Лысова
1. Понятие психолого-педагогического сопровождения.Объект, предмет, цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
ППС – это система проф.деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации образовательного процесса.
Объект — обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации образовательного процесса.
Предмет — социально- психологические условия успешного обучения и развития.
Цель – обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте
Задачи:
- Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
- Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.(учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушение эмоционально – волевой сферы, проблемы взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями.)
- Психологическое обеспечение образовательных программ
- Развитие психолого – педагогической компитенции учащихся
2. Принципы организации психолого-педагогического сопровождения.
- Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
- Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников.
- Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
- Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
- Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
- Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. Работа с основными и вторичными отклонениями в развитии.
- Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
- Социальной адекватности
- Создание воспитательной среды
3. Службы системного сопровождения: региональные, местные, межшкольные и внутришкольные ППМС-центры; городские и районные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК); логопункты; центры диагностики, коррекции и реабилитации. Их характеристика.
Дети «группы риска»: теоретический аспект проблемы .Категории ...
... сопровождения существует возможность оказания практической помощи детям группы риска. На данном этапе нами использовались такие методы исследования: изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме ... Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. ... социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со ...
Региональные, местные, межшкольные и школьные ППМС – центры.
- Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения(далееППМС) – это структурное подразделение образовательного учреждения. Она создается для оказания помощи обучающимся (воспитанникам), имеющим трудности в усвоении образовательных программ, проблемы психологической, социальной адаптации, проблемы медицинского и юридического характера. Основнаяцель службы ППМС— сопровождения: координация усилий и действий всех участников образовательного процесса с целью оказания помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития.
- Основными задачами службы ППМС – сопровождения в ОУ являются:
- оказание помощи обучающимся (воспитанникам), испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам;
- профилактика аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков;
- разработка и профессиональное сопровождение специалистами ППМС – службы комплексных, личностно-ориентированных коррекционных и реабилитационных программ для обучающихся (воспитанников).
- Основными направлениями деятельности службы ППМС – сопровождения в ОУ являются:
- организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников), состоянием их соматического и психического здоровья;
- диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей и подростков;
- организация коррекционно — развивающего и компенсирующего обучения;
- проведение комплекса лечебно – оздоровительных мероприятий;
- оказание помощи обучающимся в профориентации, социально – трудовой адаптации;
- работа с обучающимися (воспитанниками) «группы риска».
В качестве специалистов сопровождения развития ребенка в ППМС – центрах и в образовательном учреждении выступают – социальные педагоги (социальные работники), педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинские работники (даже не объединенные в службу).
Черепанова Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму
... а также овладеть приемами групповой психологической работы. К другому направлению оказания психологической помощи относится использование специальных средств реабилитации. Мне довелось просматривать английский каталог ... психолога: для большей открытости лучше, чтобы он был одного пола с ребенком. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто (особенно в семье) воспринимают себя неспособными ...
Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами служб и центров сопровождения.
Городские и районные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК);
Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Основные задачи медико-психолого-педагогиченской консультации
1. Своевременное выявление и комплексное диагностическое обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, умственном, эмоциональном и личностном развитии, с целью оказания им коррекционной помощи.
2. Разработка и осуществление медико-психолого-педагогической программы помощи детям и предупреждения возникновения отклонений в физическом и психическом развитии.
3. Разработка индивидуальных рекомендаций по организации коррекционно-развивающего воздействия, специального обучения и воспитания в семье, образовательном учреждении, учреждениях здравоохранения и социальной защиты.
4. Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам по проблемам коррекционной и развивающей работы с детьми.
5. Отслеживание динамики развития ребенка и уточнение ранее данных ПМПК рекомендаций, в связи с изменением состояния ребенка, переводом его из одного типа учреждения в другой.
6. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного изучения особенностей их развития.
7. Методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии.
8. Учет обследованных детей и внесение в органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты предложений по развитию сети коррекционно-развивающих учреждений и организации услуг для детей с отклонениями в развитии.
Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...
... О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.), посвященных развитию детей дошкольного возраста. В современной российской науке психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, ... как необходимая составная часть дошкольного образования. Её предметом выступает комплексная помощь в образовательном процессе, которую оказывают ребёнку различные специалисты (педагоги- ...
ЛОГОПУНКТЫ
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2. Основными задачами логопункта являются: — осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста; — предупреждение нарушений устной и письменной речи; — развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; — пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих); — воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде; — совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника; — возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи. 3. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Центры диагностики, коррекции и реабилитации
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
- Оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации.
- Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
- Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), населению и педагогическим работникам образовательных учреждений. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
- Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
- Консультирование (в том числе анонимное) детей, родителей (законных представителей), педагогических работников и оказание помощи в решении конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.
- Создание детям и подросткам условий для восстановления обучаемости.
