СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности 6
1.1. Понятие об общении 6
1.2. Особенности развития общения детей раннего возраста 11
1.3. Условия организации общения детей раннего возраста 24
Выводы по Главе 1 40
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности 41
2.1. Изучение уровня развития ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни 41
2.2. Программное содержание непосредственно образовательной деятельности по формированию ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни 50
2.3. Результаты исследования 54
Выводы по Главе 2 60
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения 68
Введение
Актуальность темы. Ребенок с самого рождения включен в разносто-роннюю систему социальных связей. Психическое развитие ребенка проис-ходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Процесс социализации, формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, отношения к воспринимаемым социальным явлениям и поведения, соответствующего общепринятым нормам социума, базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и отношений между людьми (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова).
Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет правильная организация общения ребенка с взрослым.
Проблема общения в настоящее время выделилась в самостоятельную теоретическую проблему и получила широкое распространение в психолого-педагогической литературе. Ее изучению посвящены труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.К. Дьяченко, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской, Г.А. Цукерман, Н.И. Шевандрина, Я. Яноушека и др.
Формирование навыков общения во внеурочной деятельности
... общения ребёнка со взрослым: 1. ситуативно-личностное общение - генетически первая форма общения ребёнка со взрослым. Она характерна для детей первого полугодия жизни; 2. ситуативно-деловое общение - вторая по времени возникновения форма общения детей ...
Изучению роли общения в психическом развитии ребенка посвящены работы Л.Я. Венгера, А.А. Запорожца, Я.П. Коломинского, М.И. Лисиной. Они рассматривали общение как важнейший фактор психического развития ребенка и отмечали, что характер общения ребенка с взрослым оказывает определяющее влияние на успешность социализации личности ребенка. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, к деятельности и к самому себе. Особое внимание в научной литературе уделяется особенностям общения у детей третьего года жизни, когда закладываются определенные паттерны социального взаимодействия, которые затем сохраняются у индивида на протяжении всей его жизни. В этом возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности: искажается формирование представлений детей о себе, отно-шения к себе, затруднено осознание себя как личности, снижается темп развития психических процессов и формирование коммуникативных умений, в связи с чем ребенок попадает в категорию дезадаптированных детей.
По мнению М.И. Лисиной, ведущей формой общения у ребенка в этом возрасте является ситуативно-деловая форма общения. Однако, несмотря на большое число теоретических и практических исследований, особенности формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятель-ности до конца не изучены. Поскольку усвоение социальных норм и ценно-стей происходит только в условиях общения, изучение этой проблемы является одной из важных теоретических и практических задач современного российского образования и психологии развития.
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для успешной социализации в своевременном обществе, недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.
Актуальность и недостаточная изученность данной области определили выбор темы настоящего исследования: «Формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности».
Цель исследования – изучить влияние непосредственно образовательной деятельности на формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни.
Объект исследования: ситуативно-деловое общение у детей третьего года жизни.
Предмет исследования: формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Гипотеза: процесс формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в условиях организованной непосредственно образовательной деятельности будет протекать успешнее, если будет:
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...
... детей третьего года жизни 2.1 Физиологические особенности детей третьего года жизни 2.2 Психологические особенности детей третьего года жизни 2.3 Кризис 3-х лет Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ 3.1 Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни ... субстанциональное проявление психологической адаптации (общение, контакт) - это взаимоконтакт, ...
— развивать у детей навыки сотрудничества с взрослым и сверстниками;
— развивать у детей познавательную активность и любознательность.
— формировать у детей инициативность к общению и навыки вербаль-ного общения с взрослым и сверстниками.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.
2 Изучить уровень развития ситуативно-делового общения у детей третьего года жизни.
3 Разработать содержание форм и методов формирования ситуативно-деловой формы общения в непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и апробировать.
4 Провести сравнительный анализ результатов I и III этапов сравни-тельного эксперимента и сделать вывод об эффективности его ис-пользования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) Теоретические методы: анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определения собственных позиций в изучаемой проблеме.
