СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ…………………………………………………………………………..9
1.1 Исследование проблемы формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в психологии и педагогике…………………………………………………………………………9
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………..30
1.3 Педагогические условия формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров……………………………………………………………40
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ……………………………………………………49
2.1 Выявление уровня развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………49
2.2 Опытная работа по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров……………………………………………………………56
2.3 Динамика сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ……………………………………..…60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи формирования математических представлений дошкольного возраста и указывается, что развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития ребенка младшего дошкольного возраста. Обучению младших дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации получаемой ребёнком, началом школьного обучения с шести лет, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, повышенное внимание к компьютеризации.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью вы…………………………………..
Именно через использование малых фольклорных жанров устного народного творчества отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Актуальность данной темы заключается в том, что требования к содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному раз……………………………………………
Использование компьютера в развитии математических представлений ...
... обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Так же в последнее время приобретают популярность компьютерные программы, направленные на обучение детей в определенном направлении, например, программы по формированию у детей математических представлений, ...
…………Научные позиции известных педагогов и психологов по проблемам математической подготовки детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер,Н.Н. Поддъяков и др.) легли в основу современной системы раннего математического обучения и развития и значительно обогатили ее.
Актуальность нашего исследования также связана с разрешением противоречий между современными ………………………………
………Таким образом, налицо противоречие которое ……………………………………………………
Цель исследования – выявить педагогические условия …………………..
Объект исследования – математические ……………..
Предмет исследования – процесс формирования …………………
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой мы ……………………..
этапе работы.
Для решения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования математических представлений у детей младшего ……………………………………….
этапе работы.
Для решения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования математических представлений у детей младшего ………………………………………………..
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение …………………………………………….
Практическая значимость. Разработанный и апробированный в исследовании комплекс психолого-педагогических ……………………………………
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь ……………………………………
Организация исследования: исследование проводилось на базе …………………………………
Апробация исследования: результаты исследования обсуждались на ……………………..
Поставленные цель и задачи работы определили структуру работы, ………………………………………….
Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе ...
... детей в ходе кружковой работы. Задачи: - Исследование особенностей развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта; - Исследование специфики коллективной деятельности детей ... Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает ... современным представлениям, физического развития. Раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со ...
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
1.1 Исследование проблемы формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в психологии и педагогике
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание работы по математическому развитию содержание должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлении о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере материале звучании, количестве, числе, части и целом ритме, темпе, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Вопросы математического развития дошкольников, в частности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, отражены в работах А.В. Белошистой [6], А.М. Леушиной, З.А. ………………………………………………………Сюда относятся:
а) понятие количества и знакомство с числами; счёт предметов; простейшие операции над числами;
б) понятие о величине предметов и сравнение величин;
в) ориентировка во времени;
г) ориентировка в пространстве;
д) знакомство с геометрическими формами и умение находить их в окружающей обстановке;
е) некоторые меры и измерение ими.
Ф.Н. Блехер предложила общие пути работы по формированию математических представлений. Она выделила два основных пути в работе с детьми:
1. Использование всех многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым – игры и занятия со специальным заданием по счёту.
Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором — работа по счёту носит самостоятельный характер. В работе с детьми указанные пути перекрещиваются и применяются в каждой возрастной группе детского сада.
Так же Ф.Н. Блехер разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.
В отличие от традиционной методики ознакомления с числом (число — результат счета) новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мера).
Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций………………………………………………………………………
1.2 Особенности формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 4-5 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки.
Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста ...
... общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые ... Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане - в представлении и воображении. ...
Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда……………………………………………………………………………..времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
... свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для ... "Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста". Актуальность курсовой работы: так как в младшем школьном возрасте наблюдается активное развитие речи ребенка, встает проблема соответствия ...
В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.
В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т.п.; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т.п.»
Математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания.
Используют предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, и различаются не более чем 1-2 признаками. Для……………………………………………………………
1.3 Педагогические условия формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
В соответствии с ФГОС в образовательной области «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных представлений у дошкольников» направлена на интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта — реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры. В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах: организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, поэтому именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
– Игры с цифрами и числами «Подбери к картинке цифру», Палочки Кюизенера, «Цыплят в три года мы считаем».
Работа ДОУ с семьей по развитию у детей математических представлений
... самостоятельности, гигиенических навыков, развитии речи; с родителями детей старшего дошкольного возраста -- о руководстве игрой, трудом, использовании ... на игровую деятельность дошкольника: «Задача обучения детей первоначальным математическим знаниям и мнениям заключается в том, ... полное общее представление об укладе жизни семьи, семейном «климате», системе воспитания ребенка. Последующие посещения ...
– Игры путешествия во времени «День, ночь», «Что за чем».
– Игры на ориентировку в пространстве «Где чей домик», «Магазин».
– Игры с геометрическими фигурами «Блоки Дьенеше», «Цвет и форма», «Сложи фигуры из геометрических палочек».
– Игры на логическое мышление «Ассоциации».
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. задачи распределены по формированию детьми количества, величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени, чем она очень удобна, в ней говорится, что ребенка трёх лет нужно учить различать понятия «много», «один», учить понимать вопросы «поровну ли?», «чего больше, меньше?»; учить детей сравнивать предметы контрастных размеров; различать геометрические фигуры; учить ориентироваться в расположении частей своего тела; ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Программы «Радуга» и «Детство» дают уже задачи обобщенно. Такие как у «Радуги»: учить понимать слова, выражающие контрастные качества, выделять признаки и свойства предметов, классифицировать, строить ряды по возрастанию и убыванию выраженности признака. И у программы «Детство»: способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий и развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.
