РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
На тему: Потребности в структуре личности
Вариант № 6
Выполнил:
Студент 2 курса
третий семестр
Николаев Павел Михайлович
Тюмень, (2010)
2
Содержание
- Введение……………………………………………………………………………..3
- Происхождение потребностей…………………………………………………..5
- Потребности и мотивации………………………………………………………5
- Первичные потребности …………………………………………………………7
- Вторичные потребности…………………………………………………………7
- Теория потребностей по МакКлелланду……………………………………….11
- Двухфакторная Теория Ф.Гергберга…………………………………………..12
- Список используемой литературы………………………………………………13
3
Введение
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность — компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она — структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.
Потребности рассматривались широким кругом психологов, антропологов и нейрофизиологов: З.Фрейдом и его учениками, У. МакДауголлом, Г. Мюрреем, К. Левином, А. Маслоу, Б. Малиновским, А. Пьероном, Ж. Нюттеном, Р. Кеттелом, Э. Диси и Р. Руаяном, М. Линчем, У. Телли, Н.Ф. Доброниным, А.Н. Леонтьевым, П.В. Симоновым, Л.Н. Собчик и другими авторами.
Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций ...
... теоретической, научной, искусствоведческой, иной гуманитарной деятельности, проявляться тягой к философским обобщениям. ... речь о сфере управленческих проблем, образовании или изучении личностных особенностей в ... к грусти, сопровождаются выраженной аффилиативной потребностью, тенденцией к избеганию конфликта и ... Согласно разработанной на этой основе теории ведущих тенденций структура личности ...
В подходе к проблеме личности авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей. Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении удовольствия — гедоническую потребность и потребность в разрушении — агрессивную потребность. Обе потребности Фрейд считал врожденными, природно-обусловленными и фатально неизбежными. То, о чем говорит Фрейд, в действительности указывает лишь на поврежденность человеческой природы грехом, но отнюдь не на изначальное и фатально не преодолимое ее состояние.
Адлер, исходя из того, что человеческая личность ориентирована на межличностное общение, полагал в качестве основы поведения человека аффилиативную потребность личности.
Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень — аффилиативной потребности и высшую ступень — потребности в самоактуализации.
Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент».
Все они, за исключением А.Н. Леонтьева, ставили их в центр личности, ее ядро. Характерным является высказывание П.В. Симонова: «Поскольку именно потребности и производственные от них трансформации-мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. …Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей».
А.Н. Леонтьев рассматривал любую потребность как первую предпосылку всякой деятельности личности. Он связывал потребность с конкретным предметом — материальным или идеальным — и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Основной функцией мотивов Леонтьев считал функцию побуждения к действию. В концепции мотивации поведения Леонтьев исходил из того, что мотивы отличаются от целей: цели осознаются личностью, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Когда человек думает, говорит или совершает какие-либо практические действия, он не отдает себе отчета в мотивах, которые побуждают эти мыслительные, речевые или внешние действия.
4
Потребности нужно рассматривать в системе взаимодействия личности и среды, в структуре развивающейся личности, всегда стремящейся к реализации смысла существования. Личность не может развиваться лишь в рамках потребления. Развитие личности может быть только творческим там, где имеется осознанная личностью высшая абсолютная цель.
Цвет в жизни и деятельности человека.
... полихромия (цветокомпозиционная роль и функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и функции). ... групп с помощью гармонизатора «Цветовой квадрат». Закономерности воздействия цвета на человека. Оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Психологические особенности цветового воздействия. Закономерности ...
Потребность — субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем — либо.
Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные.
- Естественные (первичные) — это нужды человека как биологического существа
(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).
- Социальные (вторичные) — это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).
Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность
условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить
условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и
интерес личности, который складывается из следующих элементов:
- положение человека в обществе;
- содержательная характеристика его зависимости от деятельности других
людей,
- пути и способы использования сложившихся социальных отношений
(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.
Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе.
Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.
5
Происхождение потребностей.
К.К.Платонов считает, что фило — и онтогенетические потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребность только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологические потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется новая половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой, но и потребности в движениях, познании.
Анализируя, путь развития человеческих потребностей А.Н. Леонтьев считает, что человек сначала действует для удовлетворения своих витальных — биологических потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, конкретных мотивов деятельности человека.
Направленность — это система доминирующих, социально — обусловленных отношений личности и основными проявлениями к действительности. К ним относятся — интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения. Именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.
Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение
... появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки (если да, то ... или дочь взрослыми». Уточните, с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. 11) Классная руководительница 8 класса ...
Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании которой лежат потребности.
Потребность понимается как необходимость, нужда. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для индивида актуальной в данный момент, чтобы человек захотел, то что ему необходимо. Потребность имеет субъективную сторону, и как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды.
Потребности и мотивация
Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные — биологические, и вторичные — социальные, духовные.
Первичные потребности обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека, к ним относятся: потребность в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексе. Они общие у животных и у людей. Первичные потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, и проявляются и развиваются иначе , чем у животных.
Вторичные потребности — социальные и духовные, возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества. Они включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности включают в себя познание мира, самоуважение, самореализацию и эстетические потребности.
Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив — это побуждение к действию, к стремлению удовлетворения потребностей, готовность психики, направляющей к определнной цели. Мотив может иметь такие психические проявления, как желания, намеренья, стремления. Основными характеристиками мотива является его сила и устойчивость.
Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и от интенсивности самого мотива. Сила мотива зависит от физиологического фактора такого, как сила мотивационного возбуждения, и от психологического фактора, как знание результатов деятельности и вероятность ее успеха, значимость действительности для личности.
Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.
Сила и устойчивость мотивации влияют на направление деятельности и на успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.
6
Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая функции.
Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обуславливает выбор поведенческих стратегий.
Регулирующая функция состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.
Мотивационные свойства личности понимаются закрепившимися и предпочитаемыми способами формирования мотива. Классификация предложенная Мюрреем, предполагает более двадцати мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.
Диагностика степени удовлетворенности потребностей тест А. Маслоу. ...
... Так, шаг за шагом человек приходит к потребности в самоактуализации — наивысшей из них. А. Маслоу. Пройти тест А. Маслоу для диагностики степени удовлетворенности основных потребностей: Инструкция. Ответьте на 20 ... очень важными для вас. Количество баллов от 15-19 показывает , что эти мотивы менее важны для Вас. 10-14 баллов говорят о том, что ...
С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний, — это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует индивид, побуждаемый данным мотивом.
Уровень притязаний:
- Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними справится.
- Степень расхождения между задуманным и осуществленным.
- Уровень притязаний характеризуется тауой степенью трудности задачи. Выполнение которой приносит человеку удовлетворение.
Все стороны уровня притязаний связаны между собой. Но, какую степень трудности задач выбирает человек, зависит, от доминирующей мотивации: достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности задачи зависит от силы мотива, и если мотив слабый, то существует два способа решения задачи : человек выбирает легкие задачи, не рискуя, либо чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если же мотив сильный, то обычно выбираются задачи средней сложности.
От свойств личности зависит и уровень притязаний. высокотревожные и интроверты, прежде всего стараются избежать неудачи, в отличии от них низкотревожные и экстраверты стремятся к успеху.
Также уровень притязаний зависит и от психического здоровья человека и от ориентации личности.
- Мотив власти. Личность с выраженным мотивом власти получает удовольствие от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения.
- Мотив аффиляции — это стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению со стороны других, стремление строить свои взаимоотношения на основе доверия, равенства партнеров по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, котороя проявляется в боязни быть отвергнутым, неприятным.
- Альтруистические мотивы проявляются в потребности помогать другим людям на бескорыстной основе. В основе этой мотивации — способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и большое чувство ответственности.
Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалов, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и знаниями, способностями и характером. В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности.
Мотивация рассматривается как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.
Если мотивация сработала один раз, то это не значит, что она будет работать эффективно постоянно, так как со временем потребности меняются.
7
Первичные потребности (естественные)
- Физиологические потребности — необходимые для выживания: потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
- Потребности в безопасности и уверенности в будущем: потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Первичные потребности — физиологические по своей природе, врожденные.
Теория потребностей Маслоу
... Критерии иерархии потребностей по А.Маслоу и уязвимость теории Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру: § Физиологические потребности; § Потребность в безопасности и защищенности; § Социальные потребности; § Потребность в уважении § Потребность в самореализации; Потребности образуют пять ...
Эти потребности являются основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей. Они включают в себя потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком — то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными. Если не удовлетворить эти основные потребности, то человек не будет заинтересован в высших потребностях, так как они отходят на задний план.
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значения другие потребности, это — потребности безопасности и защиты: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, страх и хаос.
Вторичные потребности (социальные)
- Социальные потребности — в причастности: чувство принадлежности к чему или кому — либо, что человека принимают другие, чувство социального взаимодейсвия привязанности и поддержки.
- Потребность в уважении: самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание.
- Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей, либо потребности личного совершенствования.
Вторичные потребности — психологические потребности. Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность принадлежать кому или чему — либо. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.
Потребность принадлежности и любви играют значительную роль в жизни. А. Маслоу определил два типа любви для взрослых: дефицитарная и бытийная.
Дефицитарная любовь основана на дефицитарной потребности — она исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, это может быть самоуважение, секс, общество кого — то.
Бытийная любовь основана на осознании человеческой ценности, другого, без какого — либо желания изменить или использовать его. Эта любовь собственническая и касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви — всего, что позволяет человеку расти.
Поиск близких взаимоотношений является одной из самых широко распространенных социальных потребностей человека. Когда наша потребность любить и быть любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения.
8
А. Маслоу разделил потребности самоуважения на два основных типа: самоуважение и уважение другими.
Самоуважение включает в себя такие понятия как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку необходимо знать, что он достойный человек, что он в состоянии справляться с задачами и требованиями, которые нам предъявляет жизнь.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Фрустрация данных потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности и низкую оценку по сравнению с другими. А.Маслоу подчеркивает, что самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно.
Если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, то на передний план выступают потребности самоактуализации. А.Маслоу охарактеризовал потребность самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать, достичь вершины своих потенциалов, таллантов, способностей. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятие реальности.
Эти люди видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким они хотели бы его видеть, благодаря чему они обладают способностями распознавать фальшь и неискренность. Их не страшит неизвестность, неопределенность, они устремлены к познанию.
Важнейшей особенностью самоактуализирующейся личности, является принятие себя, адекватное самопонимание. Такие люди живут в ладу с собой, их не терзает чувство вины и тревоги. Они ведут себя просто и естественно, сохраняя спокойствие, не тревожатся по пустякам, что объясняет их способность отрешиться от мелочей, частностей, шире смотреть на вещи. Они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество, не идут на поводу у других людей и обстоятельств, их характеризует ответственность, самостоятельность. Самоактуализированного человека по словам А.Маслоу — уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности , потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Для того, чтобы более высокие уровни иерархии начали действовать на человека, не обязательно удовлетворять потребности более высокого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди обычно начинают искать свое место в некотором обществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физические потребности. Одна из потребностей может доминировать, но деятельность человека при этом стимулируется не только ею.
В современном обществе физиологические потребности и потребности в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами.
А.Маслоу сделал предположение, что большинство людей, нуждаются во внутреннем совершенствовании и постоянно ищут его. Его исследования самоактуализации привели к тому, что побуждение к реализации потенциалов естественно и необходимо.Но многие люди просто не видят своего потенциала, они даже не знают о его существовании и не понимают пользы самоусовершенствования, они склонны сомневаться и бояться своих способностей. Это явление А.Маслоу назвал — комплексом Ионы — страх успеха.
Гуманистическая теория развития личности и изменения личностного ...
... стало очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые пытаются открыть ... Фундаментальной предпосылкой теорией Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определение ... Брак 1.6 Выводы 2. Теория личности А. Маслоу 2.1 Основные представления 2.2 Самоактуализация 2.3 ...
В дополнении к своей иерархической концепции мотивации А.Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста.
9
Дефицитные мотивы :
- Их отсутствие вызывает болезнь.
- Их присутствие предотвращает болезнь.
- Их восстановление излечивает болезнь.
- При определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их.
Они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.
Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие и вызывающие напряжение.
Мотивы роста — метапотребности, имеют отдаленные цели, которые связаны со стремлением актуализировать потенциал индивида. Объективные мотивы роста должны расширить и обогатить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, разнообразного опыта. Метапотребности часто тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации.
Порядок приоритетности метапотребностей по А.Маслоу:
- Ценность — ее характеристика заключается в единстве, интеграции, тенденции к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок.
- Совершенство — характеристики- необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование.
- Завершение — характеристики — окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок.
- Закон — характеристики — справедливость, незапятнанность, законность, долженствование.
- Активность — характеристика — процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование.
- Богатство — характеристики — дифференциация, сложность.
- Простота — характеристики — честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура.
- Красота — характеристики — правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство.
- Доброта — характеристики — правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность.
- Уникальность — характеристики — особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна.
- Ненапряженность — характеристики — легкость, отсутствие напряжения, условий, сложностей, изящество, совершенство.
- Игра — характеристики — забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость.
- Истина, честь, реальность — характеристики — открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.
- Самонадеянность — характеристики — автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правиламю
Одна метапотребность легко заменяется другой, если это необходимо для жизни человека.
31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций
... разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов. Эмоции являются главной характеристикой личности человека. Подобно мышлению, памяти эмоции являются психическим явлением. Эмоциональные свойства, т.е. способность ... выявления значимости тех или иных условий для удовлетворения актуальных для живых существ потребностей. Концепции и. Ф. Гербарта, в. Вундта. В XVIII – XIX вв прошлого ...
А.Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности и дефицитарные потребности, являются инститнктивными и имеющими биологические корни. Следуя данной гипотезе и эти потребности должны быть удовлетворены, для сохранения психического здоровья и для достижения максимума потребностей индивидов.
Но депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание — метапатологии. Такие состояния как апатия, отчуждение, депрессии и цинизм, являются премерами высших психических расствройств. Неспособность любить кого -нибудь, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что — нибудь ценное и достойное,
10
неэтичное поведение, неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования — все это симптомы метапатологии.
К примерам метапотологий по А.Маслоу относятся:
Недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатию, расчет только на себя и для себя, вульгарность, нетерпимость, отсутствие вкуса, бесцветность, дезинтеграцию, утрату чувства собственного „Я”, утрата индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным, безнадежность, нежелание чего — либо добиваться, гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм, мрачность, депрессии, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора, перекладывание ответственности на других, бессысленность, отчаяние, утрата смысла жизни.
Теория человеческих потребностей А.Маслоу дает весьма полезные описания процесса мотиваци, но последующие экспериментальные исследования подтвердили ее не полностью, не смотря на то, что людей можно отнести к той или иной категории, характеризующейся какой — либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры нет. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение одной, какой — либо потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня мотивации.
Человек и потребности — Стр 2
11
Теория потребностей по МакКлелланду.
- Три потребности, мотивирующие человека — это потребности власти, успеха и принадлежности — социальная потребность.
- Сегодня особенно важны эти потрености высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Теория потребностей МакКлелланда делает упор на потребности высших уровней, согласно ей людям присущи три потребности: власть, успех, причастность.
Потребность власти — выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархичкской структуры А.Маслоу потребность власти попадает куда — то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать свои позиции. Они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Люди с потребностью власти- это не обязательно рвущиеся к власти люди, карьеристы. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах, если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать социализированные формы проявления своего воздействия. Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтерисованности в целях всего коллектива, определение таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, во взятии на себя инициативы, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности.
Потребность успеха — Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность успеха также находится где — то посередине между потребностью в уважении и потребностью самовыражения.
Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись. МакКлелланд считает, что неважно сколь сильно развита у человека потребность успеха, он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы, и не будет вознаграждать его за то, что он делает. Для мотивации людей с потребностью успеха, необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, регулярно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Потребности в причастности — эта потребность схожа с мотивацией по А. Маслоу. Люди с доминированием данной потребности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим, они постоянно привлечены такой работой, которая дает им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
12
Двухфакторная Теория Ф.Гергберга.
- Потребности делятся на гигиенические факторы.
- Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.
- Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А. Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.
- Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководители должны сами вникать в сущность работы.
Во второй половине 50 — х годов Фредерик Герцберг вместе со своими сотрудниками разработал модель мотивации, основанную на потребностях.
Фредерик Герцберг считал, что потребности делятся на гигиенические и мотивационные факторы:
Гигиенические факторы — связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Наличие данных факторов не дает развиваться неудовлетворению работой. Сами по себе они не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что — либо.
Мотивирующие факторы — связаны с характером и сущностью работы. Отсутствие этих факторов не приводит к неудовлетворенностью работой, но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с теорией А.Маслоу. Гигиенические факторы Ф. Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем, его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней А. Маслоу. Но они расходятся в том , что А. Маслоу рассматривает гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Например, если давать возможность удовлетворять одну из данных потребностей, то в ответ на это индивид будет лучше работать. Ф. Герцберг же, напротив, считает, что индивид начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.
Для того, чтобы использовать теорию Ф. Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определять и указывать то, что они предпочитают.
Хотя эта теория эффективно использовалась, но в ее адрес поступали и критические замечания. Эти замечания были связаны с методом исследований. Когда людей просили описать ситуации , когда им было хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывали благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов ими контролируемых, а неблагоприятные с ролью других людей и вещей объективно не зависящих от опрашиваемых.
13
Вывод
Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.
В процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.
Список используемой литературы
- Л.Хьелл, Д.Зиглер Теория личности 2005 г.
- .Ахмедов Т. Введение в общую психотерапию 2005 г.
- Бережной Н. М. Социальная философия. — М.: Дело, 2002.
- Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П., Попов А.В., Самыгин С.И. Соцциология 1992 г.
- Ершов П. М. Потребности человека. — М.: Инфра-М, 2003.
- Иванченко Н. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. — М.: Логос, 2002.
- Климов Е.А. Общая психология 1999 г.
- Маргулис А. В. Проблемы потребности в историческом материализме. — Белгород.: БТУ, 1995.
- Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Мескон М.Х., Федоури Ф. — Основы менеджмента 1992
- Самсин А. М. Социально-философские проблемы исследования потребностей. — М.: Наука, 1999.
- Социальная философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Антонова, проф. В.П.Ратникова — М.: Культура , 1998.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии 1999 г.
- Шаповалов В.Ф. Основы социальной философии: от классики до современности. — М.: ТД «ГРАНД», 2002.