СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «___»________________2009 г. Зав. кафедрой_______А.Н. Налобина |
У т в е р ж д а ю
Декан факультета _____________А.И. Чучалина «____»______________2009г. |
Рабочая учебная программа
По дисциплине ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура)
факультет ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры__
курс 5
семестр 9
экзамены
зачёты 9 семестр
контрольная работа 9 семестр
Программа разработана
к.п.н., и.о. доцента кафедры
ТиМАФК Спатаевой М.Х.
Омск – 2009г.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цели и задачи курса «Детская патопсихология».
Цель курса — изучение нарушений в развитии психической деятельности ребёнка.
2. Задачи курса:
- Сформировать у студентов общее представление об основных видах нарушений психических процессов и личностного развития детей;
- Обеспечить освоение студентами опыта применения методов диагностики отклонений в психическом развитии детей и подростков.
- Обеспечить освоение студентами способов оказания коррекционной помощи вышеуказанным лицам.
3. Требования к уровню освоения содержания курса
Освоение дисциплины предусматривает формирование у студентов знаний по основным видам нарушений психических процессов, и личностного развития детей; оказания коррекционной помощи детям, имеющим отклонения психического развития; умений по использованию методов дифференциальной диагностики отклонений в психическом развитии детей.
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
-основные виды нарушений психических процессов и личностного развития детей;
-методы изучения психических процессов и состояний у детей с отклонениями в развитии;
-влияние отклонений психической деятельности на формирование личности ребенка;
-современные методы психологической коррекции и консультирования;
-варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации
уметь:
-выявлять скрытые признаки нарушений высших психических функций личности.
-подбирать адекватные приёмы корригирующего воздействия;
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ
№п/п |
Наименование частей, разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Сам работа |
|
лекции |
семинары |
||||
1 |
Введение в предмет «Детская патопсихология». Предмет, задачи, методы исследований. |
2 |
2 |
— |
2 |
2 |
Методы исследования психических процессов и состояний у детей, отклонения в личностном развитии. |
4 |
2 |
— |
8 |
3 |
Нарушение темпа психического развития и влияние отклонений на формирование личности. |
— |
— |
2 |
8 |
4 |
Органическое и дисгармоническое нарушение психики и влияние нарушений на формирование личности. |
— |
— |
— |
8 |
5 |
Специфика нарушений в психическом развитии у подростков. |
— |
— |
— |
8 |
6 |
Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних |
— |
— |
2 |
6 |
7 |
Аддиктивное поведение несовершеннолетних |
— |
— |
— |
6 |
8 |
Особенности формирования личности ребёнка в семье, отягощённой алкогольной зависимостью. |
— |
— |
— |
8 |
9 |
Современные методы психологической коррекции и консультирования. |
4 |
2 |
2 |
6 |
10 |
Изменение социальной ситуации – как один из методов психологической коррекции. |
— |
— |
— |
8 |
11 |
Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации |
4 |
2 |
2 |
6 |
ИТОГО: |
14 |
8 |
6 |
76 |
2.2. Тематический план аудиторных занятий |
||||
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Краткое содержание тем |
Виды занятий и количество часов |
|
Л |
П |
|||
1 |
ТЕМА 1 Введение в предмет «Детская патопсихология».
|
Предмет и задачи детской патопсихологии. Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук. Подбор экспериментальных методик. Примерная схема патопсихологического обследования детей младшего и среднего школьного возраста. Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребёнка. Психотренинговые и психотерапевтические коррекционные методики. |
2 |
— |
2 |
ТЕМА 2 Методы исследования психических процессов и состояний у детей, отклонения в личностном развитии.
|
1. Изучить учебный материал: Особенности исследования психических процессов и состояний у детей. Патопсихологическое обследование детей дошкольного и школьного возраста. Нейропсихологическое обследование детей. Методы исследований отклонений в личностном развитии детей. Методы интегральной оценки личности ребёнка в контексте его социальной ситуации развития. Методы исследования структурных компонентов личности. 2. Вопросы к семинарскому занятию 1.Что является предметом детской патопсихологии?
|
2 |
2 |
3 |
ТЕМА 9 Современные методы психологической коррекции и консультирования.
|
1. Изучить учебный материал: Цели и принципы консультативно-коррекционной работы. Индивидуальная и групповая психокоррекция. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Вопросы к семинарскому занятию 1.Дайте определение понятий «консультативная помощь», «психологическая коррекция», «психотерапия».
|
2 |
2 |
4 |
ТЕМА 11 Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации |
1. Изучить учебный материал, и подобрать тренинг социальной адаптации: Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации, к различной микросреде. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие личности.
|
2 |
2 |
ИТОГО 14 часов |
|
8 |
6 |
2.3. Темы и содержание учебного материала, подлежащего самостоятельному освоению
студентами в межсессионный период
№ п/п |
Наименование тем, количество часов |
Краткое содержание тем |
Рекомендуемая литература (№№ литературных источников) |
1 |
ТЕМА 1 Введение в предмет «Детская патопсихология». (2 часа) |
1. Изучить учебный материал: Предмет и задачи детской патопсихологии. Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук. Подбор экспериментальных методик. Примерная схема патопсихологического обследования детей младшего и среднего школьного возраста. Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребёнка. Психотренинговые и психотерапевтические коррекционные методики. Вопросы для самоконтроля знаний 1.Что является предметом детской патопсихологии?
|
1,2,5,6 |
2 |
ТЕМА 2 Методы исследования психических процессов и состояний у детей, отклонения в личностном развитии. (8 часов) |
1. Изучить учебный материал: Особенности исследования психических процессов и состояний у детей. Патопсихологическое обследование детей дошкольного и школьного возраста. Нейропсихологическое обследование детей. 2. Подобрать методы исследования психических процессов и состояний у детей дошкольного и школьного возраста:
|
|
|
ТЕМА 3 Нарушение темпа психического развития и влияние отклонений на формирование личности. (8 часов) |
1. Изучить учебный материал: Частные и общие нарушения развития детей. Нарушение межфункционального взаимодействия. Задержка психического развития детей. Особенности процесса задержки психического развития. Недоразвитие психических процессов. Олигофрения, причины возникновения, стадии развития. 2. Вопросы для самоконтроля знаний
|
1,2,4,6 |
|
ТЕМА 4 Органическое и дисгармоническое нарушение психики и влияние нарушений на формирование личности. (8 часов) |
1. Изучить учебный материал: Органические нарушения «психики». Минимальная мозговая дисфункция. Нарушение межполушарного взаимодействия. Расстройства речи, эпилепсия и эписиндром, ранний детский аутизм. Нарушение эмоциональной регуляции. Психологическая структура психопатий. Невроз – как проявление внутриличностного конфликта. Виды неврозов и особенности формирования неврозов. 2. Вопросы для самоконтроля знаний 1.Назовите типы поврежденного психического развития.
|
1,2,3 |
|
ТЕМА 5 Специфика нарушений в психическом развитии у подростков. (8 часов) |
1. Изучить учебный материал: Акцентуации и психопатии. Неврозы у подростков. Начальные проявления психических заболеваний. Особенности проявления. Нарушение влечений. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. 2. Вопросы для самоконтроля знаний 1.Как особенности подросткового возраста влияют на поведение детей?
|
1,2,7,8 |
|
ТЕМА 6 Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних. (6 часов) |
1. Изучить учебный материал: Нарушение взаимоотношений взрослого и ребёнка как первоисточник социальной дезадаптации. Новообразования в структуре личности ребёнка, препятствующие процессу социализации. Типология социально дезадаптированного поведения. Делинквентное и криминальное поведение – как крайние формы социальной дезадаптации. Асоциальные группировки.
2. Вопросы для самоконтроля знаний 1.Определите понятие социально дезадаптированного поведения. Укажите его разновидности
Какие признаки асоциальной группировки несовершеннолетних вы знаете
|
1,2,3,5 |
|
ТЕМА 7 Аддиктивное поведение несовершеннолетних. (6 часов) |
1. Изучить учебный материал: Сущность аддиктивного поведения. Роль неправильного семейного воспитания – как фактор возникновения аддиктивного поведения. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте. Гипопротекция. Гиперпротекция. Неконгруэнтность в общении. Альтернирующее воспитание. 2. Вопросы для самоконтроля знаний 1. Сравните динамику аддиктивного поведения подростков и взрослых. В чем сходство и различие?
