«Северный (Арктический) федеральный университет имени м.В. Ломоносова»

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

кафедра методик начального обучения

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель первого проректора по учебной работе

Н.И. Дундин

«____»________________________ 20___г.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика по воспитательной работе

по направлению подготовки

050100.62 Педагогическое образование

профиль «Музыка»

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения: заочная

Архангельск

2013

1 Цели производственной практики

Целью производственной педагогической практики по воспитательной работе по направлению 050100.62 Педагогическое образование является овладение методами воспитательной работы по формированию личности и коллектива школьников в учебной и внеучебной деятельности.

2 Задачи производственной практики

Задачами производственной практики являются:

  1. формирование интереса к педагогической деятельности;
  2. формирование умения анализировать учебно-воспитательную работу педагога-музыканта, классного руководителя;
  3. формирование умения изучать особенности коллектива школьников;
  4. овладение умениями формирования детского коллектива, организации коллективной деятельности учащихся, коллективных творческих дел;
  5. подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы продленного дня;
  6. подготовка к расширению представлений детей о мире профессий;
  7. освоение методов установления и поддержки контакта с родителями учащихся, вовлечения их в учебно-воспитательный процесс;
  8. формирование организационных, коммуникативных, исследовательских, рефлексивных умений.

3 Место производственной практики в структуре ооп бакалавриата

Содержание практики связано с изучением дисциплин «Введение в педагогику», «Теория обучения и педагогические технологии», «Теория и методика воспитания», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Методология и методы педагогических исследований». В ходе практики формируются умения, связанные с практическим использованием полученных при изучении данных дисциплин знаний.

22 стр., 10961 слов

Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования ...

... III Экспериментальная проверка влияния психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений речевого общения ……………………………….40 1.Психологический констатирующий эксперимент …….40 2.Опытное ... 1) теоретический анализ научно-методической литературы; 2) наблюдение; 3) опытно-экспериментальная работа. Глава I Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход 1. Индивидуализация ...

Педагогическая практика по воспитательной работе предшествует летней педагогической практике.

4 Формы проведения производственной практики

Форма проведения практики – педагогическая

5 Место и время проведения производственной практики

Педагогическая практика по воспитательной работе проводится в учреждениях общего и дополнительного образования на 3 курсе в 6 семестре в течение 2 недель.

6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Студент должен уметь:

  • наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе, в группе продленного дня;
  • изучать особенности коллектива детей и учащихся разных возрастных категорий;
  • определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • проводить отдельные виды воспитательной работы с детьми и учащимися (коллективные, групповые и индивидуальные), в том числе, позволяющие расширить представления детей о мире профессий;
  • устанавливать и поддерживать контакт с родителями детей, вовлекать их в учебно-воспитательный процесс;

Студент должен включиться в овладение следующими компетенциями:

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК 3)
  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК 4)
  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК 5)
  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
  • способен вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).

7 Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего

контроля

Подготовительный этап

Участие в работе установочной конференции

3

Оформление педагогического дневника

    Основной этап

    Знакомство с образовательным учреждением

    2

    Общая характеристика образовательного учреждения

    Подготовка индивидуального плана работы

    2

    Индивидуальный план работы

    Изучение плана воспитательной работы образовательного учреждения, класса.

    4

    Анализ планов воспитательной работы

    Подготовка психолого-педагогической характеристики детей, класса.

    14

    Характеристика детей, класса, протоколы проведенных исследований

    Подготовка психолого-педагогической характеристики особенностей образовательной среды образовательного учреждения.

    12

    Характеристика особенностей образовательной среды образовательного учреждения.

    Изучение процессов коллективообразования.

    8

    Характеристика процессов коллективообразования, протоколы проведенных исследований.

    Проведение этической беседы

    6

    Конспект беседы с самоанализом

    Проведение коллективной творческой формы воспитательной работы

    16

    Конспект мероприятия с самоанализом

    Наблюдение за организацией деятельности детей в группе продленного дня. Подготовка и проведение игровой программы для детей в группе продленного дня.

    10

    Анализ наблюдений за организацией деятельности детей.

    Конспект игровой программы с самоанализом.

    Участие в подготовке и проведении родительского собрания

    10

    Конспект мероприятия с самоанализом

    Проведение эмпирического исследования по теме курсовой работы.

    12

    Отчет о проведенной работе

    Оказание помощи учителю в повседневной профессиональной работе.

    11

    Самоанализ педагогической деятельности

      Итоговый

      Обобщение результатов, участие в итоговой конференции

      4

      Педагогический дневник; отчет о практике; отзыв педагога.

      8 Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике — коллективная дискуссия, проектные, рефлексивные технологии и т.д..

      9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике представлено планами анализа внеклассного мероприятия, подготовки психолого-педагогической характеристики группы детей или класса, подготовки психолого-педагогической характеристики особенностей образовательной среды учреждения, вопросами для рефлексии педагогической деятельности.

      10 Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)

      По результатам практики проводится итоговая конференция, где представляется и защищается отчет о практике.Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет по заочной форме обучения в 6 семестре. Отчетная документация – педагогический дневник, отчет о практике, ведомость с отзывом учителя.

      11 Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

      а) основная литература:

      • Педагогическая практика и практикум по методикам начального обучения: специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью»: методические рекомендации /[ Вохминова Л.В., Павозкова О.Е., Маракушина И.Г. и др.; редкол.: Павозкова О.Е. и др.]. Архангельск: КИРА, 2009.
      • Вохминова Л.В., Савченко А.П. Педагогическая практика. Методические рекомендации / Л.В. Вохминова, А.П. Савченко. Архангельск: Поморский университет, 2005.
      • Алиев Ю.Б. Методика музыкального воситания детей (от детского сада к начальной школе).

        – Воронеж, НПО «Модэк», 1998. – 352 с.

      • Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Владос, 2000. – 336 с.

      б) дополнительная литература:

      • Методические материалы и дидактический инструментарий к психолого-педагогическому практикуму. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

      в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: _______________________

      Программу составил (а) старший преподаватель ____________ Ципилева Г.А.

      (должность, степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Программу составил (а) к.п.н., доцент ____________ Павозкова О.Е.

      (должность, степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      П Программу составил (а) к.п.н., доцент ____________ Шувалова Е.Е..

      (должность, степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Программа обсуждена на заседании кафедры КПНОиСП, протокол № __ от «__»_________ 20__ г.

      Программа обсуждена на заседании кафедры КМНО, протокол № __ от «__»_________ 20__ г.

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Заведующий кафедрой, к.пед.н, доцент _____________ Буланова С.Ю.

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Программа одобрена учебно-методической комиссией _____________ института, протокол № ___от «__»_________ 20__ г.

      Председатель

      методической комиссии, _______________ ____________ _________________

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Директор__________института,______________ __________ ______________

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)