Детская психопаталогия

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «___»________________2009 г.

Зав. кафедрой_______А.Н. Налобина

У т в е р ж д а ю

Декан факультета

_____________А.И. Чучалина

«____»______________2009г.

Рабочая учебная программа

По дисциплине ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура)

факультет ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры__

курс 5

семестр 9

экзамены

зачёты 9 семестр

контрольная работа 9 семестр

Программа разработана

к.п.н., и.о. доцента кафедры

ТиМАФК Спатаевой М.Х.

Омск – 2009г.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цели и задачи курса «Детская патопсихология».

Цель курса — изучение нарушений в развитии психической деятельности ребёнка.

2. Задачи курса:

  • Сформировать у студентов общее представление об основных видах нарушений психических процессов и личностного развития детей;
  • Обеспечить освоение студентами опыта применения методов диагностики отклонений в психическом развитии детей и подростков.
  • Обеспечить освоение студентами способов оказания коррекционной помощи вышеуказанным лицам.

3. Требования к уровню освоения содержания курса

Освоение дисциплины предусматривает формирование у студентов знаний по основным видам нарушений психических процессов, и личностного развития детей; оказания коррекционной помощи детям, имеющим отклонения психического развития; умений по использованию методов дифференциальной диагностики отклонений в психическом развитии детей.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

-основные виды нарушений психических процессов и личностного развития детей;

-методы изучения психических процессов и состояний у детей с отклонениями в развитии;

-влияние отклонений психической деятельности на формирование личности ребенка;

-современные методы психологической коррекции и консультирования;

-варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации

уметь:

-выявлять скрытые признаки нарушений высших психических функций личности.

-подбирать адекватные приёмы корригирующего воздействия;

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ

№п/п

Наименование частей, разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Сам работа

лекции

семинары

1

Введение в предмет «Детская патопсихология». Предмет, задачи, методы исследований.

2

2

2

2

Методы исследования психических процессов и состояний у детей, отклонения в личностном развитии.

4

2

8

3

Нарушение темпа психического развития и влияние отклонений на формирование личности.

2

8

4

Органическое и дисгармоническое нарушение психики и влияние нарушений на формирование личности.

8

5

Специфика нарушений в психическом развитии у подростков.

8

6

Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних

2

6

7

Аддиктивное поведение несовершеннолетних

6

8

Особенности формирования личности ребёнка в семье, отягощённой алкогольной зависимостью.

8

9

Современные методы психологической коррекции и консультирования.

4

2

2

6

10

Изменение социальной ситуации – как один из методов психологической коррекции.

8

11

Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации

4

2

2

6

ИТОГО:

14

8

6

76

2.2. Тематический план аудиторных занятий

№ п/п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Виды занятий и количество часов

Л

П

1

ТЕМА 1

Введение в предмет «Детская патопсихология».

Предмет и задачи детской патопсихологии. Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук. Подбор экспериментальных методик. Примерная схема патопсихологического обследования детей младшего и среднего школьного возраста. Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребёнка. Психотренинговые и психотерапевтические коррекционные методики.

2

2

ТЕМА 2

Методы исследования психических процессов и состояний у детей, отклонения в личностном развитии.

1. Изучить учебный материал:

Особенности исследования психических процессов и состояний у детей. Патопсихологическое обследование детей дошкольного и школьного возраста. Нейропсихологическое обследование детей. Методы исследований отклонений в личностном развитии детей. Методы интегральной оценки личности ребёнка в контексте его социальной ситуации развития. Методы исследования структурных компонентов личности.

2. Вопросы к семинарскому занятию

1.Что является предметом детской патопсихологии?

  1. Основы каких смежных дисциплин необходимо знать психологу?
  2. В чем необходимость изучения курса детской патопсихологии для практического психолога?
  3. Каковы сферы применения детской патопсихологии?
  4. Определите понятия: «патопсихология» и «психопатология».
  5. Каковы принципы построения патопсихологического обследования детей?

2

2

3

ТЕМА 9

Современные методы психологической коррекции и консультирования.

1. Изучить учебный материал:

Цели и принципы консультативно-коррекционной работы. Индивидуальная и групповая психокоррекция. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития.

Вопросы к семинарскому занятию

1.Дайте определение понятий «консультативная помощь», «психологическая коррекция», «психотерапия».

  1. Какие техники используются в работе с детьми дошкольного возраста?
  2. Каковы показания и противопоказания для применения индивидуальной психологической коррекции?
  3. Каковы показания и противопоказания для занятий в группе?
  4. Для детей с какими нарушениями развития полезен психотренинг?
  5. Для каких подростков желательны занятия аутотренингом?

2

2

4

ТЕМА 11

Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации

1. Изучить учебный материал, и подобрать тренинг социальной адаптации:

Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации, к различной микросреде. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие личности.

2

2

ИТОГО 14 часов

8

6

2.3. Темы и содержание учебного материала, подлежащего самостоятельному освоению

студентами в межсессионный период

п/п

Наименование тем,

количество часов

Краткое содержание тем

Рекомендуемая литература

(№№ литературных источников)

1

ТЕМА 1

Введение в предмет «Детская патопсихология».

(2 часа)

1. Изучить учебный материал:

Предмет и задачи детской патопсихологии. Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук. Подбор экспериментальных методик. Примерная схема патопсихологического обследования детей младшего и среднего школьного возраста. Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребёнка. Психотренинговые и психотерапевтические коррекционные методики.

Вопросы для самоконтроля знаний

1.Что является предметом детской патопсихологии?

  1. Основы каких смежных дисциплин необходимо знать психологу?
  2. В чем необходимость изучения курса детской патопсихологии для практического психолога?
  3. Каковы сферы применения детской патопсихологии?
  4. Определите понятия: «патопсихология» и «психопатология».
  5. Каковы принципы построения патопсихологического обследования детей?

1,2,5,6

2

ТЕМА 2

Методы исследования психических процессов и состояний у детей, отклонения в личностном развитии.

(8 часов)

1. Изучить учебный материал:

Особенности исследования психических процессов и состояний у детей. Патопсихологическое обследование детей дошкольного и школьного возраста. Нейропсихологическое обследование детей.

2. Подобрать методы исследования психических процессов и состояний у детей дошкольного и школьного возраста:

  1. Методы исследований отклонений в личностном развитии детей.
  2. Методы интегральной оценки личности ребёнка в контексте его социальной ситуации развития.
  3. Методы исследования структурных компонентов личности.

ТЕМА 3

Нарушение темпа психического развития и влияние отклонений на формирование личности.

(8 часов)

1. Изучить учебный материал:

Частные и общие нарушения развития детей. Нарушение межфункционального взаимодействия. Задержка психического развития детей. Особенности процесса задержки психического развития. Недоразвитие психических процессов. Олигофрения, причины возникновения, стадии развития.

2. Вопросы для самоконтроля знаний

  1. В чем причина задержки психического развития (ЗПР)?
  2. Какие виды ЗПР вы знаете?
  3. В чем причина психического недоразвития?
  4. В чем состоит психологические особенности детей с дебильностью?
  5. Каковы дифференциально-диагностические критерии дебильности и ЗПР?
  6. Что такое специфические способности при психическом недоразвитии?

1,2,4,6

ТЕМА 4

Органическое и дисгармоническое нарушение психики и влияние нарушений на формирование личности.

(8 часов)

1. Изучить учебный материал:

Органические нарушения «психики». Минимальная мозговая дисфункция. Нарушение межполушарного взаимодействия. Расстройства речи, эпилепсия и эписиндром, ранний детский аутизм. Нарушение эмоциональной регуляции. Психологическая структура психопатий. Невроз – как проявление внутриличностного конфликта. Виды неврозов и особенности формирования неврозов.

2. Вопросы для самоконтроля знаний

1.Назовите типы поврежденного психического развития.

  1. В чем причины возникновения поврежденного психического развития?
  2. Каковы критерии первичной диагностики нарушений речи, чтения, письма?
  3. Какие психологические изменения могут наступать у больных с эпилепсией? Почему необходимо динамическое наблюдение и раннее выявление детей с этим заболеванием?
  4. Какие психологические механизмы лежат в основе раннего детского аутизма (РДА)?
  5. Какие состояния относятся к дисгармоничному личностному развитию?
  6. В чем состоит связь поведенческих проявлений и базальных уровней эмоциональной регуляции?
  7. Какие виды психопатий проявляются уже в дошкольном возрасте?
  8. Какие способы компенсации возможны при каждом виде психопатии?
  9. В чем состоят психологические механизмы формирования невроза?
  10. Какие виды неврозов наблюдаются в детском и подростковом возрасте?

1,2,3

ТЕМА 5

Специфика нарушений в психическом развитии у подростков.

(8 часов)

1. Изучить учебный материал:

Акцентуации и психопатии. Неврозы у подростков. Начальные проявления психических заболеваний. Особенности проявления. Нарушение влечений. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.

2. Вопросы для самоконтроля знаний

1.Как особенности подросткового возраста влияют на поведение детей?

  1. Чем отличаются психопатии от акцентуаций характера?
  2. Сравните методику ( ПДО)с методикой Леонгарда-Шмишека. Назовите их преимущества и недостатки.
  3. Какие типы акцентуаций характера с наибольшей вероятностью определяют Делинквентное поведение подростков?
  4. Что такое дисморфомания и нервная анорексия?
  5. Назовите первичные проявления психических заболеваний в поведении у подростков.
  6. Какие нарушения влечений наблюдаются в подростковом возрасте?
  7. Что такое «философская интоксикация»?
  8. Почему в подростковом возрасте увеличивается риск самоубийства?

1,2,7,8

ТЕМА 6

Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних.

(6 часов)

1. Изучить учебный материал:

Нарушение взаимоотношений взрослого и ребёнка как первоисточник социальной дезадаптации. Новообразования в структуре личности ребёнка, препятствующие процессу социализации. Типология социально дезадаптированного поведения. Делинквентное и криминальное поведение – как крайние формы социальной дезадаптации. Асоциальные группировки.

2. Вопросы для самоконтроля знаний

1.Определите понятие социально дезадаптированного поведения. Укажите его разновидности

  1. Каковы причины социально дезадаптированного поведения?
  2. Какие особенности семейного воспитания неблагоприятно влияют на личностное развитие ребенка?
  3. Какова роль механизмов психологической защиты в возникновении трудновоспитуемости?
  4. Что такое «рассогласованность отношений»? Назовите крайние формы социально дезадаптированного поведения.

Какие признаки асоциальной группировки несовершеннолетних вы знаете

1,2,3,5

ТЕМА 7

Аддиктивное поведение несовершеннолетних.

(6 часов)

1. Изучить учебный материал:

Сущность аддиктивного поведения. Роль неправильного семейного воспитания – как фактор возникновения аддиктивного поведения. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте. Гипопротекция. Гиперпротекция. Неконгруэнтность в общении. Альтернирующее воспитание.

2. Вопросы для самоконтроля знаний

1. Сравните динамику аддиктивного поведения подростков и взрослых. В чем сходство и различие?

  1. Какие вы знаете факторы аддиктивного поведения подростков?
  2. Почему возрастные особенности подростков могут стать предпосылкой возникновения стремления к психотропным веществам?
  3. Что такое гипопротекция и гиперпротекция в воспитании детей?
  4. Какие вы знаете отклонения в развитии личности, детерминирующие потребность в употреблении наркотиков или алкоголя?
  5. Почему подростки начинают употреблять психотропные вещества, как правило, в асоциальной группировке?

Чем отличается фоновый полинаркотизм от поискового?

1,2,4,5

ТЕМА 8

Особенности формирования личности, ребёнка в семье отягощённой алкогольной зависимостью.

(8 часов)

1. Изучить учебный материал:

Определение понятий: алкогольная семья, созависимость. Социальная ситуация развития ребёнка в алкогольной семье. Непредсказуемость, страх и тревога. Недостаток внимания к ребёнку. Проблемный ребёнок, «козёл отпущения» или бунтовщик. «Клоун», «шут» или любимец семьи. «Кроткий» или «потерянный» ребёнок. Ответственный ребёнок или «герой семьи».

2. Вопросы для самоконтроля знаний

1.Какая семья называется алкогольной?

  1. Почему непьющая жена не разводиться с мужем-алкоголиком?
  2. Что такое созависимость? Какие вы знаете признаки созависимости?
  3. Почему в алкогольной семье ребенок усваивает дезадаптивные формы поведения?
  4. Почему подросток из алкогольной семьи не обращается за поддержкой к учителю или к другим взрослым, которые могли бы ему помочь?
  5. Всегда ли дети алкоголиков плохо себя ведут и плохо учатся?
  6. Почему дети алкоголиков часто сами становятся алкоголиками или выбирают себе супруга-алкоголика?
  7. Какие чувства чаще испытывают дети к отцу алкоголику, а какие – к непьющей матери? Чем это обусловлено?

1,2,8

ТЕМА 9

Современные методы психологической коррекции и консультирования.

(6 часов)

1. Изучить учебный материал:

Цели и принципы консультативно-коррекционной работы. Индивидуальная и групповая психокоррекция. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития.

2. Вопросы для самоконтроля знаний

1.Дайте определение понятий «консультативная помощь», «психологическая коррекция», «психотерапия».

  1. Какие техники используются в работе с детьми дошкольного возраста?
  2. Каковы показания и противопоказания для применения индивидуальной психологической коррекции?
  3. Каковы показания и противопоказания для занятий в группе?
  4. Для детей с какими нарушениями развития полезен психотренинг?
  5. Для каких подростков желательны занятия аутотренингом?

1,2,5,6

ТЕМА 10

Изменение социальной ситуации – как один из методов психологической коррекции.

(8 часов)

1. Изучить учебный материал:

Аспекты проблемы изменения социума. Система многостороннего оценивания. Оптимизация социальной ситуации развития ребёнка. Дифференциация обучения. Ранняя, профессиональная ориентация. Трудовая и судебная экспертиза несовершеннолетних.

2. Вопросы для самоконтроля знаний

1.Каковы критерии явного неблагополучия социальной ситуации развития ребенка?

  1. В чем психологические и юридические проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка?
  2. Что такое «система многостороннего оценивания»?
  3. Что является критериями неблагоприятной ситуации развития для данного ребенка в школе?
  4. Какие имеются особенности профориентации для детей с нарушениями психического развития?
  5. Какая минимальная компетенция нужна психологу для проведения судебно-психологической экспертизы и какие вопросы на ней могут быть поставлены?

Что может сделать психолог для улучшения социальной ситуации развития ребенка?

1,2,3,9

4

ТЕМА 11

Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации

(6 часов)

1. Изучить учебный материал:

Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации, к различной микросреде.

2. Подобрать тренинги, способствующие преодолению дисгармонического развития личности.

1,2

ИТОГО: 76 часов

2.4. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

  1. Написать контрольную работу.
  2. Написать реферат (тема по выбору).

2.5. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Методы исследования отклонений в психическом развитии детей (возраст и метод по выбору).
  2. Проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних, причины, сущность и формы
  3. Современные методы психологической коррекции.
  4. Тренинги, повышающие способность к социальной адаптации.

2.6. Вопросы для самоконтроля знаний по разделам и темам, вынесенным для самостоятельного освоения студентами в межсессионный период

  1. Общее понятие о частных и общих нарушениях развития ребёнка, детей.
  2. Особенности процесса задержки психического развития.
  3. Олигофрения, причины возникновения, стадии развития.
  4. Ранний детский аутизм – как появление нарушения психики.
  5. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.
  6. Сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних.
  7. Факторы, препятствующие процессу социализации ребёнка.
  8. Новообразования в структуре личности ребёнка.
  9. Роль семейного воспитания – как фактор возникновения аддиктивного поведения.
  10. Личная предрасположенность и влияние отклонений в развитии на возникновение аддиктивного поведения.
  11. Определение понятий: алкогольная семья, алкогольная созависимость.
  12. Социальная ситуация развития ребёнка в алкогольной семье.
  13. Типы реакции детей на алкогольную ситуацию в семье.
  14. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития.
  15. Психотренинг и аутотренинг.

Детская психопаталогия — Стр 2

III. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Виды нарушений психического развития
  2. Изменение социальной ситуации развития ребёнка
  3. Формирование личности с отклонениями в психическом развитии.
  4. Ребенок в семье отягощенной алкогольной зависимостью.
  5. Помощь родителям ребенка с отклонениями в развитии.
  6. Определение понятий: алкогольная семья, алкогольная созависимость, типы реакций детей на алкогольную зависимость.
  7. Современные методы психологической коррекции и консультирования.
  8. Цели и задачи консультативно-коррекционной работы.
  9. Индивидуальная и групповая психокоррекция детей и подростков.
  10. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Психотренинг.
  11. Изменение социальной ситуации развития ребёнка – как один из методов психологической коррекции.
  12. Система многостороннего оценивания.
  13. Ранняя профессиональная ориентация – как способ оптимизации социума ребёнка.
  14. Особенности трудовой и судебной экспертизы несовершеннолетних.
  15. Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации.
  16. Особенности тренингов, повышающих адаптации к различной микросоциальной среде.
  17. Особенности тренингов, преодолевающих дисгармоническое развитие личности.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина — Ростов на Дону.:2000.-465с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Блейхер В.М Практическая патопсихология/ В.М Блейхер., И.В. Крук, С.Н. Боков — Ростов на Дону.:1996.-448с.
  2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное по­собие для студентов. — М., 1998.
  3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Сб. науч.тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987.
  4. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности./ О.П. Елисеев — Псков, 1984. -280с.
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики/ Б.В. Зейгарник.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: Эксмо, 2008.-368с.
  6. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста./ Д.Н Исаев. Учебник. — СПб.: Специаль­ная литература, 2001. — 463 с.
  7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук — СПб.: Речь, 2001.-220 с.
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ву­зов./ А.А Осипова –М.: Сфера, 2001. — 512 с.
  9. Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология: Учебное пособие / Под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002. — 216 с.

«Утверждено»

на заседании кафедры

ТиМ АФК

«___»_________2009г.

Зав. кафедрой______ А.Н. Налобина

Вопросы для зачета по дисциплине

«Детская патопсихология»

  1. Предмет и задачи детской патопсихологии.

  2. Принципы построения психологического обследования детей.
  3. Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребёнка.
  4. Особенности исследования психических процессов и состояний у детей.
  5. Психотерапевтические коррекционные методы.
  6. Особенности исследования психических процессов и состояний у детей.
  7. Методы интегральной оценки личности ребёнка в контексте его социальной ситуации развития.
  8. Причины возникновения отклонений; первичные и вторичные дефекты.
  9. Общее понятие о частных и общих нарушениях развития ребёнка, детей.
  10. Нарушение межфункционального взаимодействия.
  11. Особенности процесса задержки психического развития.
  12. Олигофрения, причины возникновения, стадии развития.
  13. Минимальная мозговая дисфункция как вид органического нарушения «психики».
  14. Особенности межполушарного взаимодействия.
  15. Расстройство речи – как вид органического нарушения «психики».
  16. Эпилепсия.
  17. Эписиндром.
  18. Ранний детский аутизм – как появление нарушения психики.
  19. Нарушение эмоциональной регуляции –как основа дисгармонического развития.
  20. Психологическая структура психопатий.
  21. Невроз – как проявление внутриличностного конфликта.
  22. Виды неврозов и особенности формирования неврозов.
  23. Акцентуации и психопатии. Специфика нарушений.
  24. Особенности неврозов у подростков.
  25. Особенности проявлений психических заболеваний.
  26. Психологическая помощь в кризисных состояниях.
  27. Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних.
  28. Нарушений взаимоотношений взрослого и ребёнка – как первоисточник социальной дезадаптации.
  29. Делинквентное и криминальное поведение – как крайние формы социальной дезадаптации. Асоциальные группировки.
  30. Понятие об аддиктивном поведении. Сущность аддиктивного поведения.
  31. Роль семейного воспитания – как фактор возникновения аддиктивного поведения.
  32. Общее понятие о гипо- и гиперпротекции.
  33. Понятие «неконгруэнтность» в общении.
  34. Общее понятие об альтернирующем воспитание.
  35. Личная предрасположенность и влияние отклонений в развитии на возникновение аддиктивного поведения.
  36. Понятия о «поисковом полинаркотизме» и о «фоновом полинаркотизме».
  37. Определение понятий: алкогольная семья, созависимость.
  38. Социальная ситуация развития ребёнка в алкогольной семье.
  39. Типы реакции детей на алкогольную ситуацию в семье.
  40. Современные методы психологической коррекции и консультирования.
  41. Индивидуальная и групповая психокоррекция.
  42. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Психотренинг.
  43. Ранняя профессиональная ориентация – как способ оптимизации социума ребёнка.
  44. Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации.
  45. Особенности тренингов, повышающих адаптации к различной микросоциальной среде.
  46. Особенности тренингов, преодолевающих дисгармоническое развитие личности.