Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения подвижных игр в начальной школе 9
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 9
1.2. Средства, формы и методы физического воспитания в начальной школе 14
1.3. Игра как средство физического развития младшего школьного возраста . 20
1.3.1. Классификация подвижных игр 20
1.3.2. Методика обучения подвижным играм детей младшего школьного возраста 27
1.3.3. Особенности организации подвижных игр с детьми младшего школьного возраста 31
Глава 2. Экспериментальная работ по использованию подвижных игр в начальной школе 33
2.1. Оценка уровня физического развития детей младшего школьного возраста 33
2.2. Работа по использованию подвижных игр для физического развития детей младшего школьного возраста 35
2.3. Результаты работы по физическому развитию детей младшего школьного возраста 37
Заключение 40
Список использованной литературы 45
Приложение
Введение
Значение игры в развитии ребенка нельзя переоценить. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, приобретающие потом самостоятельное значение.
Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на детей на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Важно, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от ... происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно ...
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.
Передовые русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. С этой же целью в школьный компонент школа включила индивидуально-групповые занятия — « Подвижные игры». Эти занятия позволяют удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Играть для детей — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятель- ность, уверенность и настойчивость. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением на- правления движений. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.
Пальчиковая игра как средство психического развития детей старшего ...
... силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в психическом развитии ребенка [19]. Вопросы движущих сил развития детей, а также ... старшего дошкольного возраста; · изучить влияние пальчиковой игры на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста Методы исследования: · ...
Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели — характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Подвижные игры дают возможность предотвратить перегрузки и усталось у школьников, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках, а также помогает детям осознать возможность сохранения здоровья.
Актуальность проблемы оздоровительных мероприятий для детей обусловлена широким распространением среди учащихся общеобразовательной школы нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, физического развития, двигательной подготовленности, повышенной заболеваемостью и неадекватной реакцией на учебные нагрузки.
Так, выявлено, что ослабленный ребенок характеризуется пониженной ежедневной двигательной активностью, что, в свою очередь, провоцирует многочисленные отклонения в состоянии здоровья: снижение функциональной подготовленности нервно-мышечного аппарата, ослабление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение общего самочувствия, быструю утомляемость, снижение умственной работоспособности.
Как показывает практика и специальные исследования, проблемы детей имеют чрезвычайно негативные последствия не только для школьной учебной деятельности, но и для социальной адаптации ребенка. Дети существенно хуже адаптированы в коллективе, имеют менее выраженный уровень сформированности таких показателей, как уверенность в своих силах, спокойствие, самоуважение. Проблема ослабленных детей приобретает в настоящее время социальное значение, поскольку наряду со снижением функционального состояния систем организма связана с адаптацией детей и подростков в современном обществе и возникновением ряда негативных психологических аспектов жизнедеятельности. Большое значение приобретает профилактика и коррекция нарушений разных систем организма ослабленных учащихся младших классов общеобразовательной школы. Это связано с особенностями данного возрастного периода, когда закладываются основы ценностных ориентаций, формируется созревание большинства систем организма, создаются предпосылки будущего здоровья. В связи с этим образовательная оздоровительная направленность должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и /или продолжают существовать.
Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного ...
... особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе работы решались следующие задачи: 1. изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста по данным научных исследований; 2. дать анализ ...
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы работы: «Особенности организации подвижных игр в начальной школе».
Цель исследования: — выявить возможности использования подвижных игр как средства физического развития детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является физическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является особенности организации и проведения подвижных игр в начальной школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование подвижных игр может эффективно влияет на физическое развитие детей младшего школьного возраста при следующих условиях: использование подвижных игр в дидактических целях, на переменах, в качестве третьего урока физультуры, при отработке определенных физическихз навыков.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Дать характеристику физического развития детей младшего школьного возраста.
2. Ознакомиться с понятием и видами подвижных игр.
3. Выявить влияние подвижных игр на физическое развитие ребенка.
Методологическую основу исследования составляют:
— концептуальные и теоретико-методологические положения психологов и педагогов по проблемам физического развития детей младшего школьного возраста;
— разнообразие теоретических подходов использования подвижных игр;
— теоретическое осмысление исследований по вопросам использования подвижных игр как средства физического развития детей младшего школьного возраста.
Теоретические и методологические основы использования подвижных игр разработаны в трудах таких передовых русских ученых как П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский.
Методы исследования включают:
— анализ и обобщение научно-педагогических и психологических исследований;
— экспертная оценка.
В исследовании использовались статистические методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в уточнении и упорядочивании представлений об использовании подвижных игр как средства физического развития.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы: теоретический анализ проблемы и описание эмпирического исследования; заключение, приложения.
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения подвижных игр в начальной школе
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста ...
... В.И. Лубовский дает обобщенную характеристику задержки психического развития по отношению к нормально развивающимся детям; 1) поведение этих детей соответствует более младшему возрасту; 2) по сравнению с нормально ... только после 3 лет. Потом оказывается, что развитие идет ускоренными темпами, и к началу школьного возраста, этот ребенок по уровню речи оказывается вполне подготовленным ...
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.
Для практики физического развития показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет — 1200 мл. У мальчиков 12лет — 2200 мл, у девочек 12 лет — 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого).
Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%).
Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию).
Поэтому необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.).
В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по от……..
Развитие двигательного творчества детей среднего дошкольного ...
... возраста в подвижных играх. Объект исследования: двигательное творчество детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития двигательного творчества детей в подвижных играх. Гипотеза: Эффективное развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных ... схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети панически боятся ошибиться при выполнении ...
Список использованной литературы
1. Витовтова В.М. Организация и проведение уроков физической культуры с использованием народных и подвижных игр. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 1103656.html. — Дата обращения: 30.01.2015.
2. Гогин А.В. Подвижные игры при изучении метания в начальной школе. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: legkaya-otletika/podvizhnye-igry-pri-izuchenii-metaniya-v-nachalnoj-shkole.html (дата обращения 01.02.2015)
3. Долганова Н.И. Методика определения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (дата обращения 01.02.2015)
4. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. — М.: «ВАКО», 2004. — 296 с.
6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Избранные труды / Вступит. ст. И.Н. Решетень. — М.: ФиС, 1987. — 359 с.
7. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”. — М.: Мозаика- Синтез, 2000. — 256 с.
8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
9. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры / Под редакцией Ю.И. Портных. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 344 с.
10. Тюрджиев Г. Стоп-упражнения // Наука и религия. — 1989. — № 9.
11. Удюрова В.Н. Подвижные игры на уроках в начальной школе. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ?t=hry&eduid=11881&hry=./250664/250693/255938 (дата обращения 01.02.2015)
12. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 420 с.