«Северный (Арктический) федеральный университет имени м.В. Ломоносова»

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

кафедра методик начального обучения

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель первого проректора по учебной работе

Н.И. Дундин

«____»________________________ 20___г.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика по воспитательной работе

по направлению подготовки

050100.62 Педагогическое образование

профиль «Музыка»

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения: заочная

Архангельск

2013

1 Цели производственной практики

Целью производственной педагогической практики по воспитательной работе по направлению 050100.62 Педагогическое образование является овладение методами воспитательной работы по формированию личности и коллектива школьников в учебной и внеучебной деятельности.

2 Задачи производственной практики

Задачами производственной практики являются:

  1. формирование интереса к педагогической деятельности;
  2. формирование умения анализировать учебно-воспитательную работу педагога-музыканта, классного руководителя;
  3. формирование умения изучать особенности коллектива школьников;
  4. овладение умениями формирования детского коллектива, организации коллективной деятельности учащихся, коллективных творческих дел;
  5. подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы продленного дня;
  6. подготовка к расширению представлений детей о мире профессий;
  7. освоение методов установления и поддержки контакта с родителями учащихся, вовлечения их в учебно-воспитательный процесс;
  8. формирование организационных, коммуникативных, исследовательских, рефлексивных умений.

3 Место производственной практики в структуре ооп бакалавриата

Содержание практики связано с изучением дисциплин «Введение в педагогику», «Теория обучения и педагогические технологии», «Теория и методика воспитания», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Методология и методы педагогических исследований». В ходе практики формируются умения, связанные с практическим использованием полученных при изучении данных дисциплин знаний.

22 стр., 10961 слов

Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………..3 Глава I Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход…………………………………………….5 1.Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения ………….5 2.Индивидуальность человека. Темперамент: его типы и свойства ……………………………………….10 3.Психодинамические свойства личности и индивидуальный стиль деятельности ………………….18 Глава II ...

Педагогическая практика по воспитательной работе предшествует летней педагогической практике.

4 Формы проведения производственной практики

Форма проведения практики – педагогическая

5 Место и время проведения производственной практики

Педагогическая практика по воспитательной работе проводится в учреждениях общего и дополнительного образования на 3 курсе в 6 семестре в течение 2 недель.

6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Студент должен уметь:

  • наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе, в группе продленного дня;
  • изучать особенности коллектива детей и учащихся разных возрастных категорий;
  • определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • проводить отдельные виды воспитательной работы с детьми и учащимися (коллективные, групповые и индивидуальные), в том числе, позволяющие расширить представления детей о мире профессий;
  • устанавливать и поддерживать контакт с родителями детей, вовлекать их в учебно-воспитательный процесс;

Студент должен включиться в овладение следующими компетенциями:

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК 3)
  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК 4)
  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК 5)
  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
  • способен вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).

7 Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего

контроля

Подготовительный этап

Участие в работе установочной конференции

3

Оформление педагогического дневника

    Основной этап

    Знакомство с образовательным учреждением

    2

    Общая характеристика образовательного учреждения

    Подготовка индивидуального плана работы

    2

    Индивидуальный план работы

    Изучение плана воспитательной работы образовательного учреждения, класса.

    4

    Анализ планов воспитательной работы

    Подготовка психолого-педагогической характеристики детей, класса.

    14

    Характеристика детей, класса, протоколы проведенных исследований

    Подготовка психолого-педагогической характеристики особенностей образовательной среды образовательного учреждения.

    12

    Характеристика особенностей образовательной среды образовательного учреждения.

    Изучение процессов коллективообразования.

    8

    Характеристика процессов коллективообразования, протоколы проведенных исследований.

    Проведение этической беседы

    6

    Конспект беседы с самоанализом

    Проведение коллективной творческой формы воспитательной работы

    16

    Конспект мероприятия с самоанализом

    Наблюдение за организацией деятельности детей в группе продленного дня. Подготовка и проведение игровой программы для детей в группе продленного дня.

    10

    Анализ наблюдений за организацией деятельности детей.

    Конспект игровой программы с самоанализом.

    Участие в подготовке и проведении родительского собрания

    10

    Конспект мероприятия с самоанализом

    Проведение эмпирического исследования по теме курсовой работы.

    12

    Отчет о проведенной работе

    Оказание помощи учителю в повседневной профессиональной работе.

    11

    Самоанализ педагогической деятельности

      Итоговый

      Обобщение результатов, участие в итоговой конференции

      4

      Педагогический дневник; отчет о практике; отзыв педагога.

      8 Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике — коллективная дискуссия, проектные, рефлексивные технологии и т.д..

      9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике представлено планами анализа внеклассного мероприятия, подготовки психолого-педагогической характеристики группы детей или класса, подготовки психолого-педагогической характеристики особенностей образовательной среды учреждения, вопросами для рефлексии педагогической деятельности.

      10 Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)

      По результатам практики проводится итоговая конференция, где представляется и защищается отчет о практике.Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет по заочной форме обучения в 6 семестре. Отчетная документация – педагогический дневник, отчет о практике, ведомость с отзывом учителя.

      11 Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

      а) основная литература:

      • Педагогическая практика и практикум по методикам начального обучения: специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью»: методические рекомендации /[ Вохминова Л.В., Павозкова О.Е., Маракушина И.Г. и др.; редкол.: Павозкова О.Е. и др.]. Архангельск: КИРА, 2009.
      • Вохминова Л.В., Савченко А.П. Педагогическая практика. Методические рекомендации / Л.В. Вохминова, А.П. Савченко. Архангельск: Поморский университет, 2005.
      • Алиев Ю.Б. Методика музыкального воситания детей (от детского сада к начальной школе).

        – Воронеж, НПО «Модэк», 1998. – 352 с.

      • Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Владос, 2000. – 336 с.

      б) дополнительная литература:

      • Методические материалы и дидактический инструментарий к психолого-педагогическому практикуму. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

      в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: _______________________

      Программу составил (а) старший преподаватель ____________ Ципилева Г.А.

      (должность, степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Программу составил (а) к.п.н., доцент ____________ Павозкова О.Е.

      (должность, степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      П Программу составил (а) к.п.н., доцент ____________ Шувалова Е.Е..

      (должность, степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Программа обсуждена на заседании кафедры КПНОиСП, протокол № __ от «__»_________ 20__ г.

      Программа обсуждена на заседании кафедры КМНО, протокол № __ от «__»_________ 20__ г.

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Заведующий кафедрой, к.пед.н, доцент _____________ Буланова С.Ю.

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Программа одобрена учебно-методической комиссией _____________ института, протокол № ___от «__»_________ 20__ г.

      Председатель

      методической комиссии, _______________ ____________ _________________

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)

      Директор__________института,______________ __________ ______________

      (степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)