- Выявление и коррекция нарушений социальной адаптации, девиантных форм поведения у детей и подростков. Основными формами реализации направлений деятельности Центра являются: -Психолого-медико-педагогическая консультация. -Логопедический пункт.
- -Психолого-медико –педагогический консилиум.
4. Индивидуальный уровень сопровождения: внутренний (в классе — учителем или специальным педагогом или внешними специалистами) и внешний (центрами и службами сопровождения для школы).
Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребенке. Если ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг ее эффективности найдут свое отражение в карте.
Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога
... службы (Р.В. Овчарова), психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса (М.Р. Битянова), соотнесение деятельности педагога-психолога с инновационной деятельностью школы рассматривается не ... развитию одаренных детей; оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. [4] . Психологическая диагностика: изучение личностных особенностей участников ...
Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.
Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:
1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;
2) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;
3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
4) оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий.
Этапы процесса индивидуального сопровождения:
— диагностика сущности проблемы;
— построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;
— реализация программы;
— анализ качества программы индивидуального сопровождения.
ВНЕШНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Направления работ по сопровождению:
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
- формирование установок на здоровый образ жизни;
- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
5.Идеи психолого- педагогического сопровождения
1. следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза
2. Создание условий для самостоятельного творческого усвоения детьми системы отношений, а так же для совершений ребенком личнозначимых вопросов.
3.Цель сопровождения: создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личного развития и обучения.
4. психологическое сопровождения ребенка осуществляется через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.
Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов
... работать по-иному и зачастую объективно не могут круто изменить стиль своей деятельности. Как бы ни были привлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния ...
Таким образом, сопровождение представляет собой деятельность направленную на создание условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде. Для этого психолог с одной стороны должен знать систему психолого – педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника, с другой особенности самого школьника, которые определяются как психолого – педагогически статус школьника.
6.Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде.
Основные блоки ППС ребенка:
1.Социальные особенности среды развития, обучения, воспитания (материальное обеспечение, социальный статус в группе сверстников. Наличие близких друзей)
2.Особенности познавательной деятельности (показатели уровня развития важнейших когнетивных процессов)
3.Особенности мотивационно – личностной сферы (сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, наличие или отсутствие противоречивых мотивов, особенности личностных свойств)
4. Особенности отношения ребенка к миру и самому себе (отношения: со сверстниками , в семье, со значимыми взрослыми, к учебной деятельности, к себе)
5. Особенности поведения ребенка в ситуации внутришкольных взаимодействий (особенности поведения и общения, обусловленные психодиагностическими свойствами нервной системы:медлительность, импульсивность; поведенческие особенности, свидетельствующие о социально – психологической дезадоптации )
Значение изучения ППС ребенка заключается в том, что позволяет рассмотреть состояние важнейших психических сфер ребенка в соотношении с нормой возрастного развития, требованиями к познавательной деятельности, поведению, общению, опредленным моральным нормам
7. Психолого — педагогические требования к содержанию статуса ребенка
ППТ – это аспекты обучения , поведения и общения и общения , но котором осуществляется вся система предметного обучения и общения в рамках школьной среды, которые являются важнейшими условиями успешного школьного обучения и развитии в школьном возрасте.
Содержание статуса ребенка: 1.Познавательная сфера
-.Произвольность психических процессов
-Развитие мышления
-Сформированность важнейших учебных действий
— Развитие речи
—Развитие тонкой моторики
— Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
2. Особенности поведения и общения школьников
— Взаимодействие со сверстниками
— Взаимодействие с педагогами
— Соблюдение социальных и этических норм
— Поведенческая само регуляция
— Активность и независимость
Особенности развития коммуникативной деятельности детей с общим ...
... недоразвития речи; коммуникативный недоразвитие речь ребенок 3) изучить особенности развития коммуникативной деятельности детей с ОНР. Методы: анализ психолого-педагогической литературы. Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной деятельности детей с ОНР 1.1 Характеристика общего ...
3.Особенности мотивационной сферы
— Наличие и характер учебной мотивации
— Устойчивое эмоциональное состояние
4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
— Отношение к значимой деятельности
— Отношения со сверстниками
— отношение к себе
8. Принципы построения психодиагностической деятельности психолога
Диагностическая работа психолога должна строиться с опорой на основы психолого – педагогические принципы, раскрытые в трудах Л.С. Выготского , Лурия, Лубовского.
1.Пр комплексного подхода (изучение всеми специалистами)
2. пр. системного подхода (определение структуры дефекта)
3.Пр. единства качественного и количественного анализа обследования
4. ПР. структурно – динамического подхода (в соответствии с возрастными нормативными особенностями обучаемости воспитанника)
5.ПР деятельностного подхода (в подборе и реализации диагностического метода, с учетом возрастных особенностей)
6. Пр. ранней диагностики отклонений в развитии (Стребелева впервые предложила помощь на ранних этапах)
7. Пр. единства диагностики и коррекции
Т.О определяя цели и задачи изучения ребенка, отбирая диагностические методики специалисту необходимо знать общие и специфические закономерности ребенка с ОВЗ, онтогенез, формирование ВНФ, основные этапы формирования личности, психологические особенности детей с отклонением в развитии. Все это поможет определить индивидуальные образовательные потребности ребенка и в соответствии с ними разработать индивидуальную программу его психологического сопровождения.
9. Характеристика системы диагностической деятельности психолога.
1. опора на нормативно – правовые документы
2. технологии диагностики исследования должны быть выстроины на научной основе.
3. следование этическим нормам
4. оценивать не только уровень актуального, но и зону ближайшего развития
5. диагностика не должна лишь опираться на уровень изучения ЗУНов, а важно выявить каким способом они освоены ребенком.
6. отдавать предпочтение кретериально адоптированным методикам, которые предполагают качественно – количественный анализ достижения ребенка
7. диагностические методики должны обладать прогностичностью, развивающим потенциалом, быть многофункциональной, легкой в обработке и однозначной в оценке полученных данных.
10. Первая психодиагностическая схема — диагностический минимум.
Задача: выявление детей с определенными трудностями (обучения, общения).
Это комплексное психолого – педагогическое обследование всех детей опредленной параллели, позволяющее проводить данное обследование в 1, 4, 8 и в выпускных классах.И выявлять особенности когнетивной, эмоционально – волевой и личностной сферы всех детей параллели.
Способы получения информации:
— структурированное наблюдение детей
— психологическое обследование детей
— экспертные опросы педагогов и родителей
— анализ документации (медицинской, педагогической)
В результате по итогам диагностического минимума заполняется психолого – педагогическая карта по тем же параметрам, что и психолого – педагогический статус ребенка. Во многих случаях на этом этапе обследования определить суть и и происхождение существующих трудностей, требуемые более детального обследования.
Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога
... и развития профессионального сознания будущего психолога; Объектом данного исследования стало профессиональное сознание будущего психолога. Предмет – становление и развитие профессионального развития будущего психолога. В ... обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе профессионализации все эти моменты находятся ...
Т,О диагностический минимум служит важнейшим механизмом запускающим реализацию двух других схем психодиагностики в отношении детей с определенными проблемами обучения и развития.
11. Вторая диагностическая схема — первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника.
Задача: ответить на вопрос связана ли проблема с клиникой. При выявлении умственного дефект психолог выполняет социально – диспетчерскую функцию
Социально-диспетчерская деятельность
Этот вид деятельности направлен на то, чтобы обеспечить получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, которая выходит за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетентности практического психолога в образовании. Для реализации диспетчерских функций в распоряжении психолога необходимо должен быть достоверный банк данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги. К сожалению, эти социально-психологические службы еще не входят в единую систему социально-психологической поддержки народного образования, и обращение к психологу чаще приходится выстраивать на основе личных связей.
12. Третья диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка
При наличии проблем развития и обучения при сохранном интеллекте, проводится углубленное обследование личности школьника. Она представляет с собой деятельность психолога по отношению к детям с внутренним психологическим конфликтом , для понимания которого необходима доп диагностика. С проблемами в познавательной сфере, в рамках возрастной нормы умственного развития. В отношении каждого такого ребенка необходимо выдвинуть гипотезу о происхождении и причинах выявленных трудностях.
Методики: внутренний конфликт методики рено Жиля, цветовой тест отношений, рисуночные методики
13. Принципы отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований и характеристика методик диагностического минимума. Психологическая диагностика в самом общем виде понимается как отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей. \
Цель данного мероприятия – выделение детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит. Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Цель – мониторинг уровня и специфики актуального развития, определение групп детей, требующих индивидуального образовательного маршрута, предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Ежегодно цели каждого психодиагностического минимума согласовываются с администрацией школы. К числу изучаемых явлений относятся: 1) особенности развития интеллектуальной сферы каждого школьника; 2) мотивация учения; 3) личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности, тревожности); 4) внутригрупповые процессы в классах. Рекомендуются следующие методы исследования: 1) методика диагностики общих интеллектуальных способностей детей 6-12 лет; 2) прогрессивные матрицы Д .Равена; 3) методика диагностики мотивации Шляхто, Ратановой; 4) социометрическое исследование; 5) проективные рисуночные тесты («Рисунок несуществующего животного», «Моя школа» или «Моя учительница»); 6) наблюдение на уроке.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... Дидро, В.Г.Плеханов, Д.И. Писарев, Э.В. Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. ... систематизирован материал по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные методики и методический ...
При выборе методик исследования целесообразно ориентироваться на наличие в них, кроме количественной, еще и дифференциально-уровневой оценки. В задачи исследования прежде всего входит выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов.
14. Углубленное диагностическое обследование и характеристика его методик