Влияние особенностей темперамента нашкольную дезадаптацию в подростковом возрасте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Темперамент и деятельность 6

1.1. Теории темперамента в современной психологии 6

1.2. Психологическая характеристика темпераментов 19

1.3. Темперамент и деятельность 26

1.4. Учебная деятельность школьников подросткового возраста 32

Выводы по первой главе 40

ГЛАВА II. Особенности темперамента и школьная дезадаптация 42

2.1. Школьная дезадаптация: подходы к изучению, причины и

факторы ее определяющие, критерии проявления 42

2.2. Темперамент как причина школьной дезадаптации 58

Выводы по второй главе 61

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальное исследование влияния

особенностей темперамента на школьную дезадаптацию

в подростковом возрасте 62

3.1. Постановка проблемы, организация, методы и методики исследования 62

3.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по исследованию

влияния особенностей темперамента на школьную дезадаптацию

в подростковом возрасте 66

3.3. Программа коррекции учебной деятельности при наличии

школьной дезадаптации в подростковом возрасте 74

Выводы по третьей главе 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

ЛИТЕРАТУРА 93

ПРИЛОЖЕНИЯ 97

ВВЕДЕНИЕ

Проблема темперамента занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма; так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент выступая как биологический фундамент определяет формирование личности как социального существа. Темперамент представляет собой индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Нет лучших и худших темпераментов – каждый из них имеет вои положительные стороны и главные усилия должны быть направлены на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Немало важную роль тип темперамента оказывает на успешность (неуспешность) учебной деятельности учащихся в школах, что лежит в основе его школьной дезадаптации.

15 стр., 7493 слов

Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

... дошкольного возраста. В исследовании использовались следующие методы: · Наблюдение; · Тестирование; · Теппинг-тест. База исследования: воспитанники средней группы ДУ №29 г. Мозыря. Глава 1. Изучение темперамента ... этих трех свойств, Павловым выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности. Отечественными психологами Б.М. Тепловым и В.Д. Небылициным, продолжавшими исследование И.П. ...

Школьная дезадаптация – нарушение взаимодействия подростка в учебной деятельности и во взаимоотношении с окружающими. Невозможность не только соответствия требованиям ситуации обучения в школе, но и адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях предъявляемых индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Вызвать дезадаптацию может конфликт, возникший при противоречии самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта с реальностью. Наиболее распространенными причинами школьной дезадаптации являются психолого-педагогические причины, минимальные мозговые дисфункции, синдромы дефицита внимания и гиперактивности, неврозы. Признаками школьной дезадаптации считают: неуспеваемость, недисциплинированность, пропуски уроков, отсутствие самостоятельности, страх, тревожность, непосещение по причине частых заболеваний, несформированность мотивации учения и элементов; навыков учебной деятельности. Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: неуспешность в обучении, нарушение поведения, нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению. Трудности в учебной деятельности может создать неадекватное использование учащихся своих индивидуально-психологических особенностей.

Исходя из вышесказанного:

Предметом нашего исследования является изучение особенностей темперамента и его влияние на школьную дезадаптацию в подростковом возрасте.

Объектом исследования являются подростки 6-8 классов средней образовательной школы.

Цель нашей работы: опередить влияние особенностей темперамента на школьную дезадаптацию детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы по изучению темперамента в отечественной и зарубежной психологии.

2. Анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы по изучению школьной дезадаптации в отечественной и зарубежной психологии.

3. Исследование влияния особенностей темперамента на школьную дезадаптацию.

4. Определение путей коррекции школьной дезадаптации при наличии особенностей темперамента ее определяющих.

Исходя из целей и задач предмета и объекта исследования мы выделяем следующую гипотезу исследования:

В основе школьной дезадаптации наряду с объективными причинами выделяется наличие таких индивидуально-психологических особенностей, которые предопределяют появление школьной дезадаптации. В основе данных причин в первую очередь лежат особенности темперамента, поэтому необходимость намечать пути работы практического психолога образования в преодолении школьной дезадаптации.

Методологической базой исследования темперамента являются теории Э. Кречмера, У. Шелдона, Дж. Гилфорта, С. Берна, Айзенка, а также концепции И.П. Павлова, В.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, В.С. Мерлина. В исследовании школьной дезадаптации используются теории Д. Скотта, С.А. Беличевой, В.Н. Матюшкина.

5 стр., 2468 слов

2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды ...

... особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности: житейская психология, научная психология, практическая психология, искусство, иррациональная психология. 1.2. Житейская психология ... методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, ...

Практическая значимость.

Наше исследование позволяет выявить и определить пути работы с подростками, имеющими определенные особенности темперамента, предопределяющие проблемы возникновения школьной дезадаптации. А также в работе практического психолога наметить пути коррекционной, профилактической работы с подростками причиной школьной дезадаптации которых является тип темперамента…..

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

2. Аракелов Г.Г. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. //Вестник Московского университета, серии 14, № 1, 2000.

3. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. – Харьков, 1958.

4. Баженов Б.Г. Воспитание запущенных подростков. – Киев: Радянская школа, 1986.

5. Блюмина Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. – М., 2000.

6. Введение в психологию. /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Великанова А.П. Факторы психологического и социального риска нарушения состояния детей и подростков. Материалы конгресса педиатров России. – М., 2001.

8. Виленская Г.А., Сергиенко Е.А. Роль темперамента в развитии, регуляции, поведения в раннем возрасте. //Психологический журнал, № 3, 2003.

9. Виркунен К. Учение о темпераментах. //Образ и культура. № 4, 2003.

10. Виркунен К. Учение о темпераменте //Частный школьник, № 6, 2000.

11. Виркунен К. Учение о темпераменте. //Частный школьник, № 6, 196.

12. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М., 2000.

13. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2003.

14. Гиппенрейтер Ю., Реманова В. Психология индивидуальных различий. – М.: Изд-во Московского университета, 2001.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2000.

16. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадпативный подросток: нейропсихологический подход. //Психологическая наука и образование, № 2, 2001.

17. Гордеева А. Экология образовательной среды (дезадаптированных детей) //Воспитание школьников, № 2, 2003.

18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2001.

19. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991.

20. Зимбардо Ф. Застенчивость. /Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991.

21. Игнатьев Е.И. Психология. – М., 2002.

22. Иовчук Н.М., Северный А.А. Что такое школьная дезадаптация. Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, преодоление. – М., 1995.

23. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. //Вопросы психологии, № 4, 1984.

24. Калмыкова З.И., Кулагина И.Ю. Отстающие в учении школьники. – М., 2000.

25. Климов Е.А. индивидуальный стиль деятельности от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1969.

26. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 2001.

27. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.

21 стр., 10472 слов

Диагностика темперамента у подростков

... (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут ... типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период ...

28. Кораблина Е. Ронгинский М. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб., 2002.

29. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1988.

30. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М., 1993.

31. Мерлин В.С. Общая психология. – М., 2000.

32. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М., 2001.

33. Михайлова Н.В. Школьная дезадпатция. //Школа здоровья, № 3, 2003.

34. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – М., 2002.

35. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика 1990.

36. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

37. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. – М., 1985.

38. Общая психология. Курс лекций. /Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 2000.

40. Основы психологии. Практикум. /Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001.

41. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полное собрание. Т. 3, кн. 2. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

42. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

43. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.

44. Прихожан А.М. Школьная тревожность и ее коррекция. Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.

45. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте. Психологические проблемы повышения обучения и воспитания. – М., 1984.

46. Психогигиена детей и подростков. /Под ред. Сердюковской Г.Н., Гельница Г. – М., 1985.

47. Психология индивидуальных различий. Тесты. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

48. Рабочая книга практического психолога. /Под ред. Бадалева А.А., Деркача А.А., Лаптева Л.Г. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003.

49. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.

50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1-2. – М., 1995.

51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – Т. 1. – М., 1989.

52. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. – М., 1979.

53. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. //Вопросы психологии, № 11, 1985.

54. Сапожников Л.С. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении. Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, 1974.

55. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки СССР. Вклад И.М. Сеченова, И.П. Павлова. – М., 1975.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... их соответствие заданной теме. Разнообразие задействованных литературных источников. Не ограничивайте себя школьной программой! Научность и обоснованность комментариев о том, что иллюстрирует каждый ...

56. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. /Под ред. Циркин С.Ю., СПб.: Питер, 2001.

57. Ставцева В.В. Отстающий учение: почему он отстает? //Открытая школа, № 5, 2004.

58. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 2000.

59. Степанова С. Школьная дезадаптаци. //Школьный психолог, № 12, 2004.

60. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс. 1982.

61. Теплов Б.М. Исследования свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1985.

62. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека //Вопросы психологии, № 1, 2000.

63. Трошин В.А. Темперамент – что это? –

64. Чехов А.П. Темпераменты. – М., 1960.

65. Ширстов АюМ. Клинико-функциональная характеристика здоровья и адаптации школьников, прогноз, профилактика их нарушений. – Иванова, 2001.

66. Юферен Т.И. Диагностико-коррекционная работа школьного психолога с проблемными учениками четвертых классов. Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.