«Становление и развитие временной детской группы в условиях оздоровительно-образовательного центра»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКМЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ 6

1.1 Становление коллективной формы воспитания как фактора социализации личности ребенка 6

1.2 Понятие коллектива, его структуры, этапы формирования коллектива 12

1.3 Классификация коллективов. Структура коллектива 14

1.4 Этапы формирования коллектива 16

1.5 Условия и средства формирования детского коллектива 19

Глава 2. Методика развития временного детского объединения как коллектива 25

2.1. Качественное своеобразие этапов в работе центра ВДЦ «Океан» 25

2.2. Психологический климат в детском коллективе 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Приложение 1 53

Приложение 2 54

Приложение 3 55

ВВЕДЕНИЕ

Общение, взаимодействие между людьми – важная составляющая жизни каждого человека. Но общению и взаимодействию с другими людьми необходимо обучаться, нужно пробовать себя в различных ролях, занимать различные позиции. Эти «пробы» будут бесценным опытом, и для гармоничного развития личности этот опыт полезнее получить в детстве.

В настоящее время для получения опыта взаимодействия с другими созданы есть достаточное количество возможностей. Обусловлено это тем, что процессы глобализации достаточно быстро распространяются. Для того, чтобы быть успешным в современном мире необходимо умение общаться, получать информацию, правильно оценивать занимаемую позицию.

Детские оздоровительные лагеря предоставляют уникальную возможность отдыха, личностного роста, общения, выявления и осмысления «проблемных зон» (то есть тех проблем, которые можно решить при соответствующей диагностике, наличия специалистов для эффективной коррекции).

В настоящее время в лагерях можно встретить богатую палитру социально-педагогических проектов: реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для подростков с девиантным поведением, профильные смены юных интеллектуалов и лидеров детских объединений и т.д. Особенности социально-педагогического потенциала лагеря определяются прежде всего объективными факторами, вытекающими из сущности данного педагогического явления (природное окружение, временный характер детского объединения, концентрированность и быстротекучесть всех процессов и событий и т.д.), содержанием и методами деятельности, механизмом воздействия на ребенка и педагога и восприятием этого воздействия. [20]

Исследования, проведенные педагогами К.Н.Травиным, А.И.Лутошкиным, Т.Н.Мальковской, Л.К.Кленевской и другими показывают, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта, жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет вхождению в социум без потери личностного своеобразия.[8]

8 стр., 3517 слов

Развитие детского самоуправления

... воспитания являются: Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности. Формирование личностно и профессионально значимых ... поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь ...

Особенности организации жизнедеятельности в центре связаны с реализацией следующих приорететных задач летнего отдыха: оздоровление, развитие, коллективно-творческая деятельность.

Оздоровление понимается в широком смысле не только как физиологическое, но и как социально-психологическое, интеллектуальное, духовное. Поэтому организация разнообразных форм деятельности направлена на создание ценностно-эмоциональной среды при условии благоприятного экологического окружения.[21 ]

Развитие связано с освоением субъектами воспитательного процесса нового социально-культурного пространства, то есть приобретением в условиях временного объединения позитивного опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формированием навыков эффективного общения, а также взаимо-поддержкой. Это в результате создает благоприятные возможности для личностного роста, развития здоровой, целостной и зрелой личности.[21]

Коллективно-творческая деятельность характеризует уровень погружения субъектов воспитательного процесса в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения с людьми, природой, искусством при непосредственном включении каждого в разнообразные виды деятельности.[21]

Уникальные черты временных детских групп и условия их жизнедеятельности детерминируют единичное в организации воспитательного и оздоровительного процессов. Наиболее ярко оно проявляется в разработке способов, приемов отдыха, развития, оздоровления, отражая специфику функционирования учреждений данного типа.

Цель исследования: изучение особенностей формирования и развития временного детского коллектива.

Целью работы определяются задачи:

1. Теоретический обзор литературы.

2. Выбор адекватных методик исследования.

3. Исследование особенностей формирования и развития временного детского коллектива.

4. Интерпретация результатов исследования.

Гипотеза: своевременная диагностика и коррекция межличностных отношений способствует социализации детей.

Объект исследования: динамика развития временного детского коллектива в оздоровительно-образовательном центре.

Предмет исследования: условия развития временного детского коллектива в оздоровительно-образовательном центре.

Категориальный аппарат исследования: оздоровительно-образовательный центр, временный коллектив, межличностные отношения во временном коллективе, детская группа.

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКМЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Становление коллективной формы воспитания как фактора социализации личности ребенка

Идея коллективного воспитания появилась еще в древние времена у египтян, у спартанцев, в замках средневековья. Многие педагоги на протяжении всей истории подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. В какой-то мере эту задачу пытался р шить швейцарский педагог XVII века Г. Песталоцци. В созданных им приютах он строил воспитание по типу семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения и постоянная трудовая атмос­фера. Эту же проблему теоретически выдвигал в Германии Вильям Август Лай (1862—1926 гг.), указывая о необходимости создания воспитательных детских объединений, в которых дети в процессе коллективной деятельно­сти легче бы приучались соблюдать правила и нормы поведения.

12 стр., 5556 слов

Влияние личности педагога на развитие воспитания ребёнка

... всей страной». Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. Появление новой цели обусловливает необходимость переосмысления влияния личности педагога на развитие ребенка. В последнее время ... процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Человек, ...

Проблемы детского коллектива начали интенсивно изучаться в отечественной педагогике и психологии в послеоктябрьский период в связи с постановкой задач коллективистских качеств у учащихся, утверждения прин­ципа воспитания в коллективе и через коллектив. С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдель­ные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук (в философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции).

Наиболее заметные работы, посвященные различным аспектам детского коллектива и коллективного воспитания в 20—30-е годы, принадлежали Е. А. Аркину, В. М. Бехтереву, П. П. Блонскому, А. С. Залужному, Ф. Ф. Короле­ву, М. М. Пистарху, С. Т. Шацкому и др. Один из значительных выводов того времени — коллектив «не есть сумма отдельных индивидуумов, а суще­ственно новое явление» (Е. А. Аркин).

Особенное значение для развития теории коллектива и методики коллективного воспитания имеют труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Н. К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществу коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях [7] и выступлениях она раскрыла теоретические…….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вожатый и его команда. В помощь организатору детского общественного движения. Омск, 2001.

2. Газман О.С. Особенности развития временного детского коллектива старшеклассников. ВДЦ «Океан»,1991.

3. Детское движение: вопросы и ответы. Тюмень, 2000.

4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – 2-е изд. М.,1999.

5. Исследование коллектива и личности. Методический сборник. ВДЦ «Орленок», 2004.

6. Книга вожатого/ Под ред. А.В. Федулова. М.,1982.

7. Крупская Н.К. Педагогические сочинения т.5. М., 1995.

8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – 3-е изд. М., 2004.

9. Лутошкин А.Н Эмоциональная жизнь детского коллектива/ знание – 1987, №4.что бы провести диагностику

10. Николаева Н.Н. Из записной книжки вожатого: Методические рекомендации в помощь организаторам отдыха детей. СПб., 1996.

11. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М., 1997.

8 стр., 3724 слов

Теория воспитания в коллективе и через коллектив. Взаимоотношения ...

... позволило С.Т.Шацкому сделать вывод о том, что детское объединение (коллектив) является могучим воспитательным инструментом, поэтому главной задачей воспитания должно стать сплочение детей на основе разнообразной ... Учебник. – Минск.: Университетское, 2002. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. Дополнительная Караковский В. А. Любимые мои ученики. – ...

12. Образование личности в условиях временного детского коллектива: Материалы научно-практической конференции ВДЦ «Океан» / Под ред. З. И. Лаврентьевой. Владивосток, 1997.

13. О детских организациях с надеждой и тревогой. Дискуссионные материалы. – Челябинск, 2003.

14. Отрядному вожатому: Сборник методических материалов. Туапсе, 2004.

15. Педагогика ВДК. Учебное пособие. Под ред. Э В. Морозовой, С.А. Горбачева. – Владивосток, ВДЦ «Океан», 2002.

16. Разноцветный мир детства. Детские общественные организации: Учебное пособие. М., 1999.

17. Сборник инструктивных документов, методических рекомендаций в помощь вожатому. Туапсе, 1993.

18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 2004.

19. Сысоева М. Е. Азбука воспитания, вожатого оздоровительного лагеря. М.,2003.

20. Таран Ю.Н. «Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002.

21. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2003.

22. Титова Е. В. Если знать как действовать. М., 2003.

23. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2001.

24. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый — старт в профессию. Кипарис-12. Учебно-методическое пособие. – М.: Пед-ое общество России, 2005.

25. Шмаков С.А. Лето. М.,1993.

26. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно-методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Пед-ое общество России, 2005.