Дф.00. 10 Методы психологической и психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_________Миргород С.А.

«__06» ______09_____2010 г.

Рабочая программа дисциплины для специальности

050704.52 –Дошкольное образование

Предметно-цикловая комиссия дошкольной педагогики,

психологии и частных методик

Курс 4

Учебный план набора 2007 года

Форма обучения очная

Общая трудоемкость по ГОС СПО: 42 часа

Абакан

Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самос-

тоятель-ная работа

лекции

лабора-торные

практиче

ские

1

Раздел 1. Теоретико-методические основы психологической и психолого-педагогической диагностики

4

4

Тема 1. Введение в психологическую и психолого-педагогическую диагностику

2

2

Тема 2. История создания методов психологической и психолого-педагогической диагностики. Профессионально-этические аспекты психологической диагностики.

2

2

Раздел 2. Общая характеристика методов психологической и психолого-педагогической диагностики и предъявляемые к ним требования

6

6

Тема 1. Классификация психодиагностических методов. Проективные методы исследования личности.

4

4

Тема 2. Основные методы психолого-педагогической диагностики и их характеристика (наблюдение, беседа, функциональная проба).

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методам и ситуациям.

2

2

Раздел 3. Психолого-педагогическая и психологическая диагностика в условиях дошкольных учреждений.

6

6

Тема 1. Общая характеристика диагностической работы в условиях ДОУ.

2

2

Тема 2. Психологическое и педагогическое обследование детей в условиях ДОУ.

4

4

Раздел 4. Методы диагностики детей дошкольного возраста

26

26

Тема 1. Методы диагностики познавательной сферы детей дошкольного возраста.

4

4

Тема 2. Методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

2

2

Тема 3. Методы диагностики самосознания детей дошкольного возраста

2

2

Тема 4. Основные методы, направленные на выявление особенностей волевых процессов детей дошкольного возраста

2

2

Тема 5. Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста.

2

2

Тема 6. Изучение индивидуально психологических особенностей детей дошкольного возраста.

2

2

Тема 7. Методы диагностики различных видов деятельности (игровой, предметной, трудовой и изобразительной) детей дошкольного возраста.

2

2

Тема 8. Методы диагностики общения со взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста.

2

2

Тема 9 Диагностика отклонений в эмоционально- личностном развитии и поведении детей дошкольного возраста.

4

4

Тема 10. Основные методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе.

4

4

ИТОГ

42

42

Содержание практических разделов дисциплины

Раздел 1.

Тема 1.

Семинарское занятие №1 (2 часа)

Введение в психологическую и психолого-педагогическую диагностику

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие психологическая диагностика, психолого-педагогическая диагностика. Связь психодиагностики с другими науками.
  2. Цели, задачи, функции психологической и психолого-педагогической диагностики. Область практического использования результатов психологической и психолого-педагогической диагностики.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
  4. Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. – Ростов-на-Дону. 2003.

Дополнительная:

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев. 2000.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев. 2001.

Раздел 1.

Тема 2.

Семинарское занятие №2 (2 часа)

Профессионально-этические аспекты психологической диагностики

Вопросы для обсуждения.

  1. Нормативное регулирование практической работы психологов.
  2. Требование к психодиагностической литературе, методикам.
  3. Требования, предъявляемые к психологам-пользователям; специалистам-смежникам.
  4. Основные принципы работы психолога.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.1. 2002.
  2. Бурлачук Л.Ф., С.М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. 2002.

Раздел 2.

Тема 1.

Семинарское занятие №3 (4 часа)

Классификация психодиагностических методов. Проективные методы исследования личности.

Вопросы для обсуждения.

  1. Типы диагностических методик. Методики высокого уровня формализации (тесты, опросники, проективные техники).

    Малоформализованные методики (наблюдение, опрос, интервью, анализ продуктов деятельности).

  2. Классификация психодиагностических методов по общим критериям (Р.С. Немов).
  3. Природа проективных методик. Методики чернильных пятен Роршаха (модификация теста Г. Роршаха – методика «Оценка воображения дошкольника»).
  4. Тематический тест на апперцепцию и его характеристика. Вербальные проективные методики.
  5. Рисуночные тесты (Ф. Гуденаф «Рисунок человека»; Халс, Хэррис «Рисунок семьи»; Бак, Хэммер «Дом – дерево-человек»; М. Друкаревич «Несуществующее животное»; Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга).
  6. Оценка проективных методик. Интерпретация результатов: формальные показатели – нажим на карандаш; особенности линий, размер рисунков, расположение рисунков, тщательность и детализированность рисунков. Использование цвета, дополнительные особенности рисунков.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. А. Анастази. Психологическое тестирование. Кн. 2. – 2002.
  2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Ч. 1. – М., 2001.
  3. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск. 1999.

