25
© 2002 г.
А.Н. ДЁМИН
ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В СИТУАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
ДЁМИН Андрей Николаевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.
Российская безработица уже отметила свое десятилетие, в течение которого она неоднократно становилась объектом исследования: как элемент общей динамики социальной структуры; с точки зрения издержек для различных групп населения; трудовой мобильности и маргинализации после потери работы; в сравнительной межстрановой перспективе; в контексте социокультурных детерминант, индивидуальных и групповых способов адаптации в трудной жизненной ситуации; с точки зрения социальной политики на рынке труда. К вопросу об успешности преодоления людьми ситуации безработицы отечественные авторы обращаются регулярно, и, как нам кажется, это объясняется несколькими причинами. Во-первых, новизной безработицы для России, которая еще не приобрела статус воспроизводящейся в социальных группах и поколениях субкультуры, поэтому ее социальные и индивидуальные эффекты не всегда прогнозируемы и однозначно негативны. Эта проблема осмысливается с разных точек зрения. Большой эвристический потенциал заложен в позиции Л.А. Гордона и Э.В. Клопова, предлагающих метафору: российская безработица – резервация или школа выживания? [1]. Во-вторых, на интерес к успешному поведению влияет динамичность безработицы как социального явления, которая, в свою очередь, зависит от изменяющихся институциональных, финансовых, социопсихологических факторов.
Прошедшее десятилетие дает немало поводов для размышлений. В частности, если обратиться к результатам исследований начала 90-х годов, то среди факторов восстановления занятости мы можем не обнаружить возраст [2], в значении которого сейчас вряд ли кто сомневается. В-третьих, проблема успешного поведения в ситуации безработицы тесно связана с изменениями в политике на рынке труда, стремлением перенести акценты на превентивные, адресные, в ряде случаев — индивидуально активизирующие формы социальной поддержки. Эти попытки сопровождаются проработкой методологических основ профессиональной ориентации [3], а также растущим интересом к технологиям профилирования безработных [4]. Наконец, оценка поведения людей, потерявших работу, в существенной степени зависит от трактовки самого успеха/неуспеха и профессиональной принадлежности исследователя. Одни авторы обращают внимание в основном на социальные, другие — на экономические, третьи – на индивидуально-психологические факторы успеха, хотя более продуктивным было бы рассматривать их в едином комплексе и уже этот комплекс интерпретировать с позиции «своей» дисциплины.
Создание ситуации успеха в обучении старшеклассников
... когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Ситуация успеха не только стимулирует учебную деятельность школьников, но ... процесс создания учащимся собственного "культурного опыта", имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом. Согласно другого ... Д.Б., и другие. Как отмечал К. Д. Ушинский, «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это ...
Теоретическими предпосылками нашего исследования являются представления о факторах и эффектах совладающего поведения личности [5] и факторах структурирования рынка труда [6]. С учетом этих предпосылок успешное/неуспешное поведение безработных может быть рассмотрено в рамках общей аналитической схемы, один блок которой образуют регуляторы занятости, а другой – эффекты поведения в ситуации безработицы (они же являются критериями успеха).
В содержание первого блока входят элементы внешнего хозяйственного мира (рабочие места, социально и экономически структурированные доступы к ним, идеологические и культурные нормы поведения на рынке труда), социальная сеть индивида и особенности его домохозяйства (состав, экономический статус, внутрисемейные ценности и традиции занятости), индивидуальные свойства человека, принимающего решения о занятости. Три перечисленные группы факторов взаимосвязаны: внешние регуляторы находят специфическое отображение в сознании индивидов, композиции и привычках домохозяйств; индивидуальные предпочтения и решения интегрируются в семейные стратегии и в сочетании с внешними возможностями и ограничениями порождают конкретные формы поведения безработного.
Данные формы могут интерпретироваться с точки зрения социальных и индивидуальных эффектов. В первом случае речь идет о социальных маршрутах поведения безработных, в числе которых — перемещение к работодателям, т.е. на предприятия; к государственным и негосударственным организациям, оказывающим услуги на рынке труда; альтернативный образ жизни (сюда относятся домашнее хозяйствование и, отчасти, деятельность в статусе самостоятельного работника).
Каждый маршрут обладает своей сущностной спецификой. Первый характеризуется отношениями трудового найма и является поведением собственно на рынке труда. Существование второго маршрута обусловлено тем, что на уровне капиталистического государства правительствам приходится создавать социальную оболочку для успешного функционирования рыночной экономики [7]; он становится самостоятельной сферой поведения для части людей, попавших в трудную ситуацию после потери работы, и является, по сути, механизмом переключения на два других маршрута. Третий маршрут обозначен как альтернативный, поскольку он противостоит первому и в своей основе подпадает под такие понятия, как неформальная, неизмеримая, семейная, моральная экономика и более широкую категорию эксполярных структур [8]. Выбранные и реализуемые маршруты поддерживают и воспроизводят конкретные формы поведения, а также влияют на регуляторы занятости, например, степень напряженности рынка труда, материальные ресурсы и структуру власти в семье, удовлетворенность или стрессированность отдельных ее членов и т.д.
Поведение человека в экстремальных ситуациях 2
... эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации. Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в ... познавательных и эмоциональных процессов. Результаты этой обработки влияют на поведение личности в экстремальной ситуации. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности человека. И если ...
Индивидуальные эффекты поведения безработных удобно соотнести с критериями успешного преодоления жизненной трудности как более общего явления. К ним относят: разрешение конфликтной ситуации, восстановление или улучшение социального статуса, приемлемость поведения для ближайшего окружения, его соответствие социальным нормам, поддержание позитивной самооценки, уменьшение стрессированности, сохранение физического и психического здоровья и др. [9]. Критерии можно объединить в три группы: 1) качество социального функционирования, 2) уровень психологического благополучия, 3) состояние физического здоровья. Эти группы относительно самостоятельны, достаточно представить ситуацию, когда найденная работа не приносит человеку удовлетворения, т.к. он обесценил свою квалификацию, или ему приходится очень интенсивно работать, хронически переутомляться, подрывая тем самым здоровье. Важным является деление критериев на долгосрочные и ситуативные (достигается успех в конкретном действии или не достигается, какие эмоции и мысли при этом возникают, какие физиологические изменения в организме происходят).
Главная методическая проблема, встающая при определении факторов успешного/неуспешного поведения на достаточно протяженном участке жизненного пути, состоит в том, чтобы зафиксировать сам факт успеха или неуспеха. С одной стороны, нельзя ограничиваться только ситуативными критериями, с другой стороны, долгосрочные критерии зависят от времени отслеживания, а значит, и привходящих факторов, связанных с меняющимися экономическими, политическими и т.п. обстоятельствами. Поэтому в исследование целесообразно вводить промежуточные критерии. В нашем случае к ним были отнесены: ощущение близости к успеху при решении самой острой проблемы, поддержание чувства общей самоэффективности (веры в свою способность справляться с проблемами) и низкого уровня стрессированности. Данные критерии (эффекты), обобщая успешность/неуспешность индивида в повседневной жизни, одновременно влияют на направленность его поведения, приближая к другим ситуативным успехам или отдаляя от них и таким образом влияя на конечный результат (трудоустройство, психологическое благополучие).
Промежуточные критерии являются индикаторами успеха, наиболее доступными исследователю.
Соотношение регуляторов и индивидуальных эффектов поведения в ситуации безработицы может быть представлено в виде линейной модели: регуляторы занятости (включая поведение после сокращения) ситуативные эффекты промежуточные эффекты приближающее/отдаляющее от успеха поведение долгосрочные эффекты [10]. Предлагаемая моделью схема анализа имеет ограничения, связанные с невозможностью проконтролировать неожиданные события, которые способны нарушить логику индивидуального поведения. Но если мы признаём, что такая логика все-таки существует, следует говорить о некоторых типичных способах взаимодействия безработного с миром в изменившейся после увольнения жизненной ситуации. Данная модель позволяет их выявить.
Основная задача статьи – заключается в изучении факторов, влияющих на промежуточные индивидуальные эффекты поведения в ситуации безработицы. При этом мы исходим из предположения, что ее успешное преодоление обусловливается не каким-то одним фактором, а их комплексом, который имеет определенную структуру и включает элементы внешнего хозяйственного мира, особенности домохозяйства и социальной сети, индивидуальные свойства человека. В работе использовалась база количественных данных, собранных летом 1999 г. в рамках проекта «Совладание в посткоммунистической России: социальные и экономические стратегии андекласса»1. Обследование проводилось в четырех регионах (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар).
Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном ...
... воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции, поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой. Таким образом, поставлены следующие цели: ... общее социальное пренебрежение. [17, с.301] В отечественной литературе проблемами проявления девинтного поведения занимаются многие исследователи, такие как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые ...
Было опрошено 257 человек, имевших стаж безработицы от 3-х до 12-ти месяцев. Выборка квотировалась по полу, возрасту, образованию. Анализировались показатели 310 шкал, из которых 258 были отнесены к регуляторам занятости.
Исходное предположение проверялось в два этапа. Сначала мы попытались выделить перечень факторов, влияющих на успешное поведение в ситуации безработицы. Для решения этой задачи собранные данные анализировались ретроспективным способом, при котором выделяются две группы с наличием и отсутствием результирующей переменной и определяется представленность в каждой группе исходных факторов (переменных) [11]. В нашем случае респонденты делились на тех, кто считал себя близким к решению самой острой проблемы и тех, кто не знал, что предпринять; кто имел на момент опроса самоэффективность «нормальную» и ниже нормы; кто имел низкий и высокий уровень стрессированности. Соответствующие вопросы были включены в анкету. При самооценке близости к решению самой острой проблемы безработные сначала отмечали наиболее острые для себя проблемы по закрытому списку. Затем выбирали самую острую проблему из отмеченных и уже по поводу нее отвечали на вопрос: «Решаете ли Вы эту проблему?» с вариантами ответов: не знаете, что предпринять — знаете возможные пути решения, но пока их не используете — предпринимаете практические шаги, но пока далеки от решения — близки к успешному решению проблемы — затрудняюсь ответить. Самыми острыми проблемами для опрошенных оказались «нехватка средств для нормальной жизни» и «невозможность использовать образование, квалификацию». Для измерения общей самоэффективности использовалась шкала Р.Шварцера, М.Ерусалема, В.Ромека [12], базирующаяся на концепции А.Бандуры. Уровень стресса измерялся с помощью шкалы Л.Ридера [13]. Для определения значимости различий между факторами использовались t-критерий для долей, t-критерий для средних, критерий Уилкоксона-Манна-Уитни.
На втором этапе переменные, влияющие на достижение успеха в ситуации безработицы, были подвергнуты корреляционному анализу. С этой целью показатели каждой переменной были преобразованы в бинарные шкалы. Например, для переменной “высшее образование” значение “1” присваивалось показателю “наличие высшего образования”, а значение “0” получали показатели остальных уровней образования; для переменных, показатели которых выражались мерой центральной тенденции (среднее значение или медиана), значение “1” присваивалось показателю, не превышающему, а значение “0” – превышающему эту меру, либо наоборот – в зависимости от содержания переменной. Далее определялась теснота связей между всеми переменными с помощью фи-коэффициента, полученная интеркорреляционная матрица анализировалась методом расслоения, являющимся дополнительным методу факторного анализа [14]. Он направлен на выявление непосредственных индикаторов (ядер) корреляционной структуры, а не латентных переменных, лежащих в ее основе.
Глава 1. Анализ влияния самооценки личности на ее поведение в ...
... работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Анализ влияния самооценки личности на ее поведение в конфликтных ситуациях Теоретический анализ проблемы ... темперамента, характера, самооценка. В данном исследовании мы рассмотрим проблему взаимосвязи поведения в конфликтной ситуации и самооценки личности. Предметом нашего исследования являются стратегии ...
Факторы успеха
258 переменных, отнесенных к регуляторам занятости безработного, были разделены на 7 групп: 1) экономический статус домохозяйства и самого респондента (наличие сбережений, личное подсобное хозяйство, зарплата перед сокращением, текущий доход семьи и т.п.), 2) структура домохозяйства и социальной сети, 3) уровень здоровья респондента (по самооценке), 4) поведение (поиск работы и другие виды социальной активности), 5) рефлексия (способы объяснения неудач, содержание выводов, к которым пришел респондент в создавшейся ситуации), 6) когнитивно-мотивационные регуляторы (притязания, планы, трудовые и жизненные ценности), 7) социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, стаж работы).
Первоначально было выделено 42 переменных (16,3% от исходного числа), по которым наблюдались статистически значимые различия между критериальными группами, но поскольку некоторые из них дублировали другу друга (например, наличие мебельного гарнитура или персонального компьютера трудно рассматривать вне общей оценки материального положения в семье), то для дальнейшего анализа было оставлено 37 переменных. В таблицах 1-5 представлены их значения, включая еще одну переменную — средний срок пребывания в состоянии безработицы.
Согласно данным таблиц 1-5 три выделенных критерия успеха не тождественны друг другу, что свидетельствует об их соответствии разным аспектам адаптации в трудной ситуации. Оказалось, что все шесть указанных выше сравниваемых групп имеют примерно одинаковый срок безработицы (табл. 1) — это придает выделенным факторам успеха дополнительную дифференцирующую силу. Доля тех, кто приближается к решению самой острой проблемы, невелика, что может быть симптоматичным для зарегистрированных безработных, которые не смогли трудоустроиться в первые три месяца после увольнения; также невелика доля высокострессированных — по-видимому, большинство безработных со временем находят способы смягчения отрицательных переживаний по поводу своего положения. Такие традиционные факторы, как пол, возраст и состав домохозяйства делают вклад прежде всего в качество социального функционирования безработного (приближение к успешному решению проблемы), образование же и материальное положение семьи, напротив, более существенны для внутренней, субъективной составляющей успеха (самоэффективность и уровень стрессированности), т.е. влияют на него более опосредованно (табл. 1 и 2).
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). ... методик является Методика многомерного измерения копинга (CISS - Coping Inventory for Stressful Situations - GRI-V1), использованная нами ... Статья впервые была опубликована: Психология и практика: Сб. научн. трудов. Вып. 1 / Отв. ред. В,А. Соловьева. — ...
Интересен фактор, связанный с составом домохозяйства: если безработный живет один, то вероятность приблизиться к успеху повышается. Эта тенденция подтверждается и другими показателями «успешных» респондентов, например, более низкими долями живущих с мужем/женой или детьми. Вероятно, наличие семьи, т.е. необходимость заботиться еще о ком-то помимо себя, сковывает маневры безработного на рынке труда. В литературе [15] можно найти подтверждение данному выводу.
Два фактора оказались значимыми для всех трех критериев успеха. Во-первых, это небольшой стаж работы на последнем месте (табл. 1), обратной стороной чего является наличие опыта смены и поиска работы. Во-вторых, крепкое здоровье в настоящее время (табл. 2).
Данный фактор мы можем интерпретировать как косвенный показатель физической уязвимости, или сопротивляемости организма в неблагоприятной ситуации, поскольку представители сравниваемых групп, отвечая на вопрос о наличии крепкого здоровья до ухода с работы, дали более сглаженные (статистически не различимые) ответы. Уровень физической уязвимости влияет как на социальную, так и психологическую составляющую успеха.
В итоговом перечне факторов представлены все 7 групп регуляторов занятости. Это означает, что для преодоления безработицы важны не только пол или возраст индивида, экономические или композиционные характеристики домохозяйства, но также структура и качество социальной сети — наличие родственников, способных оказать услуги, близких друзей (табл. 2), поведенческие, рефлексивные, мотивационные характеристики самого человека (табл. 3-5).
Однако представленность этих групп регуляторов неравноценна. Например, из поведенческих характеристик безработных только одна – регулярные занятия любимыми делами – оказалась существенной для поддержания в себе чувства уверенности и низкой стрессированности (табл.3).
Следуя подходу М.Яходы [16], маловероятно, что после потери работы люди вдруг начинают извлекать из своего хобби указанные выше функции. С другой стороны, такое использование свободного времени возможно, если в предшествующем трудовом опыте сформировался определенный уровень личного контроля и саморегуляции, на который человек опирается, оказавшись безработным [17]. Показательно, что регулярные занятия любимыми делами коррелируют с регулярным обдумыванием совершенных поступков (r=0,161, р<0,05), построением планов на будущее (r=0,212, р<0,001) и такой жизненной ценностью, как уверенность в себе, своих силах (r=0,239, p<0,001).
Эти занятия также коррелирует с наличием близких друзей в настоящее время (r=0,125, р<0,05), что может указывать на предпосылку, содержание или условие реализации хобби.
Интересно обратить внимание на то, что переменная, связанная с количеством попыток устроиться на работу, не попала в итоговый перечень факторов успеха. Вероятно, попытки сами по себе еще не гарантируют эффективность, они должны поддерживаться внешними ресурсами и внутренней (психологической) работой человека.
Около трети (30%) факторов, оставленных для анализа, являются рефлексивными, т.е. связаны с осмыслением и объяснением сложившейся ситуации (табл.3).
В целом ряде современных психологических подходов к регуляции поведения они признаются важной переменной. Согласно Р. Лазарусу и С. Фолкмен когнитивные процессы «взвешивают» личностные факторы в контексте средовых и наоборот. Ключевой детерминантой действий человека в трудной ситуации является ответ на вопрос: «что я могу сделать?», который относится к так называемой вторичной оценке. Если вредные, угрожающие или бросающие вызов обстоятельства оцениваются как доступные изменению, наиболее вероятным будет совладание, сфокусированное на проблеме (выработка новых решений, освоение новых навыков и др.); если обстоятельства оцениваются как недоступные изменению, повышается вероятность эмоционально-фокусированного совладания, не связанного с изменением внешней реальности (избегание, дистанцирование и т.п.).
Другие авторитетные психологи большое значение придают способу объяснения ситуации [18]. Они рассматривает его в качестве фактора, влияющего на самооценку, мотивацию, психические состояния, поведение. Человек может объяснять неудачи как обусловленные обстоятельствами или им лично, временные или постоянные, локальные или глобальные, контролируемые (управляеме) или неконтролируемые, и это определяет, сколь беспомощным или энергичным он будет. В последние годы в литературе появились интересные соображения экономистов по поводу включения данного механизма в модели функционирования рынка труда [19].
В случае с безработными способы объяснения неудач, по-видимому, отражают отношение к ресурсным дефицитам. Осознание их в качестве личностных и неизменных во времени уменьшает активность по преодолению трудностей. Симптоматично, что безработные, использующие в качестве аргументов неподходящий возраст и плохое здоровье, либо вообще не строят планы на будущее, либо делают это время от времени (r=0,136, p<0,05 и r=0,141, p<0,05 соответственно).
Те же, кто связывает нынешние трудности со своими серьезными ошибками, т.е. причинами, лежащими в действиях самого человека, а значит, доступными изменению, напротив, регулярно строят планы на будущее (r=0,161, p<0,05) и имеют более высокие притязания на резервную [20] заработную плату (r=0,164, p<0,01); данный способ объяснения коррелирует с выводом о необходимости открыть свое дело (r=0,166, p<0,01) и через него связан с аналогичным планом на текущий год.
Самую многочисленную (38%) группу факторов успеха образуют когнитивно-мотивационные переменные (табл. 4 и 5): более высокие притязания на достаточную и резервную заработную плату, слабое желание вернуться на последнее место работы, менее выраженные ориентации на стабильную занятость и возможность пользоваться льготами на работе, большая склонность строить планы на будущее, менее выраженное стремление заниматься домашними делами и более высокий процент планирующих организовать собственное дело, что в целом хорошо согласуется с ориентацией на такие ценности, как «самостоятельность, независимость», «уверенность в себе», «личное достоинство, самоуважение», «активная деятельная жизнь». Психологическое благополучие в ситуации безработицы ассоциируется с более высокой ориентацией на ценность «наличие хороших и верных друзей», которая, в свою очередь, связана со структурой социальной сети (корреляция с наличием близких друзей в настоящее время: r=0,132, p<0,05).
Респонденты, близкие к успешному решению своей самой острой проблемы и сумевшие сохранить чувство самоэффективности, в большей степени ориентируются на ценность отдыха, удовольствий и развлечений. Этот фактор, возможно, следует интерпретировать по аналогии с фактором «регулярные занятия любимыми делами», связав его с уже достигнутым уровнем саморегуляции и структурой социальной сети. Косвенно это подтверждается корреляциями с ценностями «уверенность в себе, своих силах» (r=0,257, p<0,001), “личное достоинство, самоуважение” (r=0,330, p<0,001), «наличие хороших и верных друзей» (r=0,266, p<0,001), выводом о том, что нужно надеяться прежде всего на себя (r=0,176, p<0,01), а также получением бесплатных услуг и помощи в домашнем труде от родственников в течение последних трех месяцев (r=0,154, p<0,05).
Интересно обратить внимание на показатели резервируемой заработной платы (табл. 4).
Они располагаются в диапазоне между средним прожиточным минимумом и среднемесячной зарплатой, вычисленными для обследованных регионов на момент опроса (920 и 1765
рублей соответственно)2. Материальные притязания становятся фактором успеха, если приближаются к верхней границе диапазона, демонстрируя тем самым значение избирательной мотивации к восстановлению занятости. Поскольку у сравниваемых групп примерно одинаковые ориентации на ценность высокой оплаты труда, подобную избирательность, скорее всего, следует объяснять общим способом регуляции поведения, производным от таких факторов, как наличие высшего образования, более благоприятное материальное положение в семье, принадлежность к мужскому полу. Коэффициенты корреляции между уровнем притязаний на резервную заработную плату и перечисленными факторами имеют значения: r=0,179, p<0,01; r=0,157, p<0,05; r=0,156, p<0,05 соответственно.
За мотивационными переменными (нежелание возвращаться на последнее место работы, особенности трудовых ценностей и планов на ближайший год) можно увидеть еще одну важную особенность успешных безработных – они в большей степени готовы к трудовой мобильности.
Анализ интеркорреляционной матрицы позволил выделить 17 переменных, которые имеют наибольшее число (выше средней) самых тесных (p<0,01) связей и поэтому являются своеобразными ядрами в общей корреляционной структуре. К ним относятся: ориентация на ценности «личное достоинство, самоуважение» и «уверенность в себе, своих силах», объяснение неудач плохим здоровьем, неподходящим возрастом, отсутствием денег для начала собственного дела, вывод о необходимости открыть собственное дело и планы организовать его в течение ближайшего года, планы больше работать по дому и ухаживать за детьми, стаж работы (общий и на последнем месте), уровень притязаний на достаточную и резервную заработную плату, возраст, пол, наконец, ориентация на ценности «наличие хороших и верных друзей», «отдых, удовольствия, развлечения» и склонность регулярно строить планы на будущее. Данные переменные, с одной стороны, выступают индикаторами остальных и в совокупности способны задать некоторый набор «формул успеха» или, наоборот, неуспеха в ситуации безработицы. С другой стороны, они свидетельствуют о системной детерминации успеха, в достижении которого субъективный мир человека играет важную роль, опосредствуя и модулируя его включение в рынок труда.
***
Два итоговых соображения.
Факторы «промежуточного» успеха в ситуации безработицы не только хорошо согласуются с уже известными предпосылками «конечного» успеха [21], но детализируют и расширяют их. Пол, возраст, образование, стаж работы, уровень физической уязвимости (сопротивляемости организма), материальное положение и состав домохозяйства, наличие родственников, способных оказывать бесплатные услуги, и близких друзей, регулярные занятия любимыми делами, особенности осмысления сложившейся ситуации, включая выводы и способы объяснения неудач, уровень притязаний на заработную плату, трудовые и жизненные ценности, склонность строить планы на будущее и их содержание на ближайший год, готовность к трудовой мобильности и наличие такого опыта образуют комплекс причин успешного поведения. На его базе можно строить частные модели, например, представляя факторы успеха (или неуспеха) в виде континуума, на одном полюсе которого – намерение вернуться на рынок труда через самозанятость, на другом – решение переместиться в категорию экономически неактивного населения. К первому тяготеют немногие безработные, поэтому основная проблема политики на рынке труда состоит в том, чтобы отдалять людей от второго полюса, задействуя экономические, культурные и социо-психологические механизмы.
В этой связи возникает второе соображение. Анализируя представленные данные, трудно отделаться от впечатления, что ресурсы, которыми располагают люди, не сумевшие найти работу в первые три месяца после сокращения, достаточно ограниченны. Сложность в оказании помощи безработным заключается в том, что дефициты ресурсов в немалой степени инициируются и поддерживаются обстоятельствами, которые неподконтрольны государственной службе занятости. Это качество рабочих мест на рынке труда, информационная политика предприятий, состав и традиции семьи, характер отношений с родственниками, здоровье, возраст и т.п. В то же время государство может частично восполнять дефицит материальных ресурсов через пособия, что особенно важно для самочувствия малообеспеченных категорий безработных. Также укажем на ресурсы личностного плана, например, способы совладающего поведения (конкретизация своих планов и оценок происходящего, достраивание контекста текущей жизненной ситуации и др. [22]), дефицит которых в определенной степени восполним в рамках психологических и информационных услуг, а также переобучения. В свете изложенного детальный анализ ресурсов отдельного человека и групп, попавших в трудные ситуации, остается важной задачей прикладных исследований. От способов ее решения во многом зависит эффективность адресной социальной поддержки населения на рынке труда.
ДЁМИН А.Н. — Достижение успеха в ситуации безработицы — Стр 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социол. исслед. 2000. №1.
- Гимпельсон В.Е. Уволенные работники на рынке труда: влияние локуса контроля на восстановление занятости // Социологический журнал. 1995. № 2. С.137.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.
- Политика противодействия безработице / Ф.Т. Прокопов, Т.М. Малева; Бюро эконом. анализа. М.: РОССПЭН, 1999.
- Holahan C.J., Moos R.H., Schaefer J.A. Coping, stress resistance, and growth: conceptualizing adaptive functioning // Handbook of coping: theory, research, applications / Ed. by M. Zeidner and N.S.Endler. N.Y.: John Wiley & Sons, 1996; Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y.: Springer, 1984; Latack J.C., Kinicki A.J., Prussia G.E. An integrative process model of coping with job loss // Academy of Managment Review. 1995. V.20. №2 и др.
- Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001; Радаев В.В. Рынок труда как объект социологического анализа // Социол. исслед. 1999. №3; Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: изд-во МГУ, 1996.
- Хайко Шрадер. Экономическая антропология. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
- Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
- См.: Houston B.K. Stress and coping // Coping with negative life events. Сlinical and social psychological perspectives / Ed. by C.R. Snyder and C.E.Ford. N.Y.: Plenum press, 1987; Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y.: Springer, 1984; Zeidner M., Saklofske D. Adaptive and maladaptive coping // Handbook of coping: theory, research, applications / Ed. by M.Zeidner and N.S.Endler. N.Y.: John Wiley & Sons, 1996.
- Частично модель соответствует схеме из книги: Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y.: Springer, 1984. P. 305.
- Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема // Иностранная психология. 1996. №7.
- Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. №3.
- Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
- Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН. 1999. С. 279.
- Jahoda M. Work, employment, and unemployment: values, theories, and approaches in social research // American Psychologist. 1981. V.36. №2.
- O’Brien G.E. Work and leisure // Handbook of economic psychology / Ed. by W.F.Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1988.
- Зелигман М.Э.П. Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997; Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion // Psychological Review. 1985. V.92. №4.
- Darity W.Jr., Goldsmith A.H. Unemployment, social psychology, and unemployment hysn/t/eresis // Journal of Post Keynesian Economics. 1993. V.16. №1; Elmslie B., Sedo S. Discrimination, social psychology, and hysteresis in labor market // Journal of Economic Psychology. 1996. V.17. №4.
- Это та предельная минимальная зарплата, ниже которой человек откажется от работы (или уволится).
См.: Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М. Изд-во МГУ, 1996. С. 66.
- Гимпельсон В.Е. Уволенные работники на рынке труда: влияние локуса контроля на восстановление занятости // Социологический журнал. 1995. №2.; Попова И.П. Особенности маргинального статуса безработных специалистов // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету / Отв. ред. И.А. Бутенко. М.: МОНФ, 2000. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН. 1999 и др.
- Дёмин А.Н., Попова И.П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социол. исслед. 2000. №5.
Таблица 1
Социально-демографические факторы успешного поведения в ситуации безработицы
Факторы успешного поведения |
Близость к решению самой острой проблемы |
Самоэффективность |
Стрессированность |
|||
Близки к успешному решению проблемы (N=21) |
Не знают, что предпринять (N=86) |
Норма (N=99) |
Низкая (N=145) |
Низкая (N=105) |
Высокая (N=28) |
|
Средний срок пребывания в состоянии безработицы, месяцы |
6,3 |
7 |
6,5 |
7,1 |
6,6 |
7,6 |
Общий стаж работы, количество лет (медиана) |
15** |
24 |
21 |
24 |
21 |
20 |
Стаж работы на последнем месте, количество лет (медиана) |
3* |
9 |
5* |
8 |
6* |
8 |
Доля мужчин, % |
38* |
17 |
38 |
24 |
27 |
30 |
Возраст, количество лет (медиана) |
35*** |
46 |
43 |
43 |
42 |
40 |
Наличие высшего образования, % |
48 |
35 |
44** |
22 |
38 |
33 |
* — имеются статистически значимые различия с показателем сравниваемой группы при p<0,05; ** — имеются статистически значимые различия с показателем сравниваемой группы при p<0,01; *** — имеются статистически значимые различия с показателем сравниваемой группы при p<0,001 или более высоком уровне значимости.
Таблица 2
Экономический статус, структура домохозяйства и социальной сети, здоровье как факторы успешного поведения в ситуации безработицы
Факторы успешного поведения |
Близость к решению самой острой проблемы |
Самоэффективность |
Стрессированность |
|||
Близки к успешному решению проблемы (N=21) |
Не знают, что предпринять (N=86) |
Норма (N=99) |
Низкая (N=145) |
Низкая (N=105) |
Высокая (N=28) |
|
Оценка материального положения в своей семье (среднее знач. по 6-тибалльной шкале) |
2,14 |
1,95 |
2,2** |
1,89 |
2,2*** |
1,5 |
Доля семей, имеющих долги, % |
19 |
30,5 |
27,3 |
34 |
24** |
53,8 |
Образуют семью из одного человека, % |
19* |
5 |
8 |
9 |
14 |
7 |
Получали бесплатные услуги, помощь в домашнем труде от родственников в течение последних трех месяцев, % |
33** |
7 |
15 |
14 |
14 |
14 |
Наличие близких друзей в настоящее время, % |
95 |
78 |
93** |
79 |
87 |
90 |
Наличие крепкого здоровья в настоящее время, % |
71*** |
29 |
53** |
35 |
56*** |
14 |
Здесь и в табл. 3-5 см. примечание к табл. 1.
Таблица 3 Поведенческие и рефлексивные факторы успешного поведения в ситуации безработицы, %
Факторы успешного поведения |
Близость к решению самой острой проблемы |
Самоэффектив-ность |
Стрессирован-ность |
|||
Близки к успешному решению проблемы (N=21) |
Не знают, что предпринять (N=86) |
Норма (N=99) |
Низкая (N=145) |
Низкая (N=105) |
Высо-кая (N=28) |
|
Регулярно занимаются любимыми делами |
30 |
33 |
40*** |
19 |
43* |
17 |
Регулярно обдумывают совершенные поступки |
48 |
36 |
44* |
28 |
41 |
38 |
Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно открыть собственное дело |
20*** |
0 |
7* |
1 |
3 |
4 |
Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно пытаться зарабатывать любыми способами |
10 |
17 |
11 |
17 |
7** |
25 |
Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно больше заботиться о своем здоровье |
5 |
19 |
9 |
13 |
9* |
25 |
Сделали главный вывод в сложившейся ситуации: нужно надеяться прежде всего на себя |
40 |
34 |
46 |
37 |
35* |
57 |
Считают, что основная причина нынешних трудностей в семейных обстоятельствах |
5 |
9 |
12 |
10 |
6** |
24 |
Считают, что основная причина нынешних трудностей в допущенных серьезных ошибках |
24*** |
8 |
8 |
8 |
10 |
14 |
Объясняют неудачи с трудоустройством неподходящим возрастом |
19*** |
62 |
47 |
54 |
50 |
56 |
Объясняют неудачи с трудоустройством плохим здоровьем |
0** |
30 |
15 |
21 |
10*** |
37 |
Объясняют неудачи с трудоустройством отсутствием денег для начала собственного дела |
33 |
16 |
30* |
15 |
21 |
22 |
Объясняют неудачи с трудоустройством неуверенностью в себе |
5* |
27 |
10*** |
28 |
14 |
19 |
* — имеются статистически значимые различия с показателем сравниваемой группы при p<0,05; ** — имеются статистически значимые различия с показателем сравниваемой группы при p<0,01; *** — имеются статистически значимые различия с показателем сравниваемой группы при p<0,001 или более высоком уровне значимости.
Таблица 4 Когнитивно-мотивационные факторы успешного поведения в ситуации безработицы
Факторы успешного поведения |
Близость к решению самой острой проблемы |
Самоэффектив-ность |
Стрессирован-ность |
|||
Близки к успешному решению проблемы (N=21) |
Не знают, что предпринять (N=86) |
Норма (N=99) |
Низкая (N=145) |
Низкая (N=105) |
Высокая (N=28) |
|
Уровень притязаний на заработную плату, достаточную в настоящее время, руб. (медиана) |
2500*** |
1700 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
Уровень притязаний на резервную заработную плату, руб. (медиана) |
1500** |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Желание вернуться на последнее место работы, % |
19* |
49 |
44 |
43 |
35 |
48 |
При поиске и выборе работы ориентируются на стабильную занятость (среднее значение по 3-х балльной шкале3) |
2,05** |
1,59 |
1,62 |
1,67 |
1,68 |
1,7 |
При поиске и выборе работы ориентируются на возможность пользоваться льготами (среднее значение по 3-х балльной шкале) |
2,43 |
2,21 |
2,31 |
2,35 |
2,46* |
2,05 |
Регулярно строят планы на будущее, % |
43 |
24 |
39** |
23 |
43 |
28 |
В течение ближайшего года планируют организовать собственное дело, % |
15** |
1 |
12** |
3 |
8 |
11 |
Значению «1» соответствует позиция «очень важно», значению «3» – «не важно».
Таблица 5 Жизненные ценности как факторы успешного поведения в ситуации безработицы, средние значения по 4-хбалльной шкале
Факторы успешного поведения |
Близость к решению самой острой проблемы |
Самоэффективность |
Стрессированность |
|||
Близки к успешному решению проблемы (N=21) |
Не знают, что предпринять (N=86) |
Норма (N=99) |
Низкая (N=145) |
Низкая (N=105) |
Высокая(N=28) |
|
Самостоятельность, независимость |
3,67*** |
2,99 |
3,36*** |
3,0 |
3,2 |
3,1 |
Уверенность в себе, своих силах |
3,62* |
3,29 |
3,55* |
3,39 |
3,5 |
3,5 |
Личное достоинство, самоуважение |
3,67 |
3,43 |
3,62*** |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
Активная деятельная жизнь |
3,19* |
2,68 |
3,12*** |
2,69 |
2,9 |
3,0 |
Наличие хороших и верных друзей |
3,57 |
3,32 |
3,57* |
3,37 |
3,5 |
3,5 |
Отдых, удовольствия, развлечения |
3,19*** |
2,5 |
2,94*** |
2,61 |
2,8 |
2,8 |
1 Исследование финансировалось Институтом “Открытое общество” (проект № 153/1998).
Коллектив проекта: В.Радаев (руководитель), Е.Балабанова, М.Бурлуцкая, А.Дёмин, О.Кузина, Л.Петрова.
2 Поскольку в таблице 4 указаны медианные значения притязаний на резервную зарплату, приведем их средние значения: 1710 у тех, кто близок к успеху и 1079 у тех, кто не знает, что предпринять; 1501 у тех, кто имеет «нормальную» самоэффективность и 1222 у тех, кто имеет самоээфективность ниже нормы; 1476 унизкострессированных и 1348 у высокострессированных.
3Значению «1» соответствует позиция «очень важно», значению «3» – «не важно».