Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения коммуникативного стресса

1.1.Особенности коммуникативного стресса

1.2.Психофизиологические особенности подросткового возраста…

1.3.Преодоление коммуникативного стресса в подростковом возрасте

ГЛАВА 2.Диагностика уровня коммуникативного стресса в подростковом возрасте…………………………………………………………………………………………………..

2.1. Описание базы исследования…………………………………………………

2.2.Описание методов исследования………………………………………………

2.3. Анализ результатов исследования……………………………………………

ГЛАВА 3.Экспериментальная работа по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте………………………………………………….

3.1.Пояснительная записка…………………………………………………………

3.2.Описание хода реализации программы……………………………………….

3.3.Анализ эффективности программы……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Для развития человека важен каждый возраст и все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход, от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. И влияние стрессовых ситуаций в подростковом возрасте неизбежно.

В подростковом возрасте формируются новые способы адаптации, на базе коммуникативных ресурсов личности, поскольку потребность в общении достигает своего наивысшего уровня. Вместе с тем, по данным психологических исследований, подростки часто не могут наладить успешное общение не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Большинство из них проявляет некритичное отношение к самим себе как субъектам общения. Подростки не всегда умеют выслушать и понять другого, сформулировать и отстоять свою точку зрения. Ориентируясь в общении на удовлетворение своих потребностей в понимании и признании, подростки не всегда умеют адекватно эмоционально выразить себя.

12 стр., 5682 слов

Возраст и стресс

Содержание Введение ………………………………………………………..………….….. 3 Ребенок и стресс ……………………………………………………..…..... 5 Стрессы «среднего возраста» …………………………………….…….... 9 Стресс и пожилые люди ………………………………………….…….....11 Техники преодоления стресса …………………………………………....13 Заключение …………………………………………………………………... 23 Список использованной литературы ………………………………………..26 Приложение …………………………………………………………………...27 ...

В начале любой встречи подростка происходит самопрезентация, он мобилизуется, изменяя позу и демонстрируя свой желательный статус. Даже непроизвольно реагируя на случайных прохожих, происходит процесс формирования коммуникативного стресса. А именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса — стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой стороны — многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.

Все выше сказанное позволило сформулировать тему исследования: особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

Объектом исследования является: коммуникативный стресс.

Предметом исследования является: преодоление коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Выявить особенности коммуникативного стресса.

2. Раскрыть психофизиологические особенности подросткового возраста.

3. Рассмотреть способы преодоления коммуникативного стресса.

4. Выявить способы преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

5. Разработать и реализовать программу по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

Проблема данного исследования отражает противоречия между необходимостью помощи подросткам в преодолении коммуникативного стресса и недостаточной сформированностью у них коммуникативных умений и навыков.

13 стр., 6387 слов

Конфликты в подростковом возрасте

... исследования – дети подросткового возраста. Предмет исследования – методика разрешения конфликта в подростковом возрасте. Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых ... формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых ... подвержены многочисленным нервным срывам и стрессам. Не следует в присутствии одноклассников ...

Методологической основой исследования являются личносто-ориентированный, деятельностный, системный подходы для разработки и реализации мероприятий по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте. Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические ( анализ основных понятий, психолого-педагогическая литература по теме исследования), эмпирические ( беседа с классным руководителем, социальным педагогом, психологом, проведение диагностических методик).

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативного стресса.

1.1 Особенности коммуникативного стресса

Проблема стресса в последние десятилетия становится одной из актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях.[24;112]

Термином «стресс» объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложно й и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, социологии, медицины и других наук. [17;19].

Не смотря на то, что по проблеме стресса выполнено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной , а это понятие часто используется без четкого определения. Основные вопросы возникающие при изучении и обсуждении сущности психологического стресса, обуславливаются отсутствием общей, единой теорией о природе самого стресса и его вредных воздействий на человека. В тоже время следует отметить, что проблема стресса как предмет научных исследований с той или иной степенью глубины рассматривалась в самых различных аспектах многими учеными, которыми изучались вопросы причинности возникновения и детерминации развития стресса, его симптомокомплекса, индивидуально-психологических особенностей проявления, методов измерения, приемов предупреждения и ликвидации его последствий. (В.А. Бодров [10;34]).