Понятие «детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно. Однако новизна термина не связана с поздним происхождением этого вида фольклора. Глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп [15].
Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Это означает, что из детского фольклора исключается все то, что не создано …………………………………………………………………………….
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
2.1 Выявление уровня развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе МБДОУ Батыревский детский сад «Василек» с. Батырево Чувашской Республики. В эксперименте приняло участие 40 детей младшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную по, 20 человек в каждой.
Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении уровня сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного ...
... лет, другие — от 3 до 7 лет. Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Физическое, нервно-психическое, социальное и познавательное развитие Центральная нервная система В ... почти отсутствующие в более ранних возрастных периодах, появляются только к концу дошкольного — началу младшего школьного возраста (к 5—7 годам), а в основном они формируются в период ...
Для проведения диагностики уровня сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста были подобраны методики: «Сосчитай себя», «Ленты для кукол» «Утро, вечер, день, ночь» А.В. Белошистой
Методика № 1 «Сосчитай себя» А.В. Белошистая. Цель: выявить умение составлять множества, выделять части из целого, сравнивать два множества.
Материал: не требуется. Условия проведения: индивидуально, с каждым ребенком. Инструкция: выполните следующие задания:
1. Назовите части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
2. Назовите парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги).
3. Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног).
В результате выполнения задания оценивается правильность составления множества, количество найденных ответов, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
………………………………………………………………………………………………….Результаты исследования детей контрольной и экспериментальной группы по первой методике «Сосчитай себя» А.В. Белошистая на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 1 и приложении А.
Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровням развития математических представлений по методике «Сосчитай себя» на констатирующем этапе эксперимента
……………………………………………….
Констатирующий этап эксперимента показал что, по результатам первой методики «Сосчитай себя» в экспериментальной группе четверо детей (20%) имеют низкий уровень развития математических представлений, двенадцать детей (60%) средний и четверо ……………………………………………………
Результаты исследования математических представлений детей контрольной и экспериментальной группы по второй методике «Ленты для кукол» А.В. Белошистая на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 2 и приложении Б.
Таблица 2 – Распределение испытуемых по уровням развития математических представлений по методике «Ленты для кукол» на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………………………………………….развития математических представлений, десять детей (50%) средний и четверо детей (20%) высокий уровень развития математических представлений.
Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями
... интеллектуальным недоразвитием. )Проанализировать особенности математических представлений у детей дошкольного возраста в норме и у детей с интеллектуальным недоразвитием. ) Подобрать методики исследования. Методы: анализ теоретической литературы; метод эксперимента; метод количественного и качественного ...
В контрольной группе шестеро детей (30%) имеют низкий уровень развития математических представлений, десять детей (50%) средний уровень и четверо детей ……………………………….
Результаты исследования математических представлений детей контрольной и экспериментальной группы по третьей методике «Утро, вечер, день, ночь» А.В. Белошистая на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3 и приложении В.
Таблица 3 – Распределение испытуемых по уровням развития математических представлений по методике «Утро, вечер, день, ночь» на констатирующем этапе эксперимента …………………………………………двенадцать детей (60%) средний и четверо детей (20%) высокий уровень развития математических представлений.
В контрольной группе двое детей (10%) имеют низкий уровень развития математических представлений, четырнадцать детей (70%) средний уровень и четверо детей (20%) высокий уровень …………………….
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей младшего дошкольного возраста математические представления недостаточно сформированы, поэтому нами был разработан комплекс психолого-педагогических …………………………………………..
2.2 Опытная работа по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали дети младшего дошкольного возраста экспериментальной группы –20 человек.
Целью формирующего этапа эксперимента является выявление педагогических условий и апробация системы работы поформированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Система работы включала 3 этапа с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, при этом все задания ……………………………………………….
2.2 Опытная работа по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали дети младшего дошкольного возраста экспериментальной группы –20 человек.
Целью формирующего этапа эксперимента является выявление педагогических условий и апробация системы работы поформированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Система работы включала 3 этапа с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, при этом все задания …………………………………………………………….
2.2 Опытная работа по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали дети младшего дошкольного возраста экспериментальной группы –20 человек.
«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего ...
... 4.Неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. 5.Нарушение служб дошкольного медицинского контроля. 6.Нарушение режима дня. 7.Малоподвижный образ жизни дошкольника. ... литературы………………………………………………………..стр.21 1.Комплекс педагогических факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей 1.Стрессовая педагогическая тактика. 2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным ...
Целью формирующего этапа эксперимента является выявление педагогических условий и апробация системы работы поформированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Система работы включала 3 этапа с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, при этом все задания ………………………………………………..
Таким образом, данные контрольного этапа эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.
Анализ современного состояния проблемы показывает, что современная психология и педагогика располагают большим и многоаспектным материалом о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладывается фундамент элементарных математических представлений. Поэтому одной из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию личности ребёнка, раскрытию его творческой инициативы. Важно, чтобы знакомство детей с математикой происходило в обычной реальной жизни, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр …………………………………………………………………………………
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арапова – Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.А. Арапова – Пискарёва. – Москва : Мозаика-Синтез. 2016. – 289 с.
2. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно- методическое пособие / Л.Б. Беряева. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 479 с.
3. Башаева, Т.В. развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль : Академия развития, 2014. – 101 с.
4. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина. – Ярославль : Академия, 2016. – 198 с.
5. Белошистая, А.В. Обучение математики в ДОУ: методическое пособие / А.В. Белошистая. – Москва : Айрис-Пресс, 2015. – 320 с.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций / А.В. Белошистая. – Москва : Владос, 2013. – 400 с.