Использование элементов пескотерапии для преодоления агрессивного поведения у старших дошкольников

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения у старших дошкольников

1.1. Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………11

1.3. Возможности применения пескотерапии для преодоления агрессивного поведения у старших дошкольников…………………………20

Выводы по первой главе………………………………………………..27

Глава 2. Практическая работа с использованием элементов пескотерапии для преодоления агрессивного поведения у старших дошкольников………………………………………………………………….28

2.1. Выявление агрессивного поведения у старших дошкольников…………28

2.2. Проектирование и апробация практической работы с использованием элементов пескотерапии для преодоления агрессивного поведения у старших дошкольников…………………………………………35

Заключение……………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………50

Приложение

Введение

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, волнующих сегодня как педагогов и психологов, так и родителей. Агрессивное поведение встречается у значительного числа маленьких детей как отражение детской непосредственности и импульсивности. На протяжении дошкольного возраста на смену агрессивности приходят новые, просоциальные формы поведения. Однако, у определенной

категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не

только окружающим, но и самому себе. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Проблеме детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике уделялось внимание многими отечественными и зарубежными авторами и нашло отражение в психолого-педагогических исследовательских работах Н.Д. Левитова, Т.Г.Румянцевой, К. Бютнера, Г. Паренса, А.А. Реана.

4 стр., 1949 слов

Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

... детей-дошкольников. 2) Диагностика наличия страхов у детей-дошкольников. 3) Разработка коррекционной программы по коррекции детских страхов. 4) Проведение коррекционной программы и мероприятий по коррекции страхов у детей старшего ... психолого-педагогической коррекции детских страхов детей-дошкольников……………………………………………………75 Заключение………………………………………………………………….89 Литература…………………………………………………………………..91 ...

Проблема профилактики агрессивного поведения уже более века является предметом пристального внимания представителей медицинского, психологического и педагогического знания. В первой половине XX столетия в нашей стране она получила отражение в трудах JI.C. Выготского, Н.Е Веракса, А.Н. Веракса, В.С. Мухиной, Р.В. Овчаровой и др. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения агрессии дошкольников занимаются Г. Паренс, Н.П.Сазонова, Н.В.Новикова и др.

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

Анализ практики работы дошкольных учреждений также свидетельствует, что традиционно досуг рассматривается узко, только как развлечение ребенка; в досуге преобладают непродуктивные виды детской деятельности. Вместе с тем досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и т.д.), которые могут быть эффективным средством развития творческого потенциала ребенка.

Исследование вопросов профилактики агрессивности детей позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность педагогических действий, направленных на учение ребенка способам конструктивного взаимодействия.

В настоящее время диагностика проявлений детской агрессивности представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуется взрослыми как агрессивность. С другой — психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей.

Для нас эта проблема наиболее актуальна и как для родителей, и как для педагогов. Для того чтобы не навредить, а помочь ребенку, нужно понимать, что происходит с ребенком, если он вдруг стал агрессивным, знать как вести себя при этом и что можно предпринять в конкретной ситуации.

Тему нашей работы мы обозначили как «Использование элементов пескотерапии для преодоления агрессивного поведения старших дошкольников».

Цель: разработать серию конспектов по игровой деятельности с использованием элементов пескотерапии для преодоления агрессивного поведения старших дошкольников

Объект исследования — агрессивное поведение старших дошкольников

2 стр., 911 слов

Исследование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

... по снижению агрессивных проявлений в поведении детей. В заключении приведены полученные результаты и выводы. Глава I Теоретические аспекты изучения агрессии старшего дошкольника. 1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности и агрессивного поведения. Одна ...

Предмет исследования — элементы технология пескотерапии

Задачи исследования:

1. Изучить понятие агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе

2. Охарактеризовать особенности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

3. Раскрыть возможности использования технологии пескотерапии для преодоления агрессивного поведения у старших дошкольников

4. Провести практическую работу с использованием элементов пескотерапии для преодоления агрессивного поведения старших дошкольников

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение.

