ПРОБЛЕМЫ стрессоустойчивости военнослужащих и факторы, ее определяющие

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………. ……………….5

Глава 1. обзор литературы по проблемам стресса и

адаптации.

1.1. Основные понятия и проблемы…………………………….9

1.2. Стресс, адаптация и физическое здоровье ………………..15

1.3. Стресс военнослужащих …………………………………….19

1.4. Сохранение и повышение стрессоустойчивости личности…21

1.5. Проблемы агрессивности …………………………………….28

1.6. Проблема агрессивного поведения военнослужащих………..31

1.7. Выводы к главе 1………………………………………………..33

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Характеристика испытуемых…….…………………………….36

2.2. Характеристика методов исследования ……………………….39

2.3. Результаты исследований ……………………………………….41

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Анализ результатов по использованным методикам..………….63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..68

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..………………………. 78

Приложения………………………………………………………………82

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость,

здоровье физическое, психологическое и социальное,

адаптационный потенциал, агрессивность, враждебность.

Введение

Интенсивное изучение стресса в различных формах его проявлений является одним из доминирующих направлений психологических исследований в течение последних нескольких десятилетий. Отвечая на актуальные запросы современной социальной практики, эти исследования охватывают широкий круг проблем, связанных с поиском методов и средств преодоления негативного влияния факторов повышенной напряженности на физическое и психическое здоровье человека, сохранность его продуктивной деятельности и поведения, полноценное развитие личности и реализацию внутреннего потенциала.

Проблема стресса и стрессоустойчивости личности представляет большой практический интерес и является объектом пристального внимания самых различных специалистов: врачей, физиологов, психологов, социологов и др. (Ананьев Б.Г., 2001; Апанасенко Г.Л., Попова Л.А., 2000; Васильева О.С., Филатов Ф.Р., 2001; Ильин Е.П., 2001; Китаев-Смык А.А., 1983; Черепанова Е.М., 1997 и т. д.).

Вместе с тем эта проблема изучена недостаточно, о чем свидетельствует немногочисленность исследований, конкретно посвященных изучению стрессоустойчивости. Можно назвать работы таких авторов, как В.Л. Марищук (2001), А.А. Реан, А.А. Баранов (1997, 1998).

8 стр., 3632 слов

Проблемы личности, общения в российской психологии

Министерство образования и науки РФ Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ярославский филиал Реферат по деловому общению Проблемы личности, общения в российской психологии Работу выполнила Сивякова Е.В. 3 курс II ВО Ярославль 2006 План Введение … 3 Понятие и структура личности в психологии… 5 Исследования личности в отечественной психологии… 9 Личность и общение… 12 Проблема ...

Л.М. Аболин (1973); Апчел В.Я., Цыган В.Н. (1999); П.Б. Зильберман (1973).

Работ, посвященных взаимосвязям между стрессоустойчивостью и агрессивностью личности чрезвычайно мало (Левитов Н.Д., 1972; Шляхтина О.И., 1997).

Исследования стрессоустойчивости обычно затрагивают вопросы: как поведет себя тот или иной индивид в экстремальных условиях, каковы пути повышения психической устойчивости человека в эмотивной ситуации, как сохранить здоровье и работоспособность и др.

Проблема стрессоустойчивости имеет прямое отношение к вопросам профессио­нальной адаптации личности в напряженных условиях деятельности.

Актуальность исследований стрессоустойчивости военнослужащих и способов ее формирования обусловлена требованиями к состоянию физического и психического здоровья солдат и офицеров, деятельность которых характеризуется высоким уровнем стрессогенности, значительными нервно-психическими и физическими нагрузками.

Служба в вооруженных силах связана с ношением огнестрельного оружия, постоянным психоэмоциональным напряжением даже в условиях мирного времени, не говоря уже о том, что в «горячем» Южном регионе нередко возникают экстремальные стрессогенные ситуации, в которых необходимо проявлять мужество и выносливость.

У военнослужащих нередки такие негативные явления, как психосоматические заболевания, межличностные конфликты, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, алкоголизация, снижение эффективности деятельности в экстремальных ситуациях, которые прямо или косвенно связаны с психологическими особенностями личности и низким уровнем профессиональной пригодности к деятельности в экстремальных условиях. [8. С. 169].

Своевременное и полное преодоление стрессов обеспечивает, наряду с другими факторами, эффективность деятельности военнослужащих.

В связи со значимостью темы, в работе поставлена проблема определения стрессоустойчивости военнослужащих и выявления факторов, определяющих способность противостоять стрессам и преодолевать стрессовые состояния.

18 стр., 8573 слов

Психологические аспекты влияния воинской службы на развитие личности военнослужащего

Психологические аспекты влияния воинской службы на развитие личности военнослужащего Содержание Введение Глава 1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих 1.1 Понятие индивидуально-психологических особенностей 1.2 Психологические особенности молодости и зрелости как возрастных периодов 1.3 Особенности личности лиц, проходящих военную службу в ВС РФ Список литературы Введение ...

Объектом исследования является психоэмоциональная и психофизиологическая сфера личности.

Предмет исследования – адаптационные возможности, показатели стрессоустойчивости и агрессивности.

Цель нашего исследования: на основании комплексного психологического и соматического обследования изучить особенности стрессоустойчивости военнослужащих и выделить факторы, ее определяющие.

Задачи:

— Теоретико-методологический анализ проблемы стрессовых состояний;

— Выявление сущности стрессоустойчивости личности по данным современной литературы;

Выделение особенностей формирования и развития способности противостоять стрессу в условиях службы в вооруженных силах,

Изучение психологических и психофизиологических детерминант стрессоустойчивости и адаптированности у военнослужащих срочной и контрактной службы,

Анализ полученных характеристик,

Формулирование выводов и практических рекомендаций.

Задачи, выдвинутые в исследовании, решались при помощи следующих методов:

1. Изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме.

2. Методы опроса и анкетирования.

3. Методы тестирования.

4. Методы клинико-физиологического исследования.

В исследовании принимали участие 2 группы военнослужащих – срочной и контрактной службы. Всего 31 человек мужского пола.

Гипотеза: эффективная адаптация к условиям военной службы зависит от состояния психоэмоциональной сферы, показателей стрессоустойчивости, адаптационных возможностей организма и срока службы.

Новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязей стрессоустойчивости и адаптивных возможностей организма, агрессивности и стрессоустойчивости военнослужащих срочной и контрактной службы для целей организации психологической поддержки и психокоррекционной работы.

Условия обычной военной службы в современной армии с этих позиций не анализировались, также как и различия в стрессоустойчивости солдат и офицеров срочной и контрактной службы.

Практическая значимость работы заключается в возможности на основе результатов исследования проводить диагностику и осуществлять психопрофилактику и оказывать психологическую помощь военнослужащим в случае нарушений в эмоциональной сфере.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

СТРЕСС Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. С точки зрения психического здоровья стресс (от англ. Stress – напряжение) – это состояние психофизиологического напряжения. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и с наименьшими трудностями. Неспособность противостоять ...

Глава 1. обзор литературы по проблемам стресса и

адаптации

1.1. Основные понятия и проблемы

«Стресс есть неспецифический ответ организма на субъективно значимый раздражитель» — это научное определение стресса дал канадский ученый Г. Селье (1960) и он же ввел в научный оборот понятие «стресс жизни», под которым подразумевал психологическое состояние человека, возникающее под влиянием ситуаций, обусловленных издержками цивилизации (урбанизации, возрастающего темпа повседневной жизни, загрязнения окружающей среды и т.д.) [55. С. 21-22].

Дальнейшее развитие проблемы стресса было связано с изучением психологических факторов его возникновения. Разновидностями психологического стресса являются: болевой; фотостресс; акустический; вестибулярный; гравитаци­онный; информационный; стресс при монотонии, гиподинамии и др. Причи­нами психологического стресса может быть избыток либо недостаток раз­нообразных ощущений человека. Отдельно рассматривают так называемые состояния сенсорной депривации, связанные с дефицитом информации, по­ступающей через рецепторы. Психологический стресс включает как соответ­ствующие субъективные реакции (мысли, чувства, переживания), так и со­путствующие физиологические сдвиги.

Наиболее важная и часто встречающаяся разновидность психологического стресса — эмоциональный стресс. Эта форма стресса связана с преобладанием у человека отрицательных эмоций (беспокойство, неуверенность, тревога, страх, печаль, гнев и проч.).

Эмоциональный стресс является составной частью психоэмоционального напряжения (ПЭН).

О.С. Копина с соавторами (1995), под термином “психоэмоциональное напряжение” понимают разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т. п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-демографические показатели, личностные особенности, отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (самосохранительное поведение) и т. п. [27. С. 119-132].

По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т. п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний. [25. С. 361-374].

14 стр., 6737 слов

Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические детерминанты поведения человека

Психологические детерминанты поведения человека. Сознательное и бессознательное в регуляции поведения человека. Разница в подходах к человеку со стороны экономичес­кой и социальной теории. 1. Психологические детерминанты поведения человека Детерминация в самом общем виде определяется как процесс формирования поведения личности под воздействием совокупности детерминант. Данное понятие "описывает ...

Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.

На практике нередко встречаются комбинированные формы стресса, когда имеет место непосредственное воз­действие на организм человека (например, неблагоприятных климатических условий), истощение или травматизация его психики (например, переутом­ление) и, наконец, субъективная оценка этих воздействий как угрожающих и вредных. Комбинированные стрессы имеют наибольшее значение для прак­тической психологии (состояния людей, перенесших травмы, заболевания и хирургические операции, изменения социального статуса, уровня доходов, семейного положения и др.) [40. С. 214-2…….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М. О факторах устойчивости к стрессу // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. – Пермь, 1973. – С. 67-69.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. – М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. – 272 с.

3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СБб.: Питер, 2001. – 272 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СБб.: Питер, 2001. – 288 с.

6. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.

7. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

8. Анисимов А.И., Михайлов А.Л., Шатровой О.В. Психологическое обеспечение деятельности специалистов безопасности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 1. – С. 169-172.

12 стр., 5898 слов

Психология и педагогика 37

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА» Кафедра истории и социологии Психология и педагогика Методические указания по выполнению контрольной работы Составитель: Загорская Л.В. Пермь - 2008 Методическое пособие для выполнения контрольной работы по курсу « ...

9. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.

10. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: ВМА, 1999.

11. Баранов А.А. Компьютерная диагностика стрессоустойчивости и профессиональных качеств учителей на основе психолого-педагогических методик // Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе. Ижевск, 1996.

12. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 1. – С. 453-457.

13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – С. 270.

14. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.

15. Булатчик Э. Агрессия в обществе в переходный период. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 1. – С. 617-621.

16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.

17. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

18. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. – 1990. — № 1. – С. 106-113.

19. Жуков А.М. Стресс жизни офицеров вооруженных сил Российской Федерации. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 3. – С. 334- 339.

3 стр., 1261 слов

Психология личности педагога профессионального обучения. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.

форма профессионально психологического профиля педагога. 1. Социально-психологическая направленность Тип педагогической центрации: конформная, эгоцентрическая, гуманистическая, авторитарная, на интересах родителей, методическая. 2.Профессиональная компетентность 2.1.Педагогическая компетентность. 2.2.Психологическая компетентность. 2.3. Социально-коммуникативная компетентность: социально- ...

20. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. – Пермь, 1973. – С. 13-15.

21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Издательство «Питер», 2001. – 752 с.

22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

23. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.

24. Китаев-Смык А.А. Психология стресса. – М., Наука, 1983.

25. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с.

26. Когнитивная психотерапия расстройства личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

27. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Психологическая природа психоэмоционального напряжения и его источников. // Вопросы психологии. – 1995. № 3. – С. 119-132.

28. Кокурин А.В. Психологическое обеспечение отделов спецназначения Минюста России. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. – Т. 4. С. 308-311.

29. Королев Л.М. Концепция психологического обеспечения военно-авиационной деятельности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. – Т. 4. С. 390-394.

30. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.

31. Леонова А.Б. Мета-методология анализа стресса: от коллекции фактов к управлению. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. — Т. 5. С. 94-97.

32. Логвинов И.Н., Силаков А.С. Логвинов И.Н., Силаков А.С. Связь стратегии поведения в конфликте с уровнем агрессивности личности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. — Т. 5. – С. 152-154.

33. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. – 1972. — № 6. – С. 168-173.

34. Лоренц Р. Агрессия (так называемое «зло»).

– М., 1994.

35. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2001.

36. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

37. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1999. – 592 с.

38. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.

39. Моросанова В.И., Гаралева М. Агрессивность и осознанная саморегуляция. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. – Т. 5. – С. 488-490.

40. Овчинников Б.В., Владимирова И.Н., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

41. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

42. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; Под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

43. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. Д-ра психол. Наук проф., акад. БПА М.К.Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1999. – 352 с.

44. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия — /Сост. К.В. Сельченок. – Мн., М.: Харвест АСТ, 2001. Психология. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 584 с.

45. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

46. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. — Мн.: Харвест, 1999. — 480 с.

47. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В.Д. Балин и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева.- СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 560 с.

48. Практическая психология: Учебник /Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К.Тутушкиной. — 3-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 335 с.

49. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель).

Практическая

психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара:

Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 672 с.

50. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб.:

Изд-во Михайлова В.А.., 1999. — 288 с. (С. 216-251).

51. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. – 1997. — № 1. – С. 45-54.

52. Реан А.А., Баранов А.А. Стрессоустойчивость и особенности мотивации учителей высокого и низкого профессионального уровня // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: 1998. – С. 194-202.

53. Рожков В.К., Михайлова О.Ю. Агрессивность военнослужащих как фактор нарушения дисциплины и законности. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 111 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2003. Т. 6. – С.  545-547

54. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. – М.: Медгиз, 1960. – С. 254.

55. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. – И.: Прогресс, 1982. – С. 128.

56. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. –

2-е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с.

57.Фромм Э. Революция надежды. — СПб., 1999. — С. 21, 29.

58. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост.,

науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. –

448 с.

59. Цыган В.Н., Фесюн А.Д., Васильченко В.В. Адаптация при стрессе и ее значение в развитии посттравматического стресса // Проблемы реабили­тации. -1999 № 1. — С. 79-86

60. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей, учителей. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.

61. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстре­мальных условиях. — М., 1995. — 34 с.

62. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

63. Шапов А.Х. Стресс и психосоматичные соотношения // Неврология, пси­хиатрия и нейрохирургия. -1993. — № 4. — С.241-247.

64. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения – 97: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1997.