Раздел 2.

Тема 2.

Семинарское занятие №4 (2 часа)

Основные методы психолого-педагогической диагностики и их характеристика (наблюдение, беседа, функциональная проба).Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика наблюдения и его видов (цель, предмет, объект и ситуация наблюдения).
  2. Программа наблюдения и обработка результатов. Методики наблюдения.
  3. Специфика беседы как психологического метода. Виды беседы, типы вопросов. Особенности проведения беседы с детьми.
  4. Понятие стандартизация и ее характеристика.
  5. Понятие надежности. Виды надежности.
  6. Понятие валидности, виды валидности (теоретическая, практическая, внешняя, внутренняя).

    Критерии валидности.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб: Питер. 2001.

Раздел 3.

Тема 1.

Семинарское занятие №5 (2 часа)

Общая характеристика психодиагностической работы в дошкольных учреждениях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Отбор кадров на должность психолога ДОУ. Основные направления работы психолога дошкольного учреждения.
  2. Оборудование кабинета психолога. Основные методы диагностической работы в условиях ДОУ (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности).
  3. Тестирование младенцев и дошкольников.
  4. Особенности диагностики детей дошкольного возраста.
  5. Диагностическое интервью, как метод установления контакта с ребенком. Правила построения заключительной беседы с родителями.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск. 1999.
  2. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 1999.
  3. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1. – М., 2001.

Раздел 3.

Тема 2.

Семинарское занятие №6 (4часа)

Психологическое и педагогическое обследование детей в условиях дошкольного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика психологического обследования.
  2. Основные методы использования при обследовании ребенка (изучение документации, беседа с родителями, изучение результатов деятельности, эксперимент).
  3. Схема обследования. Перечень методик для проведения психологического обследования. Образец заключения.
  4. Общая характеристика педагогического обследования. Задачи педагогического обследования.
  5. Схема педагогического обследования. Методические материалы для проведения педагогического обследования. Образец заключения по результатам педагогического обследования.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. –СПб., 2002.
  2. Волкова Г.А. Диагностические материалы по обследованию психического здоровья ребенка. – СПб., 1999.
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Интенсивный подход к психологической диагностике отклоняющегося развития. – М., 1999.
  4. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации. / Научный ред. Л.М. Шипицина. – 2-е издание. – СПб., 2002

Раздел 4.

Тема 1.

Семинарское занятие № 7(4 часа)

Методы диагностики познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

  1. Исследование слуховой памяти: методика «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия).

    Исследование скорости и объёма слухоречевого запоминания «Запоминание двух групп слов». Исследование зрительной памяти.

  2. Исследование особенностей внимания: методика Пьерона-Рузера; Корректурная проба, таблицы Шульте, счет по Е. Кренелину, (модификация Р. Шульте).
  3. Изучение реалистических изображений, узнавание перегнутых изображений (характеристика методик).

    Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).

    Буквенный гнозис. Узнавание конкретных изображений – нелепиц (характеристика метода).

    Методики «Простые аналогии», «Простые невербальные аналогии», «Выделение двух существенных признаков», «Исключение предметов». Методика исследования уровня сформированности понятийного мышления (модификация методик Выготского — Сахарова разработана Н.Я. Семаго. 1985).

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Методические рекомендации по использованию диагностического компонента «Исследование познавательной сферы детей дошкольного и младшего дошкольного возраста». / Авторы составители Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М., 1999.
  2. Марцинковская Т.Д. Диагностикапсихического развития дошкольников. – М., 1999.

Раздел 4.

Тема 2.

Семинарское занятие № 8 (2 часа)

Методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Эмоции и их значение для полноценного развития ребенка (формирование соц. взаимодействий и привязанностей).

    Эмоции – как источник радости, страдания. Отрицательные эмоции и их виды (разочарование, обиды, гнев, страх).

    Основной метод педагогической диагностики эмоциональных состояний – наблюдение.

  2. Ситуации наблюдений за эмоциональной сферой (гнев, страх, радость).

    Схема индивидуального наблюдения и оценки эмоционального состояния ребенка в группе.

  3. Диагностика эмоционально-личностных проблем ребенка (Хельбрюгге, Деринг).

    Признаки психического напряжения и невритических тенденций (методика).

  4. Диагностика исследования мимики и пантомимики. Диагностика выразительности речи, игра «Попугай». Пиктограмма, методика «Два домика».

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Диагностика эмоциональной сферы.// Обруч. – 2000. — № 3.
  2. Кожевников В.А. Формирование эмоциональной личности дошкольников при подготовке к школе. – Рига, 1999.
  3. Кряжева Г.Я. Мир детских эмоций детей 5-7 лет. – Ярославль, 2001.
  4. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Кн. 2.- киев, 1999.

Раздел 4.

Тема 3.

Семинарское занятие №9 (2 часа)

Методы диагностики самосознания детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика самосознания. Понятие «уровень притязаний», самооценка.
  2. Методики, диагностирующие самооценку, уровень притязаний их характеристика. Методика «Лесенка», «Оцени себя». Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности (5-7 лет).

    Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей групп. Изучение уровня самосознания.

  3. Изучение сформированности образа «Я» и самооценки. Методика «Три вопроса». Изучение осознания мотивационных предназначений.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития дошкольника. – М., 1998.
  2. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / под ред. Д.В. Эльконина, А.Б. Венгера. – М., 1999.
  3. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1999.

Раздел 4.

Тема 4.

Семинарское занятие № 10 (2 часа)

Основные методы, направленные на выявление особенностей волевых процессов детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие воля, волевые действия (развитие целенаправленности действия, установление отклонения цели действия к мотиву: возрастание регулирующей роли речи к выполнению действий).
  2. Методы, изучающие волевые процессы: изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, изучение целенаправленности деятельности, изучения достижения цели в условиях помех, изучение мотивации волевых усилий, изучение произвольного поведения, изучение самоконтроля, изучение волевых проявлений.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000

Раздел 4.

Тема 5.

Семинарское занятие №11 (2 часа)

Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие нравственное развитие.
  2. Методики, выявляющие нравственные качества дошкольников и их характеристика: «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений». Методика «Сделаем вместе».
  3. Изучение мотивов поведения в ситуации выбора, изучение негативных личностных проявлений.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Золотнякова А.С. , Любимова С.Д. Курсовые работы по детской психологии. – М., 1999.
  2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб., 2001.
  3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1999.
  4. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников. // Вопросы психологии. – 1989. — № 6.

Раздел 4.

Тема 6.

Семинарское занятие №12 (2 часа)

Изучение индивидуально психологических особенностей детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие темперамента, способности.
  2. Изучение склонностей, как предрасположенности к определенному виду деятельности (методические наблюдения).
  3. Изучение черт темперамента (наблюдение).

    Составление психологической характеристики ребенка дошкольника.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000

Дополнительная:

  1. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. – М., 2000.

Раздел 4

Тема 7.

Семинарское занятие № 13 (2 часа)

Методы диагностики различных видов деятельности (игровой, предметной, трудовой, изобразительной) детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

  1. Диагностика сформированности культурно-гигенических навыков.
  2. Диагностика уровня сформированности предметной деятельности.
  3. Диагностика уровня сформированности трудовой деятельности.
  4. Диагностика уровня сформированности игровой деятельности.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000

Дополнительная:

  1. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. – М., 1999.

Раздел 4

Тема 8

Семинарское занятие № 14 (2 часа)

Методы диагностики общения со взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема коммуникативного поведения дошкольников: причины поражающие неблагополучие в общении. Биологические, социальные факторы, снижение психологической активности. Развитие общения на разных этапах дошкольного детства.
  2. Наблюдение за коммуникативным поведением и его параметры. Игра-тест «День рождение» (М. Памфилова).
  3. Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам посредствам анализа их рисунков «Моя семья», «Мой воспитатель», «Ребенок – детское общество – изображение себя, своего друга, сверстника». Беседа. Изучение представлений детей о родителях. Беседа. Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога.
  4. Изучение взаимоотношения между детьми в группе детского сада. Игра «Секрет». Методика «Маска», «Два домика» и их характеристика.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000

Дополнительная:

  1. Гаврюшина О. // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 1.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1999.
  3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1999.
  4. Общение детей в детском саду и семье./ Под ред. Г.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1999.
  5. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 2000.

Раздел 4.

Тема 9.

Семинарское занятие № 15 (4 часа)

Диагностика отклонений в эмоционально- личностном развитии и поведении детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения.

  1. Диагностика тревожности: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорни, В. Амен) и его характеристика; Опросник для родителей о причинах тревожности ребенка. Шкала тревожности ребенка (Прихожан).
  2. Диагностика агрессивности: Тест «Несуществующее животное», «Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга». Графическая методика «Кактус» – характеристика эмоциональной сферы, наличие агрессивности, направленности.
  3. Диагностика гиперактивности. Методика Н.Н. Заваденко и ее характеристика.
  4. Диагностика страхов. Методика «Неоконченное предложение», рисунок страха и его характеристика.

Литература.

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000

Дополнительная:

  1. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1999.
  2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологических особенностей детей дошкольного возраста. – М., 1999.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2001.
  4. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М., 2001.

Раздел 4

Тема 10.

Семинарское занятие № 16 (4 часа)

Основные методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Параметры, определяющие готовность детей к обучению в школе (планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта).
  2. Карта-характеристика ребенка к началу школьного обучения: психологическая и социальная готовность, развитие значимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности, состояние здоровья.
  3. Комплекс диагностических методик, определяющий степень готовности ребенка к обучению (тест фонематического слуха; тест копирования бессмысленных слогов, тест словаря; тест кратковременной памяти и умозаключений).

    Ориентированный тест школьной зрелости Керма –Йирасена и его характеристика.

Литература

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000

Дополнительная:

  1. Е.А. Бугрименко, А.Г. Венгер, К.Н. Пошиванова, Е.Ю. Сушкова. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Метод рекомендации для школьного психологов. – Томск, 2001.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М: Сфера, 2001.
  3. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М., 2001.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. – М., 2002.

Вопросы к зачету по дисциплине

  1. Понятие «психологической и психолого-педагогической диагностики». Связь психологической диагностики с другими науками.
  2. Психодиагностика, как область психологических знаний.
  3. Психодиагностика, как специфическая сфера деятельности психолога.
  4. Психодиагностика в дошкольном возрасте (понятие, предмет, содержание).
  5. Требования, предъявляемые к психодиагностической литературе, методикам.
  6. Требования, предъявляемые к психологам-пользователям.
  7. Требования предъявляемые к специалисту-смежнику.
  8. Экспериментальная и дифференциальная психология, как источник психодиагностики.
  9. Возникновение тестовых методов.
  10. Возникновение опросников и проективных техник.
  11. Различие основания классификаций ПД методик и их характеристика.
  12. Тесты и их классификация.
  13. Опросники и их характеристика.
  14. Малоформализованная диагностика.
  15. Методы высокого уровня формализации.
  16. Беседа как метод психолого-педагогической диагностики и ее характеристика.
  17. Наблюдение и его роль в психологических исследованиях.
  18. Функциональная проба, как метод психолого-педагогических диагностик.
  19. Валидность и ее виды.
  20. Надежность диагностических методик.
  21. Стандартизация и ее характеристика.
  22. Должностные обязанности психолога дошкольного учреждения.
  23. Основные направления работы психолога в условиях ДОУ.
  24. Кабинет психолога в образовательном учреждении.
  25. Правила тестирования детей дошкольного возраста.
  26. Особенности тестирования младенцев и дошкольников.
  27. Диагностическое интервью, как метод установления контакта с ребенком.
  28. Общая характеристика психологического обследования.
  29. Общая характеристика педагогического обследования.
  30. Тактика проведения психологического обследования.
  31. Технология составления заключения по результатам психологического обследования.

Перечень рекомендуемой литературы

Основная:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
  3. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.

Дополнительная:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 1- 1982.
  2. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов, методические рекомендации для школьных психологов. – Томск – 2001. –с. 92.
  3. Бурначук Л.Ф. , Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев – 2000.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство ч. 1. – М. – 2001.
  5. Гаврушина О.// Ребенок в детском саду. – 2003. — № 1. – с. 19-26.
  6. Золотиянова А.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии. – М. – 1999.
  7. Каленина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: Занятия, игры, упражнения. – СПб. – 2001.
  8. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет. – Ярославль. – 2001.
  9. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск. – 1999.
  10. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М. – 1999.
  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития дошкольников. – М. – 1999.
  12. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса «Исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Автор сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М. – 1999.
  13. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Г.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М. – 2000.
  14. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А. Б. Венгер. – М. – 2000.
  15. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 2003.
  16. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. – 2000.
  17. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб: Питер. – 2001.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1. – М. – 2001.
  19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М. – 2000.
  20. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В.В., Никольская О.С. Баенская Е.Р. Либлин М.М. – М: МГУ. – 1990