Женское предпринимательство в современном российском обществе Дипломная работа посвящена изучению роли женщины в современном бизнесе. Как известно, в нашей стране проблема «разделения по половому признаку» всегда имела место, и зачастую развивалась в дискриминацию женщины, в умаление её прав. С проблемой «скрытой» дискриминации, безусловно, сталкивалась любая женщина: работодатели зачастую предпочитают не принимать на ответственные должности женщин, мотивируя это различными способами.В современном обществе продолжает существовать стереотип, что женщина, как существо слабого пола, просто не может справиться с какой бы то ни было ответственной задачей.
Объектом исследования выступает социальная группа женщин-предпринимателей. Предметом работы являются взаимоотношения женщин-предпринимателей в сфере бизнеса, их проблемы, связанные с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными, а так же особенности женского стиля руководства.Цель работы заключается в рассмотрение сущности и особенностей женского предпринимательства в России, так же на примере города Казани.
Попытаться доказать, что успешность в сфере бизнеса, сфере управления не зависит от половой принадлежности предпринимателя или управленца; что понятия «мужской» и «женский» бизнес не являются столь отличными друг от друга. Цель определила постановку следующих задач: 1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению предпринимательства. 2. Проанализировать основные понятия предпринимательства. 3. Изучить основные черты становления женского предпринимательства в России в XII — XX вв. 4. Проследить за интеграцией женщин в сферу малого бизнеса в конце XX — начале XXI вв. 5. Выявить мотивы вхождения в мир бизнеса у женщин – предпринимателей, анализ проведенных на данную тему исследований 6. Раскрыть социальные, экономические, психологические особенности женского – предпринимательства. 1.Теоретико-методологические подходы к изучению предпринимательства Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.
Социальный портрет современного предпринимателя
... современного предпринимателя как активного участника общественно-политической жизни. Степень научной разработанности темы обусловлена междисциплинарным характером исследований феномена предпринимательства. В современной ... ресурсов, деловых связей и льгот. 2. Бизнес - слой российского общества: сущность, структура, статус Российское предпринимательство служит предметом интенсивных исследований - оно ...
Существует много теоретических подходов к изучению предпринимательства.
Рассмотрев наиболее распространенные мы пришли к следующим выводам. Предпринимательство — это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, которое возникло на самой заре человеческой цивилизации.
Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение общественного достояния.В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.
Классификацию предпринимательства можно представить по следующим параметрам: — по отношению к собственности: частное, индивидуальное, коллективное; — по отношению к закону: легальное, теневое, серое; — по видам деятельности: производственное, коммерческое; — по отношению к инновациям: инновационное, традиционное.
Предприниматель — это человек, владеющий или распоряжающийся любым видом собственности, капиталом, наемным трудом, который осуществляет систематическую деятельность с целью организации собственного предприятия, с последующим получением % с прибыли от вложенного капитала. С психологической точки зрения предприниматель- это человек, обладающий богатой интуицией, способный организовать людей, целеустремленный и настойчивый, независимый и самоуверенный, способный идти на риск. 2. Институционализация женского предпринимательства в России. Исторические фрагменты На протяжении веков российские женщины сумели вопреки всем устоям реализовать себя. При ремесленном производстве женский труд получил широкое распространение. Горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в празднествах.
Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву и сделал возможным борьбу за равноправие женщины.
Однако капитализм нес с собой новый вид бесправия и эксплуатации, какой еще не знала женщина за все века истории. В дореволюционной России предпринимательская карьера женщины была практически невозможна. Женщины занимали зависимое положение в семье и на производстве. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что вклад женщин в российскую экономику незаслуженно умалчивается.Но последние два десятилетия характеризуются активным завоеванием женщинами лидирующих позиций в бизнесе и в политике и постепенно в России формируется особый слой женской предпринимательской элиты, ежедневно разрушающей стереотипы массового сознания.
Основными мотивами вхождения женщин в бизнес являются: самореализация и интерес. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения, что отличает ее от мужской.Материальный интерес всегда соперничает с личностными мотивами и если побеждает, то, как правило, в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто находится рядом.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Основные психологические особенности женщин – предпринимательниц в том, что женщины сильнее зависят от других, и поэтому их принципы и этичность бизнеса в большей степени определяются нравственными принципами.Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией на клиента, умением устанавливать доверительные отношения получают необходимое преимущество перед мужчинами в реализации корпоративных задач.
Успеха в бизнесе женщина достигает посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения.Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми женщины называют излишнюю мягкость, отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишнюю эмоциональность, доверчивость, стремление сделать хорошо для всех. Преимуществами женского руководства признаются тяготение к стилям, отличающимся меньшей дистанцией власти, умение организовывать командную работу, внимательно слушать, мотивировать и поддерживать работников.
Кроме того, женщинам свойственна меньшая амбициозность и большая предсказуемость поведения.Эти качества женского менеджмента особенно важны и эффективны в кризисной обстановке, все еще характерной для многих отраслей российской экономики. 3. Особенности женского предпринимательства на примере г. Казани Проведенное нами исследование, а также опрос информантов (руководителей различных предприятий и организаций г. Казани) доказало верность четырех из пяти выдвинутых гипотез – женщина в современном бизнесе – закономерность; женщина в бизнесе находится под влиянием негативных стереотипов; в отдельных сферах бизнеса природные психофизиологические качества женщины позволяют ей иметь преимущество над мужчинами; для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является определяющим.
Тот факт, что женщина в бизнесе сегодня все прочнее укрепляет свои позиции, является доказанным.
Женщины как социальная категория сравнялись с мужчинами – это подтверждается действующим законодательством, которое не делает никаких различий между полами в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности. Имеется тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних.Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает.
Сейчас многие мужчины в сфере бизнеса признали за женщинами ряд их неоспоримых превосходств – более того, во многих отраслях предпринимательской деятельности сильный пол «сдал» свои позиции. И все же, несмотря на некоторые особенности мужской и женской психологии, качества эффективного топ-менеджера имеют общую природу и не зависят напрямую от пола. Успешными будут те из менеджеров, кто, независимо от собственного пола, имеют оптимальный внутренний психологический сценарий управленца.
Ибо, как говорится, руководитель это не должность, а внутреннее состояние человека.