Лекция 11. Этика и современное управление. Гендерный аспект деловых отношений

Право — это искусство добра и справедливости.

Античный афоризм

6.1.1 Этика и современное управление

За свою историю человечество выработало всего три принци­пиально различных инструмента управления, то есть воздействия на людей.

  1. Иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения.
  2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
  3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности на равновесии интересов про­давца и покупателя.

Эти явления сложные, это не просто «инструменты управле­ния». В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и опреде­ляет сущность, облик экономической организации общества.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия: самый мощный ин­струмент управления. Но одновременно с этим была и «жесткая» этика советского общества, когда большое влияние на людей в про­цессе управления оказывали традиции, социальные нормы обще­ства. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вмес­те с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отноше­ний.

Действия руководителей или рядовых работников, нарушаю­щие закон, следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости отличной системы цен­ностей.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих не­этичное корпоративное поведение, любое лицо в организации мо­жет действовать также неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона от­носятся фальсификация документов, отправляемых службам госу­дарственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел водители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.

18 стр., 8652 слов

Проблема выбора стиля управления руководителем

... управление социальными процессами, например, движения в защиту окружающей среды. Это может быть хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, ... людей оказывается более предпочтительным авторитарный стиль, а для других – демократический – остается открытым. Цель моей курсовой работы - подбор стиля руководства для руководителей ...

2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т. е. в квартальных отчетах.

3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение.

4. Общее снижение значения этики в обществе, что испод­воль извиняет неэтичное поведение на рабочем месте.

5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей ,таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

6.2.1 Этический кодекс управленца

Руководитель будет лучше воспринят людьми, если он:

• будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);

• будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;

• будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на «Вы»;

• не будет без особой необходимости отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;

• будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержан­но, вне зависимости от личных симпатии и антипатий;

• установит четкий порядок, при котором максимально умень­шится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

• установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;

• не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;

• обладает искусством собеседования, то есть умеет выслу­шать человека;

• умеет эффективно пользоваться «бессловесной информа­цией», то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседникам;

• умеет осторожно использовать слово «я»:

• будет высказываться кратко и по существу, будет избегать назидательности;

• будет всегда безупречно одет;

• всегда выполняет обещания в срок.

Все названное имеет важное значение для удачного решения любого производственного вопроса.

Существуют определенные правила этикета, которых целесообразно придерживаться при

ведении деловых бесед, изложенные ниже.

• Никогда не нужно с горячностью и нетерпением нападать на иной взгляд на проблему .

• Высказывая свое мнение, не отстаивайте его упорно, горя­чась, повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.

• Достигайте изящества в разговоре через ясность, точность, сжатость высказываемых вслух доводов и соображении.

• Выяснив свою противоположную точки зрения, следует остановиться, не продолжать часто бесполезные словопре­ния.

• Всегда сохраняйте в разговоре самообладание хорошее рас­положение духа, благожелательность.

• В разговорах необходимо избегать серьезной полемики. Даже если есть уверенность в своей правоте, ради сохране­ния взаимополезных контактов, дружбы, деловых отношений нужно добровольно уступить когда, видно, что разговор может перерасти в спор. Нужно помнить, что за спором идет ссора, за ссорой вражда, за враждой – проигрыш обеих противостоящих сторон. Но если спорить, то нужно стараться четко формулировать свои мысли и уметь дока­зывать их. Крича с пеной у рта — ничего никому не дока­жешь. В самом жарком споре надо стараться сохранять ува­жение к собеседнику.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

• Ни при каких обстоятельствах не перебивать говорящего и лишь в крайнем случае можно сделать замечание в максимально вежливой форме.

• Воспитанный человек, прервав беседу при появлении но­вого посетителя, не продолжит рассказ, прежде, чем не оз­накомит пришедшего вкратце с тем, что было сказано до его прихода.

• Нужно избегать в беседах поддерживания злословия в ад­рес отсутствующих.

• Не говорите ничего такого, что самому было бы неприятно выслушивать от других.

• Никогда не касайтесь в разговоре предметов, о которых не имеете достаточно ясного представления.

• Упоминая в беседе третьих лиц, желательно называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии. Чтобы вас не сочли скучным и невоспитанным, не говорите с чужими людьми о поступках своих родных или о своих несчастьях.

• Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей.

• Считается нетактичным высказывать удивление, когда нео­жиданно обнаруживается талант, способности у человека. Это равносильно высказыванию: «Возможно ли, чтобы та­кая ничтожная личность была одарена таким талантом».

• Образованный культурный человек избегает хвастать своими знаниями, напротив, он старается снизойти до уровня развития своих слушателей.

• Не следует хвастать интимным знакомством с людьми, занимающими высокое положение.