Практическая значимость заключается в том, что подобранный нами материал может помочь воспитателям дошкольных учреждений, студентам в организации работы по преодолению агрессивного поведении старших дошкольников с использованием элементов пескотерапии

Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения у старших дошкольников

1.1. Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе

Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в дошкольном возрасте, необходимо рассмотреть понятие «агрессивное поведение».

Слово «агрессия» происходит от лат. «aggressio», что означает «нападение». «Словарь по социальной педагогики» Л.В. Мардахаева, предлагает следующее определение: «агрессия» — поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу [27, с. 8].

Реан А.А. давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что агрессивное поведение — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [29].

Как указывает С.Л. Колосова, агрессивное поведение — один из ярких показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушения процесса социализации в целом. Элементарные ее проявления можно наблюдать у детей уже в младенчестве и в раннем детстве: большинство матерей не удивляются, когда их ребенок брыкается, дерется, кусается и т.д. Сюда же можно отнести и громкий крик, плач ребенка, при определенных условиях заменяющий реальное агрессивное физическое действие. Подобное поведение неприятно окружающим, но вместе с тем в течение длительного периода жизни ребенка его агрессивные проявления не воспринимаются как «ненормальное» явление [11].

В результате социализации ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. В одних случаях развитие навыков контроля над собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других — к определенным трансформациям агрессии, когда ребенок учиться проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение и т.д. У части детей агрессия остается несоциализированной и находит выход в физическом насилии и в более поздние возрастные периоды. К формированию и закреплению примитивных, часто неадекватных форм аффективного реагирования, в том числе агрессии, способны приводить задержка и искажение раннего развития.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [15].

11 стр., 5168 слов

Методические рекомендации социальным педагогам и школьным психологам ...

... Затем выводится средний показатель для каждого наблюдаемого. Метод экспертных оценок позволяет оценить агрессивное поведение ребенка не только в школе, но и в другом социальном окружении, что ... что-либо. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Метод экспертных оценок позволяет определить ...

По мнению, Коджаспировой Г.М, Коджаспирова А.Ю. «Агрессивное поведение» — это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющая физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности» [21,с.6]. Крысько В.Г. считает, что «агрессивное поведение» — индивидуальное или коллективное поведение и действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другим людям, либо на их уничтожение.[25, с. 7]

Таким образом, во всех современных справочниках и энциклопедиях даются сходные определения «агрессивное поведение». Коджаспирова Г.М. дает более полное и точное определение, на которое в дальнейшем мы ссылаемся, рассматривая агрессивность в дошкольном возрасте.

Близким к понятию агрессия, по мнению Н.П.Сазонова является «Агрессивное действие» — это средство достижения какой — либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения» [43, с.10]. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессивное поведение — это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.

В последние годы, ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны.

Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:

· негативизм — чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;

· раздражительность — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

· подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

· обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

3 стр., 1218 слов

Анализ агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте ...

... Проблему агрессии также рассматривал Дэвид Майерс. Глубокий анализ этой проблемы представлен в его работе “Социальная психология”. В старшем дошкольном возрасте проявление форм агрессивного поведения у детей ... терроризма и насильственных действий, выражающихся с особой жестокостью по отношению к людям. Такие социально опасные явления обычно связывают с понятиями агрессии и агрессивности. Среди ...

· чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;

· вспыльчивость — ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент — это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

Степень выражения компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности — темпераментом, интраверсией и экстраверсией и прочим [3].

Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве [9].

В современной психологии различают понятия «агрессия» и агрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки, второе — как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Люнгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни [3].

Таким образом, анализ психолого- педагогической литературы позволил выяснить схожесть и самостоятельность понятий, характеризующих одну из деструктивных форм поведения старших дошкольников.

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у старших дошкольников

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности — игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как техническая сторона, как и мотивационно — целевая [32,с.78].