Понятие стресса ввел канадский ученый Ганс Селье. Он дает следующее определение стресса — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [21;63]

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

СТРЕСС Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. С точки зрения психического здоровья стресс (от англ. Stress – напряжение) – это состояние психофизиологического напряжения. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и с наименьшими трудностями. Неспособность противостоять ...

Стресс — это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Это такое эмоциональное состояние, которое связано с тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из сложившегося положения.[22;48]

Стресс (англ.- давление, нажим, напряжение) — это психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудовых, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменившиеся условия среды. [22;49]

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях:

— во-первых, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие

— во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутренне психическое состояние напряженности и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем а также вызывать психические напряжения;

— в-третьих, понятие стресс определяет, любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще всего употребляется термин «стресс-фактор»;[15;131]

Понятие «стресс-фактор» (стрессор) — традиционно для различных концепций стресса и определяется как причина, вызывающая состояние стресса. Без понимания специфики стресс-фокторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса. При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией — конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре или экзамене, либо это выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности.[15;146]

Стресс-факторы можно условно разделить на две большие группы — объективные, под которыми подразумевается объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения.[17;48]

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические - вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, ...

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощения энергетических ресурсов. [20;86]

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации. [21;42]

Дж. Эверил считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, то есть отсутствие адекватной, в данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциональных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты N. H. Rizvi отметил следующее:

1. Иногда это состояние относится к состоянию беспокойства в организме, которое он стремиться утратить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность, или аверсивных мотиваций, слабой боли или диссонанса.

11 стр., 5342 слов

Модель психологического сопровождения образовательного процесса в спортивной деятельности

... же от его психологического состояния. Именно психологическое состояние спортсмена определяет его успех. Изнурительные тренировки, волнение перед соревнованиями, а иногда и стресс после поражения. Всё ... колледж им. Бадюлина» Специальность 050141 «Физическая культура» КУРСОВАЯ РАБОТА Модель психологического сопровождения образовательного процесса в спортивной деятельности по профессиональному модулю ...

2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Также защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении. Которое ведет к принятию мер по избеганию агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация. [16;44].

В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и « психологический стресс», введенных известным исследователем стресса Р. Лазарусом.

1. Физиологический стресс ( исходя из концепции «общего адаптационного синдрома Г. Селье) — состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п.

2. Психологический стресс — состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс- факторов ( информационной перегрузке, ситуации обиды, угрозы, неопределенности т п.).

Г. Селье выделил три этапа в развитии стресса:

— Тревога (фазы шока и противошока).

— Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров).

— Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма).

[21;41]

Обобщение теоретико-эксперементальных данных изучения проблемы стресса, нашло отражение в разработке ряда его концепций, в создании теорий и моделей, объясняющих механизмы зарождения, развития и последствий стресса. [10;66]

Биологические теории и модели стресса

2 стр., 501 слов

Упреждающая модель психологического сопровождения

Отчет по практике Тема. Упреждающая модель психологического сопровождения Содержание Введение Основная часть 1. Характеристика базы практики: МБДОУ «Детский сад №9» 2. Упреждающая модель психологического сопровождения одаренных детей Заключение Список использованных источников Список сокращений Приложения Введение Производственная практика - это практика, главной целью которой является ...

1. «Общий адаптационный синдром»

2. Генетически-конституциональная теория.

3. Модель предрасположенности к стрессу — эта модель основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакции напряжения. [10;20]

Физиолого-психологические теории и модели стресса.

1. Психодинамическая модель: теория обучения.

2. Психосоматико- психоаналитическая модель.

3. Модель H.G. Wolff — автор предпринял исследования стресса, рассматривая его как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы. [10;24]

Психологические теории и модели стресса

1. Когнитивная теория стресса (Р. Лазарус)

2. Ресурсная модель психологического стресса

3. Междисциплинарная модель стресса [10;25]

Социальные (социально-психологические) теории и модели стресса.

1. Модель D. Mechanik — он определяет стресс как « дискомфортные реакции индивида в особых ситуациях». Центральным элементом в модели является понятие и механизмы адаптации, которая определена им как способ, которым индивид борется с ситуацией со своими чувствами, связанными этой ситуацией.

2. Модель B.P. Dohrenwend — в данной модели стресс определяется как состояние развивающееся между предшествующей напряженностью и последующими попытками снизить напряженность. Поэтому стресс рассматривается автором как результат любого поведения в ответ на давление, независимо от того, какое это поведение — адаптивное или не адаптивное. [10;32]

Общие теории и модели стресса

1. Системная модель стресса — альтернативой этим теориям является системная теория, которая отражает понимание процессов управления на уровне системной саморегуляции. Общая системная теория рассматривает процессы динамического взаимодействия ее компонентов в многовариантных связях.

2. Интегративная модель стресса — возникновение проблемы сопровождается напряжением функций организма. Если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже растет — развивается стресс. [10;35]

Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо сторону многогранной проблемы.[10;39]

Если рассмотреть биологические и психологические теории и модели стресса, то можно увидеть, что стресс возникает под воздействием на человека внешних факторов среды, стимулов, которые в свою очередь в свою очередь вызывают определенную реакцию у организма человека.

Анализируя различные психологические исследования, можно прийти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к системному подходу в области изучения стресса. Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса.

Например определение психологического стресса можно с полным правом отнести к коммуникативному стрессу.

Коммуникация (лат. communicatio) — буквально означающее общее или разделяемое всеми. В практическом плане — это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. [14;453]

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения — обмена информацией, коммуникативный стресс — сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (вос……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А. А. « Личность и общение»: Избранные труды. М, 1983

2. Добрович А. Б. « Воспитателю о психологии и психогигиене общения», М. Просвещение, 1967.

3. Зимняя И. А. «Педагогическая психология». Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997

4. Мудрик А. В. « Общение как фактор воспитания школьников», М. Педагогика, 1984

5. Давыдов В. В. « Психологический словарь». — М., Педагогика. 1983.

6. Мухина В. С. « Возрастная психология. — М., Академия, 2000.

7. Попова Л. М. Стресс жизни. [Текст] : понять, противостоять и управлять им / [ сост.: Л. М. Попова, Соколов И. В. ]. — Санкт-Петербург: Лейла. 1994.- 381, [1]с.: ил.; 20см.

8. Субботина Л. Ю. Стресс / Л. Ю. Субботина, Худож. А. А. Селиванов. В. Н. Куров. — Ярославль: Акад Холдинг, 2001. — 126с.

9. Полякова О. Н. Стресс [Текст]: причины, последствия, преодоление / О. Н. Полякова; под ред. А. С. Батуева. — Санкт — Петербург: Речь, 2008. -140, с.

10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М., 1995.

11. Реан. А. А. Психологическая адаптация личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб., 2006.

12. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.

13. Перрет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.

14. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Ю. Л. Неймера — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 780 с.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва, 1993. — 151 с.

16. Эмоциональный стресс / Под ред. Л Леви. — Л., 1970.

17. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М., 1975.

18. Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис…д-ра психол. Наук. — М., 1993.

19. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

20. Маклаков А.Г. — «Общая психология», СПБ, 2003 г.- с.138.

21. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. — Москва: ЧеРо, 2002 г., с. 63.

22. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.372.

23. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «.Педагогическое общество России: Москва, 2004 г.С.19

24. Р.А. Тигранян «Стресс и его значение для организма» [112].

25. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман.