Содержание
Введение 3
Глава I. Особенности социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.
1.1. Понятие «социальные представления». Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Понятия «успех». Формы успеха 14
1.2.1 Подходы к проблеме успеха в отечественной и зарубежной
психологии 19
1.2.2 Понятие «атрибуция» в ситуации успеха и неудачи 23
1.3. Особенности представлений об успехе у мужчин и женщин 25
Глава II. Этапы и методы исследования.
2.1. Этапы исследования 32
2.2. Методы исследования 32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.
3.1. Особенности представлений об успехе у мужчин и женщин, выявленных с помощью ассоциативного эксперимента 37
3.2. Исследование социальных установок об успехе у мужчин и женщин 39
3.3.Особенности атрибуции в ситуации успеха и неудачи у мужчин и
женщин 43
Выводы 45
Литература 47
Приложения 51
Введение
Современное общество имеет сложную структуру, оно функционирует по определенным законам. Живя в таком обществе, человек оказывается вовлеченным в совокупность различных отношений с окружающей действительностью. К окружающей действительности могут относиться такие компоненты, как различные социальные институты, национальные, социальные и другие проявления массовых движений, наконец, различные явления культуры, искусства, науки, религии. Чтобы понять смысл окружающего мира, чтобы облегчить процесс коммуникации с другими людьми по поводу различных событий, наконец, чтобы построить для себя наиболее полную картину мира, человеку необходимы некоторые категории, структуры, которые укрепляли бы его психологическую устойчивость, ориентировали его поведение в меняющихся ситуациях. Такими категориями являются социальные представления.
По мнению С. Московичи социальные представления — это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку. В определенном смысле здравый смысл и обыденное знание выступают как социальные представления, которые составляют способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.
Особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
... 1. Теоретические аспекты особенностей представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни 1.1 Понятие "семья" в психолого-педагогической литературе Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная ...
Таким образом, изменения, преобразования, происходящие в современном обществе, могут способствовать модификации и трансформации социальных представлений о тех понятиях и явлениях, которые на протяжении достаточно долгого времени оставались неизменными.
Разработанность проблемы психологии успеха не получила целостного изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые аспекты этого явления: механизмы формирования установки на успех в больших и малых сообществах (Д. Мак-Клелланд), поведение, направленное на успех как частный вид человеческой деятельности (В. Фридрих, А. Хофман), мотив стремления к успеху и мотив избегания неуспеха (Дж. Аткинсон), потребность в успехе как одна из фундаментальных социальных потребностей человека (Ю. М. Орлова), четыре основные формы успеха (Г.А.Тульчинский).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления представлений мужчин и женщин о социальном успехе, выявление у них особенностей в представлении.
Значимость представлений об успехе заключается в том, что мужчины и женщины выступают в качестве механизма постановки жизненных целей. Мужчины и женщины являются и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность. Понятие жизненного успеха напрямую связано с проблемой жизненного пути человека, с его умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств, с помощью которых личность добивается жизненного успеха.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, решались следующие теоретические и эмпирические задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить основные подходы к феномену успеха в психологической науке, рассмотреть психологические особенности мужчин и женщин.
2. Исследовать социальные представления об успехе у мужчин и женщин, а также в эмпирическом исследовании определить типичные и отличительные черты социальных представлений об успехе у мужчин и женщин.
3. Исследовать особенности атрибуции в ситуации успеха и неудачи у мужчин и женщин.
Объект исследования — мужчины и женщины от 20 до 30лет.
Предмет исследования — социальные представления об успехе у мужчин и женщин.
Гипотеза исследования — мужчины в большой степени ориентированы на результативный успех, на социальное признание, на материальное благополучие, чем женщины.
Методы исследования:
1. Организационные методы — сравнительный метод.
2. Эмпирические методы:
— ассоциативный эксперимент, в интерпретации Ж. Абрика и Инны Бовиной для выявления социальных представлений,
— шкала Г.А.Тульчинского — суждения об успехе.
3. Количественные методы:
— описательная статистика — частотность, встречаемость
— критерий Манна Уитни
4. Качественные методы — анализ и описание структуры социальных представлений.
Социальный статус женщины в обществе
... воспитание детей требует совместной ответственности мужчин и женщин и всего общества в целом. Споры о роли женщины в обществе, ее социальном положении и предназначении существовали во ... явления как грани, отражающие положение женщины в обществе, социальный статус. Он предлагает равные права и возможности жизвенногожизненного выбора мужчин и женщин. Эталитарная трактовка принципа равенства полов ...
Методологические и теоретическая основа исследования:
Понятие и структура социальных представлений в работах С. Московичи, понятие успеха в работах Г. А. Тульчинского, в основе диспозиционный подход и когнитивная психология.
В нашем исследовании приняло участие 30 человек: 15 мужчин и 15 женщин, в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование проводилось в сентябре — октябре 2014 года. Обработка данных проводилась с помощью программы SPSS версия 11.5.
Глава I . Социальные представления об успехе у мужчин и женщин
1.1. Понятие «социальные представления». Подходы к пониманию социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии
В настоящее время интерес к изучению социальных представлений очень высок. Изучение понятия «социальные представления» стоит начать с рассмотрения понятия «представления». Данное понятие часто встречается в рамках общей психологии. Рассмотрим некоторые из определений.
Представления — это «наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представление памяти и представление воображения, являющиеся переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению» [12].
Представления есть «образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются» [31].
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского представления определяются как «образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, которые могут носить обобщенный характер» [29].
То есть в рамках общей психологии представления определяются как некоторый образ, существующий в сознании человека, основанный на прошлом опыте и, который при необходимости может быть воспроизведен. Другими словами, «представление» есть некоторая ступень при переходе от восприятия к мышлению.
В социальной психологии понятие «представление» имеют социальный контекст. Они выступают скорее в виде осмысленных знаний, являясь в современном обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования [6].
Авторы, занимающиеся исследованием социальных представлений, приводят другие примеры определения данного феномена:
Дюркгейм, под социальными представлениями, понимает «особую форму коллективного знания, усваиваемую отдельными индивидами» [20].
Согласно С. Московичи, социальные представления — это «способы интерпретации и осмысления повседневной реальности; определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп» [27].
По Д. Жодле, социальное представление — это «специфическая форма знаний здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены» [36]. В более широком плане социальные представления, как отмечает П.Н. Шихерев, можно понимать «как свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения» [49].
По мнению Г.М. Андреевой, социальное представление выступает как «фактор, конструирующий реальность не только для отдельного индивида, но и для целой группы» [5].
Социальная работа как профессиональная деятельность 2
... не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав). принцип социального реагирования принцип профилактической направленности принцип клиентоцентризма принцип опоры на собственные ... над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры ...
Традиционно социальные преставления рассматриваются и как знание или понятие, и как процесс. Серж Московичи [26] так определяет социальные представления — это ряд понятий, заявлений и объяснений, происходящих в ежедневной жизни в ходе коммуникаций людей, равносильные мифам, и системам взглядов в традиционных обществах, а так же современной версии здравого смысла.
В отличие от представлений, как внутрисубъектных психологических процессов, социальные представления общественно разделены и составляют основу межсубъектных отношений. В отличие от других форм культурных социальных знаний, к примеру научных, или специфических для определенных сфер жизни, предполагающих более узкий набор описаний, построенных на научных методах, они характеризуются большей распространенностью (это представления об обыденных ситуациях жизни, о предметах или событиях широко распространенных), а так же практикоориентированностью — реализуемостью в ежедневном общении людей. Как выражение человеческой субъективности, социальные представления обладают свойством активности: создают основу для ожиданий, направляют познание субъекта окружающей действительности, определяют поведение. Следовательно, социальные представления могут служить основой для интерпретации и понимания поведения людей в группе, групповых отношений [11].
Таким образом, социальные представления, являясь особой формой познания, отражают представления (образы) не отдельного индивида, а некоторой социальной общности, группы.