В возрасте 5-6 лет у детей появляется устойчивый интерес к установлению положительных взаимодействий со сверстниками. Своеобразие социальной ситуации состоит в том, что происходит расширение круга общения дошкольников, возникают устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли партнеров по игровой деятельности. В этом возрасте сознание ребенка становится весьма развитым, и он способен одновременно удерживать как отношения, предписанные ролью, так и отношения, возникающие по ходу игры, соответствующие реальным взаимодействиям детей. Развитие сознания приводит к тому, что дети начинают понимать социальную ценность тех или иных ролей. У них появляются роли менее и более предпочтительные. При их распределении очень часто могут возникать конфликты [38,с.84].

23 стр., 11487 слов

Особенности социализации детей младшего школьного возраста

... рассмотрено, как происходит процесс социализации в этом возрасте: какие отличительные черты здесь присутствуют; как влияют на ребенка разные агенты социализации: семья, социальные взрослые, сверстники. ... о невозможности отделения термина «социализация» от других, также используемых в психологии и педагогике. Например, ставится вопрос о соотношении понятий «социализация» и «социальное развитие». Из ...

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие воображения. Дети уже способны придумывать оригинальные детализированные образы. У ребенка шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи. Его речь становится более отчетливой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух, что позволяет ему не только правильно говорить, но и указывать на неверное произношение слов другими. Кроме того, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Связная монологическая речь позволяет ребенку хорошо пересказывать услышанное, составлять рассказы по картинкам. Дошкольник может описать игрушки и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких игрушек одновременно.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретают нравственные мотивы. К ним относятся стремление детей помочь другим людям, сделать им что-то хорошее, приятное, полезное. Для старших дошкольников на первый план выступает мотив помощи другим детям: они готовы достаточно долго заниматься неинтересной деятельностью (сортировать кубики, если им известно, что в дальнейшем в эти кубики будут играть малыши).

На седьмом году жизни продолжается личностное развитие дошкольника. Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношения к нему других людей (как его оценивают родители в той или иной ситуации).

Важным показателем развития ребенка седьмого года жизни является его готовность к школьному обучению. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность).

Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Готовность дошкольника к школе, безусловно связана с желанием ребенка занять подобную позицию. Это означает, что он хочет заниматься чем — то существенно важным, настоящим, социально — ценным и стать социально значимой фигурой.

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В младенческом возрасте детская агрессивность проявляется в импульсивных приступах упрямства, не поддающего управлению со стороны взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающегося криком, брыканием, касанием, щипанием, драчливостью. Причиной такого поведения, с одной стороны является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате либо ненадлежащего ухода родителями за ребенком, либо применением ими воспитательного воздействия (когда ограничивали или сдерживали получение удовольствия).[41, с. 48]

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... Тактаров.- М.: Академия, 2010 10 Б3.В.2.5 Социально-педагогическая поддержка детей, подвергшихся насилию 6 0,24 Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : Учеб. пособие для студ. высш. ... учеб. заведений.- М.: Академия, 2003 4 ...

В раннем дошкольном и старшем дошкольном возрасте достаточно обоснованно принято считать, что проявление агрессивности во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности и формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в двух летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг, и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковые реакцию мальчики больше частью дерутся, а девочки визжат.

По мнению А.А Реана, факторы, влияющие на появление агрессивности, это: [41, с.52]

· стиль воспитания в семье;

· повсеместная демонстрация сцен насилия;

· нестабильна социально-экономическая обстановка;

· индивидуальная особенность человека (сниженная производительность, низкий уровень активного торможения).

Классифицировать проявления детской агрессивности можно, используя специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии (Приложение 1).

Вариант 1. И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:[49, с. 165]

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции. Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится. Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену. [49, с. 166]

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах. Спонтан……..

9 стр., 4116 слов

Раздел 1. Общие основы педагогики

... характеристикам; - решать педагогические задачи; - проектировать педагогические системы, конструировать педагогические ситуации; владеть: - категориями педагогики; - способами педагогического управления учебной деятельностью обучающихся; - современными методами обучения и воспитания; - методами ...