Чтобы эффективно организовать деятельность сотрудников и привести группу к успеху, лидер должен руководствоваться следу­ющими основами деловой толерантности:

• Научитесь управлять собой в любых ситуациях. Будьте доб­рожелательны, тактичны, выдержанны. Помните, что лицо, излучающее оптимизм, доброжелательность притягивает людей как магнит. Вежливость и приветливость — одно из важнейших правил ведущих западных фирм.

• Приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу по­мощь и поддержку.

• Ко всем подчиненным обращайтесь на «Вы», так как если с одним подчиненным обращаться на «ты», а с другим на «Вы», то возникает впечатление, что среди сотрудников у

вас есть приближенные. Местоимение «Вы» не только демонстрирует культуру общения, но и служит непременным условием нормального психологического климата и трудовой дисциплины.

• Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искусст­во, как и умение общаться. Для этого усвойте, по крайней мере, следующие правила: помогите собеседнику раскрепо­ститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказывания только потому, что вы с ними не согласны; не теряй­те тему разговора, вопросы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев.

• Отдавая поручения сотрудникам, «держите в уме» ситуацию (если у вас есть время для объяснений) и личность сотрудника. Однако поручения всегда лучше отдавать в сослагательном, а не в повелительном наклонении, избегать жар­гона, некорректных слов. Ведь большинство людей не любят когда с ними говорят в приказном тоне. Суть этой установки прекрасно выражена Т. Питерсом и У. Терменом: «0бращайтесь с людьми как со взрослыми, относитесь к ним как к партнерам, уважайте их достоинство, будьте к ним внимательны».

4 стр., 1875 слов

Роль женщины в современном обществе

... не дикоеживотное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Возникаетвопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть ... идеиравноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своемуинтеллектуальному и физическому потенциалу ...

• Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. Никогда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неумении сдерживаться. Если это уместно, используйте «технику бутерброда»: спрячьте критику между двумя комплиментами.

• Не преследуйте за критику снизу Будьте самокритичны — это только укрепит ваш авторитет.

• Цените самостоятельных людей. Они — ваша опора, они создают здоровый психологический микроклимат и помо­гают руководить. В то же время не обрастайте «любимчи­ками» и избегайте навязчивых людей.

• Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуй­тесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели — тогда они будут их считать своими и могут вам помочь в их осуществлении.

  • Подбирайте работу подчиненным в соответствии с их ха­рактером. Помните, что люди предпочитают выполнять работу, которая у них хорошо получается и которая их ин­тересует. Например, экстраверт любит работать с людьми, интроверт — в одиночку; нервные, легко возбудимые люди требуют спокойной обстановки; интеллектуалам не хватает терпения для монотонной работы. Поэтому экстраверта нельзя оставлять одного, интроверту лучше всего поручить работу с бумагами, интеллектуалу — сложную работу требующую использования всех способностей
  • Будьте готовы брать ответственность на себя в случае неудачи, а не искать «козла отпущения» среди подчиненных. Ваша задача – установить объективные причины неудачи и найти выход из создавшейся ситуации.

Ни один человек не может постичь другого человека и даже самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы до­статочна для принятия серьезных решений относительно его, по­скольку взрослый человек определенного возраста может находить­ся на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального развития; любой человек что-то скрывает о себе, что-то приписывает себе, поэтому толерантность в деловом обще­нии — одно из важнейших правил коммуникации современного человека. Толерантность как средство, метод, как проявление ува­жения, залог удачи в безумном мире бизнеса.

Все люди разные, в мире огромное количество убеждений, взглядов, религий, предприятий, компаний, коллективов. И наш мир — это система коммуникаций, где так важно уметь найти кон­такт с любым человеком. Толерантность подсказывает как это сде­лать. Народы живут разными судьбами, воюют, заключают союзы, постигают какие-то истины, но все вращается вокруг понимания, терпимости, этим и прекрасно мировое сообщество.

6.3.1 Считайтесь с особенностями психологии женщины!

Спросите вполне образованных женщин, и они подтвердят, что приблизительно раз в месяц они находятся в состоянии невменяемости и в таком периоде, говорят они, выступать в качестве судьи было бы с нашей стороны преступлением. «Многие из нас в это время бывают до того раздражены и находятся в таком ужасном расположении духа, что имели бы охоту бить всякого без разбора. Я никогда не позволила бы женщине-врачу делать мне хирурги­ческую операцию, пока я не убедилась бы, что она в это время не находится в этом периоде — ненормальном, умственно ненормаль­ном. Ничего не значит, что он может быть так же способна, как и хирург-мужчина; все равно она подчиняется законам природы».

3 стр., 1439 слов

Психологические особенности осуждённых женщин

... При этом средний возраст выше у осужденных женщин, чем у мужчин. Женщины отбывают наказание за те же преступления, что и мужчины (воровство, мошенничество, наркотики, убийства), за исключением ... скостить» срок, получить поблажки по режиму содержания, по работе, особое питание, медицинский уход. Ради «чуда материнства» осужденные женщины способны на невероятные ухищрения, вплоть до покупки донорской ...

Психическая сфера женщины находится в большей зависимости от ее половой организации, ее половой удовлетворенности, чем у мужчин.

Связь высшей духовной деятельности с половыми процессами доказывает, что все психическое женщины представляет собой лишь проявление и свойство физиологической природы, и можно даже стать на психофизиологическую точку зрении, а именно — каждое психическое явление регулярно сопровождается определен­ным психологическим, и между внутренними и внешними жизнен­ными процессами всегда существуют закономерные отношения.

Стереотипы поведения женщин и мужчин складывались веками. Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеустремленностью, решительностью, рациональной деятельностью. Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разумном начале. Считалось, что их сфера — эмоции. В связи с этим сложилась традиция воспитания детей. Мальчикам прививали настойчивость рационализм, уверенность в собственных силах. Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными, кроткими.

Хотя жизнь во многом поменялась, старые стереотипы, тем не менее, оказывают заметное влияние на наши взаимоотношения.

Действительно, женщины уделяют больше внимания чувствам. Но психологи сходятся в том, что это у них не врожденное, а приоб­ретенное свойство. Женщин не готовили подавлять и скрывать эмоции. Наоборот, проявление чувств всегда воспринималось как нечто женское, привлекательное. Поэтому их реакции гораздо бо­лее эмоциональны, чем у мужчин. Они легче теряются, краснеют плачут, им труднее скрыть отвращение или ненависть. Но и улыб­ка появляется на лице женщины чаще. Возникшие симпатии и ан­типатии влияют на поведение мужчин и женщин, в принципе, одинаково. Но считается, что для женщин они имеют решающее зна­чение. Такое мнение бытует, видимо, потому, что женщины прояв­ляют их более открыто.

Поскольку женщины с детства учатся ставить себя на место дру­гого, они больше интересуются личностью собеседника. Женщина, как правило, лучше осведомлена о психологическом состоянии людей, которые ее окружают. Она более восприимчива к их идеям и эффективнее поощряет их усилия. Если мужчины стремятся ак­тивно переделать свое окружение, то женщины придают особое внимание воспитательным отношениям.

Женщины в большей степени склонны к самораскрытию. С друзьями они образуют более тесные дружеские взаимоотношения и ведут более интимные разговоры, чем мужчины, которые пред­почитают беседы о работе, спорте, общественных проблемах. В се­мье жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддерж­ку своему супругу в то время, как сами, чаще всего, вынуждены искать ее у подруг или родственников. В родственные связи женщины также включены сильнее, особенно с родственниками-женщинами, например мать и дочь, сестры. Что касается общения с коллегами, то и здесь у женщин наблюдается сильное стремление человеческим контактам. Им важен сам процесс сотрудничества, тогда как мужчин больше интересует достижение цели.

В наши дни в области торговли, образования, медицины, куль­туры и других сферах жизни свыше 80% работников составляют женщины. Возрастание роли и влияния женщин, их преобладание в штатном расписании многих учреждений и предприятий неизбежно привело к осложнению психологической атмосферы в коллективах, так как чаще всего никто не учитывает особенностей женской психологии, т.е. гендерный аспект.

12 стр., 5900 слов

Разница в выражении эмоций мужчин и женщин

... самых характерных черт подросткового возраста. Психофизиологические особенности мужчин и женщин Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим ... стремление к соревнованию и достижению, способности к творчеству, рассудительность, женщинам - пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность, уравновешенность. Половые различия ...

Женщина «обсуждение аргументов» реализует иначе, чем муж­чина. Аргументация – это логика в действии. У женщин своя логика. Многие этапы при обсуждении проблемы женщины часто объединяют в один этап либо опускают совсем. Нарушение последовательности принятия решения зави­сит от ситуаций, в которых находится женщина. Такие особенности поведения женщины нередко приводят к конфликту в коллективе, и факт этот нельзя игнорировать. По этой причине, если женщина находится к управленческом кресле, ей следует овладеть логикой мышления, ведущей к достоверным выводам. Не случай­но еще Георг Гегель утверждал: «Государство находится в опаснос­ти, если женщина — у власти, ибо мужчина во всем исходит из объективного, а женщина — из субъективного».

Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем. Психологию женщины глубоко изучали М. Хенинг и А. Жарден. Они пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин — в неуме­нии девочек, затем и женщин, ладить между собой, «играть в команде», быть снисходительными к недостаткам других людей.

Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает ню­ансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оце­нивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, ее боль­ше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство — есть вещи несовместимые.

Женщина обладает большей контактностью, практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпо­читает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчина, реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. 0на четко раз­личает дело и развлечения.

Существуют несколько подводных камней на пути развития ка­рьеры деловой женщины: нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отноше­ний. Эти «демоны» могут сыграть злую шутку с деловой женщи­ной, поэтому всегда желателен совет мужчины.

Все сказанное отнюдь не значит, что все мужчины и все жен­щины таковы. Речь идет об общих тенденциях, которые в большой степени определяются традициями. Нередко человек старается соответствовать стереотипу, даже преодолевая свой природный тип. Например, природа наделила женщину изобретательным умом, энергией, организаторским талантом. Как бы ни старалась загнать себя в чисто «женские рамки», она будет ощущать дискомфорт. Эти рамки тесны для нее. Но попытаться расширить их — значит пой­ти в какой-то мере наперекор устоявшимся канонам. Решиться на это непросто. И наша героиня ломает себя, стремится соответствовать ожиданиям окружающих, хотя бы из опасения оказаться без социальной поддержки.

10 стр., 4758 слов

Особенности развития стресса у мужчин и женщин

... ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. ОцеМужчина, женщина и стресс. 6 2. Гендерные различия в стрессоустойчивости. ... общей практики, есть необходимость в его популяризации. 1. Мужчина, женщина и стресс Стресс - это вызванное каким-либо сильным ...

Тоже самое может произойти и с мужчиной, которому дарована нежная, чувствительная душа. Он готов прослезиться от состра­дания, а ему, как мужчине, необходимо проявить твердость. От него ждут последовательных целенаправленных действий, а он никак не может ни на что решиться, находясь во власти охвативших его эмоций. Человек старается преодолеть себя, делает то, что положено делать в этих случаях мужчине, смутно ощущая, что все это — не его.

Тема 6. Гендерный аспект коммуникативного поведения

В следующий раз, когда вам случится впасть в от­чаяние или возмутиться в связи с поведением че­ловека противоположного пола, уделите несколь­ко минут размышлениям о том, что мы сегодня обсужда­ли. Вспомнив, насколько отличаются друг от друга муж­чины и женщины, и о том, что этот порядок вещей есте­ственен, вы получите возможность освободиться от излишней мнительности и проникнуться глубоким пони­манием, уважением и любовью к людям.

СПОСОБЫ ДОБИТЬСЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

1. Придя на работу, начните не с рабочих вопросов, а поздоровайтесь с женщиной персонально, назвав ее по имени.

2. Проявите интерес к семейным и личным делам женщины.

3. Выберите момент, когда женщина будет выглядеть особенно хорошо, и сделайте ей комплимент несек­суального характера.

4. Замечайте перемены в ее кабинете и рабочей обста­новке, комментируйте их.

5. Говоря с женщиной, называйте ее по имени. По­мните имена ее мужа и детей.

6. Помните, что женщины гораздо более чувствитель­ны к рабочей обстановке, и старайтесь сделать ее максимально для нее комфортной. Предлагайте женщине помощь всякий раз, когда она поднимает что-то тяжелое.

7. Если женщина выглядит издерганной или перегру­женной работой, замечайте это и выражайте сочув­ствие. Например: «У вас столько работы» или «Что за день сегодня!».

8. Обращайте внимание, когда женщина меняет при­ческу, и делайте ей комплименты.

9. Чаще хвалите женщину за выполненную работу.

10. Задавайте женщине конкретные вопросы о прошед­шем рабочем дне, свидетельствующие о том, что вы знаете, чем она занимается.

11. Посылайте женщине материалы из Интернета и га­зетные вырезки, касающиеся ее работы или интере­сующих ее вещей.

12. Замечайте, когда женщина выглядит утомленной. Женщины любят, когда их усталость не остается не­замеченной.

13. Задавайте вопросы, допускающие развернутый от­вет. Вместо «Вы закончили проект?» спросите: «Как идут дела с проектом?»

14. Контролируйте свою словоохотливость и учитесь больше слушать и задавать вопросы перед тем, как комментировать сказанное женщиной.

15. Если женщина умаляет свои достоинства или дос­тижения, хвалите ее и отдавайте должное тому, что она делает.

16. Подавляйте в себе искушение решать за женщину ее проблемы. Вместо этого постарайтесь проявить больше участия и спросите, как она сама собирает­ся их решать. Не предполагайте изначально, что ей нужны ваши советы.

17. Время от времени устраивайте неофициальные встречи, где можно было бы свободно пообщаться. Независимо от того, руководитель вы, коллега или подчиненный, обязательно поинтересуйтесь, како­го рода помощь вы можете оказать женщине, пос­ле чего выслушайте ее, не перебивая. Дайте ей воз­можность выговориться.

13 стр., 6436 слов

Психологические особенности женщины-руководителя 2

... чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать ... решения, отстаивать своё мнение, независимость. 1.2. Образ деловой женщины. Замечено, что среди истинных руководителей ...

18. Когда женщина говорит, ни в коем случае не смот­рите на часы. Если вам требуется закончить разго­вор, скажите об этом прямо, без намеков. Напри­мер: «Прошу меня простить, я опаздываю на встре­чу. Давайте договорим в другой раз».

19. Удивите женщину неожиданным дружественным жестом. Женщины очень ценят такие вещи.

20. Приносите на работу фотографии, связанные с со­бытиями вашей жизни, например, снятые во время отпуска, на дне рождения ребенка и т. д.

21. Приглашайте ее участвовать в коллективных обсуж­дениях. Предлагайте ей высказать свое мнение, ин­тересуйтесь ее предложениями по обсуждаемому вопросу.

22. Опаздывая на встречу с женщиной, позвоните ей и предупредите.

23. Если женщина приехала из другого города, пореко­мендуйте ей местные достопримечательности, хорошие рестораны. Не думайте, что если она просит о помощи, то не оценит ее.

24. Не бойтесь перехвалить ее достижения. Вместо «Вы хорошо поработали» скажите: «Это действительно великолепная работа!»

25. Предупредите женщину, если собираетесь отсут­ствовать на работе. Когда мужчина заботится о том, чтобы предупредить женщину о готовящихся пере­менах, она воспринимает это как особую заботу.

26. Если ваши рабочие планы меняются, привлеките женщину к обсуждению новой тактики, чтобы она не почувствовала себя отторгнутой.

27. Если женщина обращается к вам с просьбой, вы­полнить которую — дело одной минуты, выполни­те ее тут же.

28. Пусть даже рабочие обязанности строго расписаны, время от времени делайте за нее какие-то мелочи. Если женщина выглядит уставшей или заваленной работой, самое время дать ей понять, что она не одинока.

29. Приглашайте ее обедать с вами или всей вашей ра­бочей группой.

30. В обычных обстоятельствах делайте комплименты, относящиеся к внешнему виду женщины, но избе­гайте делать это в официальной обстановке, когда мужчин представляют, упоминая все их титулы и заслуги. Представляйте ее не менее официально, упомянув о ее достижениях в работе.

31. Относитесь к своим ошибкам легко и самокритич­но. Следите за тем, чтобы ваши шутки не имели сексуального подтекста и никого не унижали.

32. Ободряйте женщину, если ей случится совершить оп­лошность. В ответ на ее «Так я никогда не закончу эту

работу» скажите, например: «У вас обязательно по­лучится».

33. Если женщина расстроена, относитесь к ее чув­ствам серьезно. В ответ на ее «Это было так тяжело для меня» скажите: «Сегодня был трудный день». Ни в коем случае не говорите: «Что поделаешь, ра­бота есть работа».

34. Если во время деловой встречи вы заметите, что женщина устала, занята или подавлена, предложи­те перенести разговор. Например, так: «Наверное, сейчас не самое удачное время. Я перезвоню вам, и мы встретимся в другой раз».

35. Если женщина обратилась к вам за помощью, вспомните о том, что ей такие вещи даются нелег­ко. Весьма вероятно, что она хотела обратиться к вам уже давно. Поэтому по возможности ответьте:

«Да, конечно».

36. Если женщина на что-то жалуется, не перебивай­те ее. Прежде чем ответить или что-нибудь объяс­нить, утвердительным тоном перефразируйте ею сказанное: «Итак, вы говорите, что…» Это придаст женщине уверенность в том, что вы не оспаривае­те ее слов и действительно услышали все, что она сказала.

15 стр., 7219 слов

Специфика переживания ревности у мужчин и женщин

... поведения - крайняя эмоциональная холодность. Причем больше всего равнодушных среди мужчин. Как сказал кто-то из великих: «Женщина редко прощает нам ревность и никогда не прощает ее отсутствие». ...  Между мужской и женской ревностью есть существенная разница. Женщины ревнуют чаще, мужчины тяжелее, мрачнее. Но как бы мужчины не обвиняли женщин в «коварстве», факты говорят сами за себя: ...

37. Когда женщина говорит, повернитесь к ней лицом и не пытайтесь заниматься в это время чем-то еще. Слушая женщину, не смотрите по сторонам. Слу­шая женщину, поддерживайте с ней зрительный контакт.

38. Спрашивайте женщину о том, что ей осталось сде­лать. Нередко женщины испытывают облегчение уже оттого, что получили возможность рассказать кому-нибудь о своей работе. Это помогает им со-

браться с мыслями и успокоиться. Не следует, одна­ко, указывать женщине, как ей поступать.

39. Покидая офис, чтобы что-то отнести или принести, спросите женщину, не нужно ли что-нибудь ей.

40. Будьте в курсе ее здоровья. Если женщина верну­лась после болезни, спросите о ее самочувствии.

41. Женщины обращают гораздо большее внимание на то, как человек одевается.

42. Отдавайте должное достижениям женщины в при­сутствии других.

43. Проявляйте участие и постоянство. Пусть забота об окружающих станет вашим личным фирменным знаком.

44. Проявляйте гибкость, если женщине нужно о чем-то поговорить дольше обычного. Смотрите на вещи широко: если женщина почувствует, что ее слуша­ют, ощутит с вашей стороны личную поддержку, она будет стараться поддержать вас.

45. Проявляйте гибкость при составлении рабочего распорядка, чтобы в случае домашних неприятно­стей женщина имела возможность уйти. Всячески старайтесь поддерживать равновесие между рабо­той и семейной жизнью сотрудников.

46. Прося о чем-то, будьте вежливы; говорите: «Не сде­лаете ли вы то-то и то-то» и никогда не забывайте благодарить.

47. Помните дату ее рождения. Отправьте ей открытку, пригласите на обед или сделайте скромный подарок.

48. Ведя машину, будьте особенно внимательны к тому, чтобы женщине было удобно. Мужчине не составит труда попросить другого мужчину ехать медленней, а вот женщине, возможно, не захочется выглядеть излишне чувствительной.

49. Обращайте внимание на настроение женщины и реагируйте на него, например, так: «Вы сегодня выглядите такой счастливой» или «Кажется, вы не­сколько устали». После этого поинтересуйтесь при­чиной того или иного настроения.

50. Пообещав что-то сделать, обязательно сдержите слово.

51. Оставляя женщине записку, пишите ясно и разбор­чиво, чтобы ей не приходилось долго разбираться, что вы хотели сказать. Женщины высоко ценят ак­куратность.

52. Приветствуя женщину, встаньте.

53. Всегда представляйте собеседницу, когда к вашему разговору подключается кто-то еще.

54. Представляя женщину, указывайте ее имя и долж­ность. В ярких красках опишите ее роль в деятель­ности фирмы или в обсуждаемом проекте.

55. Если женщина заслуживает похвалы, хвалите ее. Если она приписывает свои заслуги другим, сооб­щите коллегам о ее личном вкладе.

56. Если на столе женщины стоят фотографии ее род­ных и близких, расспросите о них.

57. Если дискуссия приобретает излишний накал, мяг­ко остановите ее. Скажите что-нибудь вроде: «Да­вайте я немножко над этим подумаю, и тогда мы вернемся к нашему разговору».

58. Перед тем как сменить тему разговора, убедитесь, что она исчерпана. Скажите, например: «Если вы закончили, я хотел бы поговорить о…»

59. Если женщина позвонила вам, а у вас нет времени с ней разговаривать, пообещайте перезвонить ей, а не заставляйте перезванивать ее. Перезванивайте как можно более оперативно.

60. Если вы раздосадованы или рассержены, избегайте задавать острые вопросы.

61. Распределяя обязанности при коллективной рабо­те, дайте женщине возможность высказать свои пожелания. Можно сказать: «Давайте решим это вместе. Я хотел бы заниматься вот этим, а что ду­маете вы?» или «Думаю, это неплохой план, а как по-вашему?»

62. Если женщина какое-то время отсутствовала, дай­те ей почувствовать себя ценным работником. Ска­жите: «Нам так не хватало вас. Никто не знал, что делать с…»

63. Отмечайте завершение больших и малых проектов. Как мужчины, так и женщины высоко ценят специ­альные мероприятия, где получают признание их заслуги. Вручайте премии, дипломы, небольшие подарки.

64. Оказывайте женщине знаки внимания постоянно — не думайте, что одного раза достаточно.

65. Совершив оплошность, просите прощения или высказывайте сожаление.

СПОСОБЫ ДОБИТЬСЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ МУЖЧИН

1. Если вы хотите что-то предложить мужчине, сразу переходите к делу. Избегайте слишком долго гово­рить о проблемах. Помните, что попытки поделить­ся чувствами мужчины воспринимают как жалобы.

2. Если у вас с мужчиной возникает конфликт, вос­принимайте различия между вами как должное и не чувствуйте себя задетой лично.

3. Если мужчина забыл выполнить обещание, скажи­те ему что-нибудь примирительное, например:

«Ничего страшного».

4. Обратившись к мужчине за советом, ни в коем слу­чае не критикуйте его предложение и не пускайтесь в пространные объяснения, почему вы не намерены ему следовать. Избегая ставить мужчину в неловкое положение, женщина зарабатывает очень много оч­ков — особенно, если предложение действительно никуда не годится.

5. Давайте советы, только если вас об этом попросили,

6. Принимая похвалу, упомяните лишь о достигнутом результате и не рассказывайте, как много вам при­шлось потрудиться.

7. Обращаясь с просьбой, будьте конкретны. Намеки вызывают у мужчин ощущение, что ими манипули­руют, — так, словно выполнить просьбу женщины входит в их обязанности.

8. Выдвигая предложение или план действий, меньше говорите о проблеме и больше о том, что, по ваше­му мнению, нужно сделать.

9. Не увлекайтесь отвлеченными беседами в присут­ствии мужчин. Они обычно не любят бесед о лич­ном в рабочее время.

10. Проявляйте интерес, когда мужчины беседуют о спорте.

11. Делайте мужчине комплимент, если он дал себе труд позаботиться о своем внешнем виде.

12. Проявляйте интерес к новой машине мужчины и вообще к мужским разговорам об автомобилях. Ни в коем случае не отзывайтесь пренебрежительно о его хобби.

13. Одевайтесь так, чтобы быть довольной собой и по­казать, что вы заботитесь о своем внешнем виде.

14. Не злоупотребляйте макияжем.

15. Демонстрируйте веру в то, что мужчина способен сам добиться успеха.

16. Выразите признательность за то, что мужчина сде­лал для вас. Не преувеличивайте его заслуги, но и не оставляйте их без внимания.

17. Если мужчина предлагает вам помощь, примите ее и поблагодарите.

18. Старайтесь поддержать репутацию мужчины на людях. Если вы хотите указать ему на ошибку или предложить какие-то изменения, делайте это на­едине.

19. Если мужчина торопится, не отвлекайте его личны­ми проблемами.

20. Если вам нужно перебить мужчину на собрании, делайте это потактичней. Не говорите: «Разрешите мне сказать?» Гораздо правильней оставаться в рус­ле доклада и сказать что-нибудь более дружелюб­ное, например: «Это верно, но я думаю, что…»

21. Обсуждая рабочие проблемы, выдерживайте спо­койный и доверительный тон. Чрезмерная эмоци­ональность отталкивает мужчин.

22. Сосредоточивайтесь на текущей задаче и сдержи­вайте свою потребность поделиться личными пере­живаниями.

23. Задавая вопросы, следите за тем, чтобы они не выг­лядели риторическими и не были обусловлены от­рицательными эмоциями.

24. Умейте отказывать деликатно. Мужчины не любят, когда отказ принимает форму сетований на чрез­мерную загруженность и т. п.

25. Жалуясь на начальника или сотрудника, придержи­вайтесь фактов и избегайте субъективных оценок вроде: «Это несправедливо» или «Он не выполняет своих обязанностей». Вместо этого скажите: «Он опоздал на три часа, и мне пришлось работать за двоих». Чем спокойней и уравновешенней вы буде­те, тем выше оценят ваши доводы.

26. Если от вас требуют слишком многого, попросите о помощи, но не жалуйтесь.

27. Если у мужчины на стене висят фотографии или дипломы, заинтересованно расспросите о них и по­кажите, что они произвели на вас впечатление.

28. Во время обсуждения время от времени делайте ободряющие комментарии, например: «В этом что-то есть» или «Прекрасная идея».

29. Когда мужчина делает доклад или высказывает свое мнение по какому-то вопросу, не соглашайтесь с ним чересчур рьяно. Дайте ему почувствовать, что ваша поддержка и согласие им заслужены.

30. Если мужчина совершает ошибку, не последовав вашему совету, вы заработаете очки, совладав с ис­кушением сказать: «Я же говорила!»

31. Позаботьтесь о том, чтобы до мужчины дошли ваши похвалы в его адрес или в адрес других мужчин.

32. Не ссылайтесь на специалистов, указывая мужчине, что он должен делать, — разве что он сам об этом попросит.

33. Пусть ваши руководящие указания не носят ха­рактера личной просьбы. Говорите: «От нас требу­ется…» или «Мне сказали, что нам нужно…», пос­ле чего вежливо просите мужчину сделать то, что требуется.

34. Избегайте снисходительно журить мужчину. Вмес­то «Вы меня не слушаете» скажите: «Позвольте мне сформулировать это по-другому».

35. Придя на работу, здоровайтесь с мужчиной лично и называя его по имени. Затем дружелюбно задайте вопрос по работе.

36. Похвалите мужчину, обратив внимание на выполнен­ную им работу, например: «Я видела ваш доклад — написано очень хорошо».

37. Воспользуйтесь случаем отметить успехи мужчины в присутствии других.

38. Не обращайте внимания на проявление мужчиной слабости. В частности, избегайте обнаруживать и подчеркивать его усталость.

39. В напряженной обстановке старайтесь действовать как обычно. Проявление беспокойства или озабо­ченности в связи с деятельностью мужчины может оказаться для него обидным.

40. Знайте, за какую команду мужчина болеет. Если она выиграет, поздравьте его — он будет чувствовать себя так, будто это он выиграл.

41. Обратите внимание на покупку мужчиной новой машины. Мужчины любят хвастаться новыми ве­щами ничуть не меньше, чем женщины — делить­ся секретами.

42. Без ложной скромности признавайте свои заслуги и не приписывайте их удачному стечению обстоя­тельств или другим людям.

43. Помните дату рождения мужчины; отправьте ему поздравительную открытку, пригласите его на обед или устройте в его честь вечеринку в офисе.

44. Если вам кажется, что мужчина сбился с дороги, не предлагайте ему обратиться за указаниями. Он

может обидеться, восприняв это как свидетельство вашего недоверия.

45. Не спрашивайте мужчину, как он относится к тому-то и тому-то; лучше спросите, что он об этом дума­ет. Оценив его логику, вы заработаете очки.

46. Всегда пользуйтесь случаем признать правоту мужчины.

47. В письменных сообщениях используйте рубрика­цию по пунктам и выражайтесь ясно.

48. Во время многолюдной деловой встречи представь­тесь сами, чтобы мужчине-организатору не прихо­дилось вспоминать ваше имя.

49. Представляя мужчину, всегда упоминайте о его до­стижениях, квалификации и той роли, которую он играет в вашей компании.

50. Научитесь рассказывать о своей работе так, чтобы иметь возможность коротко и ясно изложить ее суть, одновременно сообщая о своей квалификации.

51. Беседуя в перерыве с мужчиной на отвлеченные темы, убедитесь, что он выслушивает вас не из веж­ливости, а действительно заинтересован.

52. Если во время такой беседы говорили в основном вы, у вас есть возможность заработать очко, сказав:«С вами было очень приятно побеседовать».

53. На собрании, прежде чем высказывать собственные соображения, упомяните об идеях мужчины и от­дайте им должное.

54. Если на рабочем столе мужчины стоят фотографии членов его семьи, расспросите о них и расскажите о своей семье.

55. Если дискуссия приобретает чересчур эмоциональ­ный характер, деликатно остановите ее. Скажите что-нибудь вроде: «Давайте, я немножко над этим подумаю, а потом мы продолжим разговор”. Подавите в себе искушение сказать: «Вы ведете себя не честно» или «Вы меня совсем не слушаете”.

56. Рассказывая историю с множеством персонажей, почаще упоминайте их имена. Мужчины часто забывают, кто есть кто.

57. Если мужчина предлагает вам решение, которое совпадает с вашим собственным, постарайтесь, не роняя достоинства, дать ему понять, что вы пришли к тому же выводу самостоятельно.

58. Вы заработаете больше очков, если мужчине придется просить вас о чем-то больше одного раза.

59. Помните о том, что большинство мужчин не любят, когда им указывают, что делать. Не принимайте эту нелюбовь на свой счет. Если инструктировать мужчину входит в ваши обязанности, подготовьте его заранее: «Не возражаете, если я сейчас расскажу вам о кое-каких нововведениях?» или «Давайте выберем время для встречи — мне нужно сообщить вам о запланированных нововведениях».

60. Отдайте должное предложенному мужчиной способу распределения обязанностей, и вы заработаете очко.

61. Если мужчина какое-то время отсутствовал, скажите ему, что его не хватало, — тем самым вы дадите ему понять, что считаете его ценным работником.

62. Отметьте окончание длительного или особо важного проекта. Как женщины, так и мужчины ценят специальные мероприятия, где работнику воздают по заслугам. Вручайте награды, дипломы, подарки.

63. Предлагайте мужчине сфотографировать его на фоне выполненной работы.

64. Если мужчина обратился к вам по телефону с вопросом, на который вы не можете ответить, не отнимайте у него время, пытаясь вспомнить ответ, а просто скажите: «У меня сейчас нет такой инфор­мации. Я перезвоню вам».

65. Не признавайтесь сразу в том, что не знаете ответа на вопрос или решения задачи. Старайтесь выгля­деть уверенной. Избегайте фразы: «Я не знаю». Вместо этого скажите что-нибудь вроде: «Я как раз думаю над этим».

12