Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе
1.1. Понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Характеристика понятия «учебная мотивация» 17
1.3. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем
школьном возрасте 26
1.4. Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста 37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния на мотивацию
учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 58
Заключение 74
Литература 77
Приложения 81
Введение
Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста является залогом успешного формирования личности человека. В связи с тем, что младший школьный возраст и кризис 7 лет являются одними из самых сложных и переломных моментов в жизни человека, требуется особое внимание к становлению личности на данном этапе.
Младший школьный возраст характеризуется существенной перестройкой, как внутренней организации ребенка, так и сферы его внешних отношений. Существенное место в жизни ребенка в этот период начинает занимать отношения в системе «учитель-ребенок» и «ребенок-группа сверстников». Становление личности младшего школьника происходит в рамках школьного обучения, когда ребенок оценивается как со стороны педагогов в роли ученика, так и со стороны сверстников. Оценка педагогов определяет академическую успеваемость ребенка, в то время как оценка сверстников определяет его статус в группе. Оба этих фактора являются определяющими в формировании учебной мотивации младшего школьника.
Исследователями были установлены многочисленные факторы, оказывающие влияние на учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, среди которых выделяют: уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость, личностные качества и др.
Вместе с тем, на уровень учебной мотивации существенное влияние оказывают статус ребенка в группе сверстников. Изучение данной взаимосвязи определяет актуальность данной работы.
Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного ...
... §1. Программа Васильева. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Количество. Учить детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; различать ... вечер, день – ночь. К концу учебного года дети должны уметь: находить в окружающей обстановке много предметов и один; сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, ...
Проблема формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте исследуется в отечественной психологии достаточно давно. В исследованиях Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского, М.В. Матюхиной, Н.П. Моряновой, В.С. Мухиной, Г.Р. Пертенавы, А.А. Реана и многих других исследовались особенности влияния учебно-познавательной мотивации младших школьников на уровень тревожности, динамика изменения мотивации в процессе развития в данный период, особенности влияния на учебную мотивацию просоциальных мотивов. Вопрос же влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе практически не исследовался, что и определяет научную значимость данной работы.
Цель исследования — изучение влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь статуса ребенка в группе и уровня развития мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования – наличие низкого статуса ребенка в группе сверстников существенно влияет на формирование у младших школьников низкого уровня мотивации учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.
2. Дать характеристику понятию «учебная мотивация».
3. Рассмотреть социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста.
5. Эмпирически изучить проблему влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.
Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №621 г. Москвы. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста – учащиеся 4 класса в количестве 20 человек.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе
1.1. Понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии
Мотивация является одним из важнейших компонентов деятельности человека.
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мотивация определяется как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность» [41, С. 219-220]. А сам термин «мотив» имеет три значения:
— побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; ……………..
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной теме влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе.
Организация работы по формированию учебной мотивации младшего школьника
... основы формирования учебной мотивации младших школьников 1.1 Сущность понятия «мотивация», ее структура, виды Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения ... приемы формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Объект исследования - формирование учебной мотивации. Предмет исследования - методы и приемы формирования учебной мотивации детей младшего школьного ...
По итогам теоретической части работы нами были сделаны следующие выводы.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный) ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотивационную сферу личности человека составляют потребности, побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.
Мотивация учебной деятельности – это частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность и имеет следующие характеристики: устойчивость, динамичность и направленность. Среди видов учебной мотивации, прежде всего, выделяют отрицательную (осознание ребенком неприятностей и неудобств от процесса учения) и положительную (социальные устремления, стремление к личному благополучию и стремление получить пользу от процесса обучения).
Положительная мотивация учебной деятельности у школьников формируется благодаря содержанию учебного материала; организации учебной деятельности; коллективных форм учебной деятельности; оценки учебной деятельности и стиля педагогической деятельности учителя.
Младший школьный возраст – это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет, основной деятельностью в котором является учебная деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы ребенка.
В возрасте 10-11 лет мотивация общения характеризуется сменой направленности интересов от взрослых к сверстникам. В этот период возрастает влияние коллектива детей на ребенка, а оценка со стороны сверстников становится одним из определяющих факторов учебной мотивации.
Учебная мотивация в младшем школьном возрасте оценивается по параметрам познавательной (удовлетворение потребностей в получение новых знаний) и социальной (мотив хорошей отметки, стремление к превосходству над сверстниками и получения с их стороны признания и т.д.) мотивации, а также через анализ просоциальных мотивов поведения (появление чувства долга, необходимость следовать моральным и нравственным принципам, альтруизм).
Теоретический анализ проблемы показал, что в зарубежной и отечественной литературе проблема влияния на учебную мотивацию статуса ребенка в группе практически не рассматривается.
В эмпирической части исследования нами были протестированы 20 детей младшего школьного возраста по следующим методикам: методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса; методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой; методика «Выбор в действии»; методика «Капитан корабля»; прос учителей начальной школы методом бальных оценок.
Исследование показало, что у некоторой части детей по отдельным шкалам диагностики уровня тревоги преобладают высокие оценки. Проявление тревожности у младших школьников, прежде всего, выражаются двумя показателями страха ситуации проверки знаний (6 человек – 30%) и страха несоответствовать ожиданиям окружающих (5 учащихся – 25%).
Глава. Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников
... поиска адекватных способов обучения, способствующих повышению учебной мотивации младшего школьника. С первых дней пребывания в школе, у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Всё, что делается в школе, связано ... так и в зарубежной психологии. Тем не менее, на сегодняшний момент нет единого общепринятого подхода к определению понятий мотива и мотивации, их соотношению. Это связано ...
По методике Н.Г. Лускановой у боьшей части учащихся был выявлен высокий и средний уровень учебной мотивации (12 человек – 60%), низкая учебная мотивация оказалась выявлена у 8 детей (40%).
Рисуночная часть теста помогла выявить наличие в учебной мотивации младших школьников преобладание неучебных мотивов, связанных с внешними школьными атрибутами (16 человек – 80%).
Опрос классного руководителя методом бальных оценок подтвердил, наличие низкого уровня мотивации к учебной деятельности у 7 учащихся (35%).
Диагностика статуса ребенка в группе сверстников по трем методикам исследования этого параметра показала, что низкий статус в группе имеют 6 детей (30%).
Остальные 14 человек (70%) набрали по данному показателю высокие и средние баллы.
Корреляционный анализ данных по методу Пирсона помог выявить следующие особенности:
— чем ниже статус ребенка в группе сверстников, тем выше у детей проявление общего уровня тревожности (-0,734 балла), страха самовыражения (-0,587 балла); страха ситуации проверки знаний (-0,645 балла); общего уровня тревожности (-0,704 балла);
— существует прямо пропорциональная зависимость между проявлением уровня учебной мотивации и статуса ребенка в группе (0,690 балла по методике Н.Г. Лускановой и 0,885 балла по методу бальных оценок).
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что наличие низкого статуса ребенка в группе сверстников существенно влияет на формирование у младших школьников низкого уровня мотивации учебной деятельности, подтвердилась.
В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе, требует своего дальнейшего теоретического и практического изучения.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М„ 1998.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. — М.: Владос-пресс, 2002.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 2004.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 2007.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2006.
6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2004.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2002.
8. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников // Воспитание, обучение и психическое развитие: тезисы научных сообщений советских психологов к IV Всесоюзному съезду общества психологов СССР. Ч. 3. — М., 1983.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1999.
10. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 315 с.
11. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 2004.
12. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М., 2002.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2004.
14. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.152-158.
Мотивация учения младших школьников
...................... 19 1.3.3. Роль целей в мотивации учения.............................................. 21 1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника.............. 22 1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения...................... ... и инстинктов. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. ...
15. Калчев П.П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет: СПб., 1996.
16. Коломинский Я. Л., Березовый Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 2007.
17. Костякова О.О. Возрастные кризисы. –Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.
18. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 464 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2002.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 2003.
22. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 2000.
23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 2004.
24. Матюхина М.В., Михалъчик Т.С, Ларина К.П. Психология младшего школьника. — М., 2006.
25. Морянова Н. П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности. — Тверь, 1999.
26. Мунтян В.Л. Формирование адекватной самооценки учебных способностей старшеклассников как путь повышения их активности в обучении // Воспитание, обучение и психическое развитие: тезисы докладов к V Всесоюзному съезду общества психологов СССР. Ч. 1. — М., 1977.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997.
28. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учеб. — М.: Институт практической психологии, 1998.
29. Неймарк М. С. Некоторые проблемы личности школьника. — М., 1995.
30. Немов Р.С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
31. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 496 с.
32. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
33. Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2008. – 575 с.
34. Общая психология/ Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
35. Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 2008.
36. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.
37. Пертенава Г. Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. — М., 1998.
38. Прихожан А.М. Школьная тревожность и ее коррекция// Активные методы в работе школьного психолога. – М., 2002.
39. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1990.
40. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 350 с.
41. Психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
42. Психология личности/ Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с.
Формирование личности, психологические особенности возрастных периодов
... и окончания. 2. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. 3. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. ... особая связь младенца с матерью. Этот контакт служит исходным пунктом осознания собственной личности. Это подтверждается 2 факторами: 1. Младенец не может выделить из окружающего ...
43. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия/ Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.
44. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
45. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
46. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 2004.
47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.,1998. –384с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
49. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2000.
50. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. — М., 2006.
51. Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
52. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 208. – 208 с.
53. Тертель А.Л. Психология. – М.: Проспект, 2009. – 248 с.
54. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.
55. Хелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Проект, 197. – 608 с.
56. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Уч. пос./Под ред.И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. – М., 2004.
57. Цукермап Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М, 1995.
58. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 2002.
59. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 2004.
60. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.