Содержание:
стр.
Введение. Актуальность проблемы……………………………….. 2
I. Понятие о тревожности и агрессии, причины и факторы, способствующие их возникновению
1.1. История учения о тревожности и агрессии…………………………. 5
1.2. Семейные отношения при тревожности и агрессии………………… 13
1.3. Структура семьи при тревожности и агрессии……………………… 19
1.4. Особенности воспитания, как причина формирования тревожных и агрессивных расстройств…………………………………………… 21
1.5. Преморбидные черты характера детей……………………………… 28
1.6. Основные формы тревожности и агрессии, встречающиеся в детстве…………………………………………………………………. 34
II. Использование игротерапии в психокоррекционном процессе
2.1. Основные направления в современной игровой терапии………….. 40
2.2. Организация процесса игровой психотерапии с детьми…………… 48
III. Материалы и методы исследования
3.1. Характеристика материала и основные приемы обследования……. 55
3.2. Результаты исследования…………………………………………….. 58
3.3. Эффективность игротерапии при страхах у детей………………….. 64
3.4. Эффективность игротерапии при агрессии у детей………………… 72
IV. Профилактические меры при тревоге и агрессии в дошкольном возрасте
4.1. Образовательно-информационная работа с воспитателями и родителями…………………………………………………………….. 74
4.2. Особенности психотерапевтической работы при тревожных расстройствах………………………………………………………….. 77
4.3. Особенности психотерапевтической работы при агрессивных расстройствах…………………………………………………………. 83
4.4. Рекомендации родителям по предупреждению тревожности и агрессии у детей………………………………………………………. 92
Заключение…………………………………………………………… 95
Выводы……………………………………………………………….. 98
Список литературы…………………………………………………. 99
Приложение………………………………………………………….. 103
Введение.
Актуальность проблемы.
Данная дипломная работа «Клинико-психологические проявления тревожности и агрессивности в дошкольном возрасте и меры профилактики» актуализирует такую проблему современной психологии как тревожность и агрессивность детей и методы их профилактики.
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего ...
... несамостоятельность, агрессия направленная на других, одиночество, замкнутость, малоактивность, фантазии отходящие от реальности. 2. Основными причинами возникновения тревожности у детей является, ... нередко объединяются в негласный союз; - тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности ...
На современном этапе детский сад и семья стали одними из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Ведь именно в детстве могут формироваться тревожность и агрессивность и в дальнейшем прогрессировать.
В настоящее время увеличивается количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому решение проблемы детской тревожности требует как можно более раннего определения уровня тревожности с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.
В современном обществе наблюдается и рост агрессивного поведения детей. Поэтому важность изучения и профилактики агрессивного поведения заключается в том, что оно в силу своего своеобразия и отличия от общепринятых норм часто бывает первым, обращающим на себя внимание симптомом болезни, своевременность и правильность оценки которого имеет непосредственное отношение к ранней диагностике психических нарушений и предупреждению социально-опасных действий.
Анализ причин тревожных и агрессивных форм нарушения поведения показывает, что первостепенная роль в их профилактике и коррекции принадлежит нормализации семейной обстановки и изменению неправильного воспитания, приводящего к возникновению и закреплению тревожного или агрессивного поведения.
Реализация потенциальных возможностей каждого ребенка на данной возрастной стадии является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.
Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в дошкольных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к профилактике развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для психического развития всех детей.
Профилактическая работа должна быть начата как можно раньше, поскольку своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.
Цель: Определение уровня тревожности и агрессии в дошкольном возрасте, клинико-психологические особенности и меры профилактики.
Задачи:
1) Анализ структуры семейных взаимоотношений и особенностей формирования тревожных и агрессивных расстройств.
2) Значение социально-психологических факторов и условий воспитания на развитие тревожности и агрессивности у детей.
3) Выявить особенности проявления тревожности и агрессивности у дошкольников, взаимосвязь с возрастом.
4) Рекомендации родителям в связи с предупреждением возникновения тревожности и агрессии.
5) Профилактические рекомендации по раннему выявлению и предупреждению агрессивных и тревожных расстройств.
Объект исследования: Исследование проводилось на базе я/с 45, г. Северска; возрастная популяция – от 4 до 7 лет.
Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе ...
... на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Искусство и другие детского творчества помогает детям развиваться и жить. Все формы ... новая. Выполнение профессиональных задач является старым и известным делом, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, ...
Предмет исследования: Определение тревожных и агрессивных расстройств у детей 4 – 7 лет и меры профилактики.
Научная новизна.
Работа включает в себя выявление особенностей тревожности и агрессии у дошкольников, раннюю диагностику, способствующую определению уровня данных проявлений и меры профилактики. В ней отражена психокоррекционная и психотерапевтическая работа с родителями; представлена информационно-образовательная работа с воспитателями и родителями, в которой рассказывается о психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста, о первых признаках агрессии и тревоги, о факторах, способствующих их возникновению, а также о совместной профилактической психолого-педагогической помощи………
Список литературы.
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
2. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
3. Гарбузов В.И. Нервные дети. Советы врача. Л., 1990.
4. Гольбин А.Ц. Патологический сон у детей. Л., 1979.
5. Грибоедов А.С. Детская психопатология и лечебная педагогика. Л., 1926.
6. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985.
7. Драпкин Б.З. Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей и подростков. М., 1979.
8. Дьякова Н.Н. Нервно-возбудимые дети и их воспитание. М., 1929.
9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Л., 1982.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,1993.
11. Зачепицкий Р.А. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. М., 1960.
12. Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности. Материалы 4-го Всесоюзного общества психологов СССР. Тбилиси, 1972.
13. Иогихес М.И. Неврозы в детском возрасте. М., 1929.
14. Кисловская В.Р. Положение в коллективе и тревожность личности. Материалы 4-го Всесоюзного общества психологов СССР. Тбилиси, 1972.
15. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
16. Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории. Л., 1977.
17. Куликова В.В. Психология внушения. Иваново, 1978.
18. Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. М., 1934.
19. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека. М., 1995.
20. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1962.
21. Рожнов В.Е. Лекции по психотерапии. М., 1971.
22. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М., 1980.
23. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.
24. Сухарева Г.Е. Опыт лечебной педагогики. М., 1924.
25. Токарский А.А. Гипнотизм в педагогике. М., 1895.
26. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., 1973.
27. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.
28. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
29. Гардарики. Детская практическая психология. М., 2001.
30. Игумнов. С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М.,2000.
31. Дубровина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 1999.
32. Филиппова. «Общение».- Академия развития,- Я., 2001.
33. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. М., 2000.
Телесно-ориентированная психотерапия в работе с клиентами с повышенной ...
... личности. Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии. Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности и определить специфику применения ... представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.). Принято считать, ...
34. Хрестоматия. «Тревога и тревожность». М., 2001.
35. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. С., 2001.
36. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Дошкольное воспитание/ № 4, 1996.
37. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Я., 2001.
38. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. С., 2001.
39. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
40. Психологический словарь. М., 1997.
41. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 1964.
42. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические исследования тревоги. М., 1983.
43. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности. М., 1976.
44. Бакеев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности. М., 1974.
45. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Т., 1966.
46. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства и тревоги. М., 1969.
47. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1999.
48. Макманцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. М., 1998.
49. З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989.
50. Корнеева Е.Н. «Детские капризы», Я., 2000.
51. Корнеева Е.Н. «Если в семье конфликт», Я., 2001.
52. Панфилова М.А. «Игротерапия общения», М., 2001.
53. Фромм А., Гордон Т. «Популярная педагогика», Е., 1997.
54. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические этюды». М., 1989.
55. Прохоров А.О. «Психические состояния и их функции». К., 1994.
56. Фурманов И.А. «Детская агрессивность». М., 1994.
57. Эберлейн Г. «Страхи здоровых детей». М., 1981.
58. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста», М., 1974.
59. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». М., 1998.
60. Гузеева В.И. «Руководство по детской неврологии», СПб., 1998.
61. Спиваковская А.С. «Нарушение игровой деятельности», М., 1980.
62. Реан А.А. «Агрессия и агрессивность личности», СПб., 1996.
63. Оклендер Вайолет. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма Класс, 1997.
64. Мак-Кей М., Роджерс П. «Укрощение гнева», СПб., 1997.
65. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей», М., 1985.
66. Захаров А.И. «Групповая психотерапия неврозов у детей», Л., 1979.
67. Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха», СПб., 1995.
68. Желдак И.М., Игумнов С.А. «Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте», Б., 1997.
69. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб., 1999.
70. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии»; М., 1997.
71. Изард К.Е. «Эмоции человека», М., 1980.
72. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников»; М., 1986.
73. Кемпенский А. «Психология неврозов»; В., 1975.
74. Левис Ш. «Ребенок и стресс»; СПб., 1997.
75. Лебедева Н.И. «Игровая терапия: эволюция методов»//Психолог в детском саду, 1998, №1.
76. Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений»; М., 1998.
влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование ...
... с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Взаимодействие родителей с ребенком: понятие, виды Взаимодействие родителей с ребенком выступает объектом присталь-ного внимания в психологии и ... -48. 2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с. 3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – ...