Деловая этика предпринимателя

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения деловой этики в

деятельности предпринимателя

1.1. Место и роль этики в системе категорий и понятий

предпринимательства 6

1.2. Этические принципы и нормы в деятельности предпринимателя 17

1.3. Этические аспекты работы предпринимателя с трудовым коллективом 24

1.4. Влияние этических принципов в деятельности предпринимателя на

внешнее функционирование организации 35

Глава 2. Анализ деловой этики предпринимателя компании ООО

«Компонент-реактив»

2.1. Краткая характеристика компании 41

2.2. Анализ финансовой деятельности компании 45

2.3. Оценка этического поведения предпринимателя 51

Глава 3. Методы развития деловой этики предпринимателя

3.1. Направления и проблемы развития деловой этики предпринимателя

компании ООО «Компонент-реактив» 58

3.2. Мероприятия по развитию деловой этики в деятельности 63

предпринимателя

3.3. Оценка социально-экономической эффективности 68

Заключение 74

Литература 77

Приложение 82

Введение

Вторая половина ХХ в. отмечена появлением новой тенденции в развитии мирового сообщества – единения в понимании моральных ценностей и целенаправленного проникновения стандартов и норм этики в управление экономикой. Нормы, стандарты, требования этического характера все более приобретают вид системы, т.е. комплекса взаимосвязанных идей, концепций и достаточно жестких требований, предъявляемых сегодня к управленческому персоналу и организациям в целом.

Реформы, проводимые в России при вхождении в рыночную экономику, позволяют говорить о том, что страна осваивает опыт международных экономических отношений на уровне предприятий и организаций и имеет руководителей, способных управлять организациями на уровне мировых требований современного предпринимательства по созданию и продвижению конкурентоспособной продукции. Однако она отстает, и весьма существенно, от специфических этических требований, предъявляемых в современном мире к поведению предпринимателей и функционированию организаций. К сожалению, руководство предпринимательской деятельностью допускает неэтичные поступки, как во внутреннем, так и во внешнем управлении компанией. Все это определяет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

Вопросы изучения деловой этики предпринимателя в настоящее время широко рассматриваются, как в отечественном (Р.Н. Ботавина, Т.С. Кабаченко, И.П. Литвинов, А.К. Маркова, А.К. Семенов, В. Сухарев и др.), так и в зарубежном (А.Айви, Дж. Максвелл, Дж. Ягер и др.) менеджменте. Многие из работ этих и других авторов содержат в себе большой комплекс советов по использованию деловой этики в практике управления. Однако научно экспериментальных исследований в этой области явно недостаточно, что объясняет научную актуальность изучаемого нами вопроса.

8 стр., 3799 слов

Психология и этика коммерческой деятельности

... этике коммерческой деятельности. Задачами моей курсовой являются: изучение понятий о профессиональной этике и этикете коммерсанта, личностных и профессиональных требований к коммерческому работнику; изучение делового этикета и основ деловых ... работе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели -- это люди с особо выраженной потребностью к самореализации. Амбициозность ...

Практическая актуальность нашего исследования обусловлена разработкой большого комплекса социально — экономически обоснованных предложений по развитию деловой этики предпринимателя. Данные рекомендации могут быть использованы психологами, бизнес-тренерами, специалистами, занимающимися практическим решением изучаемой нами проблемы.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.

На сегодняшний день отмечается возросшая роль использования принципов и норм поведения деловой этики в деятельности предпринимателя. Специфика деловой этики предпринимателя предполагает наличие у последнего организационных, психологических, финансовых знаний, а также креативного, творческого мышления, которое и позволяет создать внутри и во внешнем окружении компании этически благоприятную среду деятельности. Несформированность корпоративной этики деятельности компании негативно влияет как на ее финансовое благополучие, так и на текучесть кадров. Это положение усугубляется еще и тем, что эмпирических исследований в этой области управления явно недостаточно.

В связи с этим цель нашей работы – исследование особенностей деловой этики предпринимателя, как фактора развития внутренней и внешней политики компании (в Приложении 1 с помощью метода «Дерево целей» расписаны все цели данной работы).

Объект исследования – деловая этика предпринимателя.

Предмет исследования – специфика проявления деловой этики предпринимателя и ее влияния на развитие организации.

Задачами, которые вытекают из поставленной цели, являются:

1. Теоретически обосновать проблему изучения деловой этики в деятельности предпринимателя.

2. Проанализировать деловую этику предпринимателя на примере компании ООО «Компонент-реактив».

3. Разработать, исходя из полученных результатов, методы развития деловой этики предпринимателя компании ООО «Компонент-реактив».

Методы исследования – теоретический анализ литературы, психодиагностические методы, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы экономического анализа деятельности предприятия, экспертный метод, метод «дерево целей»…

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной теме исследования деловой этики предпринимателя.

Теоретический и практический этапы работы позволяют сделать нам следующие выводы.

Этика предпринимательства – это наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления (предпринимателя) и функционирование организации как «совокупного предпринимателя» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия предпринимателя и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Деловая этика предпринимателя – это категория менеджмента, через которую изучается влияние социальной и этической ответственности на внутреннюю и внешнюю деятельность организации.

11 стр., 5409 слов

Введение в этику делового общения

... стала щедрость. В социаль но-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социаль ной организации и господствующим ти­пом общественно го сознания. ...

Основными принципами деловой этики предпринимателя являются: принцип справедливости, «золотой середины», исправления, терпимости, разумного сочетания индивидуального и коллективного, стремление к бесконфликтности и т.д.

Представления о наличии соблюдения этических принципов в организации мы можем получить при анализе внутриличностных качеств самого предпринимателя (коммуникативных качеств, стиля руководства коллективом, психологических характеристик), уровня развития корпоративной этики (сформированность корпоративной культуры, наличие у сотрудников удовлетворенности руководством компании и отношением внутри трудового коллектива) и социальной и этической ответственности перед обществом (положительный имидж компании в лице партнеров, клиентов, государственных организация и СМИ).

Анализ деловой этики предпринимателя был проведен нами на базе компании ООО «Компонент-реактив».

Финансовый анализ деятельности организации показал наличие незначительного роста прибыли компании и увеличение текучести кадров.

Социально-психологический анализ помог выявить низкий уровень развития у сотрудников компании лояльности к фирме и психологической атмосферы внутри рабочего коллектива. При этом большей частью работников компании руководитель оценивается как человек с директивным стилем управления, ориентированным на собственное мнение и оценку, стремлением к власти, склонностью к жесткости и формальной дисциплине и стремлением дистанцироваться от подчиненных. Уровень развития организаторских способностей у директора фирмы характеризуется сотрудниками компании как низкий.

Опираясь на полученные, результаты нами были разработаны методы развития деловой этики предпринимателя, включающие в себя работу по нескольким направлениям:

1. Развитие деловой этики предпринимателя и руководящего эвена компании (проведение тренингов, специальных консультаций по изменению стиля управления компанией).

2. Развитие корпоративной этики организации (внедрение различных форм нематериального стимулирования труда работников компании, проведение семинаров-тренингов на сплочение коллектива, проведение формальных и неформальных встреч руководства компании и ее сотрудников).

3. Развитие внешней этически выстроенной PR-политики взаимодействия организации с ее клиентами, партнерами и представителями СМИ (внедрение контроля за качеством товаров и взаимодействия с внешней информационно-экономической средой, проведение социально-информационных мероприятий, включение в уже существующие PR проекты элементов положительного этического имиджа компании).

Экономический анализ эффективности и анализ рисков внедрения мер по развитию деловой этики показал, что с их помощью возможно повышение корпоративной этики компании и повышение ее финансовой устойчивости.

В заключение следует отметить, что изучаемая нами тема требует дальнейшего исследования на практике применения всех мер в жизнедеятельности компании.

Литература

1. Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Романова. — М.: Изд-во РАГС, 1999. – 303 с.

2. Айви А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск: ЭКОР, 2004.

3. Андреев В.Н. Саморазвитие менеджера. – М.: Народное образование, 2005.

17 стр., 8195 слов

Психология и этика деловых отношений

... Мозыркого государственного политехнического колледжа. Методические указания по дисциплине «Психология и этика деловых отношений» разработаны в соответствии с типовой учебной программой для ... профессиональная, менеджерская, предпринимательская, любая другая, предполагающая управление и взаимодействие с людьми, осуществляются в ходе делового общения. Деловое общение ведется по определенным правилам, ...

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2004.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2001.

6. Блинов А., Василевская О. Искусство управления персоналом. – М.: Гелан, 2001.

7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192 с.

9. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2001.

10. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2004.

11. Гусейнов А.А., Ирлиц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 2007.

12. Даниленко Т.И., Жульева С.В. Этика делового общения. – М., 1998.

13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. – М.: прогресс, 2001.

14. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учебное пособие.- М.: Наука, 2000. – 569 с

15. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Г. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – 786 с.

16. Емельянов Е.Н., Поварницына СЕ. Психология бизнеса. — М., 1998.

17. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. — М., 2006, 63 с.

18. Журавлев А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом.- М., 2006. – 200 с.

19. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – М.: Финпресс, 2006.

20. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 384 с.

21. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 416 с.

22. Кабаченко Т. С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность. / Учебное пособие. — М.: Рос. пед. агентство, 2006 .– 146 с.

23. Казначевская Г. Б., Менеджмент. — Ростов н/Д., 2000.

24. Калтунова М.В. Язык делового общения. – М.: Экономика, 2000.

25. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 2002.

26. Климов Е. А. Психология профессионала. — М., 2006.

27. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. — М., 2006.

28. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – СПб., СПбГУ, 2004.

29. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.

30. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

31. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 1. Менеджер и менеджмент. Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей.- М.: ИПФ Ника, 2002.

32. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений в коммерческой деятельности. – М.: ЦУМК, 2003.

33. Литвинов И. П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. — Элиста: Изд-во БГПУ, 2007. – 209 с.

34. Максвелл Дж. Шеф и его команда. – СПб.: Питер, 2003.

35. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 2006.

36. Менеджмент организации / Под ред. З.П.Румянцевой и Н.Аса-ломатина. — М., 2005.

37. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1999.

7 стр., 3134 слов

Этика деловых отношений 4

... этики деловых отношений, а именно: природа этики деловых отношений; этика деятельности организации и руководителей; сущность вербального, невербального, дистанционного общения, манипуляций в общении, управления общением; правила деловых отношений; этикет делового человека и деловых отношений. Теоретические основы этики деловых ...

38. Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. — Казань, 2004.

39. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

40. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2004.

41. Общая психодиагностика./Под ред. А.Г. Шмелева. — М.: Изд-во МГУ, 1979. – 303 с.

42. Основы этических знаний. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 224 с.

43. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снетковой. СПб.: Речь, 2007. – 448 с.

44. Психология. Словарь./ Под ред. В.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Высш. школа, 1990. – 521 с.

45. Психология и этика делового общения/ Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

46. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

47. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

48. Реан А.Н., Свенцицкий П.А., Семёнов И.Н. Профессионализм в управлении и основные условия его достижения. // Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 2005.

49. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону, М., 2000.

50. Семенов А.К. Современный менеджмент. – Волгоград: Издательство Волгоградского кооперативного УПК, 2006.

51. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. – 200 с.

52. Социальная психология и этика делового общения/ Под ред. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартова и др. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2005. – 160 с.

53. Сухарев В. Этика и психология делового человека. – М.: Гранд, 2007. –С.246-257.

54. Творогова Н.Д. Психология управления. — М.: ГЭОТАР-мед, 2001. – 383 с.

55. Техника, технология и кадры управления производством. — М., 2003.

56. Технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 2006.

57. Толочек В. А. Проблемы современной психологии труда. — М.: РАГС, 2001. – 84 с.

58. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.,2005.

59. Управление персоналом/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2004.

60. Филиппов П.В. Управление кадрами на предприятии. – М.: Знание, 2005.- С.33.

61. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: Инфра-М, 2004.

62. Цветаев В.М. Управление персоналом./ В.М. Цветаев. – СПб: Питер, 2002. – 336с.

63. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 608 с.

64. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. — М., 2006.

65. Этика/ Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2003. – 496 с.

66. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.: Мысль, 2004.

Нормативно-правовые документы

1. Комментарий к Закону РФ о СМИ/ Под ред. В.Н. Монахова. – М., 2001.

2. Конституция Российской Федерации. – М., 2004.

3. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июня 1995 №108-ФЗ (с изменениями от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

6 стр., 2586 слов

Психология рыночных отношений и управление

... стол»; формирование и координация сети обеспечиваются менеджментом. Реализация указанных правил позволит проектировать наиболее эффективную структуру управления фирмой. Производственные особенности, различная степень интеграции ... организационной структуры управления. А). Для вертикальной иерархии: организационная структура должна быть предельно проста (чем она проще, тем легче персоналу ее понять); ...

– М.: ИНФРА-М, 2002.