Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния комплексов утренней гимнастики на работоспособность детей младшего школьного возраста.
1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………
1.3. Двигательные особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………
1.4. Характеристика работоспособности младшего школьника……
1.5. Утренняя гимнастика, как средство физкультурно-оздоровительной работы……………………………………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния утренней гимнастики на повышение работоспособности.
2.1. Организация и проведение………………………………………..
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………
Введение
Человек — это высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию — быть здоровым.
Еще Сеченов говорил: «все бесконечное разнообразие всех проявлений мозговой деятельности сводиться окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению».
В последнее десятилетие значение физической культуры особенно возросло. Известно, что движения являются основными стимуляторами жизнедеятельности организма человека. Физические упражнений повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма.
При поступлении в школу ребенок попадает в ситуацию резкого ограничения его двигательной активности, хотя потребности организма в движении возрастают.
Недостаток утренней гимнастики — это одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.
Роль движения для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от ... происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно ...
Утренняя гимнастика не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Поэтому, для поддержания работоспособности, восстановления функций организма и сохранения здоровья детей необходима гигиеническая утренняя гимнастика. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий. И хотя традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование, не менее важная задача — сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.
В связи с вышесказанным выделена проблема:
подбор эффективного комплекса утренней гимнастики, способствующего повышению работоспособности младшего школьника.
Цель исследования: показать влияние утренней гимнастики на повышение работоспособности младшего школьника.
Задачи:
Дать характеристику особенностям детей младшего школьного возрастаю
Раскрыть специфику проведения гимнастических упражнений.
Показать влияние комплексов утренней гимнастики на работоспособность.
Объект исследования — организация утренней гимнастики у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — влияние утренней гимнастики на работоспособность младшего школьника.
Гипотеза: если проводить различные комплексы утренней гимнастики, то может повыситься работоспособность у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач мы будем использовать следующие методы:
Анализ научно-методической литературы.
Метод математической статистики.
Метод сравнения.
Метод анкетирования.
Опытно-экспериментальный метод.
Глава 1. Теоретические основы влияния комплексов утренней гимнастики на работоспособность детей младшего школьного возраста.
1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
С анатомо-физиологической точки зрения младший школьный возраст часто рассматривается как относительно спокойный (в сравнении с дошкольным и подростковым).
Это, в общем, верно. Но это не значит, что мы избавлены от необходимости, самым внимательным образом, учитывать особенности физиологии этого возраста, на которые накладываются и индивидуальные особенности каждого ребенка. Вспомним слова Н.К. Крупской: «Первое что должен знать педагог это строение и жизнь человеческого тела анатомию и физиологию человеческого тела, и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка». Понятно, что слова эти в полной мере относятся и к родителям — во всяком случае, к тем из них, которые поставили себе задачей подходить к воспитанию ребенка вдумчиво, не полагаясь на то, что «все само собой образуется», стараясь учесть доступные научные данные и рекомендации специалистов [12, 18, 23, 26].
Влияние речи на развитие познавательных процессов младшего и ...
... исследования – когнитивная сфера ребенка младшего и среднего школьного возраста. Предмет исследования – речь и познавательные процессы у ребенка младшего и среднего школьного возраста. Гипотеза: мы ... сформированности интеллекта. Актуальность проблемы Комплексное развитие познавательных процессов ребенка младшего и среднего школьного возраста предполагает усвоение и активное использование речи как ...
Возраст 6-10 лет включает в себя важный период возрастного развития ребенка, при котором он совершает буквально скачек из недостаточно владеющего своим телом и психикой ребенка во вполне сформировавшегося с развитыми физиологическими качествами и сложившейся конституцией тела. Как известно, в возрасте 7-9лет происходит вторичное ускорение темпа роста. Хотя в 8 -9 лет ребенок владеет навыками ходьбы, у него нет тесной связи между темпом ходьбы и длиной шага, как у взрослого человека; только к 10 годам у ребенка длина шага тесно связана с его частотой. Это говорит о том, что даже в таких элементарных моторных функциях, как ходьба, возраст 10 лет является особо значимым в завершении формирования этой функции. К 7 — 8 годам заканчивается полное сращивание тазовых костей, усиливаются процессы коллагенизации суставов. Иными словами, в этом возрасте существуют объективные предпосылки для того, чтобы выполнять сложные движения.