Чем отличается фоновый полинаркотизм от поискового? |
1,2,4,5 |
|
ТЕМА 8 Особенности формирования личности, ребёнка в семье отягощённой алкогольной зависимостью. (8 часов) |
1. Изучить учебный материал: Определение понятий: алкогольная семья, созависимость. Социальная ситуация развития ребёнка в алкогольной семье. Непредсказуемость, страх и тревога. Недостаток внимания к ребёнку. Проблемный ребёнок, «козёл отпущения» или бунтовщик. «Клоун», «шут» или любимец семьи. «Кроткий» или «потерянный» ребёнок. Ответственный ребёнок или «герой семьи». 2. Вопросы для самоконтроля знаний 1.Какая семья называется алкогольной?
|
1,2,8 |
|
ТЕМА 9 Современные методы психологической коррекции и консультирования. (6 часов) |
1. Изучить учебный материал: Цели и принципы консультативно-коррекционной работы. Индивидуальная и групповая психокоррекция. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития.
2. Вопросы для самоконтроля знаний 1.Дайте определение понятий «консультативная помощь», «психологическая коррекция», «психотерапия».
|
1,2,5,6 |
|
ТЕМА 10 Изменение социальной ситуации – как один из методов психологической коррекции. (8 часов) |
1. Изучить учебный материал: Аспекты проблемы изменения социума. Система многостороннего оценивания. Оптимизация социальной ситуации развития ребёнка. Дифференциация обучения. Ранняя, профессиональная ориентация. Трудовая и судебная экспертиза несовершеннолетних. 2. Вопросы для самоконтроля знаний 1.Каковы критерии явного неблагополучия социальной ситуации развития ребенка?
Что может сделать психолог для улучшения социальной ситуации развития ребенка? |
1,2,3,9 |
4 |
ТЕМА 11 Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации (6 часов) |
1. Изучить учебный материал: Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации, к различной микросреде. 2. Подобрать тренинги, способствующие преодолению дисгармонического развития личности. |
1,2 |
ИТОГО: 76 часов |
2.4. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- Написать контрольную работу.
- Написать реферат (тема по выбору).
2.5. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
- Методы исследования отклонений в психическом развитии детей (возраст и метод по выбору).
- Проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних, причины, сущность и формы
- Современные методы психологической коррекции.
- Тренинги, повышающие способность к социальной адаптации.
2.6. Вопросы для самоконтроля знаний по разделам и темам, вынесенным для самостоятельного освоения студентами в межсессионный период
- Общее понятие о частных и общих нарушениях развития ребёнка, детей.
- Особенности процесса задержки психического развития.
- Олигофрения, причины возникновения, стадии развития.
- Ранний детский аутизм – как появление нарушения психики.
- Психологическая помощь в кризисных ситуациях.
- Сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- Факторы, препятствующие процессу социализации ребёнка.
- Новообразования в структуре личности ребёнка.
- Роль семейного воспитания – как фактор возникновения аддиктивного поведения.
- Личная предрасположенность и влияние отклонений в развитии на возникновение аддиктивного поведения.
- Определение понятий: алкогольная семья, алкогольная созависимость.
- Социальная ситуация развития ребёнка в алкогольной семье.
- Типы реакции детей на алкогольную ситуацию в семье.
- Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития.
- Психотренинг и аутотренинг.
Детская психопаталогия — Стр 2
III. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
- Виды нарушений психического развития
- Изменение социальной ситуации развития ребёнка
- Формирование личности с отклонениями в психическом развитии.
- Ребенок в семье отягощенной алкогольной зависимостью.
- Помощь родителям ребенка с отклонениями в развитии.
- Определение понятий: алкогольная семья, алкогольная созависимость, типы реакций детей на алкогольную зависимость.
- Современные методы психологической коррекции и консультирования.
- Цели и задачи консультативно-коррекционной работы.
- Индивидуальная и групповая психокоррекция детей и подростков.
- Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Психотренинг.
- Изменение социальной ситуации развития ребёнка – как один из методов психологической коррекции.
- Система многостороннего оценивания.
- Ранняя профессиональная ориентация – как способ оптимизации социума ребёнка.
- Особенности трудовой и судебной экспертизы несовершеннолетних.
- Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации.
- Особенности тренингов, повышающих адаптации к различной микросоциальной среде.
- Особенности тренингов, преодолевающих дисгармоническое развитие личности.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина — Ростов на Дону.:2000.-465с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Блейхер В.М Практическая патопсихология/ В.М Блейхер., И.В. Крук, С.Н. Боков — Ростов на Дону.:1996.-448с.
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное пособие для студентов. — М., 1998.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Сб. науч.тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности./ О.П. Елисеев — Псков, 1984. -280с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики/ Б.В. Зейгарник.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: Эксмо, 2008.-368с.
- Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста./ Д.Н Исаев. Учебник. — СПб.: Специальная литература, 2001. — 463 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук — СПб.: Речь, 2001.-220 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов./ А.А Осипова –М.: Сфера, 2001. — 512 с.
- Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология: Учебное пособие / Под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002. — 216 с.
«Утверждено»
на заседании кафедры
ТиМ АФК
«___»_________2009г.
Зав. кафедрой______ А.Н. Налобина
Вопросы для зачета по дисциплине
«Детская патопсихология»
-
Предмет и задачи детской патопсихологии.
- Принципы построения психологического обследования детей.
- Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребёнка.
- Особенности исследования психических процессов и состояний у детей.
- Психотерапевтические коррекционные методы.
- Особенности исследования психических процессов и состояний у детей.
- Методы интегральной оценки личности ребёнка в контексте его социальной ситуации развития.
- Причины возникновения отклонений; первичные и вторичные дефекты.
- Общее понятие о частных и общих нарушениях развития ребёнка, детей.
- Нарушение межфункционального взаимодействия.
- Особенности процесса задержки психического развития.
- Олигофрения, причины возникновения, стадии развития.
- Минимальная мозговая дисфункция как вид органического нарушения «психики».
- Особенности межполушарного взаимодействия.
- Расстройство речи – как вид органического нарушения «психики».
- Эпилепсия.
- Эписиндром.
- Ранний детский аутизм – как появление нарушения психики.
- Нарушение эмоциональной регуляции –как основа дисгармонического развития.
- Психологическая структура психопатий.
- Невроз – как проявление внутриличностного конфликта.
- Виды неврозов и особенности формирования неврозов.
- Акцентуации и психопатии. Специфика нарушений.
- Особенности неврозов у подростков.
- Особенности проявлений психических заболеваний.
- Психологическая помощь в кризисных состояниях.
- Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних.
- Нарушений взаимоотношений взрослого и ребёнка – как первоисточник социальной дезадаптации.
- Делинквентное и криминальное поведение – как крайние формы социальной дезадаптации. Асоциальные группировки.
- Понятие об аддиктивном поведении. Сущность аддиктивного поведения.
- Роль семейного воспитания – как фактор возникновения аддиктивного поведения.
- Общее понятие о гипо- и гиперпротекции.
- Понятие «неконгруэнтность» в общении.
- Общее понятие об альтернирующем воспитание.
- Личная предрасположенность и влияние отклонений в развитии на возникновение аддиктивного поведения.
- Понятия о «поисковом полинаркотизме» и о «фоновом полинаркотизме».
- Определение понятий: алкогольная семья, созависимость.
- Социальная ситуация развития ребёнка в алкогольной семье.
- Типы реакции детей на алкогольную ситуацию в семье.
- Современные методы психологической коррекции и консультирования.
- Индивидуальная и групповая психокоррекция.
- Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Психотренинг.
- Ранняя профессиональная ориентация – как способ оптимизации социума ребёнка.
- Варианты тренингов, повышающих способность к социальной адаптации.
- Особенности тренингов, повышающих адаптации к различной микросоциальной среде.
- Особенности тренингов, преодолевающих дисгармоническое развитие личности.