Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Колледж педагогического образования, информатики и права
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________Миргород С.А.
«__06» ______09_____2010 г.
Рабочая программа дисциплины для специальности
050704.52 –Дошкольное образование
Предметно-цикловая комиссия дошкольной педагогики,
психологии и частных методик
Курс 4
Учебный план набора 2007 года
Форма обучения очная
Общая трудоемкость по ГОС СПО: 42 часа
Абакан
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем курса |
Количество часов |
|||||
Всего |
Аудиторные занятия |
Самос- тоятель-ная работа |
||||
лекции |
лабора-торные |
практиче ские |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Теоретико-методические основы психологической и психолого-педагогической диагностики |
4 |
|
|
4 |
|
|
Тема 1. Введение в психологическую и психолого-педагогическую диагностику |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 2. История создания методов психологической и психолого-педагогической диагностики. Профессионально-этические аспекты психологической диагностики. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Раздел 2. Общая характеристика методов психологической и психолого-педагогической диагностики и предъявляемые к ним требования |
6 |
|
|
6 |
|
|
Тема 1. Классификация психодиагностических методов. Проективные методы исследования личности. |
4 |
|
|
4 |
|
|
Тема 2. Основные методы психолого-педагогической диагностики и их характеристика (наблюдение, беседа, функциональная проба). Требования, предъявляемые к психодиагностическим методам и ситуациям. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Раздел 3. Психолого-педагогическая и психологическая диагностика в условиях дошкольных учреждений. |
6 |
|
|
6 |
|
|
Тема 1. Общая характеристика диагностической работы в условиях ДОУ. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 2. Психологическое и педагогическое обследование детей в условиях ДОУ. |
4 |
|
|
4 |
|
|
Раздел 4. Методы диагностики детей дошкольного возраста |
26 |
|
|
26 |
|
|
Тема 1. Методы диагностики познавательной сферы детей дошкольного возраста. |
4 |
|
|
4 |
|
|
Тема 2. Методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 3. Методы диагностики самосознания детей дошкольного возраста |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 4. Основные методы, направленные на выявление особенностей волевых процессов детей дошкольного возраста |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 5. Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 6. Изучение индивидуально психологических особенностей детей дошкольного возраста. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 7. Методы диагностики различных видов деятельности (игровой, предметной, трудовой и изобразительной) детей дошкольного возраста. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 8. Методы диагностики общения со взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста. |
2 |
|
|
2 |
|
|
Тема 9 Диагностика отклонений в эмоционально- личностном развитии и поведении детей дошкольного возраста. |
4 |
|
|
4 |
|
|
Тема 10. Основные методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе. |
4 |
|
|
4 |
|
|
ИТОГ |
42 |
|
|
42 |
|
Содержание практических разделов дисциплины
Раздел 1.
Тема 1.
Семинарское занятие №1 (2 часа)
Введение в психологическую и психолого-педагогическую диагностику
Вопросы для обсуждения:
- Понятие психологическая диагностика, психолого-педагогическая диагностика. Связь психодиагностики с другими науками.
- Цели, задачи, функции психологической и психолого-педагогической диагностики. Область практического использования результатов психологической и психолого-педагогической диагностики.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
- Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. – Ростов-на-Дону. 2003.
Дополнительная:
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев. 2000.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев. 2001.
Раздел 1.
Тема 2.
Семинарское занятие №2 (2 часа)
Профессионально-этические аспекты психологической диагностики
Вопросы для обсуждения.
- Нормативное регулирование практической работы психологов.
- Требование к психодиагностической литературе, методикам.
- Требования, предъявляемые к психологам-пользователям; специалистам-смежникам.
- Основные принципы работы психолога.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Анастази А. Психологическое тестирование: кн.1. 2002.
- Бурлачук Л.Ф., С.М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. 2002.
Раздел 2.
Тема 1.
Семинарское занятие №3 (4 часа)
Классификация психодиагностических методов. Проективные методы исследования личности.
Вопросы для обсуждения.
- Типы диагностических методик. Методики высокого уровня формализации (тесты, опросники, проективные техники).
Малоформализованные методики (наблюдение, опрос, интервью, анализ продуктов деятельности).
- Классификация психодиагностических методов по общим критериям (Р.С. Немов).
- Природа проективных методик. Методики чернильных пятен Роршаха (модификация теста Г. Роршаха – методика «Оценка воображения дошкольника»).
- Тематический тест на апперцепцию и его характеристика. Вербальные проективные методики.
- Рисуночные тесты (Ф. Гуденаф «Рисунок человека»; Халс, Хэррис «Рисунок семьи»; Бак, Хэммер «Дом – дерево-человек»; М. Друкаревич «Несуществующее животное»; Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга).
- Оценка проективных методик. Интерпретация результатов: формальные показатели – нажим на карандаш; особенности линий, размер рисунков, расположение рисунков, тщательность и детализированность рисунков. Использование цвета, дополнительные особенности рисунков.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- А. Анастази. Психологическое тестирование. Кн. 2. – 2002.
- Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Ч. 1. – М., 2001.
- Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск. 1999.
Раздел 2.
Тема 2.
Семинарское занятие №4 (2 часа)
Основные методы психолого-педагогической диагностики и их характеристика (наблюдение, беседа, функциональная проба).Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.
Вопросы для обсуждения:
- Характеристика наблюдения и его видов (цель, предмет, объект и ситуация наблюдения).
- Программа наблюдения и обработка результатов. Методики наблюдения.
- Специфика беседы как психологического метода. Виды беседы, типы вопросов. Особенности проведения беседы с детьми.
- Понятие стандартизация и ее характеристика.
- Понятие надежности. Виды надежности.
- Понятие валидности, виды валидности (теоретическая, практическая, внешняя, внутренняя).
Критерии валидности.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб: Питер. 2001.
Раздел 3.
Тема 1.
Семинарское занятие №5 (2 часа)
Общая характеристика психодиагностической работы в дошкольных учреждениях.
Вопросы для обсуждения:
- Отбор кадров на должность психолога ДОУ. Основные направления работы психолога дошкольного учреждения.
- Оборудование кабинета психолога. Основные методы диагностической работы в условиях ДОУ (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности).
- Тестирование младенцев и дошкольников.
- Особенности диагностики детей дошкольного возраста.
- Диагностическое интервью, как метод установления контакта с ребенком. Правила построения заключительной беседы с родителями.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск. 1999.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 1999.
- Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1. – М., 2001.
Раздел 3.
Тема 2.
Семинарское занятие №6 (4часа)
Психологическое и педагогическое обследование детей в условиях дошкольного учреждения.
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика психологического обследования.
- Основные методы использования при обследовании ребенка (изучение документации, беседа с родителями, изучение результатов деятельности, эксперимент).
- Схема обследования. Перечень методик для проведения психологического обследования. Образец заключения.
- Общая характеристика педагогического обследования. Задачи педагогического обследования.
- Схема педагогического обследования. Методические материалы для проведения педагогического обследования. Образец заключения по результатам педагогического обследования.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. –СПб., 2002.
- Волкова Г.А. Диагностические материалы по обследованию психического здоровья ребенка. – СПб., 1999.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Интенсивный подход к психологической диагностике отклоняющегося развития. – М., 1999.
- Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации. / Научный ред. Л.М. Шипицина. – 2-е издание. – СПб., 2002
Раздел 4.
Тема 1.
Семинарское занятие № 7(4 часа)
Методы диагностики познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
- Исследование слуховой памяти: методика «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия).
Исследование скорости и объёма слухоречевого запоминания «Запоминание двух групп слов». Исследование зрительной памяти.
- Исследование особенностей внимания: методика Пьерона-Рузера; Корректурная проба, таблицы Шульте, счет по Е. Кренелину, (модификация Р. Шульте).
- Изучение реалистических изображений, узнавание перегнутых изображений (характеристика методик).
Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).
Буквенный гнозис. Узнавание конкретных изображений – нелепиц (характеристика метода).
Методики «Простые аналогии», «Простые невербальные аналогии», «Выделение двух существенных признаков», «Исключение предметов». Методика исследования уровня сформированности понятийного мышления (модификация методик Выготского — Сахарова разработана Н.Я. Семаго. 1985).
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Методические рекомендации по использованию диагностического компонента «Исследование познавательной сферы детей дошкольного и младшего дошкольного возраста». / Авторы составители Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М., 1999.
- Марцинковская Т.Д. Диагностикапсихического развития дошкольников. – М., 1999.
Раздел 4.
Тема 2.
Семинарское занятие № 8 (2 часа)
Методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
- Эмоции и их значение для полноценного развития ребенка (формирование соц. взаимодействий и привязанностей).
Эмоции – как источник радости, страдания. Отрицательные эмоции и их виды (разочарование, обиды, гнев, страх).
Основной метод педагогической диагностики эмоциональных состояний – наблюдение.
- Ситуации наблюдений за эмоциональной сферой (гнев, страх, радость).
Схема индивидуального наблюдения и оценки эмоционального состояния ребенка в группе.
- Диагностика эмоционально-личностных проблем ребенка (Хельбрюгге, Деринг).
Признаки психического напряжения и невритических тенденций (методика).
- Диагностика исследования мимики и пантомимики. Диагностика выразительности речи, игра «Попугай». Пиктограмма, методика «Два домика».
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Диагностика эмоциональной сферы.// Обруч. – 2000. — № 3.
- Кожевников В.А. Формирование эмоциональной личности дошкольников при подготовке к школе. – Рига, 1999.
- Кряжева Г.Я. Мир детских эмоций детей 5-7 лет. – Ярославль, 2001.
- Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Кн. 2.- киев, 1999.
Раздел 4.
Тема 3.
Семинарское занятие №9 (2 часа)
Методы диагностики самосознания детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
- Характеристика самосознания. Понятие «уровень притязаний», самооценка.
- Методики, диагностирующие самооценку, уровень притязаний их характеристика. Методика «Лесенка», «Оцени себя». Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности (5-7 лет).
Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей групп. Изучение уровня самосознания.
- Изучение сформированности образа «Я» и самооценки. Методика «Три вопроса». Изучение осознания мотивационных предназначений.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития дошкольника. – М., 1998.
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / под ред. Д.В. Эльконина, А.Б. Венгера. – М., 1999.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1999.
Раздел 4.
Тема 4.
Семинарское занятие № 10 (2 часа)
Основные методы, направленные на выявление особенностей волевых процессов детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
- Понятие воля, волевые действия (развитие целенаправленности действия, установление отклонения цели действия к мотиву: возрастание регулирующей роли речи к выполнению действий).
- Методы, изучающие волевые процессы: изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, изучение целенаправленности деятельности, изучения достижения цели в условиях помех, изучение мотивации волевых усилий, изучение произвольного поведения, изучение самоконтроля, изучение волевых проявлений.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000
Раздел 4.
Тема 5.
Семинарское занятие №11 (2 часа)
Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
- Понятие нравственное развитие.
- Методики, выявляющие нравственные качества дошкольников и их характеристика: «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений». Методика «Сделаем вместе».
- Изучение мотивов поведения в ситуации выбора, изучение негативных личностных проявлений.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Золотнякова А.С. , Любимова С.Д. Курсовые работы по детской психологии. – М., 1999.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб., 2001.
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1999.
- Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников. // Вопросы психологии. – 1989. — № 6.
Раздел 4.
Тема 6.
Семинарское занятие №12 (2 часа)
Изучение индивидуально психологических особенностей детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
- Понятие темперамента, способности.
- Изучение склонностей, как предрасположенности к определенному виду деятельности (методические наблюдения).
- Изучение черт темперамента (наблюдение).
Составление психологической характеристики ребенка дошкольника.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000
Дополнительная:
- Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. – М., 2000.
Раздел 4
Тема 7.
Семинарское занятие № 13 (2 часа)
Методы диагностики различных видов деятельности (игровой, предметной, трудовой, изобразительной) детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
- Диагностика сформированности культурно-гигенических навыков.
- Диагностика уровня сформированности предметной деятельности.
- Диагностика уровня сформированности трудовой деятельности.
- Диагностика уровня сформированности игровой деятельности.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000
Дополнительная:
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. – М., 1999.
Раздел 4
Тема 8
Семинарское занятие № 14 (2 часа)
Методы диагностики общения со взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
- Проблема коммуникативного поведения дошкольников: причины поражающие неблагополучие в общении. Биологические, социальные факторы, снижение психологической активности. Развитие общения на разных этапах дошкольного детства.
- Наблюдение за коммуникативным поведением и его параметры. Игра-тест «День рождение» (М. Памфилова).
- Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам посредствам анализа их рисунков «Моя семья», «Мой воспитатель», «Ребенок – детское общество – изображение себя, своего друга, сверстника». Беседа. Изучение представлений детей о родителях. Беседа. Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога.
- Изучение взаимоотношения между детьми в группе детского сада. Игра «Секрет». Методика «Маска», «Два домика» и их характеристика.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000
Дополнительная:
- Гаврюшина О. // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 1.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1999.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1999.
- Общение детей в детском саду и семье./ Под ред. Г.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1999.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 2000.
Раздел 4.
Тема 9.
Семинарское занятие № 15 (4 часа)
Диагностика отклонений в эмоционально- личностном развитии и поведении детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения.
- Диагностика тревожности: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорни, В. Амен) и его характеристика; Опросник для родителей о причинах тревожности ребенка. Шкала тревожности ребенка (Прихожан).
- Диагностика агрессивности: Тест «Несуществующее животное», «Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга». Графическая методика «Кактус» – характеристика эмоциональной сферы, наличие агрессивности, направленности.
- Диагностика гиперактивности. Методика Н.Н. Заваденко и ее характеристика.
- Диагностика страхов. Методика «Неоконченное предложение», рисунок страха и его характеристика.
Литература.
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000
Дополнительная:
- Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1999.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психологических особенностей детей дошкольного возраста. – М., 1999.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2001.
- Энциклопедия психологических тестов для детей. – М., 2001.
Раздел 4
Тема 10.
Семинарское занятие № 16 (4 часа)
Основные методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Вопросы для обсуждения:
- Параметры, определяющие готовность детей к обучению в школе (планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта).
- Карта-характеристика ребенка к началу школьного обучения: психологическая и социальная готовность, развитие значимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности, состояние здоровья.
- Комплекс диагностических методик, определяющий степень готовности ребенка к обучению (тест фонематического слуха; тест копирования бессмысленных слогов, тест словаря; тест кратковременной памяти и умозаключений).
Ориентированный тест школьной зрелости Керма –Йирасена и его характеристика.
Литература
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000
Дополнительная:
- Е.А. Бугрименко, А.Г. Венгер, К.Н. Пошиванова, Е.Ю. Сушкова. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Метод рекомендации для школьного психологов. – Томск, 2001.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М: Сфера, 2001.
- Энциклопедия психологических тестов для детей. – М., 2001.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. – М., 2002.
Вопросы к зачету по дисциплине
- Понятие «психологической и психолого-педагогической диагностики». Связь психологической диагностики с другими науками.
- Психодиагностика, как область психологических знаний.
- Психодиагностика, как специфическая сфера деятельности психолога.
- Психодиагностика в дошкольном возрасте (понятие, предмет, содержание).
- Требования, предъявляемые к психодиагностической литературе, методикам.
- Требования, предъявляемые к психологам-пользователям.
- Требования предъявляемые к специалисту-смежнику.
- Экспериментальная и дифференциальная психология, как источник психодиагностики.
- Возникновение тестовых методов.
- Возникновение опросников и проективных техник.
- Различие основания классификаций ПД методик и их характеристика.
- Тесты и их классификация.
- Опросники и их характеристика.
- Малоформализованная диагностика.
- Методы высокого уровня формализации.
- Беседа как метод психолого-педагогической диагностики и ее характеристика.
- Наблюдение и его роль в психологических исследованиях.
- Функциональная проба, как метод психолого-педагогических диагностик.
- Валидность и ее виды.
- Надежность диагностических методик.
- Стандартизация и ее характеристика.
- Должностные обязанности психолога дошкольного учреждения.
- Основные направления работы психолога в условиях ДОУ.
- Кабинет психолога в образовательном учреждении.
- Правила тестирования детей дошкольного возраста.
- Особенности тестирования младенцев и дошкольников.
- Диагностическое интервью, как метод установления контакта с ребенком.
- Общая характеристика психологического обследования.
- Общая характеристика педагогического обследования.
- Тактика проведения психологического обследования.
- Технология составления заключения по результатам психологического обследования.
Перечень рекомендуемой литературы
Основная:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 3 кн. кн. 3. – М. 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2000.
- Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. 2000.
Дополнительная:
- Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 1- 1982.
- Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов, методические рекомендации для школьных психологов. – Томск – 2001. –с. 92.
- Бурначук Л.Ф. , Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев – 2000.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство ч. 1. – М. – 2001.
- Гаврушина О.// Ребенок в детском саду. – 2003. — № 1. – с. 19-26.
- Золотиянова А.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии. – М. – 1999.
- Каленина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: Занятия, игры, упражнения. – СПб. – 2001.
- Кряжева И.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет. – Ярославль. – 2001.
- Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск. – 1999.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М. – 1999.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития дошкольников. – М. – 1999.
- Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса «Исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Автор сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М. – 1999.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Г.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М. – 2000.
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А. Б. Венгер. – М. – 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 2003.
- Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М. – 2000.
- Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб: Питер. – 2001.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1. – М. – 2001.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М. – 2000.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В.В., Никольская О.С. Баенская Е.Р. Либлин М.М. – М: МГУ. – 1990