2
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV.
А. Индивидуум подвергся воздействию травмирующего события, в котором имели место следующие два явления:
- Он пережил, был свидетелем или участвовал в событии или событиях, которые представляли реальную или возможную угрозу смерти, или серьезного вреда, или нарушения физической целостности его или окружающих.
- Его реакцией были сильный страх, беспомощность или ужас. У детей может наблюдаться дезорганизованное или агрессивное поведение.
Б. Травмирующее событие вновь переживается в одном или более направлениях:
- Повторяющиеся навязчивые вызывающие дистресс переживания события, включая образы, мысли или ощущения. У маленьких детей возможны повторяющиеся игры, в которых присутствуют темы или аспекты перенесенной травмы.
- Рецидивирующие и вызывающие дистресс видения травмирующего события во сне. У детей могут быть пугающие сны неопознаваемого содержания.
- Действие или чувство, как будто травмирующее событие случилось снова, включая ощущение его репереживания, а также иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды, в том числе те, которые возникают при пробуждении или в состоянии интоксикации. У маленьких детей может наблюдаться обусловленный травмой феномен чрезмерной драматизации (переигрывания).
- Сильный психологический дистресс под влиянием внешних и внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо момент травмирующего события.
- Физиологическая реакция под влиянием внешних и внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо момент травмирующего события.
В. Постоянное избегание раздражителей, ассоциирующихся с травмой, и общее оцепенение (отсутствовавшее до травмы), о которых свидетельствуют по меньшей мере три из указанных симптомов:
Черепанова Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму
... так или иначе отражаются основные моменты психологической травмы. Например, сказка "Три поросенка" прекрасно применялась при работе с детьми, пострадавшими от землетрясения в Армении. Там ... от психологического состояния ребенка. Зная, какая мелодия соответствует его оптимуму, ребенок может учиться саморегуляции. Для работы с последствиями различных психологических травм в английском каталоге ...
- Попытки избежать мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой;
- Попытки избежать действий, мест или лиц, вызывающих воспоминания о травме;
- Неспособность восстановить в памяти важные аспекты перенесенной травмы;
- Выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или к участию в них;
- Чувство отрешенности или отчужденности от окружающих;
- Сужение диапазона эмоциональных реакций (например, неспособность испытывать любовь);
- Неспособность ориентироваться на длительную жизненную перспективу (отсутствие планирования профессиональной карьеры, семьи, детей, нормальной продолжительности жизни).
Г. Стойкие симптомы повышенной возбудимости (отсутствовавшие до травмы), представленные двумя или более перечисленными симптомами:
- Трудности засыпания или раннее пробуждение.
- Раздражительность или вспышки гнева.
- Трудность концентрации внимания.
- Сверхнастороженность.
- Усиленная «реакция на испуг» (startle-reflex).
Д. Продолжительность расстройства (симптомов, указанных в разделах Б, В и Г) более одного месяца.
Е. Расстройство вызывает значимый дистресс или нарушения в социальной, профессиональной или прочих важных сферах деятельности.
ПТСР бывают:
острые (продолжительность симптомов менее трех мес.),
хронические (продолжительность симптомов три мес. и более),
отсроченные (симптомы появляются, по меньшей мере, через шесть мес. после стрессового события).
2