Внимание исследователей сосредоточенно на проблемах представлений, связанных с различными аспектами действительности. Однако, прежде чем углубляться в современные исследования, необходимо рассмотреть понятие социальных представлений в историческом контексте.
В настоящее время в зарубежной психологии можно выделить в качестве основного подхода к пониманию социальных представлений подход С. Московичи.
Непосредственным идейным источником современной концепции социальных представлений является теория «коллективных представлений» [3] французской социологической школы и, прежде всего Э. Дюркгейма, а также работы Л. Леви-Брюля. Рассмотрим основные положения данных теорий.
Э. Дюркгейм был первым, кто заговорил о коллективных представлениях. По его мнению, общество — это система связей индивидов. Главным объектом этой системы являются социальные факты или продукты социального взаимодействия. Социальные факты также выступают в качестве регуляторов социального взаимодействия, принуждающих индивида к определенному поведению и независящих от индивидуального выбора. К социальным фактам Дюркгейм относит нормы, стандарты поведения и оценки. Центральное место среди них занимают коллективные представления. Социальные факты и есть коллективные представления. Основной функцией коллективных представлений, по мнению Дюркгейма, является осуществление единообразия поведения и умственной деятельности всех членов некоторой группы, эти представления обязательны и обладают определенной мотивирующей силой.
Изучением коллективных представлений также занимался Л. Леви-Брюль. Его исследования показали, что разнообразие представлений в большей степени зависит от типа общества, чем от сферы жизнедеятельности. Также Леви-Брюль считал, что с помощью анализа коллективных представлений, можно дифференцировать первобытное и цивилизованное мышление [41]. Так коллективные представления «примитивного» общества — это представления, погруженные в эмоциональную среду, мистические, очень тесно связанные с памятью (мир внутренних и прошлых образов преобладает над миром внешних и непосредственных), следующий логики сопричастия. Коллективные представления «цивилизованного» общества — это представления, которые основаны, на прагматичных знаниях, которые дают простор речи, опыту и даже критики индивидов [32].
Киберпространство как особая социальная, психологическая и культурная среда
Поиск по ключевым словам не дал результатов. В социальных сетях информация отсутствует. Существует информация о женском ските, однако она не полная. ...
Основываясь на идеях этих авторов, С. Московичи разработал свою концепцию социальных представлений. По мнению С. Московичи высказывания, мнения и оценки социальных явлений по-разному организованы в разных культурах, классах, группах. Следовательно, эти категории должны рассматриваться как характеристики целых групп, а не их отдельных членов, т.к. они образуют системы, которые обладают особым языком и определяются условиями социальной жизни. Таким образом, каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Исходя из этого, можно выделить представления, социальные по своей природе. Согласно Московичи социальные представления — это общественно обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, взгляды, знания и сама наука, которые раскрывают и в какой-то мере составляют социальную реальность [18]. Важным является социальное происхождение таких представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный характер для индивида. Однако наука не вытесняет эти обыденные убеждения. Наоборот, здравый смысл и научные представления в какой-то мере взаимно переходят друг в друга. Социальные представления — это некоторая универсальная форма обыденного познания, которая сочетает в себе когнитивный и аффективный компоненты знаний, позволяющих человеку устанавливать свою позицию по отношению к себе и к действительности [50]. В теории социальных представлений говорится о двух их принципиальных свойствах: они являются групповым феноменом и имеют сложную структуру.
По мнению Московичи социальные представления скорее формируются через взаимные влияния, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образам и разделяемым ценностям. Делая это, люди и приобретают некий общий репертуар интерпретаций, правил, процедур, которые могут применять в повседневной жизни, и доступные всем речевые выражения. В рамках концепции социальных представлений сложились несколько различных направления анализа социальных представлений:
1. на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в банальность;
2. на уровне малой группы социальное, представление выступает как феномен рефлексивной активности во внутри-групповом взаимодействии;
3. в плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представление понимается как элемент рефлексивных о……..
Литература
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., «МОДЭК», 1999, с.34.