2) Эмпирические методы:
— психодиагностическая методика «Диагностика развития общения и речи у детей третьего года жизни» Е.О. Смирновой
— психолого-педагогический эксперимент;
Теоретическая значимость исследования: Исследование решает част-ную научную проблему особенностей развития ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни и возможностей ее формирования в процессе непосредственно образовательной деятельности, что дополняет имеющиеся в детской психологии и психологии развития данные о развитии коммуникативной сферы и особенностях психического развития на третьем году жизни.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования разработанных психолого-педагогических условий для формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 253 г. Челябинска».
Выборку испытуемых составили 40 детей третьего года жизни из чи-сла воспитанников двух младших групп детского сада – группы №1 и группы №2. Среди обследованных детей – 18 мальчиков и 22 девочки.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глава, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст работы представлен на 65 страницах. Список использованной литературы содержит 43 источника. Работа иллюстрирована 15 таблицами и 3 рисунками.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования ситуа-тивно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности
1.1. Понятие об общении
Проблема общения является актуальной для многих наук. Общение неоднократно становилось объектом изучения педагогов [15; 16; 26] и психологов [3; 6; 14; 16; 18; 28; 34; 38; 41]. В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга [1, с. 213].
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. ...
Посредством общения осуществляются процессы обучения и воспитания, управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение и обмен информацией, культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом [2].
Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются следующие:
1. Деятельность – средство общения людей.
2. Общение – самостоятельная человеческая деятельность.
3. Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.
Современными авторами общение понимается как сложный много-гранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс [3, с. 106], и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [12, c. 134]. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуника…….
Список литературы
1. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [текст] / Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2001. – 168 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие [текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Academia, 2000. – 264 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие [текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2000. – 264 с.
5. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению [текст] / А.В. Батаршев. – М.: Владос 2001. – 176 с.
6. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [текст] / А.А. Бодалев. – М. : Речь, 2007.
7. Верба, И. К. Психология эффективного общения [текст] / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [текст] / Л.С. Выгот-ский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
9. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. На-деина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
10. Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потен-циала дошкольников с общим недоразвитием речи [текст] / В.П. Дудьев // Логопедия. – 2006. – № 2. – С. 22-26.
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2008. – 336 с.
13. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [текст] : методическое пособие для психологов / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
Рекламный текст и психология речевого воздействия
... образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... обучения речевым тактикам и стратегиям. Без принуждения обходиться учит наука об общении цивилизованном и эффективном как воздействие речевое. Помимо этикетной нормативности, которую предполагает ...
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [текст] / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
15. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учител [текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
16. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.
17. Кравцова, Е. Н. Ребенок внутри общения [текст] / Е.Н. Кравцова // До-школьное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
18. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь [текст] / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
19. Леонтьев, А. А. Психология общения [текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
20. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 214 с.
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [текст] / М.И. Ли-сина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 144 с.
23. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [текст] / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
24. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
25. Мкртчян, М. А. О проблеме понимания в коммуникации [текст] / М.А. Мкртчян // Организационная психология. – Красноярск: КГПУ, 2001. – 100 с.
26. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [текст] / А.В. Мудрик. – М.: РПО, 2001. – 320 с.
27. Немов, Р. С. Психология [текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психодиагностика.
28. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [текст] / Н.Н. Обозов. – К. : Наукова думка, 2006. – 374 с.
29. Петровская, Л. А. Обратная связь в межличностном общении [текст] / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. – № 3. – С. 15-16.
30. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [текст] /Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 2009. – 216 с.
31. Развитие общения дошкольников со сверстниками [текст] / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С. Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
33. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.
34. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей [Текст] : методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 144 с.
35. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [текст] / О.В. Соловьева. – М., 1992.
36. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2007. – № 8. – С. 52-59.
37. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 270 с.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах – как область приложения сил ... идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ...
38. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
39. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [текст] / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.
40. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – М.: Детство-Пресс, 2003. – 384 с.
41. Эльконин, Д. Б. Детская психология [текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Ака-демия, 2006. – 384 с.
42. Якобсон, С. Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. – № 6. – С. 96-107.
43. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельно-сти [текст] / Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. – № 1. – С. 16-19.