Для раннего детства характерно быстрое увеличение мышечной массы туловища. Если масса мышц новорожденного составляет только 23% от массы тела, то к 6 — 7 годам масса мышц увеличивается до 27 — 30%. Ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук.
Морфологическая дифференцировка мышечных тканей особенно интенсивно происходит в семи — восьмилетнем возрасте. Ребенок достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений. Ходьба девяти — десятилетнего ребенка практически не отличается по координации от ходьбы взрослого человека.
Особенно сильные изменения с возрастом претерпевает нервная система. Рост мозговой части черепа заканчивается в основном к десяти годам, после чего совершенствование нервной системы идет уже за счет ее функционального развития. Как отмечал И.П. Павлов (26), «реактивность мозга изменяется с возрастом», что происходит в связи с развитием коркового отдела больших полушарий головного мозга, особенно интенсивного в возрасте 7-9 лет. С началом систематического обучения в школе значительно увеличивается поток информации, и необходимость ее переработки резко возрастает. Возможность приобретения знаний опирается на развитие нервной системы ребенка, и в первую очередь на развитие головного мозга.
Развитие мозга предопределено генетически. Это значит, что в строго определенной последовательности, на определенных этапах индивидуального развития созревают его отдельные «части». Следует ли отсюда, что воздействия внешней среды — лишь пассивный материал для разворачивающегося по своей собственной программе мозга? Нет, сказать так значило бы допустить серьезную ошибку. И степень созревания тех или иных нервных элементов, а
История развития психологии в России
... и задач. Целью данной научной работы является изучение вопросов, связанных с историей развития психологии в России. Для достижения поставленной в научной работе цели, необходимо решить следующие ... собой отражение внешнего мира, а сама психика находится в зависимости от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал базовые особенности личностного подхода при ...
главное — становление их функций зависят от информации, поступающей в мозг извне.
Мозг в известной мере является зрелым уже к моменту рождения ребенка — и минимум этой зрелости должен обеспечить важнейшие жизненные функции организма. Многообразная информация, источником которой служат, прежде всего, окружающие ребенка люди, буквально стучится в «окна и двери» его пробуждающегося сознания. Мозг в состоянии воспринять и переработать часть этой информации, обеспечить ответные реакции. Часть, но не всю. Значит, биологическая возможность созревания мозга становиться настоятельной необходимостью. А когда эта необходимость воплощается в жизнь, оказывается, что контакты с миром усложнились, объем поступающей информации возрос и к структурной и функциональной зрелости мозга предъявлены новые требования. Образно говоря: мы делаем шаг к горизонту, а он отодвигается.
Важные особенности деятельности мозга зависят от уровня зрелости и функционирования двух основных структурных организаций мозга — коры больших полушарий и подкорковых образований.
В интересующем нас возрасте кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. У семилетнего ребенка размеры поверхности большинства корковых зон составляют около 80% размеров их у взрослого. Исключение — наиболее поздно появившаяся в процессе эволюции и наиболее «человеческая» лобная область: здесь в семилетнем возрасте извилины менее широки и выпуклы, чем у взрослого. Развитие борозд и извилин лобной области заканчивается только к 12 годам. Так говорят в своих работах [5, 12, 13, 18,23].
Не только внешнее строение, но и клеточная организация большинства областей головного мозга достигает к семилетнему возрасту уровня развития мозга взрослого. И лишь опять-таки в лобной области все еще не достаточно нервных элементов, которые связывают эту область с другими участками мозга, мало также так называемых звездчатых вставочных нейронов.
В последние десятилетия разработаны физиологические методики, позволяющие оценить, насколько созрели и как работают мозговые структуры.
Известно, что кора больших полушарий оказывает тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга. Естественно: чем менее развита кора, тем меньше может быть такое влияние. Отсюда следует, что повышенная активность подкорковых структур, характерная для детей 7-8 летнего возраста, связана с некоторой незрелостью коры больших полушарий. Поэтому высокая пластичность мозга в детском возрасте подсказывает нам, что можно и нужно целенаправленно воздействовать на развитие высших нервных и психических функций, воздействовать с учетом и наличных, и потенциальных возможностей мозга ребенка [23].
Согласованная работа двух систем жизнеобеспечения организма дыхание и кровообращение очень важна. Эффективность этой работы в большой степени зависит от всего образа жизни ребенка. Пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, разумно организованный и посильный труд -все это способствует совершенствованию дыхательного аппарата, кровообращения и, следовательно, развитию всего организма.
К семи годам устанавливается соотношение между плазмой и клетками коры, характерное и для взрослого человека: 55% плазмы 45% клеток. Содержание эритроцитов в организме объема крови у детей школьного возраста близко к таковому у взрослых (около 5 млн. в 1мм).
Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных ...
... Исследовать состояние высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушарий головного мозга у детей 6 – 7 лет. 2. Определить, как изменился уровень развития высших психических ... Понятие «высшие психические функции» - центральное в данной работе - было введено в общую психологию Л.С. Выготским и затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами. В ...
Это же можно сказать про содержание гемоглобина (60 — 80%).
Существует, как многие знают, очень важный показатель — СОЭ (скорость оседания эритроцитов).
У детей от 7 до 12 лет она не превышает 12мм в час. Но если в организме идет воспалительный процесс, то свойство поверхности эритроцитов изменяются, они легче «проскальзывают» вниз, скорость их оседания резко увеличивается.
По мере роста ребенка увеличение объема сердца требует для его заполнения кровью все большего времени, вместе с тем нагнетание крови в артерии может быть обеспечено без значительного увеличения времени сердечного сокращения с возрастом мощность сердечной мышцы повышается.
Следует заметить, однако, что при физических нагрузках у ребенка 7-10 лет увеличение «производительности» сердца по-прежнему достигается за счет повышения частоты сердцебиений. Вот почему требуется строгое нормирование физических нагрузок школьников как по их мощности, так……..
Литература
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов-на/Д: «Феникс», 2000;
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978;
3. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме дня школьников. — М.: Просвещение, 1976;
4. Возрастная педагогическая психология. /Под ред. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. — М.: Академия, 1998;
5. Возрастная и школьная гигиена. /Под ред. А.Г. Хрипкова. — М.: Просвещение, 1990;
6. Гимнастика с методикой преподавания. /Под ред. И.Б. Павлова. — М.: Просвещение, 1985;
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. — М.: «Академия», 2000;
8. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. — М.: Просвещение, 1986;
9. Кряж В.Н., Ветошкина Э.В. Гимнастика, ритм, пластика. — Мн.: Полымя, 1987;
10. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1980;
11. Лаптев А.П., Полневский С.А. Гигиена. — М.: Физкультура и спорт, 1990;
12. Матюшонок М.Г. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1970;
13. Мир детства: Младший школьник. /Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1981;
14. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1998;
15. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3 — М.: ВЛАДОС, 2002;
16. Психология. /Под ред. В.М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987;
17. Психология. /Под ред. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. — М.: Академия, 2003;
18. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психологическое здоровье детей. — М.: Спорт в школе, 1999;
19. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. — М.: «Академия», 2000;
20. Шитикова Г. Если хочешь быть здоровым. — Л.: Лениздат, 1978;
21. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников. — М.: Просвещение, 1985;
22. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Б.А. Ашмарина, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. — М.: Просвещение, 1990;
Задание по психологии детского спорта
... Физкультура и спорт, 1986. Брянкин, С.В. Организация отбора в современном спорте: Учеб.пособие/С.В.Брянкин, А.Т.Константинов. – М., 1982 Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ...
23. Физиология человека. /Под ред. В.В. Васильевой. — Физкультура и спорт, 1984;
24. Холодов Ж.К., Кузнецов В.Е. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2003;
25. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003;
26. Чусов Ю.Н. Физиология человека. — М.: Просвещение, 1981.