Психология индивидуальности личности
... последних лет издания: Психология / под ред. А.А. Крылова (1998), Психология личности В.А. Аверина (2001) и другие источники.1. Проблема своеобразия личности Уникальность, неповторимость психологического облика каждого ... психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представление о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям, ...
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко ЕВ. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. Т. 22, №5, 2001г.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. М.: Фонд «за экономическую грамотность», 1995, с. 22.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник.М.,2002.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания — М.: Аспект-Пресс, 1997 — 239 с.
7. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. / Психологический журнал. — 1993. — т.14. — №2., с. 58-63.
8. Багратиони К.А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук.- М., 2013.
9. Бендас Т.В. «Гендерная психология: Учебное пособие» — СПб.; Питер, 2005г. — 431с.
10. Берн Ш. «Гендерная психология» — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
11. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2009. — 48 стр.
12. Большой толковый психологический словарь — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
13. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки» — М., 2001г.
14. Выготский С.Л. Мышление и речь// Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с. 176.
15. Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В. Вересаева. М.: Недра, 1927. 88 стр.
16. Д.Майерс «Социальная психология», Санкт-Петербург, Питер, 1999 г.
17. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. — СПб.: ООО «СЛП», 1998. — 144 с.
18. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности — М.: Информ-Знаниее, 2005-188с.
19. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2006, 576 с.
20. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — Канон,1996, 432 с.
21. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 400 с.
22. Лабунская В. А. «Социальная психология личности в вопросах и ответах» М., 1999.
23. Лабунская, В.А. Социальная психология личности. — М.: Гардарики, 2000, 397 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1983, 392 с., Т.2. -1983. — 320 с.
25. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007, 672 с. (Сер. «Мастера психологии»).
26. Московичи С. «Век толп» — М.: Центр психологии и поддержки, 1996, 478 с.
27. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд. Психологический журнал. 1995. Т. 16. №1.
28. Налчаджян А.А. Атрибуция, дисонанс и социальное познание. М., 2006.
29. Нефедова Н. И. Социальные представления об успехе // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. №3. С.141-147.
30. Овруцкий А.В. Сравнительный анализ социальных представлений (на примере представлений о потреблении) / Экономическая психология в современном мире: Сборник научн. статей.- М, 2012, С. 237-253.
Социально-психологические методы разрешения социальных конфликтов
... ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора». 2. Социальные и психологические методы разрешения конфликтов Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: ... охарактеризовать эту стадию понятием «социальная напряженность». Социальная напряженность - это особое социально-психологическое состояние общественного сознания и поведения индивидов, социальных групп и общества в целом, ...
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азбуковник, 1999, 944с.
32. Палуди М. «Психология женщины» — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 384 с.
33. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»).
— М.: Мысль. 1994.
34. Психологический журнал С. Московичи «Социальное представление: исторический взгляд» — том 16, №1, 1995.
35. Психологический журнал Турецкая Г.В. «Страх успеха: психологическое исследование феномена» — том19, №1, 1998.
36. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.
37. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Запорожец, Б.Ф.Ломова М.: Педагогика, 1983, 448с.
38. Психологический словарь/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерикова — М.: Педагогика-Пресс, 1999, 440с.
39. Психология. Словарь/под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — М.:Политиздат, 1990, 449с.
40. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» 7/Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996.- №3. С.55-62.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 173.
42. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997.
43. Тульчинский Г. Л. «Разум, воля, успех» — Ленинград, 1990.
44. Фрейд 3. Расстройство памяти на Акрополе, 1936.
45. Фрейджер Р., Фейдимен Д. «Личность. Теории, упражнения, эксперименты» — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004, 608с.
46. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С 44.
47. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С.82 Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993, С. 127.
48. Хрестоматия по психологии мотивации и эмоций/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман — «ЧеРо» НОУ Московский психолого-социальный институт — Москва — 2002г., 751с.
49. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., Наука, 2005.
50. Шихирев ПН. «Современная социальная психология» — М.: ИПРАН; КСП+; Академический Проект, 1999г., 448с.
51. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1997, с. 715.