ский опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений . — 3-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 208с.

6. Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозайка — Синтез, 2009. — 72с.

7. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание, 2003. — №3. — с. 108.

8. Выгодский Л.С. Психология. — М.: Из — во ЭКСМО — Пресс, 2009.-1008с.

9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций пособие для практических работников ДОУ — 4-е изд., М., АЙРИС ПРЕСС. 2008. — 160 с.

10. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.

11. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей — М.: Мозайка- Синтез, 2008.-144с.

12. Жихарева Ю.Н. Тихомирова О.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов ДОУ. Ярославль: ИРО, 2008. — 62 с.

13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. — 2-ое изд., доп. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

14. Зеленкова О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь // Дошкольная педагогика. — 2003. — №12. — с. 39.

15. Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков; под ред. В.П. Зинченко. — 2 издание, перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.

16. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное издание для детей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 237 с.

17. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений — 2-е изд., стер — М.: Изд. центр «Академия», 2008.- 176с.

18. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа. 2-е изд.М.: Айрис-пресс, 2008.- 48с.

19. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений.8-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 416с.

20. Колосова С. Истоки детской агрессии // Школьный психолог. — 2000. — №12. — С. 5-7.

21. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.).

7 стр., 3325 слов

Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей

... застенчивостью, нерешительностью межличностного взаимодействия, дезадаптационными процессами. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование Право на образование закреплено в федеральных законах Российской ... экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования; - содействовать развитию детских и молодежных инициатив ...

— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 96-102.

22. Крысько В.Т. Социальная психология: словарь-справочник Мн.: Харвест, М,: АС, 2010.- 688с.

23. Лебедева Л., Акимова Н. Мирись, мирись и больше не дерись // Школьный психолог, 2000. — №37.

24. Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2010.-384с.

25. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. М.: Спорт Академ Пресс, 2010.- 204с.

26. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа.- Волгоград: Учитель, 2009.-116с.

27. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 2009. -204 с.

28. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред В.А.Сластенина.5-е изд., доп. — М.:Издательский центр «Академия»,2009.-200с.

29. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. 2-е изд. М.: АРКТИ.2010.-80с.

30. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. учеб. пособие для студентов пед. училища и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. педагогика». М.: Гуманитар. изд. центр Владос.-, 2009.-399с.

31. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. проф.Л.И.Скворцова.-24-е изд., М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010.-1200с.

32. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 2009.-125с.

33. Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольников//Дошкольное воспитание. — 2008.-№6.- 84-89с.

34. Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности психологического взаимодействия // Начальная школа 2007. — №1.

35. Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. — СПб.: Речь, 2008. 336с.

36. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. — Мн.: «Соврем. Слово», 2009.- 270с.

37. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. 2010. — №5.

38. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: Школьная Пресса, 2010.- 48с.

39. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. — №1. — С. 31-33.

40. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128с.

41. Семенака С.И. Уроки добра / коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, М.: АРКТИ. 2005. — 80 с.

42. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Проспект «Верби», 2011.- 288с.

43. Смирнова Е.C. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Средний и старший дошкольник возраст Дошкольное воспитание.-2012.-№8.-73с.

44. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Владос, 2008.- 365с.

45. Успех: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Н. Е. Веракса и др.; под ред. Н. В. Фединой]. — М. : Просвещение, 2011.

46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 1998.

47. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. Ростов н/Д:Феникс, 2009.-251с.

48. Фурманов И.А. Детская агрессивность. — Минск: ООО «Попурри», 2009.- 315с.

49. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. — Ярославль: Академия развития, 2008.-160с.

50. Шиманская М.А. Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. — 2005. — №7. — с. 50.

51. Широков Г.А.Справочник дошкольного психолога .3-е изд. М: Ростов н/Д «Феникс»,2010.-384с.

52. Яковлева Ю.О. Нужен ли в детском саду социальный педагог?//Детский сад от А до Я. -2012. -№2. -28-31.