СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ:
ПОНЯТИЕ И СРЕДСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 8
1.1 Уголовно-исполнительное законодательство 8
1.2 Понятие исполнения наказания, его правовые
основания и порядок регулирования 26
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ 40
2.1 Правовое регулирование применения
к несовершеннолетним осужденным мер
исправительного воздействия 50
2.2 Условия отбывания наказания в воспитательных колониях 53
2.3 Меры взыскания и поощрения, применяемые
к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях 59
2.4 Перевод осужденных к лишению свободы
из воспитательных колоний в исправительные колонии 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Приговор Бугульминского
городского суда Республики Татарстан
уголовного дела в отношении Мандругина В.В. 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Приговор Ново-Савиновского
районного суда города Казани уголовного дела
в отношении Иванова П.И., Сидорова К.П., Петрова Н.С. 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Приговор Новошешминского
районного суда Республики Татарстан
уголовного дела в отношении Буинского А.В., Першина А.Д. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Приговор Ново-Савиновского
районного суда города Казани уголовного дела в
отношении Валеева А.М. 89
ВВЕДЕНИЕ
В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни, системе трудового потенциала страны. Кроме того, она выступает и как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей.
Однако сегодня нет особой нужды доказывать очевидную опасность того, что именно молодежь, подростки совершают самые тяжкие преступления. В современный период преступность несовершеннолетних в России стала носить более общественно опасный характер, чем в прошлом. Это свидетельствует о глубоких провалах в социальной политике и воспитательной работе с несовершеннолетними.
Ново-Савиновским районным судом г. Казани за 2007 год рассмотрено 776 уголовных дел, из них 80 уголовных дел в отношении 95 несовершеннолетних, что составляет 10,3 % от общего количества рассмотренных дел.
Психологическая характеристика судебного процесса по уголовным делам
... цель познавательной деятельности в суде - получение доказательственного материала для осуществления конструктивной деятельности - вынесения приговора. Цель работы: анализ психологии судебного процесса по уголовным делам. Задачи работы: 1. ... т. д. Шахматный допрос может быть проведен только в отношении лиц, ранее допрошенных в суде, т. е. после основного допроса. Нельзя также нарушать порядок ...
Из общего числа осужденных несовершеннолетних в 2007 году 28 осуждены за совершение тяжких преступлений, 18 подростков осуждены за совершение преступлений средней тяжести, 1 за преступление небольшой тяжести Необходимо отметить, что за 2007 год ни один подросток не был осужден за особо тяжкие преступления.
Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних. Это обеспечит упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, коррекцию их личности на ранних стадиях деформации нравственного и правового сознания, применение мер административно-правового и уголовно-правового воздействия на подростков только в тех случаях, когда иные меры себя исчерпали. Реализация перечисленных подходов представляется возможной лишь при условии коренного преобразования совокупности органов, занятых социально-правовой охраной и предупреждением социальных отклонений несовершеннолетних, и решения вопросов научного, кадрового, правового, информационного обеспечения новой системы.
Вопрос исполнения наказания несовершеннолетними является очень актуальным, так как очень много совершается преступлений среди несовершеннолетних. Данная проблема достаточно широко освящается в литературе, как в научной, так и в периодической, а также в сети Интернет. В литературе вопрос особенности исполнения наказания несовершеннолетними рассматривали В.П.Артамонов, Н.А.Беляев, Н.А. Стручков, А.Е.Наташев, Б.С. Утевский, А.Л. Ременсон, Ю.М. Ткачевский и ряд других правоведов.
Целью работы является наиболее полно рассмотреть особенности исполнения наказания несовершеннолетними, проанализировать правовое регулирование исполнения наказания несовершеннолетними.
Для выполнения целей необходимо рассмотреть вопросы организации воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, а также проанализировать особенности правового регулирования исполнения наказания несовершеннолетними, что возможно при выполнении следующих задач:
1) правовое регулирование исполнения наказания;
2) рассмотреть назначение воспитательных колоний;
3) рассмотреть условия отбывания в воспитательных колониях;
4) проанализировать меры поощрения и взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях.
Объектом исследования работы является правонарушения несовершеннолетними.
Предметом исследования является правовое регулирование исполнения наказания несовершеннолетними.
Работа состоит из введения, а также из двух разделов.
Первый раздел «Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования» включает в себя уголовно-исполнительное законодательство, понятие исполнения наказания, его правовые основания и порядок регулирования.
Во втором разделе «Правовое регулирование исполнения наказания в воспитательных колониях» представлены правовое регулирование применения к несовершеннолетним осужденным мер исправительного воздействия, условия отбывания наказания в воспитательных колониях, меры взыскания и поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях, перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии.
Отношение подростков к несовершеннолетним преступникам
... за него они не получили бы наказание. Объект исследования - подростки. Предмет исследования - отношение подростков к несовершеннолетним преступникам. Выборка - Опрошено 20 подростков в возрасте от 14-16 лет. ... наркотикам, участие в азартных играх; бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; - ранние половые связи, половая распущенность; систематическое ...
В конце работы представлен список использованных источников и приложения.
1 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ: ПОНЯТИЕ И СРЕДСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Уголовно-исполнительное законодательство
Термин «законодательство» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле слова законодательство включает в себя весь комплекс различных по юридической силе нормативных актов, регулирующих правоотношения в конкретной сфере общественной жизни. В узком смысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования /№16/.
Соответственно под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Такое понимание уголовно-исполнительного законодательства представляется правильным, поскольку учитывает существенные качественные различия между законами и подзаконными актами……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав судебную практику можно сделать вывод о том, что в основном преступления среди несовершеннолетних совершаются в виде грабежа и краж.
Ново-Савиновским районным судом г. Казани за 2007 год рассмотрено 776 уголовных дел, из них 80 уголовных дел в отношении 95 несовершеннолетних, что составляет 10,3 % от общего количества рассмотренных дел.
Из оконченных производством уголовных дел данной категории приговоры поставлены по 40 уголовным делам в отношении 47 подростков, из них по 2 делам наряду с постановлением приговоров в отношении 2 подростков были применены принудительные меры медицинского характера, 33 уголовных дела в отношении 38 подростков были прекращены в связи с примирением с потерпевшими, 1 уголовное дело в отношении 1 подростка было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, 2 подростка по 2 уголовным делам были освобождены от уголовной ответственности и в отношении них были применены принудительные меры медицинского характера, 3 уголовных дела в отношении 5 подростков были возвращены прокурору, 1 уголовное дело в отношении 1 подростка было передано по подсудности, производство по 3 уголовным делам приостановлено в связи с розыском подсудимых.
Из общего числа осужденных несовершеннолетних в 2007 году 28 осуждены за совершение тяжких преступлений, 18 подростков осуждены за совершение преступлений средней тяжести, 1 за преступление небольшой тяжести Необходимо отметить, что за 2007 год ни один подросток не был осужден за особо тяжкие преступления.
Самым распространенным видом преступления, за которые осуждаются несовершеннолетние являются грабежи и кражи. Так из общего числа осужденных подростков за 2007 год, 16 осуждены за совершение грабежей, 9 — за совершение краж, 4 — за разбойные нападения, 4 — за угон автомототранспортного средства, 3-за мошенничество, 3 — за сбыт поддельных денежных купюр, 2-за хранение наркотических средств, 3 — за вымогательство, 1 за насильственные действия сексуального характера, 1- за изнасилование, 1- за причинение легкого вреда здоровью.
Общая характеристика тестовых материалов:
... Учредителя. органа управления образованием. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. органов школьного самоуправления. ... литературы. 5. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем ... граждан на равноценное образование гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования ...
Из 47 осужденных несовершеннолетних на учете в ПДН состояло 26 человек, 6 подростков на момент вынесения приговора имели не погашенную судимость.
Обобщение уголовных дел показало, что из общего количества совершенных подростками преступлений было совершено в группе 22 преступления, в группе со взрослым 6 преступлений, одним лицом 52 преступлений.
В основном предметом преступного посягательства несовершеннолетних являются сотовые телефоны, так из общего количества рассмотренных уголовных дел в 35 уголовных делах предметом преступного посягательства являлись сотовые телефоны, в 9- автомототранспортные средства, в 10- денежные средства.
Образование, полученное несовершеннолетними, уровень учебных заведений также оказывают большое влияние на склонность несовершеннолетних к совершению преступлений. Из общего количества рассмотренных дел в отношении несовершеннолетних 5 подростков работало, 61 подросток обучались в средних образовательных школах, профессионально-технических училищах, 3 подростка обучались в высших учебных заведениях, колледжах, лицеях. 26 подростков на момент совершения преступления не работали и не учились. Наибольшее количество преступлений приходится на учащихся ПЛ-68 — 6 преступлений (в 2006 году по количеству преступлений совершенных учащимися данного лицея, также превышало количество несовершеннолетних по сравнению с другими учебными заведениями) школы № 24 — 5 преступлений, ПЛ-30 — 3 преступления.
Из общего количества рассмотренных дел 39 подростков воспитывалось в полной семье, 45 подростков воспитывалось одним из родителей, либо с иными родственниками, и 1 подросток является воспитанником детского дома,3 семьи, в которых воспитываются подростки, относятся к категории неблагополучных, где родители злоупотребляют спиртными напитками и не принимают должного участия в воспитании детей.
Практика назначения наказания несовершеннолетним характеризуется следующими данными: из общего числа осужденных за 2007 год подростков 8 приговорены к лишению свободы, из которых 4 подростка взято под стражу в зале судебного заседания, 21 подросток к условному осуждению с применением ст.73 УК РФ, 5 приговорены к обязательным работам, 2 к исправительным работам, 1 подросток приговорен к штрафу.
Из 80 уголовных дел, рассмотренных Ново-Савиновским районным судом г.Казани в отношении несовершеннолетних по 6 делам были поданы кассационные жалобы и протесты. Все приговоры и постановления суда были оставлены без изменения.
За 2007 год Ново-Савиновским районным судом г.Казани было вынесено 10 частных постановлений по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в адрес Ново-Савиновского РУВД г.Казани и прокурора района. Причинами явились нарушения, допущенные органами предварительного расследования и дознания. 1 частное постановление было вынесено в отношении защитника в Адвокатскую палату, за некорректное поведение в суде.
Из приведенного обобщения следует сделать следующие выводы, что причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются:
1) бесконтрольность и отсутствие соответствующего надзора за подростками со стороны родителей и лиц, их заменяющих;
Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...
... взаимодействии и взаимовлиянии. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних. . Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических ... период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от ...
2) в учебных заведениях отсутствует должная профилактика по предупреждению и предотвращению преступлений среду обучающихся лиц;
3) слабая профилактическая работа со стороны работников ПДН также является одной из причин совершения несовершеннолетними преступлений.
При рассмотрении судьями дел, совершенных несовершеннолетними, необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» привлекать к участию в судебных заседаниях представителей по месту учебы подростков, представителей ПДН, учитывать социальную среду, в которой воспитывался подростков, его поведение, склонность к совершению правонарушений.
Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.
Для этого необходимо:
1) выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
2) изучать личности этих подростков;
3) определять и устранять источники отрицательного влияния на них;
4) исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений;
5) осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;
6) периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.
Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:
1) подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);
2) несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;
3) вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;
4) осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:
5) освобожденных из воспитательных колоний.
Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми органами внутренних дел как по вертикали, так и по горизонтали, а также со всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.
Личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка.
Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих его психической неполноценности.
Вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данного вопроса — создание психолого-педагогических центров. Таким образом, обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.
Психовозрастные особенности несовершеннолетних
... проблема возрастного формирования личности, точнее его издержек и осложнений. И она не может быть решена по принципу преступление наказание. Нельзя забывать, что различие между несовершеннолетними и взрослыми ...
Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.
Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. «Успешность этой работы будет достигнута тогда, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы».
Как и любой вид деятельности, предупреждение преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В литературе в числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо
оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах.
Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
Главное — своевременность. Это позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность.
Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.
Деструктивные группы, психологическое воздействие на личность. Секты
... специалиста 8. 20 способов сопротивления нежелательному социальному воздействию Заключение Введение. Для своего реферата я выбрала тему Деструктивные группы, психологическое воздействие на личность. Секты потому, что считаю ее ...
Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Это-довольно сложный и противоречивый процесс. В связи с этим Б.С.Утевский писал: «Колония, тюрьма — самое неблагоприятное место для воспитательной работы… Принуждение — не самый лучший метод воспитания… Для того чтобы перековать преступников, требуются призвание, любовь к этому трудному делу, энтузиазм, душевная теплота, вера в человека, умение терпеливо, шаг за шагом, кусочек за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного, закреплять их и идти дальше, пока перед воспитателем не встанет новый человек». Однако необходимость исправления и перевоспитания, несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы.
УК РФ рассматривает в отдельной главе вопросы уголовной ответственности и наказания, несовершеннолетних с учетом определенных особенностей этой категории лиц. Органы дознания, следствия и суды должны учитывать социально-психологический аспект жизни подростка, уровень сознания, способность осознавать происходящее и давать этому оценку.
Одной из особенностей привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.
За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, по общим же правилам — по достижении шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК).
Несовершеннолетним считается лицо до исполнения ему восемнадцати лет. Это социальное и юридическое положение наступает на следующий день после восемнадцатого дня рождения лица. Например, лицо рождено 23 марта 1980 г., его совершеннолетие наступает в 0 часов 24 марта 1998 г. В таком же порядке исчисляется наступление четырнадцати и шестнадцати лет.
Несовершеннолетний, совершивший преступление, может быть признан виновным и ему может быть назначено наказание, в то же время при совершении преступного деяния он может быть, и освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих э его психической неполноценности.
Вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данного вопроса — создание психолого-педагогических центров. Таким образом, обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас ... некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний ...