 60

Приложение 63

Сокращения, использованные в работе

АФК – адаптивная физическая культура,

ДА – двигательная активность,

И.П. – исходное положение,

ОДА — опорно-двигательный аппарат.

Введение

Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития детей 7-8 лет с задержкой психического развития не теряет своей остроты, поскольку частота данного нарушения неуклонно растет. Так, в России нарушение осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10%.

В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с различными мозговыми дисфункциями – эти отклонения лежат в основе двигательных нарушений, в том числе нарушение осанки.

Двигательная активность детей 6-7- лет с задержкой психического развития выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка, а биологически обусловленная потребность в двигательной активности в ходе процесса социализации превращается в биосоциальную проблему.

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи.

7 стр., 3009 слов

Психология детей с зпр (задержкой психического развития)

... Задержка соматогенного происхождения Причиной являются хронические соматические заболевания. Часто отсутствует в школе и дома. Появляется астения (слабость). Хроническая слабость (астения) тормозит психическое развитие. Часто болеющие дети ... -развивающая работа. Эти Дети с психическим инфантелизмом. Отстает, не хочет, не интересно, но внешне не заметно. 2.3 Задержка психогенного происхождения Тоже ...

В процессе морфологического развития дошкольный период жизни человека лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.

На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, условия, в которых развивается ребенок.

Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.

Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа ни боку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, корзины с продуктами и т.д.).

Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.

Во многом развитие, плоскостопия, нарушения осанки — результат нашей невнимательности к детям тому образу жизни и двигательной активности, которые мы определяем и разрешаем нашим детям.

Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.

Распространенные дефекты осанки у детей дошкольного возраста — выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы).

Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система [3]. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... принятия решений за счет специализации и проф. подготовки работников. Недостатки: нарушение принципа единоначалия, подчиненные получают задания от разных руководителей. Линейно-функциональная ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ...

Всегда есть шанс исправить положение, используя корригирующие приемы и движения, которые следует использовать при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»[8]. Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

В настоящее время известно, что проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и плоскостопия и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка (Андреев Ю. А., Бобырь А.И., Васичкин В. И., Выдрин В.М., Евстафьев Б.В., Евсеев С. П., Никитин В.В., Николайчук Л.В., Николайчук Э.В., Тейлор Дж., Фонарев М.И., Хансен Р. Яковлев Э.) [3,7,13,16,27,36,41и др].

Признавая научную ценность указанных выше работ, в данной работе будет целесообразным изучение возможностей применения средств АФК, массажа, в комплексной реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопия ,имеющих задержку психического развития. Необходимость данного исследования обусловлена, с одной стороны, увеличением больных с данными заболеваниями, нежелание больных проходить реабилитационные программы, а с другой, недостаточная оснащённость реабилитационных отделений, недостаточный профессиональный уровень персонала больниц и реабилитационных центров.

Цель квалификационной работы: подготовить комплексную методику восстановления деформации позвоночника а также сводчатости стопы, основанную на сочетании релаксации мышц с элементами корригирующей гимнастики и массажа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: роль различных комплексов АФК в профилактике нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: предполагается, что наиболее эффективными средствами АФК для профилактики и коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с задержкой психического развития будут: физические упражнения, массаж.

Объект исследования: дети дошкольного возраста с задержкой психического развиия

Предмет исследования: роль различных комплексов АФК в профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

Задачи работы:

1. Изучить особенности нарушения осанки и плоскостопия у детей с помощью различных методов, что позволит прогнозировать условия, способствующие более успешной их реабилитации и положительной динамики состояния здоровья.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

2. Использовать специально разработанной комплекс физических упражнений, массажа, в комплексной реабилитации, что способствует коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав; заключения; списка литературы и приложений.

Глава 1. Обзор литературы по проблеме нарушений осанки и плоскостопия дошкольников с задержкой психического развития и возможности их лечения

1.1. Степень нарушения осанки и плоскостопия

Нарушение осанки проявляется у детей раннего возраста: в ясельном возрасте у 2,1%, в 4 года у 15-17% детей, 6-7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. По данным Д.А. Ивановой, С.Н. Попова (2005) нарушение осанки имеется у 67% школьников.

В настоящее время существует множество различных классификаций нарушения осанки. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Мы приводим лишь наиболее признанные и часто используемые в научных кругах и практическом здравоохранении стран СНГ и за их пределами.

По внешнему проявлению деформаций позвоночника А. А. Путилова и А. Т. Лихварь предлагают различать следующие типы нарушения осанки[31]:

Нарушения осанки во фронтальной плоскости (отклонения оси позвоночника влево или вправо) — сколиоз. Он подразделяется на: С-образный сколиоз — наличие одной волны искривления позвоночника во фронтальной плоскости; S-образный — наличие двух или более противонаправленных изгибов позвоночника во фронтальной плоскости

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости (отклонения оси позвоночника вперед или назад).

Подразделяются на: лордозы — отклонения оси позвоночника в переднем направлении; кифозы — отклонения оси позвоночника в заднем направлении.

Комбинированные нарушения осанки: кифосколиозы — отклонения оси позвоночника в боковом и в заднем направлении одновременно; лордосколиозы — отклонение оси позвоночника в боковом и в переднем направлении одновременно.

При этих двух последних типах нарушения осанки может наблюдаться наличие одного, двух и более изгибов позвоночника

Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении.

Осанка или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мышц, удерживающих его в правильном положении.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника. Различают 4 физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – шейный и поясничный лордозы; два обращены кзади – грудной и пояснично-копчиковый кифозы. Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивается подвижность и устойчивость позвоночника. Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, ... напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, ...

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит так же от угла наклона таза. При его увеличении позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед, одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, компенсаторно сохраняющий вертикальное положение тела. При уменьшении наклона таза соответственно уплощаются физиологические изгибы позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка и определяются характером изменений тонуса его мышц, а их выраженность во многом зависит от угла наклона таза.

С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется.

Факторы, определяющие осанку: форма позвоночника и грудной клетки, положение головы, пояса верхних и нижних конечностей, угол наклона таза. Важную роль играет степень развития мускулатуры, но не столько ее максимальные силовые возможности, сколько равномерность распределения тонуса мышц тела.

Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата ребенка, психики и степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.

В различные возрастные периоды жизни ребенка осанка имеет свои особенности. Под правильной осанкой понимается следующее положение: голова немного наклонена вперед; плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); лопатки слегка выступают; линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; физиологические изгибы позвоночника выражены слабо; угол наклона таза невелик и составляет 22-25 градусов для мальчиков и девочек.

При хорошей осанке у детей мышцы, особенно мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, должны быть умеренно напряжены. При умеренно выраженной кривизне позвоночника голова должна держаться прямо, плечи на одном уровне, слегка развернутыми, грудь слегка выдвинутой вперед, живот умеренно подтянутым, ноги в коленных суставах прямыми.

Организм, и особенно опорно-двигательный аппарат у детей младшего школьного возраста очень быстро развивается. Позвоночный столб вследствие наличия большого количества хрящевой ткани, гибкий, податливый, подвижный.

При нормальном росте и развитии ребенка формируется правильная осанка; под влиянием же отрицательных длительно действующих на рост и развитие факторов постепенно появляются нарушения и дефекты осанки.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, при этом навык правильной осанки утрачивается. Наиболее часто дефекты осанки проявляются в стадии интенсивного роста детей и подростков, в возрастной период от 5 до 14 лет.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Одной из основных причин формирования нарушения осанки является слабое развитие мускулатуры. Ребенок с вялой осанкой часто меняет положение отдельных частей тела и производит впечатление утомленного или заболевшего.

Одним из часто встречающихся дефектов осанки является так называемая «плоская спина». «Плоская спина» встречается как у детей с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, так и растущих быстрее нормы, но с недостаточно развитой мускулатурой туловища.

«Плоская спина» характеризуется уменьшением всех кривизн позвоночника (почти прямой спиной) и угла наклона таза, опущенным вниз и слегка поданными вперед плечами, часто сильно выпяченными, особенно в нижней части, животом. Часто грудная клетка вместе с грудными позвонками несколько смещена вперед. Поэтому, несмотря на фактическое уплощение, она производит впечатление выпяченной. При этом дефекте из-за слабости мышц спины, дети не могут долго удерживать тело в одном положении, быстро устают и постоянно его меняют.

Иногда при уплощении грудного и шейного изгиба позвоночника резко увеличивается поясничная кривизна, которая распространяется вверх, к нижегрудному его отделу. Такое сочетание изгибов позвоночного столба образует нарушение, называемое «плосковогнутой спиной».

«Плосковогнутая спина» характеризуется увеличением углов наклона таза (при уплощении верхних отделов спины) и сильно выдающимися назад ягодицами. У детей дошкольного возраста это нарушение осанки встречается редко.

Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития часто страдают так называемой «сутуловатостью». «Сутуловатость» характеризуется увеличением грудной кривизны позвоночника и сильным свисанием плеч веред.

У детей более старшего возраста «сутуловатость» быстро увеличивается и превращается в дефект, который носит название «тотальнокруглая спина».

Нередко «сутуловатость» у ребенка при наличии главным образом неравномерного развития мышц является преддверием к очень серьезному дефекту осанки – «круглой спины».

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень — характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень — характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

8 стр., 3853 слов

Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения ...

... щадящий режим. Таким образом, мы видим, что в зависимости от раз­ной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что ... явлений действительности, ори­ентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. При нарушении зрения отме­чаются недостатки в формировании двигательных функ­ций: скорости, точности, ...

По этиологии (причине возникновения заболевания) В.Д. Чаклин [40] предложил подразделять искривления позвоночника на:

1. Врожденные (congenita).

(по В.Д.Чаклину они встречаются в 23%)

Возникают они вследствие: клиновидной деформации позвонков, сращения остистых отростков позвонков, односторонней люмбализации или сакрализации позвонков люмбосакрального перехода, нарушения роста позвонков.

2. Нейродиспластические (neurodisplastica).

Возникают они вследствие: миелодисплазии и status disraphycus; сирингомиелии; нейрофиброматоза; миопатии и болезни Фридрейха.

3. Нейрогенные (neurogenetica).

Их причиной могут быть: парезы мышц, возникшие вследствие полиомиелита, энцефалита, ДЦП; повышение тонуса мышц, возникшие вследствие длительного болевого синдрома.

4. Дистрофические и дисгормональные (distrophica et disgormonalis).

Возникают они вследствие: рахита; синдрома Моркио-Брейлсфорда, синдрома Морфана, гомоцистинурии.

5. Идиопатические (idiopathica).

Причина возникновения не ясна.

6. От разных причин (alia causa).

В качестве их причины могут быть: туберкулезное поражение позвонков, опухоли позвонков.

В качестве причины возникновения искривлений позвоночника в сагиттальной плоскости (кифоз и лордоз) В.Д. Чаклин [40] определил следующие заболевания: остеохондропатию позвоночника; (болезнь Шауэрманна-Мау), аномалии развития позвонков; (болезнь Кальве, Клиппеля-Фейля и иные), травмы позвоночника, приводящие к клиновидной деформации тел позвонков, нейрогенные нарушения; (при нейрофиброматозе), рахит; (недостаточность витамина D3), остеохондродистрофию. (болезнь Моркио-Брейлсфорда)

Также В.Д. Чаклин [40] выделяет «привычные», на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение).

Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

По степени выраженности искривления оси позвоночника искривления В.Д. Чаклин [40] предложил подразделять на следующие степени:

0 степень. У этих пациентов деформация позвоночника носит С-образный характер. Искривление осанки — выявленное, а в положении стоя или при кинетических нагрузках — полностью проходит в положении лежа.

1 степень. У этих больных искривление позвоночника носит также С-образный характер, но в положении лежа полностью не проходит, а лишь уменьшается. Угол искривления оси позвоночника на его рентгенограммах, выполненных в положении стоя, не превышает 10 градусов по J.R. Cobb (1948).

Отмечаются торсионные (прокручивание вдоль вертикальной оси) смещения позвонков.

2 степень. У этих пациентов деформация осанки носит С- или S-образный характер. Угол искривления оси позвоночника на рентгенограммах составляет 11–30 градусов. У всех больных отмечаются торсионные смещения позвонков. В большинстве случаев деформации ребер отсутствуют или выражены минимально.

3 степень. У этих больных нарушение осанки носит S-образный характер. Практически у всех пациентов выявляется деформация ребер с образованием горба высотою более 3 см. Разница расположения высоты ребер может быть обусловлена не только их гибусным (горбообразным) искривлением на одной стороне, но и их экскавационной (в виде углубления) деформацией на противоположной. Искривление оси позвоночника на рентгенограммах составляет 31–60 градусов.

14 стр., 6607 слов

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

... клетки, живот втянут. Упругие свойства позвоночника при этом снижены.Он легко повреждается при мезханических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям. Третий тип осанки - круглая спина. Ее основная ...

4 степень. У этих пациентов искривление осанки носит S-образный характер. Гибусная деформация ребер выражена и носит фиксированный характер. Частыми являются экскавационные деформации не только задней, но и передней поверхности грудной клетки. Угол искривления оси позвоночника на его рентгенограммах более 61 градуса.

За рубежом принята аналогичная классификация искривлений позвоночника [38]. Единственное ее отличие в том, что нулевая и первая степень искривления оси позвоночника (10 и менее градусов) отнесены не к сколиозам, а в разряд нарушений осанки (E. G. Dawson, W. Mackenzie 2001; M. Diab, 2001; S. H. Sigurd 2003).

В связи с этим официальные цифры распространенности искривления позвоночника в США несколько ниже за счет того, что легкие его стадии просто не учитываются. Однако, распространенность тяжелых форм искривления позвоночника в этой стране такая же как и в странах СНГ.

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вызвать эти нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту.[14]. Нарушается осанка и при недостаточном освещении, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.

Боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости – это сколиоз. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз [22].

Искривление позвоночника встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников выявлено нарушение статики, требующее лечения. Начальные явления нарушения осанки могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (к 10-ти годам) оно проявляется наиболее выражено [5].

Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, — все это благоприятствует проявлению и прогрессированию искривления позвоночника. Н.А. Шнек отмечает, что широко бытующее мнение даже среди врачей, что причинами искривления позвоночника, сутулости у детей является неправильная осанка во время школьных занятий глубоко ошибочно. [7]

Плоскостопие — уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При э…

**************************************************************